Левша

   Этот рассказ Н. Лескова служит лишним подтверждением моего утверждения, что автор произведения говорит больше, чем, может быть, сам и хотел, и тому, что не в обычае читателя вчитываться в произведение, чтобы найти явные и скрытые смыслы в нём.

   Несомненно, вы не раз слышали, а может быть и сами произносили слово, выведенное в заглавии этого опуса, как похвалу, как признание мастерства какого-нибудь человека, но вот обоснованно ли оно произносилось?
   Разумеется, надо обладать изрядным мастерством, чтобы изготовить шесть пар подковок и некоторое количество подходящего размера гвоздиков, но… Что стало лучше в результате этого ювелирного труда? Блоха перестала плясать, то есть весь труд «аглицких» мастеров потерял смысл! Да, собственно говоря, и труд самого Левши … это какой-то весьма изощренный способ испортить иноземную механику.
   Можем ли мы утверждать, что в механизме этой блохи не было деталей, которые своей миниатюрностью, конструкцией и сложностью изготовления не превосходили подков и гвоздей Левши? Я даже не говорю про сложность разработки такого механизма, как пляшущая блоха.

   Интересно было бы узнать, понимал ли Левша, что он... своей модернизацией портит механизм или нет, и теряюсь в догадках, что хуже.


Рецензии