Шкатулка
«Боже мой, как же давно это было», - вспоминал он, - «прошло целых сорок пять лет». Класс уже собирался однажды, через двадцать пять лет после выпуска. Он, к большому сожалению, не смог выбраться тогда на встречу, так как был в заграничной командировке, которую хотел даже отменить ради такого события, но это было невозможно: принимающая сторона не соглашалась изменить сроки для подписания важного договора.
Андрей руководил крупным заводом в краевом центре, выпускающим продукцию для нужд оборонки. Благодаря своим профессиональным и личностным качествам он пользовался авторитетом и у коллег по работе, и у руководства регионом. Заводчане подчас недоумевали, когда он бывает дома, не ночует ли на рабочем месте, потому что за пару часов до начала работы у него в кабинете уже горел свет, а вечером он покидал завод последним.
Макаров горел на работе, а, домой, действительно, не особо торопился. По жизни сложилось так, что когда вырос единственный сын, оказалось, что у них с женой больше и не стало общих интересов и проблем, коими было воспитание ребенка. Сын вырос самостоятельным парнем и, даже не посоветовавшись с родителями, сделал жизненный выбор: поступил в военное училище, тем самым связав свою жизнь с армией. О родителях не забывал, посылая им по военному краткие весточки, что жив и здоров. Был в горячих точках, о чем информировал отца, делая звонки на рабочий телефон. Условились, что матери говорить об этом не будут.
Жена работала диктором на краевом радио, у нее был свой мир и среда общения, а чем занимается Андрей, ее мало интересовало. Так и жили: у него своя жизнь и интересы, у нее своя.
Одноклассников Андрей любил и помнил. Нельзя сказать, что он от них отбился: с кем –то созванивался, интересовался, как дела, какие успехи у ребят, как здоровье у учителей. У двоих, покинувших этот мир, был на похоронах.
У них, в школе рабочего поселка, расположенного недалеко от краевой столицы, был очень дружный класс, все знали друг друга с детского сада. Им повезло с классным руководителем: молодой учительнице физики Новелле Львовне удалось не только привить ребятам интерес к своему предмету, но и сплотить класс, установить контакт с учениками, и их родителями. А, еще, она перед сдачей экзаменов на права по управлению автомобилем подтягивала мальчишек на своем личном «жигуленке» навыкам вождения. Девчонок учила дома у себя готовить вкусные блюда.
- Пригодится в жизни. Слышали же, через что пролегает путь к сердцу мужчины?
Ну, как можно было не уважать и не любить такого классного руководителя?
Андрей в школе хорошо учился, занимался спортом, много читал, был подвижным симпатичным парнем, крепким на вид, К девчонкам как-то его не тянуло, а почти все его друзья дружили с ними и даже целовались.
Хотя, если по правде, он выделял одну девочку – Лену Малкову. Как-то, еще в пятом классе, она на двадцать третье февраля подарила ему сделанную самолично мягкую игрушку - солдата.
Дома, мама, оценив подарок сыну, посоветовала на Восьмое марта тоже ответить Лене добром.
- Подари ей шкатулку. У нас на работе женский коллектив, но на праздники дарим друг дружке всякие безделушки. Так у меня оказалось две шкатулки. Возьми одну, которая покрасивее, и вручи девочке.
Смущенный Андрей, передавая подарок Лене, услышал в ответ, что она будет хранить эту шкатулку всю жизнь.
Однажды, это было в восьмом классе, на перемене к Андрею в класс прибежал его младший братишка – пятиклассник Олег и, сбиваясь, сообщил, что двух его друзей схватили за шиворот три девятиклассника и потащили за угол школы.
- Они так делают часто, отбирая у пацанов деньги.
- Бежим! – крикнул Андрей. Они быстро нашли хулиганов, вытряхивающих мелочь из карманов малышей.
- Отпустите ребятишек и верните им деньги! – приказал он парням.
- А ты кто такой, чтобы мы тебя праздновали? Иди отсюда, пока целехонек, а то кровью умоешься, - оскаблился здоровый рыжий подросток, доставая из кармана и демонстративно надевая на руку кастет.
- Верните пацанам деньги! – повторил Андрей.
Рыжий, бахвалясь перед своими приятелями, попытался взять парня за подбородок:
- Я кому сказал: пошел вон отсюда!
Сиюминутно он получил от Андрея прямой удар в челюсть и, не устояв на ногах, упал на землю. Двое его корешей кинулись было на обидчика их вождя, но всех остановил девичий крик:
- Прекратите немедленно! Тебе, Тимоха, не стыдно отбирать копейки у слабых ребятишек. Что скажет твой отец дядя Жора, милиционер, который ловит бандитов, когда узнает, что ты обижаешь малышей! - выпалила в адрес лежащего внезапно появившаяся запыхавшаяся Лена.
- А Андрея вы сможете бить только после того как изобьете меня, герои несчастные. Подонки! Вот вы кто!- она подошла и заслонила его собою.
- Лена! Да я сам с ними разберусь! - Андрей аккуратно отодвинул девушку.
В это время, увидев подбегающих одноклассников Андрея, рыжий с друзьями швырнули деньги в стоящих малышей и быстренько ретировались.
- Ты откуда здесь взялась, заступница?
- Я слышала, как Олежка тебе жаловался и побежала за вами, но еще успела предупредить мальчишек.
- Спасибо большое, конечно, но я бы с ними справился, - он взял ее за руки и почувствовал как они трясутся.
- Пожалуйста, успокойся, - теперь Андрей приобнял девушку и так держал некоторое время, пока она не перестала дрожать.
- Ну, вот и все. Все в порядке. Идем на физику, ребята, иначе, если опоздаем, то и классную колотить начнет, а Новелла точно этого не заслужила.
Андрей был встречен, подходя к школе, многоголосием и объятиями. Друзья детства искренне радовались его появлению, впрочем, так встречали каждого; много шутили, фотографировались, одарили цветами уже пожилую, но выглядевшую моложавой Новеллу Львовну.
Это праздничное чувство витало и во время застолья, а самыми популярными были слова: «Ребята! А, помните как …».
Смех, шутки, танцы, песни далекой юности долго не смолкали.
К Андрею подошла Лена и пригласила на медленный танец.
Он отметил, что у нее все тот же девичий стан, та же улыбка и те же искрящиеся глаза, вокруг которых, правда, собрались предательские морщинки. Даже прическа осталась прежней: длинные шелковистые волосы, которые она превращала в косу.
- Макаров, ты все так же не обращаешь внимания на девчонок.
- Лена, дорогая, ты не права, все наши девочки мне очень дороги и близки, как сестренки. Вы у нас самые красивые и умные. А, еще и сильные, как ты, помнишь, заступница?
- Я думала, ты забыл тот случай, а я тогда так напугалась, что вспоминаю его с ужасом.
- Ты спасла меня тогда от этих подонков.
- А ты говорил, что сам справишься.
- А что я должен был сказать, по-твоему? Знаю, что дрался бы до посинения или покраснения: до синяков и крови из носа, - он шутливо развел руками.
- А признайся мне, пожалуйста, часом, не ты ли, каждый год, в день моего рождения подкладывала мне в портфель шоколадки?
- Я! - она засмеялась, - мне хотелось тебя порадовать и было интересно наблюдать, как ты, обнаружив презент, пытался вычислить, чья это проделка.
- Если честно говорить, ты была главной подозреваемой.
- Подожди секундочку! Лена подошла к своему месту за столиком, вынула из сумочки какой-то предмет и показала Андрею:
- Что это? – поинтересовался он.
- А ты не узнаешь? - улыбнулась женщина.
- Узнал! Узнал! Это же та шкатулка, которую я тебе подарил мальчишкой на Восьмое марта. Неужели ты ее сохранила?
- А я тебе обещала, что буду беречь ее всю жизнь. В ней я хранила самое дорогое. Смотри! – она открыла шкатулку и Андрей увидел находящиеся в ней две фотографии: свою, совсем маленькую и уже тусклую размером три на четыре и побольше размером снимок, на котором была запечатлена девушка, очень похожая на Лену.
- Это моя дочь, Майя. Здесь еще хранятся золотые серьги, которые носила сначала моя бабушка, а потом мама. Сейчас я их надела, ведь сегодня праздник. Находилось здесь и обручальное кольцо. Но я его продала, чтобы покупать импортные лекарства из-под полы для лечения маленькой Майи. Муж от нас ушел, когда дочь была совсем крохой. Она очень болела и врачи предрекали ей инвалидность. Но, слава богу, все обошлось.
Да, ладно, что я о себе, да о себе. Я хочу знать, все ли у тебя в порядке. Думаю, что ты успешен и счастлив, у тебя все должно быть хорошо. Тебя часто показывают по телевидению, ты большой начальник, депутат. Я так рада за тебя.
Андрей посмотрел ей в глаза и ему казалось, что никто и никогда, за исключением мамы, не смотрел на него с таким неподдельным вниманием и заинтересованностью, с искренним участием.
Он ей верил и, совершенно неожиданно для себя, обнял эту хрупкую женщину, прижал к себе, коснулся щекой ее щеки, при этом почувствовал, как она вся задрожала, а его лицо становилось мокрым от ее слез. В его душе проявилась какая-то трепетная нежность и тепло к этой дорогой, а это он уже точно знал, женщине.
А певец на эстраде пел с надрывом:
- Как жаль, что не бегут обратно реки,
Как жаль, что не вернуть обратно час.
По дороге домой в город Андрей возвращался мысленно к прошедшей встрече с одноклассниками. Он отдохнул душой, чувствовал себя так, словно окунулся в детство и юность, порадовался, что у ребят сложилась жизнь.
«А у меня? У меня жизнь сложилась? Наверное, да! Есть любимая работа, где я общаюсь с настоящими людьми, профессионалами своего дела и вместе с ними участвую в создании оружия для защиты родины. Растет сын, которым я горжусь, он настоящий патриот и мужчина. У меня есть надежные и верные друзья, среди них и Лена. Какой теплый и душевный разговор у нас с ней состоялся, от которого почему то защемило сердце.
В любом случае - прошлое не вернешь. Жизнь сложилась, как сложилась, и мы идем по дорогам, которые сами выбираем. Правда, слова у звучавшей песни все - таки навевают грусть»:
- Как жаль, что не бегут обратно реки,
Не делают моложе нас года,
Я задыхаюсь в двадцать первом веке,
Мне хочется обратно навсегда.
Свидетельство о публикации №225110301501
С теплом,
Людмила Колденкова 03.11.2025 19:48  Заявить о нарушении
С уважением.
Сергей Химочка 04.11.2025 05:45 Заявить о нарушении