Киносценарий- Возрождение было возможно-2

Адаптированный киносценарий по книге Вардкеса Тевекеляна "Жизнь начинается снова"(1950 год)

Видеоклип https://yandex.ru/video/preview/4599591119599057521
Словно птица Феникс На стихи поэта Евгения Доставалова
Дата публикации 5 сен 2024


НАТ. ТУРЦИЯ. 1914 ГОД. В ДОЛИНЕ МЕЖДУ ГОР РАСКИНУЛСЯ МАЛЕНЬКИЙ ГОРОДОК Ш.

Школа

АВТОР

Армянская школа помещалась в самом большом здании города, и армяне не без основания гордились ею. Они не жалели для нее средств. В школе было прекрасное оборудование. Учителя тоже были неплохие. Каждый год весной, когда открывалась дорога, жандармы приводили в город новую партию ссыльных армян со всех концов Турции, главным образом из ее европейской части — Измирни, Стамбула и с островов. Среди ссыльных было много учителей, редакторов газет, студентов и ученых. Здесь, в этом небольшом городке, они могли зарабатывать только уроками. Потому-то в школе преподавали даже ученые, известные своими трудами в области лингвистики, права и истории.

Дети искренне любили свою школу. Смуглые мальчуганы восторженно слушали на уроках рассказы о прошлом. Когда учитель говорил о далеких временах, о странах, где никто не произносил презренное слово «гяур» и людей не убивали на каждом шагу без причины, ребята слушали, затаив дыхание и мысленно переносились в прошлое, когда их предки свободно пасли свои стада на высоких лугах. Мальчики вздыхали… Но грубые крики муллы на уроке турецкого языка и истории ислама возвращали их к мрачной действительности.

Этот учитель имел обыкновение врываться в класс со страшными ругательствами.

ИНТ. КЛАСС В ШКОЛЕ.
АВТОР, УЧИТЕЛЬ-МУЛЛА, МУРАД, СМПАД, МУШЕГ, МАЛЬЧИК - ВЫУЧИВШИЙ УРОК, КАЧАЗ, ДРУГИЕ МАЛЬЧИКИ- ЕЩЁ 20 ЧЕЛ

УЧИТЕЛЬ-МУЛЛА

Ну что, собачьи дети? Наверное, опять урока не знаете? Тупоголовые скоты! Разве с вашим умом изучать священную историю ислама!

(Мальчики, стоя навытяжку, слушают, как учитель мулла поносит их последними словами).

УЧИТЕЛЬ-МУЛЛА

Ты, коровья голова.
 
(тычет пальцем в сторону одного из учеников).

Выйди вперед и расскажи нам о мудрых делах халифа Омара. Как он своим священным мечом истреблял неверных?

СМПАД (долговязый, вызванный к доске, робко)

Простите, мулла эфенди, мы еще не проходили историю благословенного халифа Омара.

УЧИТЕЛЬ-МУЛЛА

Не возражать! Кто здесь кого учит: вы меня или я вас? Раз я требую рассказать историю халифа Омара, значит, ты обязан знать ее. Давай руку! 

(Мулла бьет линейкой по руке до тех пор, пока у несчастного Смпада не выступают слезы на глазах).

УЧИТЕЛЬ-МУЛЛА

Садись! Садитесь и вы. Что стоите, как олухи? Ты.

(Мушегу)

А ты расскажи, что ожидает неверующих на том свете.

МУШЕГ (скороговоркой)

Все неверующие попадают в ад, где их ожидают страшные мучения.

УЧИТЕЛЬ-МУЛЛА

Ах ты балда! Разве так нужно отвечать урок? Недаром твой отец гяур. «Все неверующие!..» — хорошо сказано! Выходит, не все собаки-христиане попадут в ад, а только неверующие. Хорош фрукт, нечего сказать! Вдолби себе в башку, что райское блаженство уготовано только для правоверных мусульман!

(Мулла снова пускает в ход линейку).

УЧИТЕЛЬ-МУЛЛА

А кто расскажет, через какие испытания пройдет правоверный, прежде чем попадет в блаженный рай?

(Класс в трепете молчит).

УЧИТЕЛЬ-МУЛЛА (разъяренно)

Клянусь бородой пророка, я вдолблю знания в ваши ослиные головы! Ну, как тебя зовут: Хачик, Крикор или как-нибудь в этом роде… отвечай!

(Новая жертва выходит к доске).

МАЛЬЧИК, ВЫУЧИВШИЙ УРОК  (без запинок отвечает)

У ворот рая мост, тонкий, как волос, острее, чем сабля. Безгрешный человек смело шагает по этому мосту, без страха, и ворота рая раскрываются перед ним.

УЧИТЕЛЬ-МУЛЛА

А грешник?

МАЛЬЧИК, ВЫУЧИВШИЙ УРОК 

Грешник падает.

УЧИТЕЛЬ-МУЛЛА

Куда падает?

МАЛЬЧИК, ВЫУЧИВШИЙ УРОК 

Вниз.

УЧИТЕЛЬ-МУЛЛА

Ах ты осел! Да разве тебе не известно, что под мостом течет кипящая смола? Грешник попадает прямо туда, и смола уносит его в ад…

(Раздается долгожданный звонок, и мальчики выскакивают из класса, словно из того ада, о котором твердил им мулла.)

ИНТ. ШКОЛА. КОРИДОР
АВТОР, УЧИТЕЛЬ-МУЛЛА, МУРАД, СМПАД, МУШЕГ, МАЛЬЧИК, ВЫУЧИВШИЙ УРОК, КАЧАЗ, ДРУГИЕ МАЛЬЧИКИ- ЕЩЁ 20 ЧЕЛ, ДРУГИЕ УЧЕНИКИ ШКОЛЫ, УЧИТЕЛЯ

АВТОР

Однажды на перемене Мурад гулял со своим двоюродным братом Качазом во дворе школы. За чрезмерную смуглость товарищи прозвали Качаза «Арапом». Хотя Качаз был на год старше Мурада и заметно выше ростом, но он находился под влиянием Мурада и открыто признавал его превосходство. Он часто бегал к Мураду решать арифметические задачи, к которым Качаз питал отвращение.

КАЧАЗ

И кто только выдумал эти ужасные уравнения? Наверное, какой-нибудь учитель из Стамбула от нечего делать сидел и выдумывал эти головоломки. И на что они нужны человеку? То ли дело история: одно удовольствие, только запоминай!...
Давай подкараулим муллу и забросаем его камнями или просто изобьем.

МУРАД (стараясь казаться серьёзным, пытаясь подражать отцу).

А дальше что?

КАЧАЗ

Побьем — и все!

МУРАД

Польза-то какая от этого? На следующем уроке он еще больше изобьет нас, а если заметит, кто его бил, то в полицию начнут таскать.

КАЧАЗ

Что же, по-твоему, так и позволять ему издеваться над нами?

МУРАД (задумчиво, с переходом на улыбку)

Знаешь, что я придумал? К следующему уроку муллы намажем стул клеем и всадим несколько булавок, пусть покорчится от боли…

АВТОР

Качаз охотно согласился. Они разыскали среди играющих ребят своих одноклассников и стали обсуждать подробности плана действия. Все согласились с тем, что надо проучить зловредного учителя. Только Смпад отказался.

СМПАД

Вы как хотите, а я не согласен.

ГОЛОСА РЕБЯТ (возмущённо)

Почему?

СМПАД

Узнают — тогда нам плохо будет. Исключат из школы, могут и в полицию отправить.

КАЧАЗ

Что, по-твоему, весь класс, двадцать шесть человек, исключат?

СМПАД

Нет, тебя побоятся.

КАЧАЗ

Ну что ж, пусть исключают.

СМПАД (хвастливо)

Тебе все равно, а мне нет. Ты скоро пойдешь в чабаны, а я хочу окончить школу и стать адвокатом. Отец говорит, что ничего не пожалеет для моего образования.

МУШЕГ

Трус, вот кто ты! Если боишься, то сиди себе дома, а муллу мы проучим.

СМПАД

Как хотите, дело ваше…

(Смпад убегает)

АВТОР

На большой перемене Сирануш приносит Мураду завтрак — горячие оладьи из пшеничной муки и два яблока.

Сирануш в последнее время была какой-то задумчивой, даже ее всегда розовые щеки чуточку побледнели. По вечерам, готовя свои уроки, Мурад часто замечал, как Сирануш, сидевшая с рукодельем на коленях у окна, выходящего на улицу, грустно смотрела вдаль и тихо напевала какие-то печальные песенки.

ИНТ. ШКОЛА. КОРИДОР. ПЕРЕМЕНА
АВТОР, УЧИТЕЛЬ-МУЛЛА, МУРАД, СМПАД, МУШЕГ, МАЛЬЧИК, ВЫУЧИВШИЙ УРОК, КАЧАЗ, ДРУГИЕ МАЛЬЧИКИ- ЕЩЁ 20 ЧЕЛ, ДРУГИЕ УЧЕНИКИ ШКОЛЫ, УЧИТЕЛЯ

Передав завтрак, Сирануш не уходит, как обычно, а в нерешительности останавливается возле Мурада.

СИРАНУШ

Я подожду, пока ты съешь все, и унесу посуду.

МУРАД

Зачем же! Вечером я сам принесу.

СИРАНУШ (Помолчав немного, она, не глядя на Мурада)

Ты сегодня не собираешься на стоянку каравана, к отцу?

МУРАД

Может быть, пойду. А что?

СИРАНУШ (вся красная)

Я хотела тебя попросить… Ты никому не скажешь?

МУРАД

Ну конечно, не скажу!

СИРАНУШ

Мурад, миленький! Найди там Апета и передай ему, что я его буду ждать у садовой калитки, пусть непременно придет, мне нужно кое-что сказать ему.

МУРАД

Хорошо.

СИРАНУШ

Только смотри — никому ни слова.

(Сирануш торопливо уходит.)

АВТОР

Мурад вспомнил, как однажды рано утром увидел Сирануш у родника рядом с Апетом. Видно, как он в чем-то горячо убеждает Сирануш, но она, опустив глаза, отрицательно качает головой. Заметив Мурада, она смущается, схватывает кувшин и спешит уйти.

Апет считался самым храбрым из всех смельчаков в этом затерянном в горных кряжах городке, где мужество и храбрость ценятся выше всего. Здесь на каждом шагу человека ждет тысяча опасностей, и беда тому, кто растеряется перед лицом опасности, струсит или ещё что. Такой рано или поздно погибнет. А погибнет он непременно: его догонит меткая пуля, пущенная из берданки курда, угоняющего скот с пастбища, или свалит острый нож во время драк, столь часто провоцируемых турецкой молодежью в узких переулках городка. Нет, чтобы жить в этом царстве произвола и бесправия, нужно уметь постоять за себя, защитить своих, иначе увезут молодую сестру, жену и даже маленьких детей. До сих пор кое-где в горах сохранился обычай, по которому чабан, перед тем как выдать свою дочь замуж, рассматривает спину жениха: нет ли там пулевой раны или рубцов от удара ножа? Не струсил ли его будущий зять перед лицом врага и, удирая, не подставил ли ему свою спину?

У Апета орлиное сердце, это знают все. Он на лету подстреливает птицу, хорошо владеет кинжалом, а в метании ножей ему нет равных. Он не раз и не два показал храбрость, выручая друзей и соседей из беды. Недаром Гугас всюду берёт Апета за собой. К тому же Апет строен и красив, длинные волосы падают на его широкий лоб, а из-под них смотрят необыкновенно живые черные глаза, умные и задорные. Апет — лихой наездник, замечательный танцор, вдобавок ко всему у него приятный голос и он неплохо поет. Одно портило Апета — это чрезмерная вспыльчивость; за это люди прозвали его «Атеш», что означает «огонь». Со временем все так привыкли к этому, что никто иначе и не называл Апета.

Молодые девушки втайне вздыхали по Апету, не смея с ним встречаться, так как он слыл легкомысленным человеком: в городе поговаривали о какой-то незаконной связи его с одной вдовой, и матери предупреждали своих дочерей.
Гугас очень любил Апета. Кроме личных качеств Апета, которые были по душе караванщику, у Гугаса были и другие причины такой привязанности к этому юноше. Говорили о большой дружбе между караванщиком и покойным отцом Апета, погибшим далеко от родины на руках у Гугаса.

Мурад считал за большую честь для себя быть в дружеских отношениях с таким молодцом, как Апет, и поэтому с удовольствием принял предложение Сирануш. Дружба с Апетом — это значило прежде всего катанье верхом на лошади, затем стрельбу из настоящей винтовки и метание ножей — искусство, которым Апет владел в совершенстве.

На постоялом дворе Апета не оказалось. Опасаясь попасться на глаза отцу, Мурад не стал дожидаться Апета, а отправился в верхнюю часть города, где в маленьком домике, неподалеку от дороги, жил Апет со своей матерью — Заназан. Мурад застаёт его за обычным занятием. Наклеив на стене лист разрисованной бумаги, Апет шагов с двадцати пяти метает маленькие ножи. Ножи, перевернувшись несколько раз в воздухе, врезаются в рисунок.

НАТ. ДВОР ДОМИКА АПЕТА.
АВТОР, АПЕТ, МУРАД

АПЕТ (Увидев в дверях Мурада, не прекращая своего занятия, гртмко)

Заходи, Мурад! Если хочешь испытать меткость своих глаз, бери ножи и попробуй.

(Мурад, от радости позабыв о поручении Сирануш, весь отдаётся любимому занятию. Но ножи, как нарочно, чтобы опозорить Мурада в глазах Апета, то не долетают до стены, то врезаются в нее метра за полтора от цели. От неудач Мурад еще больше волнуется и еще больше ошибается).

АПЕТ

Да ты не спеши. Подойди-ка ближе! Смотри, как надо. Держи нож обеими руками, вот так, поставь ноги пошире. Левой рукой потяни конец к себе, а правой швыряй! Вот видишь, уже хорошо. Если хочешь научиться метать ножи как следует, то нужно часто практиковаться, — ну, скажем, по часу в день. Дело нелегкое, это тебе не задачи решать.

МУРАД

У меня таких тонких ножей нет.

АПЕТ

Хочешь, я тебе подарю?

(Мурад молчит)

АПЕТ

Вот возьми эти ножны, тут шесть ножей. Тренируйся дома, когда-нибудь пригодится, особенно если не окажется с собой револьвера. Ко мне приходи почаще, вместе будем метать.

АВТОР

Мурад был в восторге. Наконец-то сбылись его мечты. Теперь у него настоящие ножи! Вот позавидуют ребята!

МУРАД (Уходя, он вспоминает о поручении Сирануш)

Тут тебе я должен передать.

(Передаёт записку)

АПЕТ

Хорошо! Спасибо тебе, Мурад.

(Апет крепко, как взрослому, пожимает ему руку).

ИНТ. ШКОЛА. КЛАСС МУРАДА
АВТОР, ДИРЕКТОР ШКОЛЫ, УЧИТЕЛЬ-МУЛЛА, ХРОМОЙ СТОРОЖ, МУРАД, КАЧАЗ, МУШЕГ, СМПАД, МАЛЬЧИКИ КЛАССА 22 ЧЕЛОВЕКА

АВТОР

К уроку муллы все было подготовлено. На перемене, перед уроком, ребята намазали стул густым слоем клея, вколотили в сиденье несколько булавок и возбужденно ждали момента, когда мулла сядет на этот стул…

За две минуты до звонка, когда дети уселись по местам, раскрывается дверь и вместо муллы входит директор школы. Он некоторое время строго смотрит на сидящих за партами ребят.

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

Я был лучшего мнения о вас, считал неспособными на такие недостойные шалости.

За директором входит хромой сторож. Он молча меняет стул и уходит.

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

После урока останетесь в классе, и мы поговорим.

(Только уходит директор, в класс торопливо, как всегда, вбегает мулла. Начинается привычная ругань, битье по рукам линейкой — доказывание превосходства истинной веры, ислама, над всеми остальными. Ребята сидят угрюмые.)

АВТОР

Не было никакого сомнения, что их предали, но кто? Этот вопрос занимал каждого.

КАЧАЗ (Мураду, сидевшего рядом с ним на последней парте)

Кто донес?

МУРАД

Не знаю.

КАЧАЗ

Надо выяснить и всыпать как следует.

МУРАД (наклонившись над книгой, заметив устремленный на них взгляд муллы)

Узнаем.

УЧИТЕЛЬ-МУЛЛА

Эй ты, арап! Как тебя зовут?

Класс оживляется: мулла угадал прозвище Качаза.

УЧИТЕЛЬ-МУЛЛА (ещё громче)

Молчать! А ну, отвечай!

КАЧАЗ

Качаз, мулла эфенди.

УЧИТЕЛЬ-МУЛЛА

Выходи сюда. Почему на уроке разговаривал?

КАЧАЗ

Я не разговаривал.

УЧИТЕЛЬ-МУЛЛА

Ах ты насекомое! Выходит, я вру? Протягивай руку!

Качаз отказывается. Мулла размахивается, чтобы ударить его, но в этот миг среди полной тишины отчетливо звучит голос Мурада.

МУРАД

Простите, мулла эфенди, это я разговаривал.

УЧИТЕЛЬ-МУЛЛА (Останавливается, прищурив глаза, смотрит на стоящего за партой Мурада, изобразив на своем пожелтевшем, морщинистом лице ехидную гримасу.)

Ну, выходи тоже, раз ты такой герой.

(Мурад встаёт рядом с Качазом.)

УЧИТЕЛЬ-МУЛЛА

Расскажи же: о чем ты его спрашивал?

МУРАД

Я спросил дату смерти халифа Гаруна Аль-Рашида.

УЧИТЕЛЬ-МУЛЛА

Вот оно что! По этому случаю тебе, милейший, полагается двойное наказание. За то, что ты забыл такую знаменитую дату, и за то, что во время урока разговаривал. Давай руку!
(
Мурад без страха протягивает правую ладонь. Мулла, отсчитывает десять ударов.)

МУЛЛА-УЧИТЕЛЬ

Давай левую.

(Класс с напряжением следит за этой сценой. Мурад дрожит от злости. На третьем ударе линейка ломается.)

УЧИТЕЛЬ-МУЛЛА

Твое счастье. Остальные семь ударов получишь в следующий раз. Если я забуду, напомни мне.

(Раздаётся звонок, и мулла уходит. Мурад, стоя у дверей, дует на распухшую ладонь.)

КАЧАЗ (гневно)

Зачем ты взял вину на себя?  Подумаешь, герой нашелся!

МУРАД

Не твое дело.

(Их окружает весь класс.)

КАЧАЗ

Как это не мое дело? Если бы ты не сунулся, я ему, собаке, показал бы! Но кто наябедничал директору?

(Ребята молчат).

Лучше сам сознайся, я все равно узнаю, тогда…

(Смпад тихо выходит из класса. Двадцать пять пар недоумевающих глаз провожают его.)

КАЧАЗ

Уж не этот ли сукин сын?

(Мурад выбегает следом за Смпадом.)…


ИНТ ШКОЛА. КАБИНЕТ ДИРЕКТОРА
АВТОР, ДИРЕКТОР-ШКОЛЫ, МУРАД

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ (мягко)

Почему ты побил своего товарища?

МУРАД

Он предал весь класс.

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

Смпад избавил вас, меня и школу от больших неприятностей, и это служит ему оправданием. Ты это понимаешь?

(Мурад опускает глаза.)

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

Несмотря на мое уважение к твоей семье, в особенности к твоему отцу, я вынужден исключить тебя из школы.

АВТОР

Мурад весь затрепетал. Он мог ожидать любого наказания: запрещения выходить во двор на переменах, его могли оставить на несколько часов после уроков, — все, что угодно, но только не исключение.

МУРАД (тихо)

Простите меня. Даю слово, что этого больше не будет.

АВТОР

Директор посмотрел на него пристально. Он понимал, как тяжело было юному горцу произнести слово «простите».

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

Хорошо, исключаю тебя только на одну неделю. Уроки приготовишь дома, ты способный мальчик, догонишь.

(Мурад выходит из кабинета директора подавленный. В глазах у него темно, ноги подкашивают. Не говоря товарищам ни слова, он молча собирает книги и уходит.)

ИНТ. ШКОЛЬНЫЙ КЛАСС.
АВТОР, МУРАД, КАЧАС, МУШЕГ, СМПАД, ВЕСЬ КЛАСС

КАЧАЗ (гневно, Смпаду)

Уходи и ты. Из-за тебя лучшего нашего товарища исключили из школы.

УЧЕНИКИ-1,2,3,4
 
Правильно, уходи.

СМПАД

Я никуда не уйду. Его исключили не из-за меня, а за то, что он хулиган, — таким не место в школе!

(Качаз со всего размаха бьёт Смпада. Прикрывая лицо руками, крича и захлебываясь кровью, Смпад бежит к директору….)


Рецензии
Хорошо написано !

Григорий Аванесов   03.11.2025 00:10     Заявить о нарушении