Киносценарий- Возрождение было возможно-8
Адаптированный киносценарий по книге Вардкеса Тевекеляна "Жизнь начинается снова"(1950 год)
Видеоклип https://yandex.ru/video/preview/4599591119599057521
Словно птица Феникс На стихи поэта Евгения Доставалова
Дата публикации 5 сен 2024
НАТ. ПАНОРАМА ГОРОДКА СВЕРХУ.
АВТОР
Жарко. На синем небе ни единого облачка. Воздух словно застыл. Зеленая листва на деревьях покрыта толстым слоем желтой пыли. Птиц не видно и не слышно. Тишина. На улицах городка безлюдно. Мохнатые собаки, высунув язык, лежат в тени под заборами. Изредка они провожают ленивым взглядом одиноко проходящего человека.
НАТ. УЛИЦА СО СТОРОНЫ САДОВ
АВТОР, ПОЛК АСКЕРОВ, ДЕТВОРА, ПОЖИЛОЙ КОМАНДИР, ДВА КОННЫХ ОФИЦЕРА, ПОЛКОВОЙ ОРКЕСТР-ДУХОВЫЕ – БАРАБАНЩИК, АСКЕР ГРОМАДНОГО РОСТА СО ЗНАМЕНЕМ, ПОЛКОВОЙ МУЛЛА
В знойной тишине со стороны садов доносятся звуки оркестра. Полуголая детвора высыпает на улицу. Опережая друг друга, ребята бегут к дороге.
В город входит полк аскеров, направляющийся к русской границе.
Впереди на гнедом коне пожилой командир в сопровождении двух конных офицеров. На некотором расстоянии за ними оркестр во главе с барабанщиком. Медные инструменты блестят, сверкают на солнце. По раздутым щекам музыкантов пот льет градом. За оркестром громадного роста аскер несет знамя — красное полотнище с полумесяцем и звездой в середине.
АВТОР
Считается, что звезда на знамени означает мир, полумесяц — могущество Оттоманской империи. Когда, мол, турки завоюют мир, полумесяц замкнется вокруг звезды.
(В двух шагах за знаменосцем, отчеканивая шаг, идут запыленные аскеры, рота за ротой, с командирами во главе. На аскерах новенькое, с иголочки обмундирование, за спинами ранцы, на стволах винтовок навинчены коротенькие, с широким лезвием немецкие штыки.
За полком следует обоз — десятка три лошадей и мулов, навьюченных палатками, большими медными казанами и продовольствием. Полковой мулла едет верхом за обозом.
АВТОР
Еще накануне по городу распространился слух, что прибывают аскеры. Жители армянского квартала, охваченные страхом, метались из дома в дом, советовались, делали всякие предположения, спорили и, не зная, что предпринять, прятали в подземелья на всякий случай все, что можно было спрятать. Матери строго-настрого запретили девушкам выходить на улицу. Хачик со своим отрядом расположился в цитадели крепости.
Первый день проходит спокойно. Аскеры в пустом поле около казарм поставили палатки. Они занимаются мелкими хозяйственными делами — кто стиркой, кто починкой обуви и одежды; большинство же расположилось в тени тополей на берегу арыка и мирно дремлют. Ничто не предвещает опасности.
СТАРИК МИГРАН (соседке, жене старейшины Мазманяна)
Видать, ничего не будет, переночуют и утром уйдут себе с богом.
ЖЕНА СТАРЕЙШИНЫ МАЗМАНЯНА
А если не уйдут?
СТАРИК МИГРАН
Что им тут делать? Обязательно уйдут. Потом, как ни говори, дисциплина, не то что в прошлую войну. Тогда, помнишь, не успели они зайти в город, как хлынули к нам в квартал и, словно саранча, все разгромили. И народу тогда столько погибло — страшно даже вспомнить. А сейчас, глянь, лежат себе под деревьями, и ничего им не надо. Должно быть, приказ такой вышел: раз ты солдат, так воюй, мол, с врагом, а мирное население нечего трогать.
АВТОР
Но аскеры не ушли, и никакого приказа, чтобы не грабить и не убивать мирное население, не оказалось.
НАТ. АРМЯНСКИЙ КВАРТАЛ. ДОМ МАЗМАНЯНА
АВТОР, СТАРЕЙШИНА МАЗМАНЯН-МИГРАН, КАЧАЗ, УНТЕР-ОФИЦЕР, АСКЕРЫ, ЖЕНА СТАРЕЙШИНЫ МАЗМАНЯНА, ДВЕ ДЕВУШКИ-АРМЯНКИ, СТАРИК МИГРАН, МАНУКЯН, СТАРИКИ, КОЕ-КТО, МЯСНИК ХАЧИК
НАТ. БИВАК ПОЛКА. У ПАЛАТКИ КОМАНДИРА ПОЛКА. УТРО
АВТОР, КОМАНДИР ПОЛКА, УЕТЕР ОФИЦЕР, ДВА АСКЕРА, АСКЕРЫ
КОМАНДИР ПОЛКА (унтер офицеру с двумя аскерами)
Значит, так! Пойдёте в армянский квартал и без пятидесяти барашек, пяти быков, крупы на довольствие полка не возвращайтесь.
ИНТ. ДОМ СТАРЕЙШИНЫ МАЗМАНЯНА. КОМНАТА ПЕРЕДНЯЯ. КОМНАТА –СПАЛЬНЯ.
АВТОР, ЖЕНА МАЗМАНЯНА, УНТЕР-ОФИЦЕР, ДВА АСКЕРА, ДВЕ МОЛОДЫЕ ДЕВУШКИ-НЕВЕСТКИ МАЗМАНЯНА, СТАРИК МИГРАНЯН, КАЧАЗ, НЕСКОЛЬКО СТАРИКОВ, ДВОЕ ВООРУЖЁННЫХ АРМЯН, СТАРИК СЕРОП, МАНУКЯН, МЯСНИК ХАЧИК
Унтер-офицер с двумя аскерами заходят в дом Мазманяна. Аскеры тут же принимаются шарить по всему дому. Они забирают всё, что попадается им под руку-полотенца, старое платье, обувь, срывают верхи с тюфяков и одеял.
УНТЕР-ОФИЦЕР (подойдя к жене Мазманяна, строго)
Ну, что старуха, давай бакшиш.
(Жена Мазманяна покорно выносит деньги.)
ЖЕНА МАЗМАНЯНА
Ага, прошу Вас, уведите своих молодцов.
(В ответ унтер-офицер хитро подмигивает. В одной из комнат аскеры нападают на двух спрятавшихся молодых женщин. Один из аскеров, веснушчатый, с горбатым носом, срывает покрывало с головы невестки Мазманяна, другой попытается обнять ее и повалить на пол. Женщины поднимают крик. На шум прибегает жена Мазманяна. Втроем они безуспешно пытаются вытолкнуть аскеров за дверь. От бессилия жена Мазманяна кидается во двор.
ЖЕНА МАЗМАНЯНА (громко)
Помогите! Помогите.
(Первым подоспевает Мигран, за ним еще двое стариков, несколько подростков и Качаз.)
СТАРИК МИГРАН (зайдя в переднюю)
По чести просим, господин офицер: не трогайте наших женщин.
УНТЕР-ОФИЦЕР (нагло)
Ребята на фронт идут, пусть себе немножко побалуются.
СТАРИК МИГРАН
Мы этого не допустим! Скандал будет, до командира дойдет!
УНТЕР - ОФИЦЕР
Бунтовать собрались, грязные гяуры? Я сейчас покажу вам!
(унтер со всей силой толкает Миграна в грудь.)
Старик падает. Качаз бросается на унтера и царапает ему лицо, двое подростков нападают на него сзади и поваливают на пол, старики спешат на помощь все еще кричащим женщинам, с трудом вырывая их из рук аскеров, пытаясь выталкивать аскеров за порог. Унтер, придя в себя, выхватывает револьвер и стреляет прямо в грудь жене Мазманяна, и она, обливаясь кровью, падает. Поднимается суматоха, подходят еще люди, среди них двое вооруженных, кто-то бьёт унтера палкой по голове. Оценив опасность положения, унтер спешно удаляется.
УНТЕР – ОФИЦЕР (аскерам)
Пошли, ребята! Мы им еще покажем!
(Унтер –офицер с аскерами уходят.)
СТАРИК МИГРАН (растерянно)
Что же будем делать? Они сейчас вернутся, и начнется старое.
(Расталкивая толпу, в комнату входит красный, как бурак, Манукян)
МАНУКЯН
Заварили кашу, а еще спрашиваете, что будем делать! Когда вы только ума наберетесь?
СТАРИК МИГРАН
Что же оставалось делать? Смотреть спокойно, как насилуют наших жен и дочерей?
МАНУКЯН
Силой силу не поборешь, это пустое. Дали бы им денег в зубы — вот и все.
СТАРИК МИГРАН
Ты бы посоветовал, что делать.
МАНУКЯН
Послать кого-нибудь к каймакаму и обещать богатый выкуп.
ОДИН СТАРИК
Сейчас сила не в нем, а в воинском начальнике. Он здесь хозяин.
МАНУКЯН
Значит, к нему тоже послать. Без каймакама все равно не обойдешься.
СТАРИК МИГРАН
Кого же посылать будем?
МАНУКЯН
К каймакаму пойду я, а к начальнику пусть идет Сероп, он хорошо говорит.
АВТОР
Люди, охваченные страхом, даже позабыли про мертвую старуху, только дочь и невестка ее оплакивали.
(Когда Манукян и Сероп уходят, появляется из крепости Хачик.)
МЯСНИК ХАЧИК
Пока не поздно, пусть женщины заберут детей и поднимутся в горы: в случае чего там будет лучше защищать их.
КТО-ТО
А дом, хозяйство?
МЯСНИК ХАЧИК
Сейчас жизнь нужно спасать — вот что главное, черт с ним, со всем хозяйством! Давайте, сестрички, поторапливайтесь. Подавайтесь к Крестовой скале, только по разным тропинкам.
НАТ. ДОРОГА ИЗ ГОРОДА ЧЕРЕЗ УЩЕЛЬЕ К КРЕСТОВОЙ ГОРЕ.
АВТОР, МЯСНИК ХАЧИК, ЛЮДИ ХАЧИКА, ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ,
Выпроводив женщин и детей, Хачик со своими людьми занимает ущелье, чтобы удержать аскеров в случае, если они вздумают преследовать их в горах. У аскеров нет времени преследовать беглецов. Они занимаются грабежом и убийствами оставшихся в городе. До поздней ночи аскеры громят армянские кварталы. На следующее утро они, свернув палатки, уходят из города под звуки торжественного марша, словно одержали крупную победу над врагом.
АВТОР
Старик Сероп не вернулся домой. Потом выяснилось, что по приказу командира полка его расстреляли как бунтовщика, а Манукян уцелел. Он со своей семьей спрятался в доме каймакама и вернулся к себе только после ухода аскеров из города. Семья Гугаса с опаской, озираясь по сторонам, спустилась с гор в родное гнездо.
НАТ. ДОРОГА В АРМЯНСКИЙ КВАРТАЛ ИЗ КРЕПОСТИ. ВОЗЛЕ ДОМА АПЕТА. У ДОМА СТАРИКА МИГРАНА
АВТОР, МУРАД, БАБУШКА-МАТЬ ГУКАСА, ПИРУЗА, СИРАНУШ, ДЕТИ, НАРОД
МУРАД (ещё издали, увидев свой дом)
Смотри, бабушка, наш дом цел!..
БАБУШКА (перекрестившись)
Слава тебе, господи, ты пощадил нас! Завтра поставлю большую свечку во имя твоего милосердия и принесу в жертву пару петухов.
СИРАНУШ
Если они остались.
(Узкие переулки армянского квартала представляют собой ужасное зрелище. Большинство глинобитных построек разрушено, некоторые из домов сожжены. Обгорелые бревна, щебень, сломанная домашняя утварь загромождают дорогу. На каждом шагу попадаются изуродованные трупы стариков, детей и подростков. При виде их бабушка, охая, отводит глаза. Перуза и Сирануш с детьми идут молча. Мурад с бьющимся сердцем ищет среди трупов товарищей. Маленький домик Апета разрушен до основания, только половина стены уродливо торчит среди дымящегося мусора. Сама Заназан бессмысленно ходит около развалин своего дома, словно чего-то исщет.
БАБУШКА
Пойдем к нам, Заназан. Бог сохранил наш дом.
(Заназан ничего не отвечает, она только смотрит на Такуи непонимающим взглядом и опять начала ходить вокруг остатков дома. Сирануш подходит к ней, берёт ее под руку и ведёт за собой. Заназан не сопротивляется. Заметно, что она плохо соображает.
У ворот своего дома лежит бездыханный Мигран, в двух шагах от него, рядом с собакой охотника, — его двухлетняя внучка Анаид. Бабушка, а за нею вся семья Гугаса пытаются спешно уйти от этого страшного зрелища.
ИНТ. ДОМ ГУКАСА
АВТОР, БАБУШКА-МАТЬ ГУКАСА, СИРАНУШ, ПИРУЗА, АМЕСТУИ, ДЕТИ, ЗАНАЗАН, АПЕТ
Дома все разграблено, разрушено. Скудная мебель, посуда, сломанная детская люлька — все валяются на полу. Оконные рамы выбиты. Поплакав немного, женщины начинают убирать комнаты.
(Ночью приходит Апет.)
ЗАНАЗАН –МАТЬ АПЕТА (обняв сына, шопотом сквозь рыдания.)
Разрушили наше гнездышко, сынок! Остались мы на улице с тобой.
АПЕТ
Не плачь, мама, не убивайся. Дом построим. А вам большое спасибо, тетя Такуи. что вы приютили мою мать. В долгу не останусь.
БАБУШКА
Тоже, нашел время глупости говорить! Какая тут благодарность! Гляди, что сделали злодеи с народом, сколько детей осиротело!
НАТ. САД У ДОМА ГУКАСА.
АВТОР, СИРАНУШ, АПЕТ
Все спят. Сирануш осторожно выходит в сад. Там ее ждёт Апет. Они садятся под деревом.
АПЕТ
Если бы ты только знала, родная, как у меня горит душа! Временами мне хочется броситься на аскеров и, как волку, перегрызть им горло. Какие звери! Ни детей, ни старух — никого не пощадили.
СИРАНУШ
Прошу тебя, будь осторожен, Апет. Если случится с тобой беда, я не вынесу, сойду с ума.
АПЕТ
Не бойся, солнце мое, со мной ничего не случится. Вот скоро подойдут русские, тогда возьму тебя с мамой и уеду из этой проклятой страны. Говорят, они уже под Эрзерумом.
СИРАНУШ
Страшно мне! Пока они подойдут, никого из нас в живых не останется. Лучше возьми меня с собой сейчас, я буду там для вас готовить, стирать.
АПЕТ
Что ты! Разве можно это! У нас там каждый день стычки, стрельба.
СИРАНУШ
Я не боюсь. Чем тут постоянно дрожать от страха, лучше уж там, с тобой.
АПЕТ
Нет, нет, дорогая! Потерпи еще немного. Все наладится. Мы поедем в Россию…
(На востоке блескает заря. Туман, окутавший горы, медленно поднимается.)
АПЕТ
Ну, мне пора, дорогая, прощай.
(Апет встаёт. Держа Сирануш за руку, он долго смотрит на нее, потом порывисто потянув ее к себе, крепко обнимает и начинает целовать её лицо, глаза, губы.)
СИРАНУШ (слабо сопротивляясь)
Что ты делаешь? Мама, наверное, встала, увидит.
АПЕТ
Пусть хоть весь мир видит. Ты моя! Вся, вся моя…
(Сирануш с трудом освобождается из его объятий.)
СИРАНУШ
Прощай, милый! Приходи…
(Апет перемахнув через плетень, исчезает за развалинами.)
АВТОР
Армянский квартал словно замер. По ночам не зажигали света. Каждый шорох, каждый звук вызывал тревогу. Жизнь стала невыносимой. По городу ходили слухи о том, что турки, уходя из районов, занимаемых русскими, вырезали почти все армянское население, а оставшихся в живых отправили куда-то по направлению к Аравийской пустыне; говорили, что якобы кто-то видел беженцев, спасшихся от резни и бродивших по горным тропинкам. По вечерам соседи собирались около уцелевших домов и шепотом рассказывали друг другу новости. После погрома армяне даже днем не выходили за пределы своего квартала, жили там как в большой тюрьме.
ИНТ. ДОМ ГУКАСА
АВТОР, БАБУШКА-МАТЬ ГУКАСА, ГУКАС, СЕМЬЯ ГУКАСА
Однажды вечером возвращается Гугас, обросший, оборванный, один, без каравана. Бабушка кидается ему навстречу.
БАБУШКА (со страхом, не отводя от него глаз)
Что с тобой, Гугас? Откуда ты?
ГУКАС
И не спрашивай, мать! Еле спасся. На дороге напали на нас жандармы, всех моих людей перебили, только греков не тронули. Я, отстреливаясь, удрал. Однако и у вас, я вижу, невесело. Как дети, Перуза, Сирануш?
БАБУШКА-МАТЬ ГУКАСА
Слава богу, все живы.
(Ночью Гугас собирается в крепость.)
ГУКАС (сыну Мураду)
Как же мать, бабушка, дети? Они одни остаются, а ты старший мужчина в доме. Надо заботиться о них. Я буду навещать вас, а там посмотрим. Сейчас главное — выиграть время: русские приближаются.
ИНТ. ДОМ ГУКАСА. ДРУГОЙ ДЕНЬ
АВТОР, МУРАД, СИРАНУШ, СЫН ОСМАНА АХМЕТ, СЫН ОСМАНА-АЛИ
Однажды среди белого дня в дом Гугаса вырываются сыновья Османа. Мурад пытается бежать позвать на помощь. Около дверей один верзила, ударом по голове сбивает его с ног. В доме, кроме Сирануш, никого нет.
Накинув на голову Сирануш черное покрывало, сыновья Османа вытаскивают ее из дома и спешно скрываются.
НАТ. УЛИЦА ВОЗЛЕ ДОМА ГУКАСА
АВТОР, МУРАД, КТО-ТО ИЗ СОСЕДЕЙ, МУЖЧИНЫ ИЗ ТАЙНИКА
Очнувшись, Мурад выскакивает на улицу. Кто-то из соседей увидев, как тащут Сирануш, поднимает тревогу. На крик прибегают люди, выходят из тайников скрывавшиеся там мужчины. Они стреляют вслед удаляющимся бандитам, но девушку спасти не удаётся. На пустыре, отделяющем армянскую часть города от турецкой, сыновей Османа дожидаются оседланные кони. Похитители сажают Сирануш на коня и мчатся подальше.
На выстрелы подбегают жандармы. Они на ходу расстреливают всех попадающихся им на глаза. Потом обливают дома керосином и подожигают их. Так турки вырываются в армянский квартал.
НАТ. ДВОР КРЕПОСТИ. ДОРОГА В ГОРОД. АРМЯНСКИЙ КВАРТАЛ. ТУРЕЦКИЙ КВАРТАЛ
АВТОР, МУРАД, ХАЧИК, ГУКАС, БОЙЦЫ ОТРЯДА, ЛАВОЧНИКИ, БОСЯКИ, ПОЛИЦЕЙСКИЕ, ВООРУЖЁННЫЕ ОТРЯДЫ, ДИРЕКТОР ШКОЛЫ, УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ
Мурад бежит в крепость. Здесь Хачик. Здесь же оказывается Гукас.
МУРАД (задыхаясь)
Сирануш увезли!.. Там всех убивают!..Скорей, помогите!
(Вооруженный отряд мчится в город. Прежде, Гугас посылает одного из своих бойцов в горы к остальным беглецам с просьбой прийти на помощь.
ГУКАС (одному из бойцов)
Скажи им, что это конец, мы будем драться до последнего.
НАТ. УЛИЦЫ АРМЯНСКОГО КВАРТАЛА. УЛИЦЫ ТУРЕЦКОГО КВАРТАЛА. КАЗАРМЫ, ТЮРЬМА.
АВТОР, МЯСНИК ХАЧИК, ТОЛПА ЛАВОЧНИКОВ, ВООРУЖЁННЫЕ ОТРЯДЫ АРМЯН, АРЕСТОВАННЫЕ УЧИТЕЛЯ, ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
Отряд Хачика подоспевает вовремя. Им удаётся легко вытеснить толпу лавочников, босяков и немногочисленные группы полицейских из квартала. Вскоре подходят и другие вооруженные отряды. Объединившись, они идут на турецкий квартал, захватив казармы и тюрьму. Арестованных учителей и директора армянской школы освобождают. В казармах захватывают много винтовок и патронов. К вечеру город целиком переходит в руки вооруженных армян. Уцелевшие жандармы и чиновники спешно удирают из города.)
АВТОР
Всю ночь Апет с товарищами искали Сирануш, но нигде не могли ее найти. Не нашли и сыновей Османа. В доме старого Османа никого, кроме старухи, не было. Она уверяла, что не знает, куда ушли муж и сыновья. Апет всю ночь бегал по городу, заходил во все турецкие дома, просил, угрожал, но ничего не добился. Он вернулся только на рассвете и, сев у порога, горько зарыдал.
ГУКАС (сердито)
Стыдно, Апет! А я — то думал — ты настоящий мужчина! Слезами делу не поможешь. Нужно отомстить за все. За наших матерей, за невинных детишек, за поруганную честь наших сестер и невест.
НАТ. ДОРОГА К КРЕПОСТЬ. КРЕПОСТЬ
АВТОР, 5 ТЫСЯЧ СТАРИКОВ-ДЕТЕЙ И ЖЕНЩИН, 400 ВООРУЖЁННЫХ АРМЯН
АВТОР
Ранним утром на город двинулись аскеры из близстоящих гарнизонов. Удержать город, выстоять против частей регулярной армии было немыслимо, и около пяти тысяч женщин, детей и стариков под охраной четырехсот вооруженных людей поднялись на гранитную гору в крепость, чтобы укрыться за ее стенами.
Все, что можно было взять с собой, взяли. Туда же угнали уцелевший скот, перетащили муку из амбаров Манукяна, который долго колебался, подниматься ему со всеми в крепость или остаться в городе, но, сообразив, что аскеры сгоряча могут убить и его, пошел со всеми.
Аскеры попытались с ходу штурмовать крепость, но после трехчасовой перестрелки и неоднократных атак откатились обратно и осадили крепость по всем правилам военного искусства.
Караванщик Гугас в эти горячие дни сразу стал душой обороны, и люди беспрекословно подчинялись его неукротимой воле, чувствуя, что только железная дисциплина, вводимая Гугасом, может спасти положение.
НАТ. КРЕПОСТНАЯ ПЛОЩАДЬ.
АВТОР, ГУКАС, СТАРЕЙШИНА МАЗМАНЯН, МЯСНИК ХАЧИК, ВООРУЖЕННЫЕ АРМЯНЕ, СТАРИКИ
ГУКАС
Значит, так. Мы должны создать несколько групп: хозяйственную, санитарную и строительную, должны, также организовал штаб обороны из сведущих в военном деле людей, прежде служивших младшими офицерами в турецкой армии.
Достопочтенный старейшина Мазманян возглавит хозяйственную группу. Он должен реквизировать у всех семей продовольствие, захваченное ими с собой в крепость, устроить склад и организовать нормированную выдачу пищи.
В строительную группа должны войти все хоть сколько трудоспособны. Они должны заниматься созданием опорных пунктов в наиболее опасных местах. Ремонтировать развалившиеся от времени стены крепости, рыть ходы сообщения между опорными пунктами.
Санитарная группа во главе с врачом должна следить за чистотой и порядком и сделать все, что возможно в условиях осады, чтобы оградить людей от эпидемических заболеваний. В наиболее укромном месте должны организовать нечто похожее на больницу, где они будут ухаживать за ранеными и тяжелобольными.
АВТОР
Гугас был неутомим. Он следил за всеми работами, подбирал и назначал командиров, спускался к бойцам в опорные пункты, давал советы, организовал отливку пуль, зарядку использованных гильз. Он даже находил время, чтобы сердечным и словами подбадривать упавших духом женщин и стариков.
Старая крепость на гранитной горе вскоре стала неприступной...
Свидетельство о публикации №225110301692