А лес стоит такой загадочный... 2020 год

(Из путевых заметок. Ноябрь.)

Сейчас вот смотрю за окно и ругательски ругаюсь.
Обманщики! Где было солнце, обещанное на весь вчерашний день?!

Зная коварство погодных серверов, мне иной раз удавалось прикинуть среднее арифметическое (!) из прогнозов ГИСМЕТЕО, ЯНДЕКС-а и прочих метео-предсказателей, и в общем … где-то … получалось … примерно … то, что оказывалось наяву. Но тут …

На выезде из города обратили внимание, что вершины Сокольих гор облизывают низкие облака. Какие-то, знаете ли, уж, очень низкие. Когда же дорога покатилась вниз, стало видно, что … ничего не видно. Долина Волги до устья Сока и далее, словно, ватой укутана. Теперь понятно, что это не облака, а самый, что ни на есть, туман. Да какой плотный-то!

Но дорожные указатели по счастью были вполне различимы, и мы, не пропустив нужный поворот, покатили краем Старо-Бинарадского бора.

Оставили машину на обочине на манер грибников, утеплились и поспешили от сырого ветра под защиту соснового леса. Правда, далеко не ушли: как только попалось на пути подходящее брёвнышко, устроили традиционный второй завтрак «на обочине». Вот, казалось бы, пустячок – плюшка и чаю кружка, а поди ж ты, сразу потеплело на душе… или… что там у нас находится? Где-где? Ну, там, по дороге к сердцу мужчины…

Шагали через лес, не имея конкретной цели. Было желание заглянуть в незнакомые нам уголки бора. А поскольку, учитывая площадь этого лесного массива, мы здесь мало, где бывали, то можно было отправляться в любую сторону и не прогадать. Посовещавшись, пошли … налево. (Забегая вперёд, скажу: не прогадали.)

Под ногами – сухо. Даже поляны ржавого папоротника не оставляли на обуви мокрых следов. Оно и понятно: капли последнего дождя за пару дней выветрились, а росы в такую погоду не бывает. Но толстокорые понизу стволы сосен тёмные, словно, напитаны водой. Тронул рукой – нет, влага не чувствуется, просто, холодные.

Пришедшая сбоку лесная песчаная дорога на вид была сухой, проверять наощупь не стал. А вот на пониженных участках просеки за квартальным перекрёстком, где песок сменяется лесной почвой, дорога ещё грязновата, местами стоят лужи. И рядом – толчея следов копытных обитателей леса. Когда столпились на дороге, разглядывая мешанину парнокопытных следов, вспомнил сценку из давнего северо-уральского похода.
--------------------
Когда шли по хребту к горе с труднопроизносимым мансийским названием Печорьятоляхсяхль, на оленьей тропе-дороге, ворге по-местному, попались диковинные следы. Не медведь, не бурундук. Гадали – гадали и сошлись во мнении: «Так вот, ты какой, северный олень!». А других ассоциаций не было: на маршруте встречали только группу свердловских туристов (не-е, след ВЦСПС-овских ботинок «вибрам» – совсем другой) и стадо олешек. Мне тогда и в голову не приходило соотнести виденные следы с лошадиным копытом: что я подков не видел, что ли?! 
Как выглядели следы? Эмблему авто «Infiniti» представляете? Вот, оно – почти то самое.
------------------------

Шагая дальше по дороге, обратили внимание, что высоко на берёзе, в безлистой её кроне застряла здоровенная сосновая ветка с ещё не осыпавшейся хвоей. Мы с Мишей остановились, переглянулись. И было, отчего: вокруг берёзы не видно ни одной сосны, с которой такая ветка могла бы свалиться. Но как-то же она туда попала?

Валентина с Аней прошли мимо, оживлённо беседуя о чём-то о своём, о девичьем, и только досадливо отмахнулись: ну, берёза, ну, сосна, и что теперь?

Мы же вдвоём ещё пошарили глазами по верхушкам стоящих поодаль хвойных красавиц, прикидывая силу штормового ветра, который мог бы закинуть сломанную ветку на «нашу» берёзу. Не, не вариант.

Может, гнездо кто-то пытался устраивать на берёзке? Я опасливо поёжился, представив себе эту птицу-Рух. Размышляю дальше: зачем ветку на берёзу было тащить, не проще ли прямо на сосне угнездиться? Или что – там колется? А здесь – нет?  Загадка природы! Эх, спросить бы у британских учёных…

От высоких серьёзных умствований меня отвлёк Миша: «Глянь вон туда!» и показал на две груды старых сосновых веток, которые я сразу-то и не увидел, стоя несколько последних минут с задранной к небу головой. А когда подошёл поближе, в траве обнаружился и пень.

Вот так всегда: не ураган, не сказочная птица, а прозаические мужики с бензопилой. Вечно этот Михаил приземляет меня, как в том случае с «йети» в рачейкинских лесах (как-нибудь обязательно расскажу). Эх, а какая версия была красивая – не с ураганом, а с птицей из «Тысячи и одной ночи».

Как насмешка, где-то совсем рядом за деревьями раздалось хлопанье крыльев, затем сердитый голос ворона что-то прокричал нам вслед. Помолчал бы, уж, недоросток!

Из других – не сказочных – птиц нас весь день сопровождали дятлы, стуки и кряки которых немного оживляли смурной лес.

На очередном перекрёстке, куда уже долетал деревенский шум, остановились, выбирая дальнейший путь. Постарался припомнить расположение Бинарадки относительно сторон света, прикинул: вот, эта просека идёт на восток… кажется. Решив себя проверить, глянул на компас. Н-да, не угадал… немного.

- Чё там? – Это Миша поинтересовался.
- Там – ничё. А нам – сюда.

Дальше пошли «сюда», в смысле, в другую сторону. В той «сюде» попалось близ обочины дерево с обомшелой корой. Хорошо помня из школьного урока природоведения и «Краткого справочника туриста», что мох на деревьях растёт с северной стороны, удовлетворённо хмыкнул: «Правильной дорогой идёте, товарищи».

Словно читая мои мысли, Миша заронил сомнение: «…Только на отдельно стоящих деревьях».
А это какое - отдельно стоящее или нет? Прикрывая лицо от веток, продрался к привлёкшей моё внимание лесине. Достал из-за пазухи компас, поднёс к обомшелому стволу: нормальное дерево! Правильное!
На вопросительный взгляд Михаила пояснил: «Мох расположен, как ему и положено – постучал по компасу – с северной стороны. Значит, дерево – отдельно стоящее. Железная логика!»

Позже взяли генеральный азимут на оставленную машину и пошли галсами, выбирая подходящие развилки, своротки дорог, дорожек и просто «красивые» направления движения без подлеска. Поэтому трек нашего маршрута получился весьма замысловатый.

По пути не раз попадались участки «как бы» пойменной растительности: густо растущие невысокие кривые, раскидистые деревья и кусты. На их темнокорых стволах бросались в глаза светлые пятна, которые при близком рассмотрении оказались следами зубов – судя по их высоте над землёй, лосиными. Косули кору деревьев не гложут: специально уточнял в справочнике. Зайцы? Ну, если здесь такие зайцы водятся… может, пойдём уже, а?..

На очередной развилке лесных дорожек определился с направлением. Как оказалось, в километре отсюда (по прямой) на пути к машине – знакомый пруд. Ну, значит, так тому и быть! Сошли с дорожки и – напрямик через лес.

Чем хорош бор на его хвойных участках, так это проходимостью в любом направлении – «без троп и дорожек, прямо по листьям», вернее, по хвойно-моховой подстилке. Травы под ногами мало, кустарника почти нет. Вот, только временами встречающиеся борозды искусственных посадок сосны почему-то всегда поперёк пути оказываются. Не-естественные препятствия, куда ж без них в пригородном лесу?

Не раз в течение дня подумалось, что здесь было бы здорово на лыжах походить. Заснеженный сосновый лес – сказка! Эх, жаль, автобусик из города ходит сюда редко …

Когда подходили к Филаретову озеру, точнее, рукотворному пруду, сквозь сплошную белесую пелену над головой впервые за день показался солнечный диск, оживив лес. Но всё равно, как уже отмечал, этот искусственный водоём выглядит не слишком привлекательно даже в ясную погоду.

А вот лесным обитателям живописность ни к чему, была бы водичка. Сразу видно, что в лохматых водохлёбах здесь недостатка нет: от берега во все стороны лучами через лес расходятся звериный тропы.

Обедать расположились в сотне метров от пруда на обихоженной стоянке, что позволило развести костер. И хоть особой нужды в нём не было, не смогли отказать себе в удовольствии посидеть у живого огня. Тем более, что для меня это был первый в нынешнем году костёр. Окружили набирающее силу пламя, протянув вперёд замёрзшие ладони и морща носы от колючего дыма. Хорошо! Туризм – лучший отдых!

Но и горелка пришлась ко двору, хотя и с оговоркой. Вроде, и погрел предварительно газовый баллон-«дихлофосник» подмышкой, как герои Джека Лондона – кусок замороженной оленины к завтраку, и ветрозащитный экран поближе к сковородке подвинул, а всё без толку. Горелка пыхает, фыркает, пламя «то потухнет, то погаснет». Летом с этим газом проблем нет, но в прохладную погоду – просто, беда! Ну, да ладно, сегодня уж домучаюсь, а потом буду покупать нормальный газ - вот, хоть бы от Kovea.  Патриотизм, оно, конечно, хорошо, но …   
            
Перед выходом со стоянки достал навигатор и, решив шагать и дальше через лес, поискал координатную точку на обочине с машиной. Та-ак, вот– машина, вот – обочина.
Не понял … Про машину сказать ничего не могу, но обочина – не та.

Увеличил масштаб. Так оно и есть! На экранчике JPS-а искомая точка значится на другой от нас стороне шоссе. Задал поиск ещё раз – тот же результат. Что ж, бывает, с такого расстояния спутнику сложно в «десятку» попасть (ну, не переставили же машину «гайцы» на другую сторону из-за неправильной – по их мнению - парковки, в самом-то деле!).

Пошагали в сторону … обочины, вспоминая с Мишей похожую ситуацию.
---------------------
Большой группой шли по рыбацкой дорожке вдоль озера, впереди – Роман с JPS-ом. Вдруг он останавливается и со смехом оборачивается к нам: «Удачно же я сегодня сапоги надел!». Мы глянули себе на ноги: ботинки, кроссовки, потом – недоумённо – на Романа. А он в ответ показывает картинку на экране, где наш трек тянется вдоль берега озера … по воде!
--------------------
Посмеяться-то посмеялись, но что-то Михаил шагу прибавил…

Не то, чтобы я ожидал застать легковушку на другой стороне дороги – как в кино - со штрафной квитанцией под «дворником» лобового стекла, но всё равно порадовался, увидев её на старом месте. Правда, навигатор настаивал на своём, весёлым писком сообщив о прибытии на место, только когда я, посмотрев сначала налево, затем — направо, под общий смех сбегал на противоположную обочину.


Рецензии