Крестовые походы подошли к концу

ГЛАВА XV. ПРОДОЛЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЙН.
***
Угли тлели, но это было
Маловероятно, что они возродятся. Великие военные ордена ушли в поисках поля для приложения своих сил в другие места; тевтонские рыцари — в унылые регионы Литвы и Польши, а рыцари-госпитальеры — сначала на Кипр, а затем на Родос, где после множества ожесточённых сражений с греками и сарацинами они завоевали весь остров и поселились в своём земном раю. Мечта о возвращении в Палестину по-прежнему не давала покоя Эдуарду I, который завещал 30 000_л._ на оборудование и содержание
рыцарям, которые должны были доставить его сердце на Святую землю; но, вероятно, последний отблеск былого огня можно увидеть в словах, которыми Генрих V в предсмертные мгновения подтвердил священный долг правителей строить стены Иерусалима, и заявил, что, будь у него в запасе больше лет или живи он в более спокойные времена, он бы взялся за эту задачу по восстановлению.  Возможно, даже сейчас эта задача не была бы невыполнимой. Его практичность не раз подтверждалась на деле, но его нужно было взять в свои руки
в духе того мудрого и терпимого государственного управления, которое стремится
учитывать интересы подвластного населения и объединять завоевателей и завоеванных в один народ. Эта идея, как мы видели,
была намеренно отвергнута первыми крестоносцами и, за единственным исключением императора Генриха в Константинополе (стр. 170), всеми, кто последовал за ними. Нет оснований полагать, что английский король Генрих V.
им бы двигали более мудрый дух и более великодушное милосердие, чем тем, кто был рядом с Годфри и Танкредом.

 Земля Палестины была обильно полита кровью как христиан, так и неверных. Земля Европы, в основном Франции, должна была испить кровь того надменного, но доблестного ордена, который сделал столько же для разрушения, сколько и для сохранения власти латинского христианства в Палестине. Среди всех чудовищных злодеяний, которые когда-либо совершали клятвопреступные короли и безбожные государственные деятели, ложь и жестокость, а также упорная и дьявольская несправедливость, сопровождавшие подавление
Рыцари-тамплиеры должны занимать в этом списке едва ли не первое место. Эти люди могли совершать, и, несомненно, совершали, чудовищные преступления;
но эти преступления совершались на виду у всех и были общими для всех крестоносцев всех поколений, за исключением, пожалуй, святого Людовика Французского. Теперь, когда их услуги больше не требовались или не могли быть полезны в Палестине, выгода от конфискации их имущества стала очевидной для Филиппа Красивого, жестокого тирана, расточительного убийцы, беспринципного
вор, который вынудил папу Климента V признать обвинения
которые тот поначалу справедливо отверг как абсурдные, экстравагантные и
невозможные. Лжесвидетельства, пытки, голод, жажда, темнота, грязь и болезни в темницах без солнечного света — всё это было использовано с непревзойденным мастерством и упорством, чтобы сломить воинов, которые никогда не дрожали на поле боя.
Одного за другим их заставляли признаваться в том, что они совершали, с помощью мучительных пыток, а когда эти пытки прекращались, они с негодованием отказывались от своих слов. Вместе с оставшимися товарищами последний гроссмейстер
Он умер, торжественно заявив о невиновности своего ордена — невиновности, которая, несомненно, была, если ограничиться обвинениями, выдвинутыми против них Филиппом и его мирмидонянами. А короли Франции, разбогатевшие на своих злодеяниях, выдвинули ещё одно обвинение против своего несчастного представителя во время Французской революции. В Англии судебное разбирательство против тамплиеров, каким бы постыдным оно ни было, не шло ни в какое сравнение с позором, который навлекли на себя король и судьи Франции. Но в обеих странах это было
Мы видели, к чему может привести злонамеренная ложь, смело произносимая под предлогом защиты истины и праведности Божьей.
В этом процессе мы видим, по сути, закономерный результат крестовых походов.
Неверие сарацин было достаточным основанием дляПоводом для отторжения от него
страны, которая считалась неотъемлемым наследием христианского мира,
было мнимое неверие или богохульство тамплиеров. Это было достаточным основанием
для того, чтобы судьи преследовали их до полного уничтожения; а ересь, истинная
или ложная, в отношении кого бы то ни было, была веским поводом для того, чтобы
пронести огонь и меч по их земле, если более мягкие средства не помогли добиться
покорности. Урок был усвоен быстро; и пока
Дандоло и Балдуин закладывали основы недолго просуществовавшей Латинской империи в Константинополе, а Иннокентий призывал к крестовому походу против
мирные, хотя, возможно, и не совсем ортодоксальные подданные графа Раймунда Тулузского. Попытка искоренить ересь силой принесла свои плоды.
Такие люди, как Бернар и Иннокентий, считали законным любое средство, любое оружие против жалких врагов Христа и его Церкви. Ужасные злодеи,
такие как инквизиторы Фульк Марсельский и Арнольд Амори,
могли без зазрения совести обречь на общую смерть стариков и
младенцев, мать и дитя; а Симон де Монфор, оказавшись в
тройная броня сердца, более твёрдого, чем жернов преисподней, могла
ликовать от дикой радости при виде резни, устроенной его мечом, и мук
инквизиции. В этом ужасном хаосе Фридрих II, враг папы, друг
сарацинских философов и мусульманских женщин, яростно вступил в бой. Близкое по своему идеалу и в некоторых аспектах схожее в своём развитии с беззаботным обществом трубадуров, оно представляло собой
роскошную цивилизацию Сицилии, но нет ни единого признака того, что
он хоть как-то переживал её стремительную и ужасную катастрофу.
Его восхищение их «весёлой наукой», их искусством, их утончённостью и роскошью остыло и угасло при мысли о подлой толпе петросян и других вульгарных еретиков, которыми были окружены эти беспечные сластолюбцы. Можно с уверенностью сказать, что никогда в истории принципы справедливости, верность договорам и общечеловеческие ценности не подвергались такому попранию, как во время альбигойского крестового похода. «Убивайте! Бог узнает своих», — таков был клич папского легата перед стенами Безье. И этот простой способ разрешения давнего спора была мораль, логически вытекающая из проповедей отшельника Петра и Бернара Клервоского.
Возможно, историк, стремящийся объяснить все
особенности, характерные для эпохи крестовых походов, свяжет эти
экспедиции с некоторыми событиями, причины которых следует искать в другом.
Импульсы, которые объединяют огромные толпы для достижения какой-либо цели, всегда более
или менее заразительны: и средневековье повсюду демонстрирует серию
восстаний энтузиастов. Вспышка пастуро, или Пастухов (так
названные так из-за их мнимой простоты), которые на какое-то время сбили с пути даже
 Бланш Кастильская (стр. 196), произошли, возможно, по случайному
совпадению, когда Людовик IX. был пленником в Египте. Но это был лишь
один из тысячи примеров того, что можно с полным правом назвать
суеверием. К этому классу, вероятно, относятся экспедиции, известные
как детские крестовые походы, хотя они начинались с идеи
вернуть Святой Крест, похищенный неверными. Достаточно нескольких слов, чтобы
рассказать печальную историю о том, как во Франции при малолетнем Стефане погибло 30 000 человек дети разбили лагерь вокруг Вандома; как 10 000 человек были потеряны или заблудились, прежде чем они достигли Марселя месяц спустя; как они ждали там  будучи убеждены, что воды Средиземного моря будут расколоты чтобы дать им проход по суше; как, наконец, два купца
предложили ‘ради дела Божьего и бесплатно’ переправить их на кораблях
в Палестину; и как 5000 детей, которые отплыли из гавани
распевая гимн _Veni Creator Spiritus_, они оказались в конце
своего путешествия по невольничьим рынкам Александрии и Алжира. Кулон
Эта печальная история связана с страданиями 20 000 немецких юношей и девушек, которые в том же году отправились из Кёльна под предводительством крестьянского парня Николаса. Их было 20 000, и только 5000 добрались до Генуи. Некоторые из остальных вернулись домой, некоторые дошли до Бриндизи и, отплыв в Палестину, пропали без вести. Судьба тех, кто добрался до Генуи, была более счастливой. Сенат пригласил их поселиться там, и многие из них разбогатели. Некоторые из них добились известности и основали одни из самых знатных семей в государстве.
Но поскольку мотивы, побудившие к крестовым походам, были сложными, то и их результаты были непростыми. Не стоит представлять картину только в мрачных тонах. Мы видели, как они повлияли на рост светской власти пап. Мы не должны забывать, что, остановив волну магометанских завоеваний в Константинополе более чем на четыре столетия, они, вероятно, спасли Европу от ужасов, при воспоминании о которых у нас до сих пор мурашки бегут по коже. Ослабив ресурсы и власть баронов, они укрепили авторитет
короли, действовавшие в союзе с жителями крупных городов;
этот союз разрушил феодальную систему, постепенно отменил крепостное право
и заменил произвол вождей, которые в ответ на реальные или мнимые оскорбления прибегали к арбитражу частной войны, властью общего закона.
 Сами по себе эти предприятия ничего не стоили и были совершенно бесполезны как средство
для создания какого-либо постоянного владения в Палестине или где-либо ещё.
Они повлияли на европейские государства так, как их инициаторы и представить себе не могли. Они оставили между греками более широкую пропасть
и латинских церквей, между подданными Восточной империи и
народами Западной Европы; но простым фактом отбрасывания Востока и
Вместе на Западе они постепенно привели к тому обмену мыслями и тому
пробуждению человеческого интеллекта, которому мы обязаны всем, что отличает
нашу современную цивилизацию от религиозных и политических систем
средневековья.
***


Рецензии