Анализ дневников группы Дятлова 1
Перечитав более сотни версий (начиная от версии, что дятловцев убил Змей Горыныч и заканчивая несчастным случаем с РИТЭГОМ), а также тысячи листов обсуждений и возражений этих версий, я поняла, что практически любая версия имеет некоторые пробелы, не объясняя все странности данного запутанного дела.
Почему студенты вдруг остановились на продуваемой всеми ветрами горе, вместо того, чтобы в течении получаса спуститься вниз? Зачем не взяли обувь, совершив самоубийственную пробежку босиком среди ночи? Каким образом носки у них остались целыми после такого забега, а ноги почти у всех не были разбиты в кровь и обморожены (у некоторых все же были)? Почему разбрасывали драгоценные вещи, вместо того, чтобы максимально утеплиться? Зачем забирались на кедр? Что за странная татуировка была на руке одного из участников похода? Почему они разожгли костер, да и бросили его, позволив затухнуть? Откуда они могли получить такие тяжелые и страшные травмы? Если на туристов напали, почему те побежали вниз с горы и разбежались по лесу, вместо того, чтобы дать отпор?
Давайте разбираться с самого начала.
А начать, пожалуй, стоит с дневников самих туристов. Давайте ка внимательно прочитаем эти дневники и сопоставим их с показаниями свидетелей и материалами некоего уголовного дела, имеющегося в сети.
23 января – пятница
Дневник Люды
23 января.
Сегодня последний день сбора. Весь день прошел в ужасной суматохе. С одиннадцати бегала по магазинам, покупала всякую мелочь. Сдуру купила 5 м батиста, на что ушло все ден 200 руб. Собиралась сама в страшной поспешке и конечно, забыла дома свитр. Каждый занят был своим порученным делом, а дел было по-горло. Незадолго перед выходом начали собираться провожающие. Времени было в обрез, но мы, конечно, во время прибыли на станцию. И вот настали последние минуты прощанья. Перед отходом "спели" несколько песен, но (что «но?» где продолжение мысли? прим автора)
В вагоне к нам присоединились блиновцы вместе пели песни. Среди всех особенно выделяется кротовский бас. На сей раз было много очень новых песен, которые мы тянули с помощью инструктора Золотарева А., идущим вместе с нами в поход. Этого Золотарева никто не хотел сначала брать, ибо человек он новый, но потом плюнули и взяли, ибо отказать - не откажешь. Таким образом, нас как было десять, таки осталось, ибо Славку не отпустило фак бюро.
Общий дневник
23 января 1959 года.
Так, снова в поход! Сейчас сидим в 531 комнате, вернее, конечно, не сидим, а все лихорадочно суют в рюкзаки всякие овсянки, банки, тушенки. Завхоз стоит и смотрит, чтобы всё у всех вошло.
- Где мои пимы?
Ю.К.:
- В трамвае в мандолину играть будем?
- Конечно! Соль забыли! – 3 кг.
- Игорь! Где ты?
– Где Дорошенко, почему не забирает 20 пачек?
- Дайте 15 коп. позвонить!
- Безмен, безмен где?
- Не влазит, у черт! Ножик у кого?
Влезет это, влезет и это тоже.
- Юра, довези это до вокзала.
Пришел Славка Хализов:
- Привет!
- Привет! Дайте 15 коп.!
Люда считает деньги, крупные деньги. В комнате художественный беспорядок.
А вот мы и в поезде. Перепето много, много песен, выучены новые, и все расходятся по местам уже в 3-м часу ночи. Интересно, что ждет нас в этом походе? Что будет нового? Да, мальчишки сегодня торжественно дали клятву не курить весь поход. Интересно, сколько же у них силыволи, смогут ли они без папирос обойтись? Все укладываются спать, а за окнами встает Уральская тайга.
З. Колмагорова
Из уголовного дела: 23 января Дятлов получает маршрутную книжку № 5 в Городском комитете по фк и спорту за подписью т. Уфимцева В.Л. В маршрутной книжке указаны 11 человек (запоминаем эту цифру - 11 человек). 11-м включен ЗОЛОТАРЕВ бывший инструктор Кауровской турбазы. Причем указан студент, который не пошел в поход, а Золотарев вписан последним, другими чернилами и без инициалов.
Маршрутный лист был подписан Королевым (председатель маршрутной комиссии) Новиковой и Гордо.
В составе группы указаны: Дятлов, Дубинина, Колмогорова, Колеватов, Слободин, Биенко, Кривонищенко, Тибо-Бриньоль, Дорошенко, Юдин, Золотарев.
И сразу возникает вопрос: а тот ли это маршрутный лист, по которому ушли студенты? Почему Золотарев вписан чернилами другого цвета? Почему без инициалов? А кстати, возможно ли, что Золотарева вписали задним числом в какой-то новый маршрутный лист?
Девятым и десятым вписаны Юдин и Дорошенко. Очевидно, они присоединились в числе последних. И Юдин, кстати, это подтверждает, сообщая в интервью, что подошел с Юрой Дорошенко к Игорю и напросился в поход.
Подготовка к походу проходит в страшной суматохе. Начиная с 11 утра Люда бегает по магазинам и покупает всякое. Почему она отложила покупку мелочей на последний день? Выглядит так, словно речь идет не о девушке, у которой в личной записной книжке заранее рассчитан и запланирован каждый шаг, а о суматошной растеряхе, которая не знает что, сколько и когда надо было покупать.
В комнате 531 (где проживает Юра Юдин) в 18-00 назначен общий сбор. Под присмотром сурового завхоза Люды Дубининой все собирают рюкзаки. Зина Колмогорова очень живо описывает суматоху в сборах, передавая даже говор Юры Кривонищенко.
И вот после такой живой и образной записи в общем дневнике в своем личном дневнике Зина пишет просто как аскет – крайне отрешенно, сухо и схематично.
Отчего же такая суматоха и отчего в дальнейшем ребята постоянно занимаются «подгонкой оборудования»? Они настолько безответственно относятся к походу третьей степени трудности, что даже не утруждают себя лямки рюкзаков подтянуть и палатку заштопать?
А может быть дело не в безответственности, а в том, что группа стартует раньше на день или даже два?
А может быть поход их вовсе не третьей степени, а вообще – выход на шашлыки за Чистоп на три дня?
Так-так-так.
А давайте разберемся с маршрутом.
Что мы знаем о маршруте из дневниковых записей? Вообще ничего! Ни одной строчки нет в личных дневниках. Не сообщается о маршруте даже в общем дневнике, по типу:
«Вот и начался наш поход. Нам предстоит маршрут третьей степени трудности. Надо пройти 300 км по ненаселенке за столько то дней. Мы пойдем сначала туда, потом туда».
Ничего такого в дневниках нет.
Но есть письмо Юры Кривонищенко из общежития, в котором он пишет, что группа идет за гору Чистоп.
Есть показания лесника Ремпеля, который сообщает, что студенты интересуются у него как пройти к Отортену.
Есть показания Дряхлых, который рассказывал о беседе со студентом на 41 квартале. Студент ему сообщил, что группа собирается дойти до 2 Северного, пройти по Уральскому хребту туда и обратно (неизвестно до какого места на хребте) и после чего вернуться в Вижай.
Есть показания охотника-пенсионера Чагина о том, что туристы спрашивали у него как пройти на Чистоп.
Так куда все же собиралась идти группа?
За Чистоп (показания Чагина + письмо Юры Кривонищенко)?
По Уральскому хребту непонятно до какой точки и обратно (показания Дряхлых)?
На Отортен (газета «Вечерний Отортен» + показания Ремпеля + проект похода)?
Сделать круг почета по хребту от Отортена до Ойко-Чакура (черновик проекта похода)?
Мы видим, что ни на, ни за Чистоп туристы не пошли. Не намеревались они и идти вкруговую до Ойко-Чакура – не хватило бы времени. Один из туристов взял отпуск на режимном предприятии только на 10 дней, а вовсе не на двадцать один. Как-то про это вообще забывают те, кто говорит о длительном круговом маршруте. Может быть, студенты и могли себе позволить прогулять пару-тройку (десять-одиннадцать) дней, но вряд ли на режимном предприятии такой длительный прогул восприняли бы с энтузиазмом.
Таким образом остается либо продвижение по Уральскому хребту (каковая попытка взобраться на хребет отражена в дневниках), либо дойти до Отортена и пойти назад (имеется газета). И кстати, маршрут движения по Уральскому хребту был живо подхвачен администрацией УПИ, с пояснением что туристы решили таким незамысловатым образом сбежать в Америку.
А теперь, представим себе, что Дятлов собирался пойти в легкий, развлекательный поход до Чистопа на недельку. Но за два дня до сборов к Дятлову подходит некий товарищ и просится в поход. И мало того, что просится, он еще предлагает сменить маршрут, предлагая свой - более трудный и крайне рискованный.
Говорит он примерно следующее:
- Ну ты же собирался в поход за Чистоп? Ну возьмите меня. Пойдем по хребту.
На что Игорь отвечает:
- По хребту, в февральские ветрища? Там зимой шею свернуть на раз. А у нас девушки. Мы только за Чистоп и обратно.
И Игорь Дятлов отказывает Золотареву (может быть именно поэтому группа так торопится и стартует раньше, чтобы не брать навязчивого незнакомца?). К тому же Игорь всегда ходил в поход только с надежными и лично проверенными людьми. А Золотарева Дятлов вообще первый раз видит. Зато наверняка слышал, как тот чуть не угробил младших инструкторов с турбазы, когда потащил их в категорийный поход (об этом позже).
Золотарев слоняется по универу и от нечего делать присоединяется к группе Согрина. Зачем ему вообще идти в поход?
Этим вопросом задается некая тетя Маруся (она же кладовщица турклуба, она же гражданка Будина Мария Севастьянова 37 лет).
На вопрос тети Маруси
«Зачем с ребятней идешь, ты же старый?»,
Золотарев грубовато отвечает:
«Тебе что за дело»
и в дальнейшем старательно избегает общения с назойливой комендантшей. По словам тети Маруси он был как зверь, боялся ее и явно чем-то был болен.
Кто такой вообще был этот Семен Золотарев?
По рассказам очевидцев – прикольный дядька в начале своей карьеры школьного учителя (возился с детьми и ходил с ними в походы) и полностью равнодушный к ученикам и урокам в конце (уволен за полное безразличие). Что так изменило характер товарища Золотарева? А вдруг он чем-то таким заболел, после чего учителю стало глубоко плевать на учеников и уроки? Он бросает школу и подработку фотографированием туристов и принимается ездить по стране, стараясь отираться близ предполагаемых источников радиации. А зачем? Он что шпиёном решил заделаться, или радиоактивные источники ему были нужны для каких то личных целей?
Вернемся к сборам
Саша Колеватов приносит шерстяные свитры. Предположительно он вынес их из спортклуба в непонятном количестве от трех до шести штук. А еще Саша, по словам сестры, в спортклубе с боем достал штормовки и у своего друга достал карту местности.
Люда пересчитывает деньги (большие деньги). Сколько денег могло быть у Люды?
Следующая глава будет посвящена денежному вопросу.
Свидетельство о публикации №225110200599