Киносценарий- Возрождение было возможно-6
Адаптированный киносценарий по книге Вардкеса Тевекеляна "Жизнь начинается снова"(1950 год)
Видеоклип https://yandex.ru/video/preview/4599591119599057521
Словно птица Феникс На стихи поэта Евгения Доставалова
Дата публикации 5 сен 2024
АВТОР
Слухи, тревожные, пугающие, ползли по горным пастбищам. Где-то далеко неведомые народы начали войну между собой. Кто с кем и почему воюет, никто не звал. Боялись одного: как бы турки тоже не начали войну.
Звездными ночами, собравшись у дымящих костров, загорелые, умудренные опытом старики чабаны подолгу толковали о войне.
НАТ. У ДЫМЯЩИХ КОСТРОВ.
АВТОР, ЧАБАНЫ, ОХОТНИК НШАН, МЯСНИК ХАЧИК, СТАРЕЙШИНА МАЗМАНЯН, МИГРАН, ВСАДНИК,
ОХОТНИК НШАН
Не иначе как опять германцы мутят воду, больше некому.
МЯСНИК ХАЧИК
Может быть, и французы. Вот скоро Гугас вернется, тогда и узнаем.
СТАРЕЙШИНА МАЗМАНЯН
Я все думаю и никак в толк не возьму: почему это люди вечно воюют между собой? Земли им не хватает, барашков пасти негде? Не должно быть. Посмотришь — кругом земли вроде много.
МИГРАН
Это все оттого, что люди слишком умными стали, всякие там машины, пароходы выдумали. В прошлый раз Атеш рассказывал, что в Сивасе он видел арбу без лошадей и без быков, сама, говорит, двигается.
МЯСНИК ХАЧИК
А, по-моему, все оттого, что много богачей развелось. Богатому человеку все мало, ему еще больше хочется. Он все думает, как бы у соседа последнее отнять. Вроде наших Манукяна и Каракозяна. Дай им волю, так они последнего барашка у тебя заберут. Посмотрим, что белый царь скажет, он тоже ведь порядочный вояка.
Слышен оповещающий лай собак. На тропинке показывается всадник.
ВСАДНИК (ещё издали)
Ге-ей! Скажите, где сейчас Мазманян? Где Хачик?
(Все бросаются навстречу всаднику.)
МЯСНИК ХАЧИК
Что случилось? Какая беда стряслась?
ВСАДНИК (слезая с коня)
Войну объявили. Писарь сказал: завтра на площади султанский указ будут читать. Просили вас срочно вернуться в город.
МЯСНИК ХАЧИК
Кто объявил? Кому объявили?
ВСАДНИК
Всем.
МЯСНИК ХАЧИК
Скажи толком: кому всем?
ВСАДНИК
Точно не знаю: кажется, турки объявили войну всем государствам: французам, англичанам, русским, да еще кое-кому.
МЯСНИК ХАЧИК
Да что они, с ума, что ли, сошли?
ВСАДНИК
Уж этого я сказать не могу, дядя Хачик, может быть, и сошли.
(Оседлав коней, Мазманян с Хачиком спешат в город. По дороге они встречают конных жандармов, спешивших в дальние деревни с извещением о войне.)
НАТ. БАЗАРНАЯ ПЛОЩАДЬ. СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ.
АВТОР, НАСЕЛЕНИЕ ГОРОДА, УЕЗДНЫЙ НАЧАЛЬНИК, БИНБАШИ, ПОЛИЦЕЙСКИЕ, ПИСАОЬ, МУЛЛА В БЕЛОЙ ЧАЛМЕ,
АВТОР
Городские власти постарались придать торжественный вид городу: на столбах базарной площади развесили разноцветные бумажные фонари, а около управы с самого утра играл оркестр. В девять часов в дверях управы появился уездный начальник в сопровождении бинбаши. Уездный начальник был в черном костюме и новой феске, бинбаши — в новой форме цвета морской волны, с медалями на груди. Позади, на почтительном расстоянии, шли двое полицейских.
Из управы вынесли стол и накрыли его зеленой скатертью. Вокруг стола толпились люди. Когда их собралось довольно много, писарь по знаку уездного начальника, откашлявшись, стал громко читать султанский указ.
Присутствующие многое не поняли: какие-то высокопарные арабские или персидские слова. Но одно было ясно: для того чтобы «положить конец бесчинствам русских, англичан и французов», султан Турции и халиф всех мусульман призывает своих правоверных храбро воевать во имя веры и престола. После писаря выступил мулла в белой чалме и сказал коротенькую речь, в которой объяснил, что всех воинов султана, которым суждено пасть на поле брани, на том свете ожидает райское блаженство. Мулла тут же предложил присутствующим записаться добровольцами. Несколько молодых турок подошли к столу. Пока писарь записывал их имена, стоявшие в задних рядах, стали расходиться, их примеру последовали другие, и вскоре площадь опустела…
АВТОР
Вечером жгли фейерверк. Кофейня и питейное заведение, принадлежавшие городскому богачу Каракозяну, были полны. До поздней ночи на площади горланили пьяные. Армяне, как всегда, с наступлением темноты удалились в свои кварталы. В эту ночь они особенно бдительно охраняли все улицы.
Вскоре власти начали призывать в армию и армянское население, но армяне повсеместно уклонялись от призыва. Те, у кого были деньги, подкупали чиновников и врачей призывных комиссий, разными путями добывали себе белые билеты. Бедные просто не являлись на призывные пункты, попавшие же в армию при первой возможности удирали, на всякий случай захватив с собой оружие. Все горы, окружающие долину, заполнились такими беглецами. Они жили в неприступных пещерах, а чабаны снабжали их продовольствием.
В городе тоже скрывалось много беглецов. В каждом доме армянского квартала были устроены подземные тайники, сообщающиеся между собой подземными ходами. На улицах по целым: дням караулили женщины и дети. При малейшей опасности они давали сигнал, и беглецы прятались в этих тайниках. Жандармы по-прежнему опасались заглядывать в армянскую часть города по ночам.
ИНТ. ДОМ ГУКАСА
АВТОР, ГУКАС, АПЕТ, МУРАД, ДРУЗЬЯ
АВТОР
На этот раз Гугас вернулся домой явно озабоченный. За короткое время он заметно похудел, щеки у него ввалились, глаза потускнели, в движениях появилась несвойственная его кипучей натуре вялость.
Вечером к нему поодиночке собрались друзья. Перед тем как войти в дом, они останавливались, осматривались по сторонам: не следит ли кто за ними?
Мураду было жутко и интересно. Наконец-то он видит настоящее дело, похожее на те, о которых пишут в приключенческих книгах! Ему очень хотелось послушать, о чем будут говорить люди, но двери комнаты, куда входили гости, были наглухо закрыты, а у дверей стоил Апет. Он стал совсем другим, словно его подменили. Он не позволил Мураду даже подойти к дверям.
Мурад долго бродил около дома в надежде, что ему удастся увидеть еще что-нибудь интересное, но на улице было тихо, около дверей по-прежнему стоял Апет.
ИНТ. ДОМ ГУКАСА. СЛЕДУЮЩЕЕ УТРО
АВТОР, МУРАД, БАБУШКА-ПИРУЗА, НУБАР, ВАСГЕН, ЖАНДАРМ 1, ЖАНДАРМ СТАРШИЙ, СОЛДАТЫ
АВТОР
Рано утром Мурад проснулся от какого-то необычного шума. Сквозь сон ему послышалась турецкая речь. Он быстро оделся и вышел из своей комнаты. По всем углам рыскали жандармы. Они разбрасывали одеяла и тюфяки, копались в ящиках, шкафах. Перуза, бледная, стояла с детьми в углу коридора. Нубар смотрел на происходящее широко открытыми глазами. Васген, обняв мать за шею, плакал. Сирануш и Аместуи куда-то исчезли. Как потом выяснилось, при появлении жандармов бабушка, не потеряв присутствия духа, велела девушкам уйти к соседям, а сама повела жандармов по дому. Когда жандармы вошли в кладовую, то один из них, потягивая носом запах яств, громко произнес:
ЖАНДАРМ 1
Вот где закуска к раки.
БАБУШКА-МАТЬ ГУКАСА
Раки есть. Может быть, хотите немножко закусить?
ЖАНДАРМ 1 (вопросительно посмотрев на старшего)
Не мешало бы. Мы уж изрядно устали.
ЖАНДАРМ СТАРШИЙ
Что же, давай, бабка, ребятам чего-нибудь поесть да налей им по чарочке.
Бабушка быстро достала свежие лепешки, баранину, соленья и кувшин водки.
БАБУШКА-МАТЬ ГУКАСА
На, Мурад, отнеси.
(Сама куда-то исчезает. Жандармы, рассевшись на циновке принимаются уничтожать закуску. Вскоре кувшин опустевает.)
ЖАНДАРМ СТАРШИУ (Мураду, с удовольствием вытирая губы)
Эй, мальчик, скажи старой карге: пусть нальет еще!
(Мурад берёт пустой кувшин и уходит искать бабушку.)
ИНТ. ДОМ ГУКАСА. СПАЛЬНЯ
АВТОР, МУРАД, БАБУШКА-ПИРУЗА
В спальне бабушка лихорадочно достаёт, что-то из-под постели и выбрасывает в окно.
МУРАД (широко раскрыв глаза)
Бабушка, они просят еще.
БАБУШКА-МАТЬ ГУКАСА
Хорошо. Я им сейчас налью. А ты, Мурад, тихонько выйди из дому, возьми все, что я выбросила за окно, и быстренько отнеси к соседям. Если встретишь на улице знакомых ребят, попроси, пусть помогут. Понятно?
МУРАД
Понятно.
БАБУШКА-МАТЬ ГУКАСА
Беги, только будь осторожен: если эти вещи попадут в руки жандармов, то отца твоего заберут.
(прошептала и побежала в кладовую.)
ИНТ. ДОМ ГУКАСА.
АВТОР, МУРАД, БАБУШКА-ПИРУЗА, НУБАР, ВАСГЕН, ЖАНДАРМ 1, ЖАНДАРМ СТАРШИЙ, СОЛДАТЫ
Солдаты заняты едой, даже стоявший на карауле у дверей присоединился к остальным, и Мурад, никем не замеченный, выходит на улицу. Около калитки он застаёт Качаза. Мальчик, опасаясь зайти в дом, стоит и ждёт конца обыска.
НАТ. ДВОР ДОМА ГУКАСА
АВТОР, МУРАД, КАЧАЗ, МУШЕГ
МУРАД
Качаз! Позови быстрее еще ребят. Тихо подойдите к окну, что выходит к винограднику: там кое-что свалено, нужно припрятать. Понятно?
КАЧАЗ
Еще бы!
МУРАД
Тогда беги, не теряй времени. Если никого не найдешь, приходи один, мы и вдвоем справимся.
(Не проходит и трех минут, как Качаз возвращается к указанному месту с Мушегом. Под окнами лежат карабины, револьверы, кинжалы, патроны, несколько круглых металлических гранат. Револьверы ребята прячут за пазухой, патроны рассовывают по карманам, но, когда дело доходит до карабинов, они останавливаются в недоумении.)
КАЧАЗ
Как быть с этими штуками? Не нести же их открыто по улице?
МУРАД
Я их спрячу вон под теми деревьями.
КАЧАЗ
А если начнут обыскивать сад, тогда что?
МУРАД (задумчиво)
Отнесите все остальное и найдите где-нибудь простыню.
КАЧАЗ
Ладно!
Ребята приносят лоскут ткани. Мурад заворачивает карабины и несёт к Хачику. Мурад возвращается домой, где жандармы все еще кушают. Они изрядно опьянели и громко разговаривают.
ИНТ. ДОМ ГУКАСА.
АВТОР, МУРАД, БАБУШКА-ПИРУЗА, НУБАР, ВАСГЕН, ЖАНДАРМ 1, ЖАНДАРМ СТАРШИЙ, СОЛДАТЫ
ЖАНДАРМ 1
Должно быть, караванщик богат?
ЖАНДАРМ СТАРШИЙ
Нет, так себе.
ЖАНДАРМ 1
Как же, у него около сорока мулов и лошадей!
ЖАНДАРМ СТАРШИЙ
Да нет, они купеческие, караванщик за деньги работает, вроде нас с тобой.
ЖАНДАРМ 1
На одном жалованье такого дома иметь не будешь. Не поживиться ли нам тут?
ЖАНДАРМ СТАРШИЙ
Нет, сейчас нельзя, бинбаши велел ничего не трогать, но скоро…
(Старший многозначительно моргает.)
ЖАНДАРМ 1
Откуда бинбаши знает? Давай попросим у старухи за труды.
ЖАНДАРМ СТАРШИЙ
Это другое дело. Эй, мальчик, позови сюда старуху!
ЖАНДАРМ 1
Вот что, бабушка, спасибо тебе за угощение, хорошая раки у тебя, ничего не скажешь, и закуска вкусная. Но за наши труды этого маловато, сама понимаешь. Мои ребята требуют бакшиш.
БАБУШКА-МАТЬ ГУКАСА
Хорошо, ага, я дам вам бакшиш тоже. Только вы уж верните мне часы: они — память о моем покойном муже.
ЖАНДАРМ СТАРШИЙ
Какие часы?
(Рассвирепев и в гневе даже вскочив.)
Ты, старая, держи язык за зубами, а то хуже будет! Мы никаких часов не видели! Вы часы видели?
(Обратившись к подчиненным.)
ЖАНДАРМЫ 1,2,3,4 (хором)
Нет.
ЖАНДАРМ СТАРШИЙ
Вот видишь, никто твоих часов не видел, ваши ребята взяли.
БАБУШКА-МАТЬ ГУКАСА (робко, поняв, что часов не вернуть)
Может быть, и они.
АВТОР
Жандармы еще раз обходят дом, рассовывают по карманам еще кое-что из мелочей и, не найдя ничего подозрительного, собраются уходить. Бабушка вынесит им по двадцать пиастров.
ЖАНДАРМ СТАРШИЙ
Маловато.
БАБУШКА-МАТЬ ГУКАСА
Свидетель бог, у меня больше нет ни одного пиастра.
(Жандармы недовольные уходят.)
ИНТ. КАБИНЕТ УЕЗДНОГО НАЧАЛЬНИКА
АВТОР, КУПЦЫ, ХОЗЯЕВА КАРАВАНА, УЕЗДНЫЙ НАЧАЛЬНИК
АВТОР
Купцы, хозяева каравана, вели длинные переговоры с уездным начальником о дальнейшей судьбе каравана. Гугас не участвовал в этих переговорах, но он знал все подробно о них. Он доказывал купцам, что выгоднее согласиться на условия начальника уезда, требовавшие себе большую долю в прибылях, но обещавшего выгодным заказ, чем допустить реквизицию всех лошадей и мулов. При этом Гугасу хотелось остаться во главе каравана не только потому, что это избавило бы его от службы в армии, у него были более веские соображения на этот счет, о которых он предпочитал не говорить купцам.
С каждым днем обстановка усложнялась. Местные власти бесчинствовали на каждом шагу. Армянам стоило больших трудов обходить их многочисленные провокации. Власти понимали, что армяне явно не хотят помогать им в войне против русских, больше того — они видели, что армяне с нетерпением ждут прихода русских войск. Власти подбивали народ на вражду и распри, муллы разжигали религиозный фанатизм толпы и призывали к убийствам.
Создавшееся положение напоминало Гугасу времена кровавого султана Гамида, в особенности 1896 год — канун массовой резни армян, когда точно так же, как и сейчас, был пущен в ход весь арсенал обмана и провокаций, чтобы отвлечь внимание турецкого народа, доведенного диктатором до грани гибели, от внутренних дел разваливающейся Оттоманской империи и направить гнев простых людей против армян. Легкий и испытанный путь тиранов всех времен! Внимательно наблюдая за всем происходящим, Гугас думал об одном: как бы предотвратить новую резню? Если же этого нельзя будет избежать, то, по крайней мере, организовать достойное сопротивление. Он полагал, что поездка по другим городам даст ему возможность быть в курсе событий во всей стране, и, кроме того, надеялся добыть оружие для земляков, чтобы они смогли хотя бы охранять жизнь своих близких.
Наконец переговоры успешно закончились, с выгодой для обеих сторон. Караван не распустили, а мобилизовали со всем персоналом на перевозку военных грузов. Гугас по-прежнему остался во главе каравана.
ИНТ. ДОМ ГУКАСА
АВТОР, БАБУШКА-МАТЬ ГУКАСА, МУРАД,
БАБУШКА-МАТЬ ГУКАСА
И в такое время таскаться тебе по дорогам! Ты лучше скрылся бы, как делают другие.
ГУКАС
Нет, мать, мне это не подходит.
БАБУШКА-МАТЬ ГУКАСА
Почему-то всем подходит, а тебе — нет! Ты немножко подумал бы о нас, о своих детишках. Не дай бог, случится с тобой несчастье, что мы будем делать? Ведь ты один остался у нас.
(Мурад, случайно оказавшийся при этом разговоре, сидит не шевелясь, опасаясь, что его заметят и попросят удалиться. Ему очень интересно узнать, о чем будет говорить отец.)
ГУКАС
Время сейчас такое, что нельзя думать только о себе и сидеть дома сложа руки. Пойми, мать, если мы ничего не предпримем, то в один прекрасный день эти перережут нас, как баранов.
БАБУШКА-МАТЬ ГУКАСА (прослезившись)
Ох, не нравятся мне ваши дела, от них опять кровью пахнет! И бабушка прослезилась.
ГУКАС
И так, и этак кровью пахнет, мать, тут уже ничего не сделаешь.
БАБУШКА-МАТЬ ГУКАСА
За что нам такое божье наказание? За какие грехи он нас карает?
ГУКАС (вставая)
Это уж я не знаю, в Священном писании слабо разбираюсь.
(Заметив сидящего в углу сына, он обращается к нему)
Вот, Мурад, смотри: так всю жизнь плачут наши матери. Когда вырастешь, всю свою силу, всю жизнь отдай, чтобы избавить их от этих горьких слез. Вот тебе мое завещание.
(Гугас выходит из комнаты.)
БАБУШКА-МАТЬ ГУКАСА (вслед сыну, вытирая слёзы)
Ты уж научишь, я знаю тебя! Как будто бы мне мало смерти мужа, так нет, ты еще мальчика хочешь на этот путь поставить!
ИНТ. ДОМ ГУКАСА
АВТОР, ГУКАС, ГРЕК ТЕОРИДИС ЯНИ, АПЕТ, ЛЮДИ ГУКАСА
АВТОР
Собравшись в дорогу, караванщик созвал своих людей.
ГУКАС
Апет, ты останешься в городе. Так будет лучше, в последнее время жандармы на тебя зубы точат.
(Апет, привыкший во всем подчиняться воле Гугаса, краснеет, не смея возразить ему.)
ГРЕК ТЕОРЕДИС ЯНИ
Правильно сказал старший. Тебе никак нельзя больше выходить на дорогу. Помнишь, как жандармы все время кружились около тебя на обратном пути? Они искали причину, чтобы тебя забрать, а там… сам понимаешь…
АВТОР
Грек Яни Теоредис давний приятель и спутник Гукаса по ведению каравана, безмерно уважал его.
ГУКАС
Значит, сделаем так: для отвода глаз поедешь с нами, и как только доберемся до перевала, махнешь в горы, к нашим. Они там хорошо устроились, и связь с городом у них не плохая, в случае чего спуститесь и поможете народу.
АПЕТ (почтительно)
Как скажешь, так и сделаю. Мне, конечно, не хотелось бы расставаться с тобой, но раз ты так хочешь…
ГУКАС
Не хочу, а так нужно…. Видать, наши правители опять готовят резню. Нужно же новым правителям Талату, Энверу и Джемалу как-то отвлечь внимание народа от поражения на русском фронте и все свалить на армян. Ты передай нашим еще раз, чтобы они ни в коем случае не дали себя спровоцировать. Смотрите раньше времени в драку не лезьте. В нашем положении главное — выиграть время. Русские не за горами, они вот-вот явятся в наши края. Я скоро вернусь и постараюсь доставить оружие. Если турки начнут раньше времени, тогда мы будем сопротивляться до последнего. Другого выхода нет. Ты понял меня?
АПЕТ
Конечно. Я все передам.
НАТ. ПАНОРАМА ГОРОДА. ДОРОГА ИЗ ГОРОДА
КАРАВАНЩИКИ
На следующее утро, когда горы еще окутаны густым утренним туманом, караван выходит из города.
Свидетельство о публикации №225110301228