Рожденный в пещере монастырь
У входа в монастырь Псково – Печерский.
Здесь краешек Руси, как будто рай земной,
Где места нет пустым словам и мыслям дерзким.
( Надежда Трофимчук)
Посещая Псковскую землю, мы, гомельские паломники, обычно заезжаем и в Свято – Успенский Псково – Печерский монастырь. Это один из старейших и самых крупных мужских монастырей в России с непрерывной многовековой историей и замечательным архитектурным ансамблем 15-19в. Расположен он недалеко от Пскова в городе Печоры. Городу Печоры обитель дала жизнь и полностью определяла почти до 18 века состав его населения, сферу занятий местных жителей. Именно монастырь, первоначально расположенный в пещерах, - «печерский», дал имя городу – Печоры. Название происходит от древнерусского слова «печера» - «пещера».
По преданию в этих землях в пещерах холма у ручья Каменец еще в 14 веке жили монахи пустынножители. Они бежали сюда в псковские земли с юга от набегов крымских татар. Имена их остались неизвестны. История сохранила до нас лишь имя «начального инока» преподобного Марка. Однажды местные жители случайно обнаружили пещеру, на которой к тому времени уже была надпись «Богом зданные пещеры» (т.е. созданные Богом). Согласно монастырской летописи, в 1470 году вблизи святого места поселился священник Иоанн с семейством, прозванный Шестником, (т.е. пришельцем) так как родом происходил из московских пределов. Он выкопал в холме из песчаника рядом с найденной пещерой – новую, в которой устроил церковь. В его трудах помогала супруга Мария, принявшая иноческий постриг с именем Васса. В 1473 году эта пещерная церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Она стала центром будущего монастыря, а сам Иоанн после смерти жены постригся в монахи и стал первым его настоятелем. Холм, в котором находятся Успенская церковь и «Богом зданные пещеры» называется Святой горой.
Ранним осенним субботним утром мы приехали в Печоры и остановились у Святой горы. Вошли в Святые врата обители. Перед нами - величественный ансамбль храмов и хозяйственных строений, окруженный крепостными стенами. Необычно расположение монастыря. Он органично встроен в рельеф глубокого оврага и как бы спускается с холма вниз. А его стены и башни словно вырастают из самой земли и создают целостный образ крепости – обители. Синие с золотыми звездами купола храмов дают нам ощущение праздничности и света. Среди различных строений особо выделяется нарядный Успенский собор, в который мы поспешили на раннюю Литургию.
Сегодня этот собор является центром религиозной жизни монастыря. В его главном приделе хранятся два особо чтимых, украшенных жемчугом и алмазами, чудотворных образа: список с иконы «Умиление» Божьей Матери и образ Успения Пресвятой Богородицы, с изображением по сторонам важных событий из жизни Богоматери. ( 16 век). Здесь же иконы Спаса Нерукотворного, Святителя Николая Чудотворца в житии и др. В главном приделе расположено и Царское место – специальная сень, где в старину молились цари, которые посещали монастырь. Восхищает позолоченный иконостас, подаренный обители еще императрицей Елизаветой Петровной. В глубине собора в специально устроенной нише - мощи Святого Игумена обители - преп. Корнилия, возле которых ежедневно, кроме воскресения, совершается братский молебен монахов монастыря. Успенский собор – старейший храм обители необычаен и тем, что находится непосредственно в горе, это пещерный храм. Его низкие своды, укрепленные десятками опор, древние иконы создают особую атмосферу средневековья. В полумраке под тихие звуки читаемой молитвы особенно ощущается намоленность и древность этого места.
По окончании Литургии наша группа вместе с экскурсоводом Татьяной прошла по территории монастыря, познакомилась с его историей, посетила Пещеры. Общепризнанной датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда была освящена Успенская церковь, - начала свой рассказ Татьяна. Вокруг церкви образовалась небольшая обитель, которая со временем росла и укреплялась. Обнаруженные пещеры стали использоваться как кладбище для монахов. По образцу Киево-Печерской Лавры в ней был введен общежительный устав.
Расцвет обители связан с ее игуменом преп. Корнилием, чей памятник и красуется у входа в монастырь. В середине 16 века были построены Трапезная, Благовещенская церковь, расширена Успенская церковь, дальше прокопаны монастырские Пещеры. В обители работали иконописная, плотницкая, керамическая мастерские, была собрана прекрасная библиотека. При нем обитель превратилась также в сильную крепость. Вокруг монастыря были воздвигнуты мощные каменные стены и башни, построена надвратная церковь во имя Николая Чудотворца.
Однако в 1570 году жизнь игумена Корнилия внезапно оборвалась. Согласно преданию, царь Иван Грозный, заподозрив измену, собственноручно убил встречавшего его у Никольской церкви игумена Корнилия. Раскаявшись, царь понес тело убитого вниз, к Успенскому храму. Кровь невинно убиенного монаха обагрила их путь. С тех пор путь от Никольского храма до Успенского собора в народе называют «Кровавым путем».
Псково-Печерский монастырь всегда являлся местом паломничества русских царей. Здесь бывал с богатыми дарами Иван Грозный - с покаянием о загубленном им игумене. Четырежды приезжал Петр Первый. В память о визите императрицы Анны Иоановны в монастыре сохранилась ее карета. Посещал обитель и государь Николай Второй Романов.
Наш гид Татьяна также подчеркнула важное значение Печерского монастыря – крепости в защите западных рубежей страны. Его гарнизон и монахи обители не раз отбивали атаки поляков, литовцев, шведов, немцев. И только в 1721 году закончилась военная история монастыря. На протяжении 140 лет он исправно нес службу во славу Отечества. Надо сказать, что и по сей день это замечательный памятник русского фортификационного искусства.
За всю свою долгую историю Псково- Печерский монастырь ни разу не закрывался. Не был он закрыт и в 20 в., в годы Советской власти, что является его уникальной особенностью. В межвоенный период ( с февр.1920 г.- по янв.1945 г) этот монастырь находился на территории Эстонии, что и помогло ему во многом избежать общегосударственных церковных гонений. Затем на протяжении последующих 40 лет на территории РСФСР действовало только два монастыря: Псково – Печерский, переданный сюда из Эстонии, а также открытая в 1946 году Троице-Сергиева Лавра. Недавно, в 2023 году Псково –Печерский монастырь отметил свое 550-летие.
По мощенным булыжником дорожкам спускаемся к основным храмам обители. Дорожки обрамлены ухоженными газонами и многочисленными цветниками. На верхней площадке монастыря привлекает внимание строгий, построенный по канонам классицизма белокаменный Михайловский собор. Построен он в 1827 году. Является самым большим храмом в монастыре. В нем идут все главные службы. Здесь хранятся храмовые святыни – десница святой мученицы Татианы и чудотворная икона «Умиление», написанная в 16 веке.
Мимо дома настоятеля монастыря прошли на нижнюю площадку, где находится целый ряд разноцветных храмов(16в.), монастырские Пещеры, колодец со святой водой и различные хозяйственные постройки. Вот Успенский храм, где мы побывали на Литургии. Перед нами желтого цвета каменный фасад начала 18 века в стиле барокко. Он представляет собой лишь стену: сама же Успенская церковь находится в горе. Над Успенской церковью в сер. 18 века был построен Покровский храм, а с 19 века – его синие купола украшают золотые звезды. Сейчас это похоже на единый комплекс. А дальше – объединенные в одно здание Ризница, Сретенская и Благовещенская церкви, постройки 16 -17 вв. Красного цвета Ризница с библиотекой, по сути, сокровищница обители. Здесь хранятся многие старинные иконы, ценная церковная утварь, облачения священников и т.д. За Ризницей расположилась белокаменная Большая звонница со старинными колоколами, одно из первых каменных сооружениий в обители. Фасад колокольни украшен позолоченными часами и крупным изображением Ангела. 17 колоколов на Большой звоннице позволяют исполнять сложные музыкальные произведения. Пребывая в монастыре, мы тоже смогли насладиться печерскими звонами.
Затем вместе с экскурсоводом прошли в Пещеры, которые с 15 века являются монастырским кладбищем. Пещеры делятся на Ближние и Дальние. Сначала зашли в Ближние. Здесь покоятся мощи самых первых подвижников обители – инока Марка, священника Иоанна и его супруги Марии, принявших постриг с именем Иона и Вассы, а также старца Лазаря Прозорливого. А дальше открывается проход в Дальние Пещеры, состоящие из 7 галерей, т.е. улиц общей длиной около 200 м. Вслед за экскурсоводом идем во тьму пещеры, подсвечивая себе путь маленькой трепетно горящей свечой, полученной при входе. Пещеры частично укреплены и облицованы кирпичом. Но есть и нетронутые участки, которые открывают удивительную красоту древних ходов в толще песчаника. Стены большинства подземных галерей содержат множество каменных и керамических плит, так называемых керамид. Они закрывают собой погребальные камеры. Древнейшая из этих керамид обозначена 1530 годом. В таких отдельных нишах,- по словам гида,- обычно погребают монахов, которые служили Богу в священном сане. Время от времени Татьяна останавливалась, чтобы обратить наше внимание на место упокоения некоторых местно чтимых святых и знаменитых старцев обители. Монахов же, не облеченных саном, хоронили на специальных братских кладбищах,- добавила она. И подвела нас к такому захоронению. Перед нами на стене огромная икона, которая открывается как дверь. За ней – решетка, а дальше - пещера, доверху заполненная гробами. Верхние еще целые, а нижние уже превратились в труху. Эти нетленные захоронения потрясают: ведь в пещере полностью отсутствует запах тления. Пахнет как в обычной пещере: землей, влажностью, цветами. В этих подземельях покоятся останки более 10 000 человек погребенных здесь за века. Впечатление, оставляемое посещением пещер, трудно передать словами.
Спускаемся вниз по ступеням в пещеры,
Где покоятся мощи подвижников веры.
Тяжелых низких сводов полумрак
Раздвинулся заметно перед нами.
А мы идем все - тихими шагами
Все дальше вглубь, испытывая страх,
Как – будто затерялись мы в веках.
По сути, Пещеры - это удивительный природный памятник, открытый и облагороженный человеком и хранящий вот уже 6 столетий свои тайны. Это одно из тех сакральных мест, которое с давних пор является местом паломничества для всех, кто приезжал в Псково- Печерский монастырь. А паломники приезжают сюда, чтобы прикоснуться к святыням, получить духовное наставление и помолиться в древних храмах, сохранивших атмосферу глубокой веры и благочестия. Печерский край с давних пор привлекал также художников, писателей, историков, ученых, знаменитых людей России и зарубежья. Здесь бывали известный художник Н.Рерих, историк Н. Костомаров, выдающиеся живописцы К. Брюлов и В. Маковский, замечательный исследователь древнерусского искусства И. Грабарь и др.
Октябрь , 2025 год
Свидетельство о публикации №225110200917
Увы.
Владимир Афанасьев 2 02.11.2025 14:06 Заявить о нарушении
