Засуньте себе в жопу свой патриотизм! Дополнено
В соцсетях мне довелось не раз высказываться по данному поводу. Решил собрать все воедино. Вот что получилось.
P.S. Слово жопа взято из словарей Ушакова, А.Н.Тихонова, В.И.Даля и др.
(Продолжение следует.)
Вот весь материал целиком:
Глядя на ситуацию в одной известной стране (не называю, чтобы цензоры не обмочились от страха), я снова начал думать о патриотизме. Впрочем, в соцсетях мне довелось не раз высказываться по данному поводу. Решил собрать все воедино.
Итак...
Патриотизм, как идеология и как эмоциональная привязанность к «своей стране», кажется на первый взгляд безобидным и даже благим чувством – любовь к месту своего рождения, культуре, языку, соотечественникам. Но если мы опираемся на высказывания и мысли величайших умов человечества, то постепенно становится ясным: патриотизм действует как опасный инструмент, позволяющий оправдывать насилие, войну и подавление, переворачивая идею «любви к своей стране» в оправдание «убивать людей в других странах».Любовь к родине превращается в ненависть к чужим, в губительную самообусловленность.
Это статья о том, почему вред патриотизма велик, и почему более высокую ставку должны составлять общечеловеческие ценности – когда государство и общество нарушают их, следовательно они деградируют.
«Героизм по приказу, бессмысленное насилие и вся та мерзкая чепуха, что называется патриотизмом – как же я ненавижу всё это, как же отвратительна и подла война!» – писал Альберт Эйнштейн.
«Патриотизм – это национализм, и он всегда ведёт к войне» – утверждала Хелен Калдикотт.
«Патриотизм, в своём чистом, ясном и несомненном смысле, для правителей не что иное, как средство реализации их амбиций и корыстных целей; для управляемых – это отказ от человеческого достоинства, от интеллекта и совести, и рабское подчинение властвующим» – писал Лев Толстой.
Эти фразы звучат тревожно, но именно тревожность здесь оправдана. Почему?
Во;первых, патриотизм создаёт рамки принадлежности, ограниченные территорией, государством, народом – и почти неизбежно начинает противопоставлять «мы» и «они». Именно такая противопоставляющая логика делает возможным, что «мы» можем убивать «их» просто потому, что они живут по ту сторону границы, принадлежат к другой нации, говорят на другом языке, имеют другую символику. «Мать–родина зовёт» становится оправданием тому, что войска идут убивать, что политики объявляют «наших» и «чужих», что граждане соглашаются на опасные утопии национальной великости. Когда любовь к стране подменяется враждебностью к другим, патриотизм превращается в деструктивную идеологию.
Во;вторых, патриотизм часто требует безусловной лояльности: «наша страна всегда права». Это опасно, ибо любое правительство, любая политика может быть ошибочной, может нарушать справедливость, нарушать права человека, наносить вред другим – и если граждане подчиняются слепой лояльностью, то ответственность стирается. Как сказал один мыслитель: «Патриотизм – это когда любовь к своей стране ставится выше любви к человечеству». Это чётко указывает на замещение высших ценностей более узкими.
В;третьих, патриотизм отвлекает от подлинных общечеловеческих ценностей: справедливости, солидарности, прав человека, уважения к жизни. Если считается, что главная задача государства – служить интересам «нации», то всё, что мешает этому – чужое, враг. Государство начинает рассматриваться как «мы» против «они». Тогда внутренние или внешние конфликты, жертвы, смерть – всё это оправдано национальным долгом. Но если вместо этого поставить на первое место общечеловеческие ценности, то приоритет меняется: защита жизни всех людей, интересы человечества, неотъемлемые права каждого – становятся мерилом. Если же государство их нарушает – значит это ни разу не великое государство, а значит общество, которое такое государство породило – ущербно.
Так что, если не патриотизм – то что? Ответ: выше него стоят общечеловеческие права и ценности. Если общество и государство не стремятся к ним, они обречены. Любовь к человечеству, признание равенства всех людей, солидарность не по флагу, не по границе, а по человечности – вот что должно стать базисом.
Когда люди переключают усилия и устремления не на «защиту нации» или «величие страны», а на «человечество», на «каждую жизнь», на «справедливость без границ» – именно тогда исчезает оправдание войн. Потому что нет «чужих», есть просто люди. И нет разделения «мои» и «ваши» – есть мы все.
Это не утопия, это насущная потребность. Государство, которое нарушает общечеловеческие права – плохое государство. Общество, которое их не уважает – ущербное общество. Независимо от того, каким флагом машут, сколько гимнов поют и как громко провозглашают «любовь к Родине».
Любовь к Родине не может оправдывать убийство других людей, потому что Родина – это не стена, не граница, не язык, а люди. И если ты любишь страну, но готов убивать людей за её символы – ты не любишь страну, ты любишь силу, и это уже не патриотизм, а агрессия.
Размышляя о патриотизме, нельзя не увидеть, как легко он превращается в идею превосходства, в идею, что «мы лучше, поэтому имеем право».
Как выразился, пишут, Вольтер или другой великий мыслитель: «Жаль, что чтобы быть хорошим патриотом, нужно стать врагом всего остального человечества».
Мы видим: патриотизм служит не человеку, а часто инструментом силы, идеологической манипуляции, мобилизации на насилие. Он переводит личную преданность в коллективную войну, подменивает мораль универсальную на мораль «своих». Он разрывает связь «я – ты» на «мы – они». А когда «они» становятся врагами, оправдывается всё: от убийства до разрушения. Во имя Родины. Но не во имя человечества.
Следовательно, устремления любого общества, любого государства должны исходить не из лозунгов «за нашу страну», не из жертвенности «за нацию», не из идеи «мы первее всех», а из глобальных общечеловеческих ценностей: жизнь каждого человека бесценна, права всех людей равны, солидарность не зависит от гражданства, границы не мешают сочувствовать и сострадать. Когда это не так, государство - дерьмо. Общество, которое поддерживает войну, исключение, дискриминацию по национальному признаку – достойно презрения. Этот смысл должен стать базовой точкой.
Точка. Косвинцев.
P.S. И да - засуньте себе в жопу свой патриотизм!
Свидетельство о публикации №225110201326