Найджерия 1. Звёздный час и сто найров
Та самая Нигерия?» -
На последних новостях
Обеспокоилась Лукерия.
«Был я там немало раз, -
Прокряхтел я бодро с печки. -
Экономь, коль можешь, свечку –
Долгим будет мой рассказ».
ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС И СТО НАЙРОВ
Впервые посчастливилось мне побывать в Нигерии в 1992 году. Повезло нашему экипажу – целый груз ставриды (одна тысяча двести тонн), наловленной в экономической зоне Намибии, велено было доставить в нигерийский порт Варри.
- Семь дней хода.
Все семь дней, а особенно – ночей, стоял я на ручном управлении – рулил по своему почину, памятуя первым делом слова старпома: «Четыре с лишним часа будем идти по речке – рулить надо будет мастерски». Вот и переключал я, с разрешения вахтенного своего второго штурмана, на своей вахте автоматическое управление на ручное. И ловил, ногами чувствуя покатую могучую волну океанскую, курс на перо руля – неважно еще получалось. Но жила надежда, что проход вверх по реке Нигер выпадет на вахту старпома или третьего помощника – трое нас, рулевых матросов-то! Авось минет меня кара сия: пусть другой отдувается.
Тем более, что и расклад более-менее удачно: звёздной ночью, что подходили мы уже к месту, отправился я с вахты спать: через восемь часов заступать теперь только. Уж разрулят за столько-то времени!
- Давно идём? – первым делом спросонок спросил я у товарищей в каюте, почувствовав ровный ход судна по реке.
- Двадцать минут как лоцмана взяли.
Хоть и не слаб я был в коленках, но задрожали те малость. И взгляд в искривший солнечными бликами от воды иллюминатор храбрости не добавил – пальмы по берегу находились так близко, что казалось – можно рукой бананы срывать.
Повезло… Дуракам везёт – их работа (вахта, в данном случае) любит!
От волнения я даже на обед не пошел (верно, вообще-то: какой артист ест перед спектаклем или спортсмен - перед соревнованием!). А когда поднялся в рулевую рубку, яркий, весёлый свет дня померк на миг в моих глазах. Помимо подающего команды темнокожего, поджарого лоцмана, здесь был весь штурманский состав во главе с капитаном – пять человек плюс старший механик на управлении машиной. Стояла полная тишина, нарушаемая лишь командами лоцмана и репетованием их рулевому и тихим пощелкиванием приборов. Висели клубы табачного дыма – капитан прикуривал одну сигарету от другой. Все взгляды были прикованы к узкой извилистой реке с опасными сплошь и рядом поворотами. На руле стоял четвёртый штурман Валентин – лепший мой кореш. Рулевой же был задвинут в угол рубки и явно ждал, когда уже сможет отсюда умыкнуть.
- Ну что – попробуешь порулить? – тихо обратился ко мне старший помощник.
И, приняв моё полуобморочное состояние за полную готовность, капитан прибавил спокойно:
- Слушай только наши команды!
- Шестьдесят два на курсе, курс сдал! – уступал мне место рулевого друг.
- Шестьдесят два, курс принял!
Теперь мало что существовало для меня, кроме рулевой картушки с градусами и стрелки, обозначающей перо руля, да команд старпома, что репетовал с английского мне команды лоцмана.
Та самая стрелка, что не могла и секунды устоять в открытом океане, то дёргаясь из стороны в сторону, а то и вовсе убегая навстречу покатившейся на борт шкале, стояла как литая: река! И её встречное судну течение правит перо руля идеально. И лихие перекладки на поворотах были воистину ковбойскими.
- Может, прибавим скорость? Рулевой справляется вполне, - спрашивал у капитана старпом.
- Не мне тебе рассказывать, что будет, если мы на такой скорости днище о каменное дно вспорем, - выпускал очередную струю табачного дыма капитан.
Когда я в первый раз позволил себе обернуться на часы, искренне надеясь, что минут двадцать-то всяк отрулил, циферблат показывал уже без двадцати три – два часа и сорок минут минуло с начала вахты.
Я даже прихватил рулевым вахту старпома – когда закончилась вахта второго штурмана, мы уже заходили на якорную стоянку: коней на переправе не меняют.
И едва мы бросили якорь в нескольких еще милях от Варри, как со всех сторон были атакованы джонками туземцев из близлежащих селений с хижинами – мамаши с многочисленными своими детьми и африканским поделками – сувенирами, и сопутствующими товарами: местными фруктами и виски. Ребятёнки – возрастом от трёх-четырёх лет - лихо гребли вёслами, живо отталкиваясь теми же от стального борта судна, и бойко голосили, задрав кучерявые головы и энергично сжимая вскинутые кисти рук, словно цепко ухватывая вожделенный продукт:
- Брэд, брэд, брэд!.. Соуп!.. Соуп!.. Найра, найра! – хлеб, мыло и деньги - нигерийские найры: таким был джентльменский набор.
«Брэд» они получили сполна – как раз на полдник пекарь испёк булочки, которые в своём остатке прямиком посыпались в джонки. Так что даже запоздавший с вахты моторист остался полуголодный, по поводу чего и затеял склоку с щедрым – за его, получилось, счёт – и благодушным механиком наладчиком (что, умиляясь экзотике, швырял пышные из иллюминатора, как из рога изобилия).
Что же до денег?.. В этой стране, где вполне могли убить за доллар, мне посчастливилось найти две бумажки по пятьдесят найров каждая – вместе это был эквивалент «двадцатки» зелёных. Помнится, я даже оторопел от такой неожиданности – рано утром, посреди порта: что за ловушка - западня? Наверное, за ниточку кто-то сейчас утянет. Но нет – деньги были настоящие, и обнаружил их именно я, хоть и шли мы впятером разрозненной цепочкой: только что – шел на шаг впереди.
Ну что тут сказать – дуракам везёт! Даже в Нигерии.
(продолжение http://proza.ru/2025/11/03/1832)
Свидетельство о публикации №225110301054
Абракадабр 03.11.2025 21:40 Заявить о нарушении
Что же до мореходки - тоже надо было учиться дальше. И люди добрые, неравнодушные, в рейсах морских просто наседали с тем: "Тебе учиться надо!". Но, штурмана и капитаны тогда казались такими авторитетами, умными людьми - куда уж мне!.. Это сейчас глянешь: дурак на дураке сидит, и дураком погоняет!
С уважением!
Андрей Жеребнев 04.11.2025 05:14 Заявить о нарушении
С уважением,
Абракадабр 04.11.2025 08:33 Заявить о нарушении
