Всегда ли нужно говорить правду

Правду противопоставляют лжи. При этом акцент делается на правде, типа "говори всегда правду", "будь правдив", "не лги никогда", "сила в правде"...

Ситуация выглядит так, что только правдивость формирует положительный образ личности, но никак не лживость.

Словосочетание "лживый человек" воспринимается на слух как оскорбление, а вот "правдивый человек" как комплимент.

Любовь к правде бытуют и воспевается в многочисленных культурах. Правдивость создаёт почву для уважения.

Возникают ли ситуации, когда правдивость оборачивается злом?

Вопрос не из лёгких, но ответить на него придётся со всей откровенностью.

Вспоминается добрый Сусанин, который перехитрил доверчивых поляков с литовцами и сгубил их в болотах, чтобы спасти русского царя. Вы представьте на минуточку, если бы Иван не умел лукавить, кем бы он слыл в русском эпосе.

Наверняка вы читали балладу "Вересковый мёд", где отец обманом заставляет убить собственного сына, чтобы скрыть от врагов национальный секрет приготовления напитка из вереска.

Тот же полковник Исаев, каким бы нам запомнился в образе Штирлица, если бы не умел лгать во спасение отечества...

Примеров предостаточно, нужно только правильно расставить акценты. Никто ведь не смотрит на этих героев с позиции, что они умели первоклассно врать. Нам больше нравится верить, что они умели маскировать свою любовь к отчизне.

2.11.25


Рецензии
Человек находится в ситуации, и в этой ситуации он действует исходя из своих целей.
Человек, находясь в ситуации. Получает информацию, выдаёт информацию, сообразуясь со своими целями. Информация которую он выдаёт может оцениваться как правда или как ложь. Судим человека не по тому правду или лжь он сообщил. А по его целям деятельности в ситуации.

Сергей Карпов 6   02.11.2025 17:19     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей, за Вашу точку зрения. Вы говорите убедительно. Я согласен, что действия человека можно оценивать по то тому, к каким целям он движется в ситуациях. А как быть, если изначальная цель человека содержит ложь или продиктована ложью?

Эрик Хват   02.11.2025 17:59   Заявить о нарушении
Цель не возникает на пустом месте она создаётся. Проследим, как создаётся цель.
В процессе непосредственного восприятия окружающего мира, целенаправленного воспитания, обучения, иного воздействия социальной информации, в том числе информационной пропаганды, в сознании человека создаётся картина мира, и образ «Я» в этой картине. Сознание человека, способно на основе существующего создавать образы желаемого будущего, что собственно и является целью. А далее сознание создаёт программы достижения цели, желаемого будущего.

Так вот, и картины настоящего, и картина будущего могут оказаться ложными, информация создававшая их изначально была ложная (социальная информация). А далее возможны варианты.
Например, в нарисованной информацией картине мира, одна нация оказывается выше других, и в программе поведения, для процветания этой нации необходимо уничтожить язык, культуру, зачастую и носителей этого языка и культуры. И обоснование есть – неполноценные нации. А далее возможны варианты.
Если достигнуть целей не удаётся, признаётся, что цели были ложными. Если же цели удаётся достигнуть, то признаётся, что цели были правильными.

Сергей Карпов 6   02.11.2025 18:43   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ. Мне понятно, как Вы видите создание целей и строите отношение к ним. Такое возможно, скорее, в стройной компьютерной симуляции, где заранее прописаны все возможные варианты событий, чем в реальной жизни, где царит хаотичность.
Кем признаётся, что цель была ложной или правильной? Откуда мы можем знать, что оценщик целей сам на 100% адекватно воспринимает и воспроизводит информацию?

Эрик Хват   02.11.2025 19:01   Заявить о нарушении
Согласен, что роль оценки, роль оценщика, субъекта оценки принижать нельзя.
Когда-то, дивным давно я написал статью с длинным названием «Оценка качества образования, как средство управления образованием». В не я пришёл к выводу, что оценщик. В не меньшей мере определяет результаты обучения, качество образования.
В жизни оценщик сам человек. который добивался целей и либо достиг их, либо нет, и в зависимости от результата даёт оценку целям. Немного уточню. При достижении цели безусловно оценка положительна, а вот если цель недостгнута. Опять же два варианта, либо цель признаётся ложной. Либо цель остаётся целью, признаются неверными пути достижения цель.
Советский народ ставил цель построить коммунизм. 70 лет строили коммунизм. А построили капитализм. Цель ложная. Но некоторые упёртые считают, сто неверны были методы достижения цели.
Или другой пример. С богом избранным народам – евреями.
«И будешь господствовать над многими народами, а они над тобой господствовать не будут» (Второзаконие, 28:12).
«Не давай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост; а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею» (23: 19,20).
«...и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы».
«И будешь господствовать над многими народами, а они над тобой господствовать не будут» (28:12).
«Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои и цари их служить тебе;...
И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы было приносимо к тебе достояние народов и приводимы были цари их.
Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут, и такие народы совершенно истребятся».
Книга пророка Исайи (60: 10, 11, 12)
Полагаю, что евреи достигли своей цели, в этом смысле цель у них правильная, с точки зрения их оценщика.
Самый объективный и беспристрастный оценщик

Сергей Карпов 6   03.11.2025 05:55   Заявить о нарушении
Благодарю, Сергей, за уточнения. Идея, что сам человек и выступает оценщиком собственных целей мне ближе и понятнее. То, что способы достижения целей влияют на её правильность или лживость, тоже вполне логично.
Мне сложно судить о целях еврейского народа с точки зрения их оценщика, ведь существуют два вида целей. Первый имеет законченный вид (построить дом, родить, детей, устроиться на престижную работу), а второй мотивационный (создавать благоприятные условия жизни, помогать людям достигать просветления, иметь крепкое государство).
Второй вид имеет свойства длиться веками, поэтому здесь могут быть только оценки промежуточных достижений или провалов. И то эти выводы не конечные, а лишь коррекционные, чтобы выправить линию движения к намеченной стратегической цели.

Эрик Хват   03.11.2025 07:23   Заявить о нарушении