Дочь, жена, мать и бабушка королей Франции и Англи
Уносит все дела людей.
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей».
(Державин Г.И.)
«Под этой алтарной плитой покоятся, пострадавшие от времени и повреждённые огнём, после различных превратностей судьбы, захороненные здесь по приказу королевы Виктории, останки Екатерины де Валуа, дочери Карла VI, короля Франции, жены Генриха V, матери Генриха VI, бабушки Генриха VII, родившейся в 1400 году, коронованной в 1421 году, умершей в 1438 году».
Меж тем плита с такой удивительной надписью появилась в Вестминстерском аббатстве, в часовне короля Генриха V только в 1877 году. Какие же превратности судьбы на протяжении стольких веков преследовали эту женщину, прародительницу известных венценосных особ?
Родилась Екатерина Валуа 27 октября 1401 году в Париже. Она была последней дочерью французского короля Карла VI, который остался в истории под именем «Безумный король». Впрочем до 36 лет статный и красивый король отличался отменным здоровьем, он руками мог сломать подкову. В 17 лет Карл VI по любви женился на прекрасной Изабелле Баварской и стал отцом многочисленного потомства. Первый приступ безумия у короля случился в 1392 году, когда во время военной экспедиции он впервые перенёс «лихорадку, сопровождавшуюся длительной горячкой». С той поры Карл, от рождения отличавшийся мягкосердечным, незлобивым характером, стал страдать приступами неожиданного раздражения и неуправляемого гнева, которые, случалось, кончались трагически. В новогодние праздники 1393 года, желая удивить возлюбленную королеву, Карл с пятью приближенными явились на бал-маскарад в костюмах дикарей. Искры от факелов, освещавших зал, попали на пропитанные воском костюмы, и они загорелись. Начался пожар, паника. Короля спасла находчивая герцогиня Беррийская, которая накрыла его своими длинными, пышными юбками и затушила огонь.
С той поры у Карла VI время от времени случались приступы умопомрачения, когда он не узнавал окружающих, твердил, что сделан из хрупкого стекла. В периоды просветления он возвращался к своим необременительным обязанностям: заседал в королевском совете и подписывал указы. А государственными делами занимались соперничавшие друг с другом дяди Карла и его супруга со своими фаворитами. На время приступов Карл перебирался в спокойную резиденцию – отель Сен-Поль. Здесь постоянно жили и подрастали королевские дети, нередко пребывавшие в небрежении и в нужде, подчас страдая даже от голода и холода. Мать малолетними детьми практически не интересовалась, кроме разве дофина-наследника престола. Но, как на беду, мальчики умирали один за другим, и к 1415 году в живых остался лишь последний сын -Карл (будущий Карл VII).
Всё это время во Франции с небольшими перерывами бушевала Столетняя война (1337-1453 годы) с соседней Англией. К тому же изнутри Францию раздирали противоборства влиятельных феодальных родов (арманьяков и бургиньонов), которые в угаре борьбы, случалось, даже переходили на сторону англичан. Постоянные конфликты между Францией и Англией пытались уладить испытанным способом: династическими браками. В 1396 году 7-летнюю Изабеллу французскую заблаговременно отправили к овдовевшему английскому королю Ричарду II (последнему представителю Плантагенетов) и заключили перемирие. Но, свергнув в 1399 году Ричарда II, Генрих IV Ланкастер отправил Изабеллу домой и предложил свой вариант: брачный союз его наследника, будущего короля Англии Генриха V с Екатериной, последней дочерью французского монарха. Переговоры не увенчались успехом из-за требования англичанами непомерного приданого, хотя присланный из Франции портрет невесты всем понравился. С той поры Екатерина с интересом внимала рассказам своей сестры Изабеллы, бывшей королевы Англии. А Генрих V поклялся, что не женится ни на ком другом, только на французской принцессе - Екатерине де Валуа. Вступив на престол, Генрих V возобновил войну с Францией. Одержав блистательную победу при Азенкуре в октябре 1415 года, он покорил Нижнюю Нормандию, осадил Руан и направился к Парижу. Но при французском дворе вместо сплочения и согласованных действий, распри обострились настолько, что дофин (будущий Карл VII) бежал из Парижа и обосновался в Бурже, пытаясь отстаивать свои права на престол.
В мае 1420 года, когда английские войска Генриха V приближались к Парижу, французский король Карл VI, во избежание штурма и разрушения столицы, вынужден был заключить «позорный» договор в Труа. По нему английский король Генрих V, женившись на Екатерине Валуа, провозглашал себя и своих потомков от этого брака наследниками обеих - английской и французской корон. При этом Генрих великодушно согласился унаследовать французскую корону не сразу, а после кончины Карла VI Безумного. При этом дофин Карл, брат Екатерины, права наследования французского престола лишался.
Не теряя времени, уже 2 июня 1420 года Генрих V женился на дочери французского короля - Екатерине Валуа тут же в соборе Труа. Отказавшись от традиционной коронации французских королей в Реймсе, Генрих довольствовался тем, что в декабре 1420 года в торжественной процессии вступил в столицу Франции и был коронован в Соборе Парижской Богоматери. Парижане, ублаготворённые вином, льющимся в фонтанах вместо воды, с удовольствием смотрели на прекрасную Екатерину, которая ехала в окружении двух королей, и мечтали, чтобы вожделенный мир воцарился, наконец, на французской земле.
По окончании рождественских праздников Генрих с Екатериной заторопились в Англию, где англичане с неменьшим удовольствием приветствовали возвращение короля с «прекрасным трофеем успешной войны». 24 февраля 1421 состоялась коронация Екатерины в Вестминстере. Затем Генрих устроил путешествие по северу Англии, где он знакомил подданных с прекрасной королевой Екатериной и собирал деньги на продолжение войны. Всего через несколько месяцев в Англию пришло сообщение, что дофин Карл с новой армией двинулся на Париж, и Генрих V возвратился во Францию. Впрочем, уезжал он, намереваясь поскорее усмирить противника и сразу же вернуться, ибо Екатерина сообщила ему радостную весть о том, что у него скоро будет наследник. Но быстро вернуться не получилось. Генрих всё ещё оставался во Франции, когда Екатерина в Виндзорском замке родила здорового и крепкого мальчика. Его назвали в честь отца Генрихом, и он вслед за отцом стал наследником английского и французского престолов.
Едва оправившись, Екатерина поспешила
к мужу, оставив сына на попечение нянек. Супруги вместе провели пасхальные праздники в Париже, после чего Генрих опять отправился на войну. А 31 августа 1422 года Генрих V неожиданно умер на поле брани, но не от руки врага, а от вспыхнувшей в войсках повальной дизентерии. Умер, так и не увидев своего единственного сына и наследника.
Убитая горем Екатерина отправилась в Англию с погребальным кортежем, который доставил тело Генриха V в Лондон. Погребение состоялось 6 ноября 1422 года в Вестминстерском аббатстве в соответствии с волей покойного. Вскоре над саркофагом с чугунной фигурой усопшего короля воздвигли великолепную гробницу, на ограде которой красовался уникальный герб Англии и Франции. А маленький Генрих, которому едва исполнилось восемь месяцев, наследовал английский трон 31 августа 1422 года.
После смерти мужа, брак с которым продлился немногим более двух лет, Екатерина поначалу жила вместе с сыном в Виндзорском замке. Молодая, овдовевшая королева-мать с удовольствием ухаживала за своим здоровым и спокойным малышом, со смятением думая о том, что едва он подрастёт, сына отдадут на воспитание строгим наставникам, которые будут готовить Генриха к роли будущего монарха. Нередко Екатерина выезжала на прогулки по Лондону, держа на коленях маленького наследника трона, чтобы народ удостоверился, что будущий король жив и благополучен.
Вскоре из Франции пришла весть о том, что 21 октября 1422 года умер отец Екатерины, король Карл VI. Сообщили также, что брат Екатерины - Карл продолжает отстаивать свои права на престол, выступая, таким образом, против прав её сына. И война между Францией и Англией продолжалась.
Тем временем, 6 ноября 1429 года, за месяц до своего восьмилетия Генрих VI был коронован королём Англии в Вестминстерском аббатстве и перешёл под надзор лорда-протектора. Теперь его мать становилась лишней во дворце, и Екатерина поселилась в предоставленном ей поместье в Хертфордшире, продолжая при любой возможности навещать сына.
Красавица Екатерина овдовела в 20 лет и первое время всецело отдавала себя сыну. Но время шло, жизнь текла своим чередом, о повторном замужестве не было и речи. Со временем, по словам хрониста, поползли слухи, что Екатерина "неспособна полностью совладать со страстями своей плоти". Удалившись от двора в предоставленное ей поместье, Екатерина взяла в управляющие молодого, привлекательного уэльского дворянина по имени Оуэн Тюдор. Екатерина заприметила его ещё в свите своего мужа, Генриха V. Оуэн сопровождал короля во Франции и даже научился сносно говорить по-французски. Немудрено, что между молодыми людьми завязался роман, который очень скоро осложнился беременностью Екатерины. Но они исхитрились тайно пожениться в 1429 или 1430 году и также скрытно, с помощью доверенных французских гувернанток, родить своего старшего сына Эдмунда.
В том же 1430 году королевский совет вернулся к вопросу о коронации Генриха VI французской короной. Однако ситуация осложнялась тем, что в это время во Франции происходили поистине невероятные события. Простая 17-летняя крестьянская девушка Жанна д Арк в апреле 1429 года, встав во главе французского войска, освободила Орлеан и открыла путь французской армии к Реймсу, где, согласно традиционным нормам, 17 июля 1429 года брат Екатерины был коронован как король Франции – Карл VII. Правда, вскоре он лишился непостижимой, дарованной Небесами поддержки Жанны д Арк. 23 мая 1430 года её коварно захватили бургундцы, выступавшие на стороне англичан. Только вот им никак не хотелось разбираться с соотечественницей, француженкой, которой каким-то чудом удалось освободить Орлеан, короновать в Реймсе Карла VII, и которую многие почитали Святой, ибо она, как говорят, слышала Небесные голоса. Стараясь избежать неприятностей, а может и наказания Свыше и, не устояв перед возможностью заработать, бургундцы просто продали Жанну англичанам. Богобоязненный и обстоятельный Генрих VI, который, как и все тогда, много слышал об Орлеанской Деве, пребывал в замешательстве. Однако советники уговорили его представить дело на самый праведный суд - на суд Божий, и 3 января 1431 года Генрих VI согласился передать Жанну на суд представителей Бога на земле, на суд церкви. Пять месяцев тянулось изматывающее разбирательство, после чего 19-летнюю Жанну д Арк сожгли заживо на площади Старого Рынка в Руане 30 мая 1431 года.
Отстаивая заявленные договором в Труа, наследственные права своего сына, Екатерина отправилась вместе с Генрихом VI во Францию. 16 декабря 1431 года 10-летний король Англии Генрих VI был провозглашён королём Франции в Соборе Парижской Богоматери. Теперь во Франции было два короля, что неминуемо вело к продолжению войны.
Во время поездки во Францию Екатерина особенно сблизилась со своим повзрослевшим сыном. Её привлекали и настораживали негожие для монарха мягкость и уступчивость, стремление избегать насилия, чрезмерная набожность и доброта. Когда же у Генриха случались моменты отстраненных, самоуглублённых раздумий, Екатерина с невольной тревогой вспоминала своего больного отца. Она много рассказывала сыну о безумии Карла VI, о своем несуразном детстве, о равнодушии матери и в минуту какой-то особой откровенности она со слезами раскаяния призналась сыну в тайном браке с Оуэном Тюдором и рождении их общего ребенка. Добросердечный Генрих проникся сочувствием к своей матушке и по возвращении в Англию устроил так, чтобы ее положение при дворе выглядело достойно. В 1431 году в парламенте была представлена родословная Оуэна, подчеркивающая его связь с валлийским монаршим родом Дехевбарт, и в 1432 году он был признан английским подданным. Это было тем более кстати, что к этому времени Екатерина родила второго сына от Оуэна – Джаспера Тюдора. В ходе следующих пяти лет она родила ещё двух детей: Дэвида, выбравшего духовную стезю, и дочь, сведений о которой не сохранилось. К концу 1436 года Екатерина заболела и, препоручив детей заботам опекунов, удалилась в аббатство Бермондси. Там за несколько дней до смерти она получила в подарок от своего монаршего сына, короля Генриха VI, драгоценный новогодний подарок: "табличку из золота с распятием, отделанным сапфирами". А 3 января 1437 года Екатерина умерла. В завещании своим единственным душеприказчиком она назначила короля Генриха VI. Похоронили Екатерину Валуа с почестями, приличествующими вдовствующей королеве и принцессе Франции. Но не рядом с гробом её первого мужа – короля Генриха V, а в вестминстерской часовне Девы Марии.
После смерти Екатерины, её второй муж Оуэн Тюдор, несмотря на заступничество короля, несколько раз попадал в опалу и заключение. Однако в последовавшей гражданской войне Алой и Белой роз он проявил себя верным слугой Ланкастеров, а после победы Йоркистов в 1461 году Оуэн Тюдор был схвачен и обезглавлен. Похоронили Оуэна Тюдора в Херефорде, где его последний сын Дэвид со временем поставил поминальное надгробие.
Сыновья Екатерины от Оуэна – Эдмунд и Джаспер Тюдоры пользовались покровительством своего сводного брата - короля Генриха VI. Со временем они были посвящены в рыцари, получили титул графов, стали считаться членами английской королевской семьи и всегда были верными союзниками Генриха VI. При этом короле, которого народ почитал за миролюбие и благочестие, Англия погрузилась в пучину гражданской войны Ланкастеров и Йорков, получившей в истории романтическое название «войны Алой и Белой роз». Бедного Генриха VI то свергали, то восстанавливали на троне. Даже повторно короновали английской короной, в дополнение к первому английскому и французскому коронованию. А жизнь свою обездоленный Генрих VI кончил в заключении в Тауэре, где скончался ночью 21 мая 1471 года. Как писали хронисты он «умер от меланхолии», услышав новости о битве при Тьюксбери, в которой погиб его единственный сын и наследник Эдуард. (Но это другая история).
Пока же вернёмся к истории Тюдоров. Старший сын Екатерины Валуа и Оуэна Тюдора – Эдмунд женился на Маргарите Бофорт, отец которой был правнуком короля Эдуарда III. Однако в разыгравшейся войне Алой и Белой роз Эдмунд через год умер в плену, а овдовевшая Маргарита через несколько месяцев родила осиротевшего ещё до рождения сына, которого, по традиции, назвали Генрихом. Печально известная 30-летняя взаимоистребительная, гражданская война Алой и Белой роз закончилась 22 августа 1485 года, когда в битве при Босворте погиб король Ричард III, а внук Екатерины Валуа и Оуэна Тюдора прямо на поле боя был провозглашён королём Генрихом VII.
Чтобы упрочить мир между прежде враждовавшими родами, Генрих VII, сторонник Ланкастеров, женился на Елизавете Йоркской, и в новом гербе Тюдоров он объединил белую и красную розы. В списке своих многочисленных дел Генрих предусматривал канонизацию своего деда Генриха VI, получившего в народной памяти славу мученика. Генрих VII даже направил прошение Папе Римскому. Новый король намеревался возвести на месте часовни Девы Марии великолепный мемориал, где обрели бы вечный покой и его дед и сам он с супругой. В ходе начавшихся работ в часовне обнаружили деревянный гроб Екатерины Валуа. Генрих VII велел временно поместить останки бабушки в гробницу её первого мужа короля Генриха V. Так начались превратности судьбы уже с бренными останками Екатерины Валуа.
Первоочередные жизненные дела и заботы постоянно отвлекали Генриха VII от похоронных дел. После женитьбы и неожиданной смерти наследника престола - принца Артура, надо было обустраивать судьбу нового наследника - будущего Генриха VIII. Меж тем стоявший в углу обветшалый деревянный гроб Екатерины Валуа постепенно разваливался. В начале XVI века хронисты писали, что половина крышки гроба сгнила так, что стала видна верхняя часть мумифицированного тела усопшей. Почти три столетия покуда проходили мятежные годы царствования Генриха VIII, его сына Эдуарда I, его дочерей Кровавой Мэри и блистательной Елизаветы, череды монархов из династии Стюартов и Ганновера, останки прародительницы Тюдоров пребывали во всё более удручающем пренебрежении. Однажды ночью сквозь решетки к захоронению проникли воры. Они не только украли золотые украшения с трупа, но и попытались скрыть слезы преступления огнём. Но самое большое надругательство и кощунственное глумление случилось на Масленицу, 23 февраля 1668 года. В этот день некий подвыпивший балагур Сэмюэл Пипс в сопровождении жены и слуг осматривали гробницы в Вестминстерском аббатстве. Желая побахвалиться, мерзавец приблизился к гробу с останками королевы Екатерины Валуа и, как потом он раструбил в бульварной прессе, «поцеловал ее в губы, думая о том, что я действительно целовал королеву, и что в этот день моего рождения, тридцать шесть лет, я впервые поцеловал королеву».
Однако и на этот раз власти ничего не предприняли. Более того, гробница вскоре была открыта для свободного посещения, и развалины гроба Екатерины стали некой диковинной достопримечательностью, которую не пощадили и глупые вестминстерские школьники. Только в царствование королевы Виктории бренные останки Екатерины Валуа нашли, наконец, место своего последнего упокоения. В 1877 году её похоронили рядом с мужем Генрихом V, в алтаре часовни под той самой плитой, на которой и теперь можно прочитать памятную надпись.
«Под этой алтарной плитой покоятся, пострадавшие от времени и повреждённые огнём, после различных превратностей судьбы, захороненные здесь по приказу королевы Виктории, останки Екатерины де Валуа, дочери Карла VI, короля Франции, жены Генриха V, матери Генриха VI, бабушки Генриха VII, родившейся в 1400 году, коронованной в 1421 году, умершей в 1438 году».
Свидетельство о публикации №225110201527
