Или или. Война цивилизаций, которая стала горячей
Откуда эта глубинная, почти метафизическая неприязнь, столетиями сводившаяся к попыткам если не уничтожить, то хотя бы отодвинуть, ослабить, «цивилизовать» эту самую инаковость? Ответ лежит не в учебниках по политологии, а в пыльных летописях и в разной крови, бегущей по историческим венам.
Взгляд из Киева, взгляд из Новгорода
Представьте себе Европу на заре второго тысячелетия. Она уже обретает форму, наследуя Риму, выстраивая иерархию под крылом Папы, готовясь к Крестовым походам. А на востоке — terra incognita, «варвары». Не просто незнакомые племена, а народы без прошлого. В византийских хрониках о них пишут как о «звероподобных» существах, живущих в анархии, не ведающих закона.
И вот летописец Нестор берется за перо. Главное в его «Повести временных лет» — не хроника. Это первый геополитический манифест, гениальная челобитная о легитимности. Мир спрашивает: «Откуда вы взялись? Вы никто». А Нестор отвечает: «Мы — норики, мы от племени Иафета, мы ваши давно забытые родственники по общей библейской истории».
С этой места и расходятся два нарратива, две судьбы.
Европейский нарратив: «Мы — наследники». Наследники Рима, наследники Просвещения, творцы универсальных правил. Наша истина Procedural. Она основана на законах, договорах, правах человека, которые одинаковы для всех. Мы строим мир без границ, где общие ценности важнее суверенных причуд.
Русский нарратив: «Мы — обороняющиеся». Мы вечно доказываем своё право на жизнь. Наша правда — не в параграфах, а в жертве, в чувстве справедливости, в «своем пути». Наш суверенитет — не право, а священный рубеж, который мы отстаиваем против тех, кто никогда не только не принимал нас как равных, но и отказывал нам в праве на существование.
Эта разница в ДНК породила длящийся тысячелетие , изматывающий диалог.
Европа, глядя на Россию, видит вечно отстающего, обиженного ученика. Существо иррациональное, непредсказуемое, не уважающее «правила». Она считает, что пыталась его и приручить, и просветить, но в ответ всегда получала либо молчаливое сопротивление, либо грубую силу. Для Европы Россия — это сбой в матрице ее рационального, упорядоченного мира. Угроза самому понятию универсальной истины.
Россия, глядя на Европу, видит лицемерного ментора. Тот, кто, улыбаясь, протягивает руку, но в кармане держит камень. Кто говорит о партнерстве, но в душе все равно считает тебя — в лучшем случае экзотичным «нориком», в худшем — дикарем. Любое движение Запада на восток — будь то НАТО или ЕС — читается здесь по старому, как мир, сценарию: «Идут на нас, чтобы лишить последнего, нашей самости, нашей правды».
СВО: когда спор стал войной
И вот сегодня этот многовековой спор вновь перешел в фазу «или — или».
Для России это — ультимативный бой за свой суверенный цивилизационный проект. Попытка силой утвердить свою «правду» против навязываемой «истины». Уничтожение украинской «инаковости» — это не акт ненависти, а акт самосохранения. Это отчаянный крик: «Да, мы — норики, и будем такими, какими хотим!».
Для Европы это — битва за фундамент своего миропорядка. Это защита правил, границ (пусть и чужих), универсальных ценностей от того, кто их отвергает с порога. Поражение в этом контексте будет означать, что европейская цивилизационная модель, основанная на праве и диалоге, нежизнеспособна перед лицом иррациональной воли.
Мы по-разному понимаем правду, закон, границы, саму цель существования народа. Мы говорим на разных языках не в лингвистическом, а в метафизическом смысле.
Сто лет назад Николай Бердяев писал о «врожденном недоверии» России к Западу. Сегодня это недоверие вылилось в огонь артиллерийских батарей. И кажется, в этом страшном споре «или — или» компромисса быть не может. Ибо на кону стоит слишком много — не территория, не ресурсы, а сама душа. И право этой душой распоряжаться.
Свидетельство о публикации №225110200965