Стой, косой

                Посвящаю своим однокашникам
                по факультету охотоведению ИГСХА
                с которыми был на практике в Хонгоре в 2001 году.

   Скажите, вы очень любите слушать разные истории, небылицы, байки? А было такое, что это происходило возле костра?
 Кто уж очень любит действительно рассказывать истории так это охотники. Причем они так мастерски все это делают, зачастую прибавляют  и сочиняют прямо на ходу, что мы, развесив свои уши, слушаем затаив дыхание, охотно веря всему рассказанному.
  Мне вспоминается одна интересная история, которая произошла с моими однокашниками на 3 курсе  во время прохождения практик по биологии зверей и технике добывания животных  неподалеку от нашего  учебного зимовья Хонгор, который находится в 40-45 километрах от поселка Малая Голоустная.
    По календарю шел месяц ноябрь. В лес пришла государыня зима, которая не дав осени до конца быть на престоле, вступила в свои права, поэтому все  деревья, кустарники и пожухлая трава оказались под покровом снега. Могучие великаны сосны, ели, пихты окружали нас вокруг,  их ветки, как могучие руки  переплелись между собой, от этого так просто зайти  в лес было тяжело.
  Неподалеку от зимовья протекал ключ Хонгор возле которой находилась баня, в которой мы все мылись после полевых наблюдений.
   Возле зимовья постоянно находилось масса следов разных зверей поэтому каждый день мы учились определять следы разных животных, ходили на охоту, Неподалеку от  ключа встречались в большом количестве следы норки; около самого зимовья следы белки, чуть подальше зайца.
 Тем не менее нам с добыванием зверя как-то особо не везло. На зайцев мы использовали старый метод: ставили петли. Тщательно обтерев их хвоей , мы устанавливали возле заячьих троп.
  Однажды мои однокашники решили в очередной раз проверить петли, а я остался один в зимовье готовить  еду.
Через  минут тридцать- сорок до моего уха донеслись очень оживленные голоса, которые доносились из леса. Я вышел на порог нашего зимовья и увидел моих однокашников, которые что-то бурно обсуждали.
  -Что случилось? - задал я вопрос.
-Да, вот зайца упустили из петли,- последовал ответ.
-Как же вы его упустили?- поинтересовался я.
-Да, вот: стали мы подходить к месту,- принялся рассказывать мой друг Леша ,- вдруг в одной из петель увидели зайца. Думали, что он уже мертвый, потом присмотрелись, а он  оказался… живым. Мы не чтоб подойти к нему ближе, как можно тише, как заорем в один голос: «О…,  заяц»! Да так громко, словно никто из нас никогда зайцев не видел. А он взял, представляешь, мотнул головой, петля отвязалась со ствола дерева, он и побежал с петлей на шее прямо по замершей реке. Мы побежали вслед за ним, давай, кричать: «Стой, косой, стой, поймаем- убьем», ну а он , естественно, убежал от нас.
Услышав такой рассказ, от моего друга, я невольно рассмеялся, представляя себе всю эту картину где-то нелепую, где-то может быть даже и поучительную для нас студентов.
Через пару дней, нам повезло: в петлю попался заяц.  И уже никто так из наших не кричал, при виде зайца.  Сколько  положительных эмоций принес этот заяц, все тут же давай с ним фотографироваться на память. Позже из  этого зайца  я сделал вкусный плов.
  А тот, зайчишка, наверняка, погиб: зацепился может где-нибудь, и удушился, или еще кто-нибудь из хищников его  поймал да и съел.





 
С того момента прошло почти 25 лет. За это время много прошло: двое участников этой замечательной практики ушли из жизни, один из них мой друг Алексей. Но еще и при их жизни, и сейчас, я вспоминаю эту практику с большим теплом, иначе бы это рассказ просто не получился. Еще для меня особо ценен это рассказ, потому что в числе первых читателей и рецензентов был знаменитый писатель – эколог Семен Климович Устинов (1933-2017) с коим довелось и работать, и дружить почти 15 лет. Его советы и рекомендации были использованы в полной мере.


Рецензии