0. Формирование 659 ИАП. Путь на фронт
Печатный вариант книги «Полеты в бессмертие» был издан тиражом 200 экземпляров. Над книгой работал пять лет, в основном, в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации (Подольск).
Публикуя книгу на литературном портале «Проза.ру» у заинтересованных людей появляется возможность соприкоснуться с историей нашей страны без увлекательно-утомительного вычитывания архивного материала.
Исполняя требования портала, пришлось несколько изменить формат публикации, используемый в печатном варианте.
До встречи мой дорогой читатель!
С уважением Владимир Трушин 04.11.2024
Для понимания истории формирования 659 ИАП необходимо рассмотреть несколько исторически связанных событий на территории СССР лета-осени 1941 года.
С 30 сентября 1941 г. по 20 апреля 1942 г. шли боевые действия на московском направлении, известные под кодовым немецким названием «операция „Тайфун“». К осени сложилась ситуация, когда противник имел реальный шанс проложить дорогу к Москве, действуя с юго-запада силами механизированных подразделений.
Для обороны рубежей столицы Государственный Комитет Обороны СССР (ГКО СССР) предпринимает максимально возможные усилия для организации защиты Москвы.
В это же временной промежуток, с 25 августа по 17 сентября 1941 года, в ходе Второй мировой войны проводилась совместная англо-советская операция по вводу войск СССР и Великобритании на территорию Ирана под кодовым наименованием операция „Согласие“.
Для участия в операции „Согласие“ в августе 1941 года в составе Среднеазиатского военного округа была сформирована 53-я Отдельная Среднеазиатская армия. Её непосредственной задачей было занять Иран совместно с Британской армией и другими вооружёнными силами. Целью было обеспечить безопасность иранских нефтяных месторождений, а также транспортировку грузов по программе Ленд-лиза из США через Иран в СССР („Персидский коридор“).
В результате проведенной операции „Согласие“ была исключена вероятность выступления Ирана на стороне стран гитлеровской коалиции, в связи с этим у ГКО СССР появляется возможность привлечь часть сил и средств Среднеазиатского военного округа (САВО) для усиления группировки войск ведущих оборонительные бои под Москвой.
Территорию САВО прикрывали войска ПВО, в том числе Вторая отдельная истребительная эскадрилья ПВО.
На основании шифротелеграммы Командующего ВВС САВО № К/144 Командующий 53-й Отдельной Среднеазиатской армии издал приказ: О формировании № истребительного полка“ (Архивный шифр Ф.447 О.10181 Д.8 Л.32) от 08.11.1941 года №0011:
„п.1. Сформировать отдельный истребительный полк двух-эскадрильного состава в количестве 20 самолётов И-15бис по штату №015/174, с дислокацией Красноводск (ныне Туркменбаши).
п.2. На укомплектование истребительного полка обратить материальную часть и личный состав 2-й отдельной истребительной эскадрильи ПВО с наполнением недостающих до штатного расчёта самолётов и экипажей на состав 136 авиадивизии».
п.3. Вновь сформированный полк подчинить во всех отношениях непосредственно Командующему ВВС 53 ОСАА. Обслуживание возложить на 536 Батальон аэродромного обслуживания.
п.4. Командующему ВВС 53 ОСАА к формированию полка приступить немедленно и закончить к 15.11.41 г. Исполнение настоящего приказа доложить к 16.11.41г. “
2-я отдельная эскадрилья ПВО переформировывается в 659 отдельный истребительный авиационный полк (далее-659 ИАП) по штатам военного времени №015/174 на самолётах И-15бис двух эскадрильного состава (20 самолётов И-15бис и двумя У-2).
Своё переформирование 659 ИАП закончил 27 ноября 1941 года, о чём в Историческом формуляре полка, в разделе „Боевая подготовка части“, отмечено:
„659 Истребительный авиационный полк подготовлен к боевым действиям на фронтах Отечественной войны в сложных метеорологических условиях днём и в простых условиях – ночью на самолётах И-15 бис с оценкой „хорошо“.
К сожалению, архивные дела 2-й отдельной эскадрильи ПВО 53-й Отдельной Среднеазиатской армии не сохранились. Сведения о летчиках полка отображены так, как изложены на 28-м листе архива Ф.20028 О.1 Д.16 Л28 4 САД. Информация помогает установить состав полка первого формирования. Список заверен командиром полка, начальником штаба полка и замполитом полка, с «нулевым» опытом командования полком.
Из архивных документов 53 ОСАА следует, что командиром 2-й отдельной эскадрильи ПВО был капитан Чугунов. Капитан Караулов до назначения в полк исполнял обязанности командира звена 6 штурмовой авиаэскадрильи 102 авиационной базы.
Список командного и летного составов 659 ИАП первого формирования.
1. командир полка майор Караулов Григорий Алексеевич,1906
2. военный комиссар ст. политрук Марцинкевич Борис Иванович 1911
3. начальник штаба полка майор Самсонов Владимир Михайлович 1908
4. пом. НШ по спецсвязи ст. лейтенант Тилин Андрей Карлович 1911
5. штурман полка капитан Рыжов Дмитрий Дмитриевич 1906
6. ст. инженер полка воентех. 1 ран. Крыгин Иван Петрович 1913
7. зам ст.инж.по воор. ст.тех лей. Махлис Михаил Моисеевич 1909
8. зам ст.инж.по спецслуж.капитан Микешин Михаил Николаевич 1912
9. секретарь парт. бюро политрук Надыров Сергей Набиевич
10. командир 1 АЭ ст. лейтенант Скрябин Федор Федорович 1909
11. зам ком. 1 АЭ ст. лейтенант Солянников Иван Карпович 1913
12. военком 1АЭ политрук Будак Дмитрий Григорьевич 1912
13. ком. звена мл. лейтенант Дымченко Петр Леонтьевич 1917
14. ком. звена сержант Рагозин Николай Николаевич 1921
15. пилот сержант Парадня Евгений Иванович 1918
16. пилот мл. лейтенант Анохин Борис Иванович 1923
17. пилот сержант Кудалейкин Павел Иванович 1921
18. пилот сержант Трипузов
19. пилот сержант Мацепура Тимофей Иванович 1917
20. командир 2АЭ ст. лейтенант Смешков Василий Мефодиевич 1912
21. зам, ком. АЭ лейтенант Кашин Константин Иванович
22. военком 2АЭ политрук Белов Алексей Иванович
23. ком. звена мл. лейтенант Бочаров Евгений Иванович 1921
24. ком. звена мл. лейтенант Дмитриев Алексей Гаврилович 1920
25. пилот мл. лейтенант Мурейко Павел Павлович 1920
26. пилот сержант Туманский Иван Иванович 1921
27. пилот Гочегов
В состав полка так же входили 6 летнабов (летчики наблюдатели – не пилоты, штатно предназначались для ведения воздушной разведки) и технический персонал- техники и механики – 33 специалиста и 45 младших специалистов.
До 1 декабря лётный состав занимался групповой слётанностью, отработкой воздушного боя, стрельбой по конусам и мишеням на земле.
В соответствии с полученным приказом, 2–3 декабря произведена разборка самолётов перевозка и погрузка на платформы железнодорожного транспорта.
4 декабря полк убыл и 10 декабря прибыл в г. Чкалов, затем, получил приказ следовать до г. Владимир.
Далее, 17 декабря 4-й отдел Управления формирования и боевой подготовки ВВС Красной Армии распорядился прибыть в г. Люберцы Московской области. В Люберцах 19 декабря полк произвел разгрузку техники и с 20 по 29 декабря произвел сборку и облёты самолётов.
Обстоятельства принятия решения о прибытии полка в Московскую область были обусловлены, скорее всего, в силу сложившейся критически опасной обстановки под Москвой в октябре 1941 года.
Караулов Григорий Алексеевич. Родился 23 февраля 1906 года
Оренбургская область, Державинский район, с. Преображенка.
Член ВКПб с 1932 года,
Образование общее: 3 класса сельской школы в 1917 году, экстерном за семилетку в 1937 году при 102 авиационной базе.
Образование военное: Краснознаменную пехотную школу им. Ленина в 1932 году, 2-ю военную школу пилотов им. Осоавиахима СССР в 1934 году, Курсы командиров звена в 1937 году.
В Красной Армии с 1929 года. В действующей армии с 09.01.1942 года.
Прохождение службы:
Командир звена 6-й штурмовой авиаэскадрильи 102-й авиационной бригады, с 1933г.
Командир 659 истребительного авиационного полка с 08.11.1941 по 22.02.1943 года.
После болезни 11.10.1943 года направлен в штаб Архангельского военного округа и назначен на должность начальника Воздушно-стрелковой службы Управления ВВС.
Закончил службу помощником командира ВВС Управления ВВС по воздушно-стрелковой службе.
Уволен в отставку по ст. 43 (по болезни) 07.02.1947 года. Краснодарский ГВК 30.04.1980.
Воинские звания: капитан - 17.02.1938г., майор – 23.03.1942г.
Награжден: Орденом «Знак Почета» в 1937г., Орден «Красная Звезда» в 1944г, Медаль «За оборону Сталинграда», Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.».
P.S. Следующая публикация будет посвящена участию 659 ИАП в своей первой операции на фронте - Торопецко -Холмской наступательной, в частности, будет приведена справка о состоянии материальной части авиационных полков 659, 675, 665 прибывших в 4 смешанную авиационную дивизию (4 САД), подготовленную Отделом эксплуатации и ремонта дивизии: «Донесения и акты дивизии о потерях авиационной техники в 1941-1942 годах» (Ф.20028 О.1 Д.30 Л.120).
Свидетельство о публикации №225110202122
