роман Офицер трилогии Благодарю... Гл. 14
Варенье
В этом году хотела сама сварить варенье. Всё-таки замуж собираюсь, пора понемногу учиться готовить. Мама уже показала, как варить кашу, объяснила, как чистить и варить картошку. Рассказала, как варят супы. Я испугалась – всё так сложно и не запомнишь, что за чем следует класть и с каким интервалом, надо записывать. Мама стала смеяться: и так запомнишь! Решила, что раз она смеётся, надо разыскать школьную тетрадку по труду, там точно помню, записывали, как готовится еда. Всё доступно и понятно. На уроках мы варили, тренировались. Обыскалась эту тетрадку, но так и не нашла.
Варенье собиралась варить по книжке “Домоводство”. Я давно просила маму сварить что-нибудь эдакое, а она каждый год варит одно и то же – клубнику и малину. У меня мечта иметь варенье всех ягод. Замужество опять же предоставляло возможность быть хозяйкой. В прошлом году так и не собралась варить, да и сейчас мама отговаривала, но я решила попробовать… Саше объявила, что в воскресенье никуда не пойду, потому что буду варить варенье. Он напрашивался кухарничать вместе, но я сказала, что хочу одна.
Ирина давно знала о Саше, ей я рассказывала всё. Она поражалась стойкости парня, я же не скрывала, как издевалась над ним вначале и подруга меня поддерживала – все мужики сволочи. Потом она Сашей заинтересовалась, надо же, какой терпеливый, военный, называется – никакой гордости. А потом пришла стадия уважения – за его верность. Даже однажды вслух удивилась – Миша долго был со мной, теперь с Сашей тоже серьёзно встречаемся. В её глазах я читала: “Мёдом ты, что ли, намазана, почему ребята так и липнут к тебе?”. А мне в Ирине всегда нравилось то, что она не завидовала… Когда я намекнула, что Саша предложил замуж, она, по-моему, не поверила. Мне часто казалось, что она не верит тому, что я говорила: ходит почти каждый день, работает с космонавтами. Наверное, действительно трудно в такое поверить…
В воскресенье, которое хотела посвятить варенью, мои планы на одиночество были нарушены. Я спокойно читала книгу и параллельно готовила сироп. Потом почистила яблоки и приготовила сливы. Помыла два тазика. В перерывах занималась газетами, вырезала интересные статьи и вскоре комната превратилась непонятно во что. Родители должны прийти только вечером, в гости я никого не ждала, поэтому не волновалась – успею и сварить, и убраться.
Вдруг раздался звонок в дверь. На пороге красовался Саша.
– Ну я же сказала.., – недовольным голосом встретила я его.
Я стояла перед ним непричёсанная и очень хозяйственная.
– А я хочу вместе с тобой варить.
– Да ты всё равно не знаешь, как. Да и потом я сама хочу!
– Я всё знаю! – рявкнул он. – Тебе же сказала Лидия Семёновна. Ну не могу я дома сидеть!
Гнала его, гнала – бесполезно.
– Ладно! Любуйся на всё это безобразие, – повела я рукой в сторону большой комнаты.
– Можно подумать, что я впервые это вижу, – “успокоил” он меня.
Но он сказал неправду, такое он видел впервые, на этот раз я разошлась не на шутку, и беспорядок был приличный. Мне самой неприятно в нём находиться, поскольку я люблю чистоту. Но приходится терпеть, ради дела же. Правда, принимать гостей в такой обстановке не приходилось, но он сам напросился. Саша пришёл и тут же раскомандовался на кухне. Я чуть не выгнала его оттуда – такой умный, всё знает, во все дырки суётся. Наконец, он меня довёл, и я сказала, что это не мужское дело – вертеться на кухне. Тогда он сказал:
– Я лучше тебя всё знаю!
Ух, как мне стало надоедать его постоянное хвастовство! И в этот самый неподходящий момент раздаётся звонок в дверь. Я сижу в конце зала, Саша ближе к двери и он идёт открывать. Замираю с ножницами в руках… и вдруг вижу на пороге… кого бы вы думали? – Иру и её маму.
– Здравствуйте! А мы мимо шли, дай, думаем, заглянем!
Саша знакомится с мамой, Ира с Сашей уже видели друг друга, когда он однажды встречал меня из бара. И вот гости проходят в комнату, где я судорожно пытаюсь навести порядок. Такой бардак и при молодом человеке – да, должно быть, совсем свой в доску, подумала, наверное, тётя Нина.
– А я варенье надумала варить.., – пролепетала я в растерянности.
– А я консультирую.., – добавил Саня.
– Ну, молодцы! – говорит довольная тётя Нина.
Вскоре Саша встаёт и важно произносит:
– Пойду помешаю…
Тётя Нина понижает голос:
– Ну! У вас всё так серьёзно! Уже варенье вместе варите. Cкоро свадьба-то?
– Да нет, тётя Нина, какой там серьёзно. Мы просто встречаемся.
– Ну-ну, не скромничай, я же вижу – парень хороший, такой просто так ходить не будет. Да и ты уже с ним вся такая домашняя.
– Я сказала, чтобы сегодня не приходил, ведь каждый день ходит, а он пришёл; настырный.
Ирина сидит радостная, застала нас с Сашкой вместе. Она уже перестроилась, теперь думает наоборот – у нас с ним даже серьёзнее, чем я рассказывала. На меня не похоже, чтобы я при парне оделась в халат, не накрашенная и без маникюра…
Разговор не очень клеится, потому что я волнуюсь за беспорядок, а точнее – за обрывки газет. Гостям же не будешь объяснять, что это значит. Но, с другой стороны, всё получилось хорошо, ведь родителей нет дома, и мы можем заняться чем-нибудь ещё, а не бытовыми вопросами. Когда закончился каскад намёков о замужестве, я принесла Ире и тёте Нине в красивых блюдечках попробовать готовый сироп. Отпив чайку и сняв первую почётную пробу, гости ушли.
Варенье мы сварили. Вернее, сварил он. Во всё влез, всё переиначил, и оно оказалось в результате не моим, а его произведением. Мне неинтересно, потому что в кои-то веки я хотела сварить сама. Маме ни яблочное, ни сливовое варенье не понравилось.
Памятуя об обещании сходить в ресторан, я ждала праздника. Дождалась, но Саша уговорил поехать к нему.
– Ей Богу, тебе больше понравится. У меня такие деликатесы!
– Но обстановка сама, стол красивый, официанты…
– О! Сервировку гарантирую, все тонкости знаю. А в роли официанта буду я, буду вам, мадемуазель, подносить блюда… Музыка есть, – поспешил добавить он, предвосхищая мой вопрос.
– Людей нет.
– Так это лучше! – оптимистично восклицает он.
Ему лучше, мне – нет.
– Кирюша, это лучше, – убеждал он, – никто мешать не будет…
Соблазняя дальше, рассказывает, что ни в каком ресторане нет того, что есть у него, потому что закупался в офицерском магазине. У Cаши есть право пользования буфетом для испытателей – а в нём всё калорийное, витаминизированное, специально для лётного состава. Саня покажет шоколад, который в магазине никогда не увижу, его поставляют только в спецмагазины. Шоколад тоже напичкан витаминами и добавками. И вообще много других необычных продуктов, увидеть которые смогу только на его столе… Мне давно хотелось побывать в квартире Саши, но я не напрашивалась. Теперь эта возможность представилась сама собой.
Квартира находится на Ленинском проспекте, в доме магазина “Детский мир”. Магазин большой, занимает весь длинный первый этаж. Подъезды расположены со двора. Подходим к первому подъезду. Здесь на лавочке сидят четыре симпатичных девчонки в фирменных рабочих халатиках и на груди красуются значки “Детский мир”.
– Здравствуйте, – улыбнулись девушки Саше. – У вас сигареточки не найдётся?
– Найдётся! – с готовностью ответил он и улыбнулся в ответ.
Я удивилась, ведь Саша не курит. Девчонки с интересом разглядывают меня.
Когда мы вошли в подъезд, я спросила:
– А откуда у тебя сигареты?
– На всякий случай.
Сделала вопросительное лицо. Потом опять спросила:
– А чего они здесь сидят?
– А где им ещё сидеть? Вышли из магазина и сидят.
– Они в “Детском мире” работают?
– Да. Они меня уже знают. Я иногда их балую – иностранными сигаретками угощаю.
– Ах, вот оно как! – вздумала ревновать я, и пошла от Саши на расстоянии.
– Да хватит ты! – усмехнулся он.
Понятненько. Оказывается, девчонки его знают, а теперь он продемонстрировал им свою подружку. Саша сказал, что иногда подсаживался к ним и беседовал. Не исключено, что работницы надеялись, что он когда-нибудь пригласит их на чай или в кино, но так и не дождались. Теперь ясно, почему. Обо мне уже сегодня узнает весь молодёжный состав продавцов магазина.
Завёз меня Саша на самую крышу, выше только голуби и небеса. Квартира двухкомнатная, пользовался он только одной комнатой, вторая даже не закрывалась. Хозяева сказали, что военные – люди интеллигентные, можно доверять. Тем более, добропорядочность написана у Саши на лице.
В квартире чисто, молодец. Когда вошла в зал, то чуть не ахнула – передо мной блистал ресторанным шиком покрытый белоснежной скатертью круглый стол и на нём красовались все надлежащие приборы.
– А где же ты столько посуды взял и сервиз?
– Секрет фирмы “Одуванчик”.
Эту присказку он перенял у меня.
Кавалер засуетился, одел фартук, преобразился в официанта и cоответствующей походкой направился в сторону кухни. От помощи категорически отказался – ресторан так ресторан! Располагайтесь, барышня, отдыхайте.
– Я мигом, у меня уже всё готово, – сказал он, довольный произведённым эффектом.
Вслух я больше не восхищалась. После Миши яркие события таили в себе некую угрозу и мечты не спешили сбываться, поэтому я ко всему относилась спокойно. Сказала лишь: “Молодец!” и всё. Но в его отсутствие красивый вид ласкал мой взор – даже салфетки Саша искусно свернул и поставил на тарелки, как положено. Нет, слово своё он держит чётко. В будущем обеде я тоже не сомневалась – Саня не раз говорил, что он отличный повар. Наконец, Саша принёс салат трёх видов: оливье, мясной и рыбный. Сел.
– А что мы будем пить, Кирочка?
– Что вы предложите, Александр Леонидович.
– А что вы хотите?
– О! Мы хотим слишком много…
– Может быть, я на этот вечер стану волшебником и исполню вашу мечту? – говорил он и хитренько поглядывал на меня.
– Cаня, ты же знаешь мои слабости – что-нибудь необычное…
– Оп-ля! – из-под стола вверх стартовала бутылочка, он ловко её поймал и она очутилась на ладони.
Саша развернул бутылку этикеткой ко мне, перед глазами сверкнуло что-то иностранное, яркое и красивое. На этот раз я никак не смогла сдержать эмоций и, самое интересное, совершенно неосознанно заорала по-военному:
– Ура-а-а!!!
Но этим не ограничилась, а встала и поцеловала его в щёчку.
Итак, трапеза началась. От всего того, что обрушил на меня друг, я чувствовала себя, как в настоящем ресторане. Даже более того – мне хотелось сидеть с прямой спиной, гордой осанкой и есть медленно и достойно, как кушают только королевские особы. Сервировка, близкая к жизни светского общества, требовала соответствующего поведения. Лишь немного смущала окружающая далеко не роскошная обстановка квартиры, которая вносила диссонанс в общее настроение. В этот вечер Саня превзошёл самого себя, дал мне почувствовать свою избранность и очень поднялся в моих глазах.
Не удержалась и сделала комплимент:
– Я от тебя такого не ожидала.
– Я ещё не то могу… Ты не пожалеешь, что встретила меня.
В последнее время он приносил проблемы, всё затягивая и затягивая свадьбу, и хвалить себя из-за одного шикарного вечера, конечно же, не стоило.
– Саша, откуда ты знаешь все тонкости сервировки?
– Жизнь научила.
– Ты так говоришь, как будто работал в ресторане. Блюда у тебя изумительные – откуда узнал состав ингредиентов?
– Это всё элементарно.
– Не скромничай, надо же знать рецепт приготовления.
– Это всё пустяки!
– Всё для тебя пустяки.
– Да, всё в жизни пустяки. Главное – иметь желание, и всё получится!
– Ты настырный. Убедилась в этом с самого начала. До сих пор удивляюсь, что ты всё-таки остался.
– А меня, знаешь, наоборот, азарт берёт, когда не разрешают. А потом, я чувствовал, что ты не такая.
– Нет, Саша, согласись – ты поступил довольно нагло: ворвался без разрешения, мои намёки игнорировал.
– Я не считаю, что вёл себя нагло. Я вообще жалею, что раньше не пришёл. Надо было ночью на Новый год прийти, как и хотел.
– Да, от скромности ты не умрёшь.
– Это уж точно!! – уверенно ответил он.
Мы долго разговаривали на умные темы. Кавалер пытался меня рассмешить, иногда ему это удавалось. Никаких попыток поцеловать не предпринимал. Я смотрела на ситуацию со стороны и понимала, что мы абсолютно не похожи на влюблённых, ведём себя скорее как друзья. И при этом собираемся жениться! Я постоянно задавала себе вопрос, не совершаю ли я ошибку? Он отличный парень и работа классная, но разве это главное? Бросив взгляд на роскошный стол, сама же начинала себе противоречить – нет, он большая умница, ну где ты ещё найдёшь такого хозяйственного мужика? Мне просто очень повезло, и многие завидуют, а я не ценю своего счастья.
Наконец, объявила, что без музыки скучно.
– Я вчера порылся и ничего интересного не нашёл. Пластинок много, и я думал, что они нормальные, а оказалось – старьё.
– Ну вот! А сам гарантировал ресторан… Хотя в ресторане мне музыка не нравится – фальшивят, халтурщики. Эта музыка не для тех, кто её понимает.
В общем, Саша нашёл песен пять, четыре из которых – Высоцкого. Понятно, что танцевать под него нельзя. Но из уважения к незаурядной личности современника, который не боялся поднимать в советском обществе актуальные темы, мы по нескольку раз прослушали его песни. Недавно Владимир покинул этот мир, и немного странным казалось веселиться под шутливую песню из его репертуара “Гимнастика“:
Вдох глубокий. Руки шире.
Не спешите, три-четыре!
Бодрость духа, грация и пластика.
Общеукрепляющая,
Утром отрезвляющая,
Если жив пока ещё –
Гимнастика!
С танцами сегодня глухо, как в танке. Этот момент Саша упустил, потому что сам равнодушен к музыке.
Следующим тостом мы выпили за двух замечательных современников, талантливых, красивых, молодых. Мир после их ухода осиротел – без Высоцкого и Дассена, пусть земля им будет пухом!
Свидетельство о публикации №225110201424
