Афганский Памир! глава 4

  "Географическое описание!" часть 3.


  Наша тема в этой части- транспортная локация.Т.е. дороги,тропы,перевалы.Тут сразу оговоримся,что дорог в нашем понимании тут практически нет.Да и как их ожидать,когда это забытый Богом и людьми(в данном случае-властями Афганистана)уголок.Тем более обрамленный столь высокими и не менее дикими горами.Однако люди здесь жили издревле,а значит как-то передвигались.Грунтовая дорога,доступная для колесного транспорта доходит только до Сархада,а далее только горные тропы,которые часто не могут осилить даже вьючные животные,а некоторые и людям не подвластны,по крайней мере в зимние снегопады и лавинопады.
  Думается все,кто так или иначе был связан с Памиром,знают,что такое овринги.Если на правом берегу Пянджа их давно уже нет,то на афганской стороне имеются и проход по ним непривычному человеку может показаться невозможным.Овринг-это навес.Вбитые в трещины скал сучья,стволы корявых деревьев,сверху наложенный хворост,присыпанный камнями-вот что такое овринг.Даже привычные к ним местные жители говорят-Путник на овринге подобен слезе на реснице...Думаю смысл вполне понятен!
  Но овринги в долине Вахан-дарьи встречаются уже только в нескольких местах боковых троп,что проложены в обход опасных участков течения.Тропы эти перебегают с одного берега на другой,и путники должны переходить реку вброд,вынужденно принимая ледяные ванны .Передвигаются тут только вьючные караваны-ишаки,лошади или вездеходы высокогорья-яки(по-местному кутасы).
  От этой "главной дороги" в  боковые долины,впадающих в Вахан-дарью рек тоже имеются тропы,ведущие к перевалам.Часть из них впоне проходима,часть только пешеходные,а некоторые завалены снегам лавин большую часть года.Но  все они жизненно необходимы жителям,отрезанным от остального мира этими горами.Перечислиям некоторые основные перевалы(их конечно великое множество и далеко не все указаны на картах).
  Итак.Гиндукуш.Через него перевалы ведут в Пакистан.Вернее в так называемые "северные ареалы".Это бывшие княжества-Читрал,Ишкуман,Ясин,Нагар,Хунза и Гильгит.В нашей дореволюцинной литературе все они,кроме Читрала(его называли Чатрар) называются общим именем Канжут(Канджут),а соответственно население -канжутцами.Хотя все они населены разными народностями-шина,кхо,буришки и пр.
  Самый известный и пожалуй удобный перевал-это Борогиль(3982м),идёт от Сархада вверх по долине реки.Верхушка перевала широка и даже травяниста,за что местные называют ее Дешт-и-Борогиль.Через него проходит основное сообщение жителей Вахана и Читрала.Далее,уже на пакистанской территории  есть известный перевал Даркот,ведущий в одноименную долину.
  Неподалеку от Борогиля есть перевал Дарваза-пасс(4288м),тоже  ведущий в Читрал,а вот перевалы-Иршад увин(4379м) и Сурхсарават(Ионова) в верховьях Байкары,ведут уже в Ишкуман.
  Из других гиндукушских перевалов стоит упомянуть- Ошили пасс,Джан Али пасс и Баба-танджи(4513м),в верховьях которого красуется величественная одноименная вершина,покрытая вечными снегами.
  Теперь перевалы через противоположный хребет-Ваханский.Несмотря на то,что вершины его чуть ниже гиндукушских(самая высокая-Это Кох-е-Памир(Снежная Глыба,6723м),но перевалов много,хотя из имеющихся тут лишь несколько доступны для животных,остальные или завалены снегом или перекрыты камнепадами.
  Котал-е-Азетт(6320м),Котал-е-Саргез,Котал-е-Вузед и Ак-Белиз пасс(4593м) ведут из Вахана на Большой Памир.Такие первалы,как Котал-е-Карабель(4820м),Котал-е-Шавр(4890м),Далез пасс(4287м),Увин-Саар(4387м) и Гурумды  пасс(4895м)ведут через боковые отроги Ваханского хребта,параллельно течению главной реки из одного  населенного пункта в другой.
  Из долины Малого Памира через Ваханский хребет ведут перевалы Бургутай даван(4894м),Котал-е-Андамин(Бендерского),Джаман-шура даван(5209м),Урта-бель и Михман-джолу даван.
  Ну и перевалы через Музтаг.Их немало.Вот главные.Основной транспортной артерией мог бы служить перевал Вахджир даван(4923м) в верховьях одноименной реки,но он строго охранаяется с китайской стороны и закрыт для движения.Там же в верхнем Вахджире есть еще один перевал Дилисанг пасс(5290м),который ведет в долину Дилисанг  в Ясине.Он вполне себе используется для торгового обмена соседями с той и другой стороны.
  Афгано-китайская граница проходит по хребту Музтаг и имеет на своем протяжении(91км)семь перевалов по-разному обозначанных на афганских и китайских картах.Начинается у южной "точки трех границ"(Афганистан,Пакистан и Китай).Это уже упомянутый тут Вахджир(Южный Вахджир в Китае),Северный Вахджир(только на китайской карте),Западный Кок-Торок дабан(только на китайской карте),Восточный Кок Торок дабан( Караджилга в Афгане),Ток Ман-су дабан(Михман джолу  в Афгане),Сирик Таш дабан(только на китайской карте),Кокраш кол дабан(Тагарман су в Афгане)и достигает северной "точки трех границ(Афганистан.Таджикистан.Китай) у пика Кокраш кол(Повало-Швейковского),высотой 5698м.

 на фото-вид в сторону пер.Борогиль от Сархада.
 


Рецензии