Афганский Памир! глава 5

 
  "Население!"часть1.Ваханцы.


  Ваханцы или вахи(самоназвание-хик)-народ восточно-иранского корня,родственный другим памирцам,исповедующий исмаилизм(течение ислама).Ваханцы,по мнению ученых,древнее население Памира,широко расселившиеся по течению Пянджа,Вахан-дарьи и далее на восток-в пределы Китая(верхнее течение реки Ташкурган) и на юг-в Читрал и Канжут (верховья Ишкумана,Чепурсана и других истоков Инда).Общая численность более 50 тыс.чел.По этим странам они распределены примерно в равном количестве.Помимо родного языка большинство владеют еще дари,таджикским,урду,китайским(на территории Таджикского Памира еще и русским).
  Ваханцы-оседлые земледельцы горных долин.Выращивание ячменя,пшеницы,бобовых является основой их  жизни.Животноводство имеет гораздо меньшую роль,из-за недостатка пастбищ,но разведение овец,коз,скота,кур,развито в определенных объемах.Уровень жизни ваханцев сильно разнится по регионам.Самый низкий уровень жизнеобеспечения именно в долине Вахан-дарьи,но это скорее связано не с приложением труда,а с общей осталостью самого Афганистана.Ведь отсутствие дорог,электричества,средств связи,медицинского обслуживания,торговой сети т.д не способствует ни материальному,ни культурному развитию народа.Поэтому ныне ваханцы  одни из самых отсталых народов региона.
  Хотя древняя история этого народа говорит об обратном.Некогда они жили самостоятельным княжеством,занимали обширную территорию,вели бойкую торговлю ссоседями.Столицей Вахана в 19 веке был Хандуд(на левом берегу Пянджа,примерно против Ямга и Шитхарва),но сам правитель-мир,жил в старой резиденции в Кала-и-Пандже в устье Вахан-дарьи,а в Хандуд обычно отсылал на жительство кого-то из сыновей.Вахан часто попадал в зависимость от более сильных соседей-Читрала,Канжута,Бадахшана.С момента завоевания последнего афганцами,Вахан попал под власть афганского эмира.Афганцы правили весьма жестоко,так как видели в памирцах-исмаилитах,иноверцев.За это население облагалось тяжкой данью,местных правителей часто смещали и убивали,а  простолюдинов забирали в рабство.Даже существовала такая форма дани,как плата мальчиками и красивыми девушками...Это было время невероятных страданий народа,но ныне оно в прошлом.Но и сегодняшний день в жизни ваханцев легким и радостным не назовешь.Первое,что бросается в глаза путешественнику из цивилизованного мира,это совершенная отсталость,антисанитария,примитивность быта и способов хозяйствования.По-просту говоря,дикость.Ведь,повторюсь,здесь отсутствуют необходимые условия развития-нет нормальных дорог,соответственно обеспечения необходимыми товарами.Конечно торговля существуют,но она караванного типа,малообъемна и имеет в основном форму натурального обмена.На скот,некоторые изделия и сырье ваханцы покупают у заезжих торговцев из Бадахшана или Кундуза простейшие бытовые вещи,муку,фрукты и сладости для детей.И то,часть этого идёт для такого же обмена на скот с живущими на Малом Памире киргизами(про них следующий рассказ).
  Ваханцы живут большесемейными общинами,в которую входят родители с детьми и их семьями,а также старшие родственники.Конечно куча детей-грязных,голодных,плохо одетых.Из-за антисанитарии в домах и от людей соответственный запах,приводящий путешественника в некий шок.Но такова суровая правда этой жизни.Дайте людям все необходимое,и они станут другими.Ведь ваханцы издавна славятся,как веселый,талантливый,трудолюбивый народ.Из  их среды вышел,к примеру,ученый и философ Мубарак Вахани,создатель солнечного каменного календаря в Ямге,по которому жители могли определять время посева и сбора урожая и т.д.Музыканты,певцы,танцоры,искусные рукодельницы и мастера резьбы по дереву,ловкие охотники,наездники(в их среде издавна практиковалась игра в конное поло).Раньше было у них разделение на касты или сословия,одним из которых были воины-нукеры,которые по приказу мира должны были незамедлительно выступать против врага...
  Но ныне это народ мирный,даже тихий,философски относящийся к невзгодам и лишения,надеющийся на перемены к лучшему.Чисто физически-это привлекательные люди,среди которых немало немало красивых даже по европейским меркам(ведь они ,как и многие памирцы считают себя  потомками воинов Александра Македонского).
  О национальной одежде особо говорить не приходится,хотя традиционный  костюм горцев был очень живописен и красив.У мужчин-шерстяные домотканые халаты белого или желтого(крашеного охрой) халата(глима),мягких сыромятных сапогов или кожаных  калош(кавушей),на голове чалма или узорчатая особой формы и вышивки тюбетейка(позднее получил  распространение афганский пакколь-шерстяная шапка с валиком по окружности).У женщин длинные шерстяные платья,штаны,тоже сыромятные калоши(ныне чаще туфли),на голове женская тюбетейка и длинный платок из белой кисеи.Много украшений из серебра,полудрагоценных камней или  монет.Но сегодня в повседневности все ходят в чем придется.Женщины одеты в цветастые платья-балахоны,вышитые безрукавки,мужины-европейского типа пиджаки и меховые ушанки китайского производста.На ногах все-от рваных сандалий и узконосых туфель до незашнурованных кроссовок и резиновых сапог на голую ногу...
  Дома ваханцев двух типов.Это типичный для памирцев дом,со сводчатой крышей на деревянных столбах с возвышением для сна и приема пищи посредине.Правда дома эти тут довольно неказисты из-за отсутствия хорошего дерева.Топится такой дом печью типа тандыра в которой можно и хлеб испечь и сварить  похлебку из гороха или ячменной муки.Питание разумеется весьма скудное как по меню,так и по обеъму,так что толстых тут не увидишь.Худобе и подвижности способствуют и лазанье по горам и труды на поле,тоже очень примитивные.Так по сей день ваханцы пашут на быках,а обмолачивают зерно,раскиданное в снопах на току прямо в поле,гоняя по нему тех же волов или ишаков,связаных  по два-три.Потом вылетевшее зерно веют,подбрасывая на ветру(а ветра тут постоянные)деревянными лопатами,чтобы улетели плевла... Основа еды ваханцев-каши из поджаренного ячменя или пшеницы,часто просто затирухи из воды и муки.Масло,мясо и даже простейшие молочные продукты редкие гости на столе ваханца.Только на праздники или свадьбы готовят плов,закалывая барана.Тогда все наедаются "от пуза",чтобы потом опять перейти на гороховую похлебку с пресным выпеченным без дрожжей хлебом.Плодовых деревьев,даже тута, нет(ваханцы говорят,что пытались,но вымерзают зимой)Из скота ваханцы держат конечно овец,птицу,немного лошадей(местной бадахшанской породы),а также яков,которых используют для получения молока,масла,и для верховой езды и вьюка...
  О культуре этого народа много еще интересного можно было рассказать,но это не наш формат,да и есть для интересующихся хорошая информация по этому вопросу...
  Мы перейдем  к расселению ваханцев тут,в долине их главной реки.
Ваханские селения начинаются еще в долине Пянджа по обоим его берегам,а от устья Вахан-дарьи(возле Кала-е-Панджи) они идут часто и тоже по обоим берегам.Это на правом(по течению гоз,Савабхана,Каданхана,Гунджибай(в трех последних наряду с ваханцами проживают и киргизы).
 По последнем также имеются дома-зимовки киргизов...
 

 


Рецензии