Зинаида
Моя бабушка - Татьяна Семеновна, когда работала в Хабаровском крае, встречалась с военным по имени Валентин (предположительно фамилия Каштан). 22 мая 1947 года родилась моя мама – Зинаида Валентиновна Квасникова. С маленькой дочкой и со старшей Людой вслед за любимым Татьяна переехала в город Николаевск-на-Амуре, где была расположена военная часть. И тут она узнала, что Валентин женат, и рассталась с ним навсегда. По воспоминаниям Людмилы Ивановны Степановой: отец Зины был военный. Она видела его на фотографии – в военной форме, красивый, с аккордеоном.
Татьяна Семеновна вызвала на помощь мать свою из Пензы - Дарью Ивановну, которая нянчила Зину до 5 лет. Полноценная семья у Татьяны создалась с Иваном Прохоровичем Гужевым, и, переехав жить в г. Балашов, он удочерил старших дочерей - Людмилу и Зинаиду, а затем в семье родились еще дети – Ольга и Александр.
Татьяна Семеновна в память о Валентине, который играл на аккордеоне, записала дочь Зину в музыкальную школу по классу этого инструмента. Мама закончила школу в г. Балашове Саратовской области в 1965 с серебряной медалью. Затем - Ленинградский гидрометеорологический институт в 1971 году с красным дипломом с направлением в аспирантуру. Студенткой играла в музыкальной самодеятельности и познакомилась с будущим мужем - Арием Емельяновичем Жуковым. Вышла замуж 1 апреля 1967 г. Молодая семья была направлена на работу на Курилы в 1972 году, через год переехала на о. Сахалин. В 1973-ем году родились девочки-близнецы - Иветта и Янина (авторы данной книги).
Зинаида Ивановна Жукова защитила диссертацию по теме «Максимальный дождевой сток рек Сахалина» и стала кандидатом географических наук в 1989 году.
В управлении гидрометеослужбы мама работала с 1971 по 1988 годы. В те годы организовывались научные экспедиции по острову (в одной из них путешествовали и мы – школьницы), изучались природные явления в конкретной местности (создавались и функционировали метеорологические станции на перевалах между сопками). Папа, как океанолог, принимал участие в совместных с американцами программах по изучению цунами на судне «Валериан Урываев». Мама подолгу оставалась одна с двумя детьми, пока папа изучал Тихий океан.
Затем наступили 90-е годы. Науку перестали поддерживать. Пришло время торговли, предпринимательства. В плане работы маме стало тяжелее. Она вынуждена была уйти с гидрологической работы. Немного была помощником депутата Гулия. С 1989 года работала преподавателем в педагогическом институте и выпустила книгу-учебник "Этногенез" совместно с В. Дуничевым.
В 1997 году вышла на пенсию и с семьей переехала жить в г. Липецк.
С 1999-2005 гг. жила с мужем в д. Немерзь Задонского района в небольшом домике с большим участком, рядом с прудом. Часто приезжала в город. Всегда училась, и даже на пенсии закончила заочную школу «ЕШКО» по английскому языку. Пыталась освоить компьютер, общалась по Скайпу с сестрами. Когда папа заболел, вынуждена была окончательно переселиться в городскую квартиру, где ухаживала за ним 6 лет.
В гости несколько раз приезжали сестры: Людмила (с дочерью Ладой) и Ольга из Рыбинска. В 2011 году не стало моего папы. После этого жизнь для мамы потеряла смысл. Последний 1 год и 4 месяца прожила с семьей младшей дочери, с двумя внуками. Угасала на глазах, лечиться не хотела. Ее не стало 27-го февраля 2013 года. Похоронена рядом с мужем на кладбище с. Косыревка.
Вспоминая маму, хочется отметить ее незаурядный ум и стремление познавать новое, чему-то учиться, создавать труды. Она признавалась, что чувствовала себя счастливой в небольшом домике на природе, в почти вымершей деревне Немерзь, вдали от городской суеты. Ее часто посещало там вдохновение, и она писала стихи.
Несколько ее стихотворений.
Зимняя сказка
В снежных чертогах застывшего леса,
В строгой его красоте,
Розовой дымкою тает завеса
Мира в его немоте.
Голос безмолвия вкрадчив и нежен,
Манит, тоскует, зовет.
Сумрак вечерний от неба безбрежного
Синью пространство зальет.
Инея блесткого хрупкое кружево
Вспыхнет от звездных лучей,
Сердце земной суетою остужено,
Воском сгоревших свечей.
Горечь любви и тревоги ненужные –
Все этой ночью уйдет.
Снежною девой заласканный суженный
В зимнюю сказку войдет.
Васильки
Поле васильковое,
Рядом пепелище.
Было поселение,
Стало – нежилище.
Жили деды-прадеды,
Сеяли овес.
Времени усталостью
Ширился погост.
Исчерпались силою
Ткани бытия.
Сделалась немилою
Матушка земля.
Разошлися бродники.
Вывелся овес.
Васильками нежными
Весь погост зарос.
Белое пламя
Я в белом пламени сгораю без следа.
Я растворяюсь в тишине предвечной.
В душе сияет млечная звезда –
Мой ангел-провожатый в бесконечность.
Рука в руке, мы покидаем времена
Земных забот и суетных желаний.
Врата небесные распахнуты пред нами
В мир музыки и радужных сияний.
Ах, если бы знать, ах, знать бы изначально,
Как песнь пропеть, как лебедем проплыть,
Как исполнять заветы мирозданья,
И, все приняв, без муки жизнь прожить.
Свидетельство о публикации №225110201139
