Результат налицо. Повесть
- Вот объявили посадку на мой поезд, идущий до Москвы. Вот я поднимаюсь по ступенькам в четвёртый вагон с плацкартой, нахожу своё сороковое место. Ура! Оно, оказывается, у окна, у столика.
Вот я еду, еду, друзья, коллеги, к вам, на встречу с вами! Буду обязательно восхищена тем, что увижу: ВДНХ, корпус 57, первый этаж, красивый, просторный зал… Услышу ваши рассказы и стихи, прочитаю свои, - так представляла во сне свою несостоявшуюся поездку в Москву пожилая дамочка, которой уже давно за шестьдесят.
Поехать она не смогла, отказалась в самый последний момент от своей мечты, от своих планов, которые вынашивала последние две недели.
Что остановило полёт её желаний? Получив пенсию ( надо сказать, она у неё в данный период неплохая), мысленно распределила по потребностям и возможностям и перестала грезить о долгожданной поездке в столицу нашей Родины.
Стала развлекать себя получением новых знаний. Наша героиня давно, с юности, увлекается астрономией и физикой. Вероятно, и её дочь не случайно преподаёт в школе математику и физику…
Так вот, об увлечении. Она, как и большинство россиян, землян, всю жизнь считала, что верный спутник Земли Луна пребывает в одиночестве. Оказывается, нет. Об этом узнала, прочитав заметку в интернете. Удивительно! Международный астрономический союз (МАС) «официально признаёт 416 планетных лун, вращающихся вокруг восьми планет Солнечной системы». Учёным есть чем заняться: существует более 500 «спутников малых тел»…
Вечером женщина – фантазёрка склонила голову на подушку, заснула в неудобной позе так, что утром ощутила покалывание в ноге, пояснице. Но, надо сказать, спала долго, и снилось ей, как она из космического корабля вышла в космос и оказалась среди крошечных фрагментов пород – искусственных спутников, вращающихся вокруг «планет – хозяев». Мыслительная деятельность, воображение её подсказали, что это не луны, потому что они не являются естественными…
Утром проснулась от обращения к ней дочери:
- Мама, поднимайся! Ты что видела во сне? Ты не давала мне спать своими восторженными криками, радостными возгласами.
- О, я была среди искусственных лун в космосе. Вот это красота! Вот это чудо, если на самом деле так выглядят Млечный путь, Солнечная система! Не зря космонавт Леонов стал живописцем, изображающим звёздное пространство…
Во время завтрака немного посмеялись над репликой председателя областной организации. Мать сообщила следующее:
- Иногда, общаясь с боссом, шучу. А он тут же отвечает с юмором. Недавно пришлось сходить на почту. Температура воздуха прогрелась тогда до сорока градусов. Казалось, вдыхала пар от кипятка. Во время телефонного разговора поведала шефу:
- Жара стоит невозможная. Вышла на улицу, высунула нос, подумала, что назад не вернусь. Еле дошла.
На что он, смеясь, сказал:
- А вы нос привязывайте, а то, как у Гоголя, будет путешествовать.
Вот тебе и не литератор, а инженер!
Потом мать и дочь обсуждали такое изречение: «Ложь поднимается на лифте, а правда – по ступенькам». Обе согласились с точностью умозаключения. Привели примеры безобразного отношения некоторых людей к матери и дочери, хотя женщины никому не желают зла, ведут порядочный образ жизни. Сплетни отравляют им жизнь.
Когда смотрели по интернету момент награждения бойцов СВО, понравилось высказывание Царёва:
- В неординарной ситуации проявлять свои лучшие качества – это и есть героизм.
И мать, и дочь согласились с этим выводом. «Запомнилось мне одно изречение, - произнесла мать. – Ходим под пули, чтобы жить. Только не все возвращаются. В марте в зоне СВО погибли оператор телеканала «Звезда» Андрей Панов и водитель съёмочной группы Александр Сиркели, а также корреспондент «Известий» Александр Федорчак, к сожалению. В памяти россиян они остались героями навечно».
Мать добавила к сказанному:
- Мне жаль не только погибших, но и их родителей. Об этом написала несколько стихотворений. Вот одно из них:
По – прежнему ждёт
Треугольник, в ладонях зажатый,
Горьких слёз ей ничем не унять.
Эй, фашизм, окаянный, проклятый!
Поседела безвременно мать.
Пал сыночек от пули свистящей.
Пал подкошен на Курской дуге.
Ах, война, твой режим нещадящий,
Скольких держишь в кровавой руке!
Треугольник, слезою омытый,
Мать сжимает опять и опять.
Где лежит он, землёю сокрытый,
Сын её? Как узнать? Как понять?
Снег сменяется талой водою.
За весною – жары хоровод.
Нет, не мирится вера с бедою:
Мать сыночка по – прежнему ждёт.
После недолгого молчания дочь попросила:
- Мне нравится твоё стихотворение «В молитвах руки протяну». Про-читай, пожалуйста.
- Хорошо, - ответила мать. И прочитала:
В молитвах руки протяну
Я к солнцу, чтоб теплом согрело
Мою любимую страну,
Её измученное тело.
Я облакам мольбу свою
Скажу коленопреклоненно:
«Омойте Родину мою
Водой святою непременно!»
Я к звёздам с просьбой обращусь,
Чтоб ярче освещали Землю,
Чтоб всех детей вернула Русь
С полей сражений. Всё приемлю.
Я принимаю торжество
Великой истины природы:
Рожденье жизни – волшебство,
Достойны царствовать народы!
Поговорили на тему, нужно ли жить, постоянно думая о прошлом.
Оказалось, что обе смотрели замечательный фильм «Настоящий» и запомнили следующую фразу: «В прошлом что – то изменить нельзя, но зато можно правильно поступить в настоящем».
Дочь сразу спросила:
- Мамочка, почему ты всё время находишься в поездках, встречаешься с кем – то, решая проблемы? Ты думаешь, что это удлиняет твоё земное существование? К какой категории пенсионеров ты себя отнесла бы? Вот они:
- к тем, кто сидит у подъезда, это разведчики;
- к тем, кто жалуется по инстанциям, это народные мстители;
- это бабушки и дедушки, к которым свозят внучат, это заключённые;
- это пенсионеры, которых дети сдали в дом престарелых, это пожизненно заключённые;
- это работающие пенсионеры, это деревья, которые умирают стоя.
Обе рассмеялись. Сквозь смех дочь услышала ответ родного человека:
- Конечно, я выбираю пятую группу. Мечтаю трудиться, трудиться до потери пульса, не быть никому в тягость.
- Что ты, мама, ты у нас любимая. Мы тебя боготворим…
- Вы – то относитесь с любовью, уважением ко мне. А вот на днях у подъезда меня окрестил один «пухлячок» аутсайдершей – человеком, отвергнутым обществом, коллективом, в котором работает, родными, друзьями, и, как следствие, обречённым на постоянные неудачи в по-строении отношений.
- Это злой и глупый человек так сказал. Тебя знают как хорошего общественника в области, в Москве, как женщину, достойную уважения. У тебя любимое хобби: ты писатель, поэт, художник.
- Да это мне помогает выживать в любой ситуации. Есть ещё одно доброе увлечение: интересуюсь жизнью великих, увлечённых творчеством людей.
- Понимаю. Читаешь, смотришь, встречаешься…
- Не со всеми приходится встречаться… Дочь, давай сходим в церковь.
Поставим свечи, помолимся. Не зря многонациональный народ нашей страны следит за всем, что происходит в вере, соблюдает ( кто в большей мере, кто в меньшей) религиозные традиции и с удовольствием, с трепе-том, волнением читает тексты, подобные этому: «Желаю большой радости, крепкой веры, необъятной любви. И безграничной Божьей милости!»
Согласна. Давно там не были.
В очередную субботу их видели знакомые в святой обители. Помянуть было кого: дедушек, бабушек, отца, мать, дядю, погибшего в двадцати-летнем возрасте на войне… Помолились за благополучие живущих родственников.
Часть 2
Наша героиня по роду деятельности участвует во многих мероприятиях. Последним крупным событием явился областной пленэр художников, проведённый в городе – спутнике. Члены правления областной организации, можно сказать, пуд соли съели во время подготовки и проведения этого значимого события, которое завершилось триумфом.
В начале августа наша знакомая, женщина небольшого роста, с седыми волосами, в брючном костюме, была доставлена на легковом автомобиле старшей внучкой в многоэтажное здание гостиницы пункта назначения. В этом ей повезло: у неё, кроме тяжёлого этюдника, было ещё четыре больших багажных места. Попрощавшись со своей роднёй, она зарегистрировалась в гостинице и стала на пять дней обитательницей комнаты номер семь, расположенной на тринадцатом этаже. Разместив свои вещи, взяла лист с тридцатью пятью фамилиями (столько вместе с ней должно быть на сборе художников), ручку и спустилась на одном из лифтов на первый этаж: надо регистрировать заезжающих, отмечать, где они будут жить.
Спросите, зачем ей это надо. Она, кроме того, что председатель проф-союза областной организации художников, ещё и на пленэре выполняет обязанности старосты. Хотя ей пришлось сидеть и ждать приезжающих с девяти часов утра и до семнадцати часов вечера, она была довольна: задача выполнена. Все заняли свои места. Отрицательные моменты регистрации были: кое у кого не хватало терпения ждать, когда разберутся работники с номерами для заселения. Дело в том, что три человека приехали вместо тех, кто отказался от поездки в последние два дня, а списки были составлены за месяц вперёд. Из – за этого возникла неразбериха.
В 18 часов староста объявила: « Всем собраться в холле, пойдём ужинать в ресторан». Послушались. К этому времени проголодались. Дополнительные порции не просили: каждый получил по несколько блюд.
- Спасибо! Спасибо! – раздалось в ресторане через тридцать минут.
Можно было услышать при выходе из ресторана:
- Ты куда сейчас?
- В номер, разберу вещи.
- А я возьму этюдник и пойду в парк.
- Может, и меня подождёшь?
- Подожду, подожду. Иди за красками и кисточками. Встретимся на первом этаже…
- В двадцать часов все были в гостинице. Ко всеобщему удовольствию, почти все написали по одному этюду.
Обычно староста жила в отдельном номере, но в этот раз к ней вынуждены были подселить двух художниц. Жили мирно, никто никого не притеснял. Молодые женщины не мешали старосте заниматься бумажными делами.
И Евгения, и Елена давно нравились ей: обе уравновешенные, обходительные. Про таланты и говорить нечего: Елена за два часа смелыми мазками,меняя цвета масляных красок, написала на холсте с подрамником размером 60 х 60 громадного мамонта, а Евгения увлеклась собором Иоанна Богослова. Тоже добилась успеха.
- Молодцы, девчата! – произнесла ценительница искусства.
Они заулыбались в ответ, произнесли:
- Стараемся!
Каждый был занят своим делом до глубокой ночи. С удовольствием слушали тихое звучание пьесы Эдварда Грига. Хотя содержание произведения не соответствовало времени суток (была тихая ночь, а не утро), слушали с вожделением. Изображение рассвета с помощью флейты и гобоя, постепенное усиление оркестра, кульминация в момент полного восхода солнца, а затем затихание с главной темой в исполнении валторны, завершающееся угасанием звучности – всё это вызывало восторг
в душе каждого художника, вызывало умиротворение.
В течение всех пленэрных дней никто не выразил недовольства. Это произошло благодаря хорошо проведённой большой организационной работе. На протяжении шести месяцев подготовкой этого мероприятия серьёзно занимались глава администрации, его заместители, председатель областной организации, серьёзно готовились художники и профсоюзная организация.
Поэтому не пришлось удивляться хорошо проведённым открытию и закрытию пленэра, конференции, во время которой делились опытом выступающие из 13 подразделений. Были названы новые цели, поставлены задачи, направленные на совершенствование деятельности объединений и художников. Ответственным моментом было проведение двух выставок: выставки 67 картин, предназначенных для дарения, и написанных на пленэре 150 картин.
Во время прощального чаепития художники вспоминали, как восхищались поймой реки, любовались красотами степной природы. От всей души благодарили казачьего атамана за гостеприимство.
На автобусе вернулись в гостиницу усталые, но счастливые. Плодотворно поработали: написали по три – четыре этюда.
Наша знакомая ещё раз убедилась в том, что художники - беспокойные люди, с неукротимой энергией, действуют всегда целенаправленно. Результат налицо: мастерски написанные пейзажные зарисовки с бегущими по небу облаками, прозрачной, в состоянии штиля степной рекой.
Смотрит она на художниц и удивляется: «Откуда у них столько сил? Не доконала их жара, не доняли редкий дождь, долгое ожидание авто-транспорта. Приехав в гостиницу, хвалились фотографиями, видео. Счастливый, весёлый народ!»
Любопытство овладело умами некоторых участников пленэра. Оказывается, с первых дней они тайно наблюдали за одной образовавшейся парочкой. Он, Степан, из северного городка области, она, Ирина, из южного. Оба увлечённо работали над натурой, выделяя характерные её особенности. Все дни проводили вместе.
- Слушайте, - таинственно говорили Лера и Катюша старосте вечером, - а Степан и Ирина влюбились друг в друга. Мы видели, как они цело-вались.
- И вам не стыдно подсматривать, проказницы? – смеясь, пожурила девушек староста. – Разве плохо, если два одиноких человека нашли друг друга? Надо им пожелать счастья. К сожалению, оно редко кого посещает.
Так завершилась необычная беседа.
Через день весёлая группа творцов, создателей прекрасного после двенадцати часов дружно покинула и гостиницу, и городок – спутник.
Староста и весь оргкомитет выполнили свои функции на отлично и всем пожелали счастливого продвижения по пути успеха.
Свидетельство о публикации №225110301726