Вы следователь. Трагедия. 50 лет спустя
На заводе была пересменка. Первая смена уже не работала, вторая ещё не работала... Нам же, ещё час с лишним оставалось до конца рабочего дня. На улице стоял настолько густой туман, что только тёмные окна на противоположной стороне улицы выдавали почти невидимые коробки домов. Кто-то в лаборатории включил свет. У всех было сонное настроение. Кто-то шелестел чертежами, кто-то лениво щёлкал ручками приборов... Заведующий лабораторией не то писал что-то, не то дремал.
Ведущий конструктор соседней группы на листе бумаги рисовал какие-то каракули, тщательно выводя каждую завитушку. Как вдруг в коридоре послышался топот многочисленных ног, мужчина переводя дыхание кричал на весь коридор: «Самолёт..., самолёт..., упал, на дома, на заводские дома, самолёт!..» Все оцепенели! Кто-то кинулся звонить домой, кто-то бросился к вешалке и начал одеваться... Паническое настроение мгновенно охватило всех! Все бросились на проходную, а там уже было настоящее столпотворение! Вахтёры наотрез отказывались пропускать. Кто-то, помоложе, перепрыгивали через ограждение, турникет...
Уточнение. Почему «паника» на заводе началась с заводских домов? Потому как в «нормальном» полётном режиме ЯКИ пролетали именно над заводскими домами...
ЧЕРЕЗ ДВАДЦАТЬ МИНУТ
Когда, наконец до вахтёров дошёл весь ужас происшедшего, турникет, увлекаемый толпой, завертелся как беличье колесо! На улице шёл, бежал, растекался людской муравейник... Вот сейчас нужно поворачивать к заводским домам... Но толпа почему-то двигалась в сторону, в сторону моего дома! Но, нет, повернула влево и вдруг стала замедляясь превращаться в людское море. Кругом стоял гомон, кто-то, что-то до хрипоты рассказывал, показывая разрушенную наполовину крышу типографии.
Густой туман скрывал всё вокруг. На другой стороне проспекта (Карла Маркса. Теперь это Воскресенский бульвар)еле-еле угадывались серые силуэты домов. Слева горел маршрутный автобус — четвёртка. Справа киоск «Союзпечать». Прямо, факелом, из разорванной трубы, горел газ... Чуть правее огромное пламя то стихая, то вновь разгораясь, полыхало, освещая густой туман. Вдруг раздался хлопок и в небо взвились ярко-белые искры, по-видимому горели магниевые сплавы... Я посмотрел вокруг. На земле валялись кирпичи, какие-то доски, провода листы шифера... Мужчина охватив окровавленную голову сидел на земле... Молодая женщина, перепачканная сажей, с распущенными волосами, держа на руках маленького ребёнка, с ужасом в глазах, бегала из стороны в сторону..., кого-то заносили в «Скорую»! Так уж получилось, что я позже работал с этой женщиной, а подросший ребёнок умер?! Причину не помню...
ЧЕРЕЗ 16 ЧАСОВ.
Утро следующего дня выдалось ясным, солнечным, как бы в насмешку над людским горем! Идя на работу, я не удержался и повернул к месту трагедии... Серый четырёхэтажный дом был как бы расколот на две половинки... И хотя за ночь вокруг был построен высокий сплошной забор [b], но и он не мог скрыть масштаб трагедии. Куча строительного мусора возвышалась до третьего этажа... На самом верху, на уцелевшей чудом стене висела газовая плита. На стене виднелись вырезанные из журнала картинки, расколотое зеркало... Большой грузовик медленно отъезжал от дома, увозя груду искорёженного металла... На рваном куске виднелись уцелевшие иллюминаторы, смотревшие в последний раз на высокое, голубое небо!
КАРТИНА ТРАГЕДИИ
Да, за 50 лет много было написано о трагедии в Новгороде (так он тогда, 50 лет назад) назывался. В основном, чуть ли один в один всё переписывали друг у друга. Вот только сколько человек были тогда свидетелями трагедии? В смысле живущие и поныне? Мне тогда не было ещё и тридцати. Поэтому всё написанное (и мною) с учётом замалчивания воспринимайте как 50/50! С учётом того, что всё было по максимуму и где здесь правда, а где не очень?! Посмотрите на рисунок (правая часть), — карту. В смысле, в основном для тех кто не знаком с ситуацией...
Итак, тон для каждого аэродрома, (аэропорта) задаёт ВПП, — Взлётно-Посадочная Полоса (Полосы). Аэропорт в Новгороде в мою память всегда имел только одну ВПП. Вот красная линия, именно при её продолжении, пройдёт вдоль, прямо по центру ВПП. На рис.[c] упрощённый чертёж. В обычное время самолёт идёт на посадку под углом 200° по отношению к магнитному меридиану (направлению на север). Если заходит на посадку с юга, то под углом 20°. Летая на ЯК-40 и АН-2 (в качестве пассажира, конечно), посадка была с разных сторон света, как с севера, так и с юга... Аэропорт не был предназначен для «слепых» посадок. Вся ориентация визуальная, хотя... Да было и что-то? Это необходимый минимум: два радиомаяка: ДПРМ и БПРМ, дальнего привода и ближнего. Были ли маркерные маяки? Скорее всего нет?! Первый, ДПРМ приводит самолёт в зону контроля аэропорта, второй прямо на начало полосы... В основном в плохую видимость (в нашем случае, главный фактор!).
ДПРМ находится (находился, остались одни опорные мачты, рис. [а] антенное поле дорисовано) в черте города. Это рядом со зданием манежа. В 2015-м мачты ещё стояли, в 2016-м, остался один фундамент. БПРМ, (по правилам) находится в 150 м. от «северного» торца полосы. С «южной» скорее всего не было? Да, ещё был радиолокатор... Включали его, или как всегда?!! Однажды, ночью посадили АН-2. Возможно были и световые обозначения полосы?.. В светлое время, местным лётчикам все эти маяки как бы и ни к чему, а вот в непогоду?! Ну, да... Да, ещё если никто и никак?.. Самолёт, теоретически мог выйти на ДПРМ с любой стороны... А, потом, да ещё с нулевой видимостью. Радиовысотомер на малых высотах врёт и даже не краснеет?! Это на километровых высотах ещё куда не шло, а в черте города?! Так, что если с закрытыми глазами, то ошибиться можно, по счёту, раз! Трагедия, тому подтверждение!!! Красная линия показывает как самолёт (в обычном режиме) прямо по крышам домов снижается. В точке [3] и в десятках метров от здания областной администрации!!! И ещё, далее, более полутора километра по крышам домов города...
ПОГИБШИЕ. ОФИЦИАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ.
Погибли само-собой весь экипаж и пассажиры. И плюс на земле (в доме) 11 человек. Наша контора в то время передавала 12! Плюс пострадавшие с ранениями и ожогами. Какая-то часть могла в последствие скончаться??? А дальше, одни домыслы...
РОССИЯ, ТРАГЕДИЯ, ДУРАКИ И ДОРОГИ
Что же тогда в 1975 произошло? То, что трагедия, это понятно. Что произошла катастрофа, тоже... Потому как АВАРИЯ, это без жертв. А, с жертвами, — КАТАСТРОФА! Теперь Вы знаете как должно было быть?! Если бы не дураки и дороги?! Откуда-то, издалека самолёт направляется в сторону города (аэропорта). Конечно не от балды. По определённым маршрутам (коридорам: направление+высота). Заходит в зону ответственности служб аэропорта. Далее ему надо попасть прямо на полосу (точнее в начало ВПП, а ещё точнее в определённое место ВПП). При заходе на посадку идти с определённой точки под определённым углом, по ГЛИССАДЕ. Глиссада от французского, glissade «скольжение» Не думаю, что аэропорт обладал средствами «слепой» посадки. Это когда самолёт летит с помощью аэродромного и плюс самолётного оборудования уже по радио-глиссаде. Для любознательных ссылочка: http://proza.ru/2018/08/04/1291 После захода на ДПРМ экипаж должен выйти на ту красную линию. А поможет ему (если они не местные?) второй радиомаяк, — БПРМ, ближнего привода. В смысле, не допустить большой ошибки. Не знаю у кого-как, а у меня два варианта развития начала трагедии. Всё было бы не так, но вмешался густой туман! Если бы да кабы? Не дураки и дороги?..
ТУМАН.
Что же такое туман, один из факторов трагедии? Это скопление в приземном воздухе капель влаги и кристаллов льда со средним диаметром около 30 мкм и с дальностью видимости менее 1 км. Более подробно вот здесь (с картинками :-)) ). Надеюсь Вы узнаете много нового?! https://yandex.ru/pogoda/ru/blog/chto-takoe-tuman Для нашей местности: река, озеро, болотистая местность... Осень время частых туманов... Ещё более по простому, туман, это облако. Так живя в ЧИАССР (Чечня + Ингушетия) в станице Вознесенская, облако проходящее через нас, для нас, было туманом. Если для Моздока (27 км. от нас) было облаком, то для нас (на высоте 600-700м.) сплошной туман.
50 ЛЕТ МОЛЧАНИЯ
И вот теперь «отмечая» пятидесятилетнюю годовщину трагедии, начали вскрываться подробности расследования и как всё это замалчивали... Вот Вам на десерт: https://fedpress.ru/article/3245918 Как всегда 50/50, но всё же?.. Если произошла трагедия, то не на пустом месте?!! Должны быть причины? 1) ТУМАН! Осень, — время холодов и туманов! Ладно, я приехал в город из Кавказа. В смысле про туманы? Но, эти службы порта сто лет здесь, это с одной стороны, а с другой? 2) Дебилы тупорылые, знали ведь, что самолёт из-за таких же туманов вынужден был выписывать маршрутные кренделя. Это про 50/50! Если верить статье, то БПРМ был выключен за 40 минут до трагедии... Сводка погоды дана часовой давности. И судя по тому как самолёт шёл до столкновения как бы параллельным курсом??? Возникает большой вопрос, а был ли включен ДПРМ??? И не скрывали ли те кто главный виновник трагедии?! Моя бы воля, — в асфальт закатал этого подонка!!! Конечно, через 50 лет, — либо дряхлый старик, либо издох??? И как бы спросить не с кого?.. Да и сор из избы советской... И 50 всё-таки прошло... Чего там ворошить?!
ЭПИЛОГ
Кое какие уточнения. Жилой дом, о котором мы талдычим, не простой, а семейное общежитие, та же коммуналка (клопятник). И по очень «счастливой» случайности жертв было мало... Относительно конечно... Кто-то был ещё на работе, в школе, детском саду. Кто-то выносил мусор. Тогда в городе разъезжали мусорные машины и мы должны выходить к месту стоянки в определённое время... Тех, мусорных баков ещё не было?.. Как и заведено в таких случаях, трагедия много слухов породила!
1) Экипаж латвийский и впервые летел по маршруту?! Мол из-за незнания обстановки всё и случилось?
2) Погибло не 11 (12) человек, а более 40-ка?
3) Самолёт врезался в дом потому как экипаж принял фонари по улице Псковской за посадочные огни?
Ну во-первых, я двигаясь к месту трагедии ни одного включенного фонаря не видел! Да и с какого перепугу, вдруг? На улице было светло, просто густой туман. А, тех кто что-то, где-то включал, только в чуть ли не в полной темноте, ночью включали... Во-вторых, маршрут полёта не совпадал с направлением улицы? И ещё, где проходила верхняя кромка туманного облака? Самолёт летел над полосой тумана, или уже в полном отсутствие видимости? Стало быть не только придуманные фонари и саму улицу не видел экипаж!
Очень у меня большое сомнение по поводу работающего ДПРМ?! Ведь БПРМ был выключен, а если это так, то зачем тогда ДПРМ? Они же на пару прокладывали путь самолёту! А если один отключен, то и второй отключен?! Пока у меня версия такая. Да самолёт шёл по маяку ДПРМ и если придурки вместе с БПРМ отключили ДПРМ, пусть даже и не одновременно. Экипаж растерялся + туман + незнакомая обстановка?! И если слухи верны, то латвийский экипаж летел совершенно по не знакомому маршруту. И по большому счёту с завязанными глазами?! Вот на рисунке это штриховая чёрная линия. Если же самолёт вышел на ДПРМ, зная курс (200°) и как экипаж мог допустить ошибку в 15°??? А, если ДПРМ был выключен, а высотомер врал, то самолёт всего лишь снижался. И даже если экипаж пролетая на опасно низкой высоте, видя крыши домов и поняли, что они ошиблись, ни времени, не высоты для принятия решения уже не было, к большому сожалению!!! Для меня главные виновники всё же, это служба аэропорта и самый главный, диспетчер, пустивший ситуацию на самотёк!!! Да, всех виновников можно пересажать, перестреллять, но людей погибших из-за этих сволочей уже не вернуть никогда, никогда!!! Грустно, горько и обидно!!!
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
По-видимому, вскоре было принято решение, но стал я замечать как ЯКИ прежде чем идти на посадку пролетали в стороне мимо аэропорта и только потом... Наверняка должны были перед посадкой быть уверенными, что полоса чистая и главное видна! Это про жареного петуха в одно известное место!!! Извините за сумбур, — за державу обидно!!!
Свидетельство о публикации №225110201534
