Письма Учителю. Революционность Христа

                "Инь без Яня, что катод без анода"
                Ван Ли-чжун, электромонтер при дворе Фу Си
                +-+-

                Все круче и круче, граф, подъем на Ваш дневниковый Эверест.

 Вот и 9 мая 1890 года здесь больше мыслей, чем описания событий. Как всегда, злободневных.

 Сразу резкий старт:

" Поразительная противуположность между отношением людей к двум отделам знания: тем, что называется нравственным учением, религией даже, и тем, что любят называть наукой"

 Так приятен, на фоне глобальностей, Ваш милый архаизм с "противуположностью". Нынешние учителя могли бы и оценку снизить. Нам же важна крупица истины.

 Вы отделяете нравственное учение от науки. Приверженцы первого, по Вашему мнению, своими образцами ставят предшествующих учителей. Платон-Сократа, Христос-Исайя.

 Сами же поставленные заявляют, что ничего не знают. Вы вновь приводите пример Сократа. Нынешний шаблон обрезан:"Я знаю, что ничего не знаю". Но далее философ принижает остальных: "Но другие не знают и этого".

 Диаметрально против этого, как Вы считаете, люди "так называемой науки". Выделяете эгоизм этой категории. Все ранее открытое ерунда, лишь мое бесценно.

 "Совершенно обратное в области нравственных учений: христианин, буддист, конфуцианец не может не презирать себя и учения своего времени"

 Вновь переходите в научную сферу. Здесь могут быть такие перевороты, что мало не покажется. К примеру, добавлю от себя, переход от геоцентрической системы мира, к гелиоцентрической.

 Кстати, Лев Николаевич, до сих пор многие убеждены в истинности первой. Как и в том, что Джугашвили строил в России коммунизм, а не нечто "противуположное"

 Получается, ученые являются революционерами. И это так. Именно они, заходя на костры инквизиции, не видели центом вселенной Землю, а центром социальной жизни страны ничтожного, по своим нравственным качествам, человека.

 Но именно с их дальней подачи достижения прогресса. Увы, ничтожные, по своим моральным качествам, но обладающие безграничной властью правители используют эти достижения в личных целях. Боюсь, что эти издержки прогресса могут вообще исключить нашу планету из любой системы мироздания.

 Вернемся, уходя с опасной тропинки, к Вашим рассуждениям.

 "В области же нравственных учений этого нет, не было и не может быть: Будда, Христос (были ли они в действительности или не были, это всё равно) остаются для нас теми же идеальными совершенствами, выше которых мы ничего не можем себе представить"

 Стоп, Лев Николаевич. Вы засомневались в бытие нашего Спасителя? Если так, то предполагается создание его учения другим человеком. Или группой лиц, преследующих некие, допускаю, далекие от нравственности цели.

 Другие же люди, отвергнув христианство, пытаются строить новые отношения на основе некого учения и поклоняются иному идолу.

 В конце Ваших рассуждений этого дня звучат нотки христианского расизма:

"Я не говорю, разумеется, о тех диких людях не понимающих нравственного величия Христа и считающих себя учеными, которые воображают себе, что если бы Христос был революционером, и вероятно Будда тем, чем хотели, чтобы он был, то было бы гораздо лучше"

 Да уж, все смешалось в доме Облонских. Система Менделеева, экзопланеты за пределами геоцентрического мира, революционность Христа и отвергание её нынешними последователями.

 И дольше века длится день. Особенно там, где брат на брата...

                Ваш ученик ЕС.

 A propos!

 Дикие ученые, Лев Николаевич, считают неизбежной очередную инверсию полюсов Земли. Бедная вселенная. Страшно представить, что случится с ней при этом"


Рецензии
Евгений, день добрый!

Рада неожиданной встрече на просторах Проза.ру.
Прочла несколько записей из Литературного дневника и два Письма Учителю.
У меня тоже есть несколько Писем Сухомлинскому, а у Вас, по-видимому, все письма графу Толстому. Не писателю, а именно - графу. У Вас своеобразный стиль (стилистика) письма. На мой взгляд, немного провоцирующий и интригующий. Непонятно только, это жанр или "Размышления наедине с Тобой"?!

В принципе, интересно, на этом я и могу закончить свой отзыв.

Возможно, ещё зайду "в гости". Есть несколько тем мне интересных.

С признательностью,

Котенко Татьяна   09.11.2025 10:36     Заявить о нарушении
Есть некое сходство в подходе Толстого и Сухомлинского к вопросам воспитания будущего поколения россиян. Интерес и свобода обучения. Увы, реальность корректирует эти стремления великих гуманистов.

Миру-мир, с таким же вектором воспитания.

С признательностью за визит.

Евгений Садков   09.11.2025 11:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.