Гомеопатия и герметизм

«Если вы хотите познать тайны Вселенной, вы должны мыслить тремя категориями - категорией энергии, вибрации и частоты».   (Никола Тесла)

  Один весьма уважаемый мной читатель задал следующий вопрос: насколько повлиял или не повлиял на гомеопатию герметизм?

  "Хо-хо, парниша!.." ("12 стульев")
Отличный, очень глубокий вопрос — потому что он затрагивает не только историю гомеопатии, но и структуру западной эзотерической мысли в целом.
  Автор затрагивал взаимосвязи в тексте "Санкт-Петербург - великий мул Чжана Голао", но видимо недостаточно. Что ж, дополним. В силу немногих своих познаний попробуем разобрать по слоям: что такое герметизм, что такое гомеопатия, где и как они пересекаются, и почему «Кибалион» исказил восприятие герметизма в XX веке.

                Часть первая.

 1. Герметизм — философия соответствий.

Исторический герметизм (II–V вв. н. э.) — это не система магии, а синкретическая философия позднеантичного Египта, соединяющая элементы платонизма, стоицизма, египетских мистерий и раннего гностицизма. Его тексты — "Герметический корпус"  и "Асклепий" — приписываются Гермесу Трисмегисту, "трижды великому" (мудрость, слово, действие). Главные идеи герметизма:

а) «Как вверху, так и внизу» — принцип соответствия макрокосма и микрокосма.
б)  Пневма (дух) пронизывает всю природу.
в)  Человек — микрокосм, несущий в себе отпечаток Божественного Ума.
г)  Цель — не спасение, а познание природы как формы Божественного Разума.



2. Гомеопатия — дитя эпохи натурфилософии.

Самуэль Ганеман (1755–1843) — немецкий врач, мыслитель и полиглот — создал гомеопатию не как эзотерику, а как альтернативную медицинскую систему, основанную на принципе Similia similibus curantur — "Подобное лечится подобным."
   Однако, если читать Ганемана внимательно (особенно "Органон врачебного искусства"), видно, что его мировоззрение выткано из тех же ниток, что и герметизм, хотя он сам не цитировал Гермеса.


3. Сравним - общие принципы гомеопатии и герметизма по порядку:
Герметизм (а) Гомеопатия (б) и Комментарий (в).

а) Принцип соответствия: "Как вверху, так и внизу"
б) Закон подобия: "Подобное лечится подобным".
в) Обе системы исходят из идеи, что внешнее отражает внутреннее, а причина и следствие связаны не механически, а символически.

а) Идея единства материи и духа.
б) "Жизненная сила" (vital force) как носитель гармонии. Ганеман прямо писал, что болезнь — это "нарушение жизненной силы", то есть энергетического порядка, а не материальное повреждение.
в)  Это — чисто герметическая онтология.

а) Учение о вибрациях, числах и соотношениях.
б) Потенции и динамизация (трясти и разводить)
в) В "Герметическом корпусе" сказано: "Все вещи движутся, и ничто не покоится." — почти слово в слово с принципом вибрации из "Кибалиона".
   "Движенья нет! - сказал мудрец брадатый. Другой - смолчал и стал пред ним...ходить." (А.С.Пушкин)


а) Алхимическая идея очищения вещества.
б) Серия разведения и встряхивания .
в) Разведение разрушает "грубую материю", оставляя "тонкую субстанцию" — дух лекарства. Это алхимический акт, а не просто фармацевтический.

4. Почему «Кибалион» — ложный ориентир?

"Кибалион" (1908) — не античный текст, а неооккультная компиляция американских авторов (предположительно Уильям Уокер Аткинсон и его коллеги из движения "Новая Мысль"). Он систематизировал "Семь принципов герметизма": Ментализм ("Всё — Ум", - на что Будда ещё 2500 лет до него указал), Соответствие, Вибрация, Полярность, Ритм, Причина и следствие (тоже спёрто у Будды), Род.

  Эти принципы действительно резонируют с древним герметизмом, но представляют современную эзотерическую интерпретацию, а не историческую философию. Поэтому, когда говорят, что гомеопатия "вдохновлена герметизмом", часто имеют в виду именно кибалионскую версию, а не подлинный Corpus Hermeticum.

5. Вывод: герметизм — философский корень, гомеопатия — его медицинский побег.

Можно сказать, что герметизм осознал единство духа и материи.
Алхимия - попыталась это воплотить в веществе.
Гомеопатия - применила этот принцип к телу человека.
   Поэтому влияние герметизма на гомеопатию — не прямое (через книги), а структурное: это общая парадигма мышления, где всё связано, а исцеление — это восстановление соответствий между уровнями бытия.

                Часть вторая.


           I. «Изумрудная Скрижаль» — сердце герметизма.

   Текст "Изумрудной Скрижали" Гермеса Трисмегиста ("То, что внизу, подобно тому, что вверху…") буквально отражён в логике приготовления гомеопатических потенций — через идею «очищения до духа вещества».
 Это кратчайший и самый влиятельный текст герметической традиции. Приведу ключевой фрагмент в латинской традиции с переводом:

  "Quod est inferius est sicut quod est superius, et quod est superius est sicut quod est inferius, ad perpetranda miracula rei unius."
"То, что внизу, подобно тому, что вверху, и то, что вверху, подобно тому, что внизу, — для совершения чудес Единого."
   И далее:
"Separabis terram ab igne, subtile ab spisso, suaviter, cum magno ingenio."
"Отдели землю от огня, тонкое от грубого, мягко и с великим искусством."

   Эти строки описывают алхимический процесс трансмутации: материя разделяется, очищается, утончается, и в итоге в ней проявляется дух — принцип Жизни.

          2. Потенцирование в гомеопатии как алхимическое действие.

  Посмотрим на практику Ганемана: приготовление лекарства в гомеопатии — это последовательное разведение и встряхивание (succussio). С каждым этапом концентрация вещества уменьшается, но — вибрация усиливается.

"Динамизация вызывает высвобождение духовной силы, заключённой в веществе, и делает её доступной для действия на жизненную силу человека."
(Самуил Ганеман, "Органон", §269) Это — точное соответствие герметическому "отдели тонкое от грубого".

Алхимическое Nigredo (разложение, растворение) прямо соответствует первому разведению вещества в спирте (воде). Герметический смысл - "Разрушение грубой формы"!

Albedo (очищение, возгонка) - соответствует последовательному потенцированию (C6, C12, C30 и далее). Смысл - "отделение тонкого от плотного".

Rubedo (озарение духом) - это когда гомеопатическая потенция достигает "динамического уровня", вещество становится "энергетическим".
 Герметический смысл - воссоединение очищенного духа с жизненной силой.

То есть, гомеопатическая лаборатория — это алхимическая реторта в медицинском виде. Сам акт встряхивания (succussio) — аналог возгонки или субтиляции в алхимии: "дух" поднимается над материей, но остаётся связан с ней.


                III. Вибрация и дух вещества

В герметизме дух — это тончайшее движение, вибрация, дыхание (pneuma).
В гомеопатии каждая встряска передаёт веществу «вибрационный отпечаток» — и чем выше потенция, тем тоньше вибрация.
   Герметизм говорит: "Всё есть движение, и ничто не пребывает в покое."
   Ганеман говорит: "Жизненная сила — это тончайшее колебательное начало."

   То есть оба исходят из вибрационной онтологии:
Материя — это замедленная вибрация духа. Исцеление — восстановление гармонии этих вибраций между человеком и природой.

               IV. Гомеопатия как алхимия исцеления.

Если алхимия пыталась превратить свинец в золото, то гомеопатия делает обратную алхимию духа в теле — превращает болезнь (несоответствие, диссонанс) в гармонию (resonantia).

   Трансмутация металлов соответствует трансмутации болезни.
Философский камень — символ совершенного духа - соответствует потенции лекарства — "дух вещества".
   Очищение материи через огонь соответствует в гомеопатии очищению энергии через вибрацию.
   Великое Делание (Magnum Opus) - не что иное как "Лечение подобного подобным".

         V. Почему герметизм «повлиял, но не напрямую»

Ганеман не был герметиком в прямом смысле. Он был рационалистом и врачом эпохи Просвещения. Но культурный фон 18-го века — немецкая натурфилософия, алхимия, розенкрейцеры, Парацельс — был насквозь герметическим. Поэтому его мышление естественно включало эту логику — мир как единство духа, материи и соответствий.

         VI. Заключение: "Гомеопатия — это герметизм, прошедший медицинскую трансформацию".

Изумрудная Скрижаль: "Отдели тонкое от грубого, мягко и с великим искусством."
Органон Ганемана: "Освободи духовную силу вещества от его материальной оболочки."

Это одно и то же действие, выраженное в разных эпохах и языках: алхимия — философия трансформации вещества, а гомеопатия — философия трансформации жизни.



                Часть третья.

   Покажем, как семь принципов герметизма из "Кибалиона" соответствуют семи этапам гомеопатического исцеления — от постановки диагноза до восстановления жизненной гармонии. Это — синтез эзотерической философии (Гермес, Парацельс, Кибалион) и практической медицины Ганемана.

1. Герметизм: Принцип Ментализма – «Всё есть Ум». Мир — творение Разума; болезнь начинается в сознании.
Гомеопатический этап: психосоматическая диагностика. Гомеопат ищет эмоционально-психическую причину болезни, а не только физическую. Болезнь — искажённый образ мысли.

2. Герметизм: Принцип Соответствия – "Как вверху, так и внизу". Каждый уровень (дух, душа, тело) отражает другой.
  Гомеопатия: Подбор подобного препарата. "Similia similibus curantur" — подобное лечится подобным. Симптом тела соответствует внутреннему духовному состоянию.

3.  Герметизм: Принцип Вибрации – "Всё движется, всё вибрирует". Материя — сгущённая вибрация духа.
Гомеопатия: потенцирование лекарства (разведение + встряхивание). С каждой суккуссией материя утончается, и лекарство становится вибрационным резонатором жизненной силы.

4. Герметизм: Принцип Полярности – "Всё имеет два полюса". Свет и тьма — грани одной силы; болезнь и исцеление взаимосвязаны.
Гомеопатия: проба лекарства (первичная реакция). Первичное ухудшение — не ошибка, а переход между полюсами: организм переходит от болезни к исцелению.

5. Герметизм: Принцип Ритма – "Всё течёт, всё имеет приливы и отливы". Любое состояние возвращается к равновесию.
Гомеопатия: курс лечения и повторные приёмы. Гомеопат регулирует ритм приёма: как дыхание — вдох и выдох; организм ритмически очищается.

6. Герметизм: Принцип Причины и Следствия – "Нет случая, всё закономерно". Каждый симптом имеет духовную причину.
Гомеопатия: наблюдение за реакцией пациента. Отслеживание закономерности проявлений после приёма: исцеление начинается "сверху вниз, изнутри наружу".

7. Герметизм: Принцип Пола (Генерации) – "Мужское и женское начало во всём".
Сила порождения и обновления; взаимодействие активного и воспринимающего.
Гомеопатия: регенерация жизненной силы (витализма). После очищения наступает гармония духа (активное начало) и тела (воспринимающее). Возрождение жизненной энергии.

   Объясненим связи.

Герметизм видит болезнь как нарушение космического порядка.
Гомеопатия — как попытку восстановить этот порядок на уровне микрокосма (человека).

Принцип вибрации — центральный. Потенцирование в гомеопатии — это физическое воплощение идеи, что дух передаётся через ритмическое движение (встряхивание).
В этом смысле суккуссия — это, так сказать, "молитва вещества".

Закон соответствия делает гомеопатию точной медицинской алхимией.
Вещество и человек — два отражения одной и той же вибрации, и их резонанс вызывает исцеление.

Ритм и полярность объясняют феномен "обострения" — колебание маятника между болезнью и здоровьем.

        Итого имеем в сухом остатке:

 Герметизм дал гомеопатии метафизическую структуру - Ганеман превратил эту структуру в медицинский инструмент. Обе системы утверждают:
 Мир — жив, вибрационен и разумен.
 Истинное исцеление — восстановление гармонии между уровнями «вверху» и «внизу».
 Дух вещества, очищенный от материи, — это и есть лекарство.


                Часть четвёртая.
А откуда вообще взялось словечко "Кибалион"?
 Кибела – это фригийская богиня, почитаемая как "Великая мать богов" и ассоциирующаяся с природой, плодородием, горами и сельским хозяйством.

А вот слово "Каббала"... это поинтереснее. Переводится как "восприятие" или "получение". Чего? Сакрального Знания, конечно.
 Как полагаете, с чем связано название американской герметической компиляции?

          Зачем гомеопату изучать Каббалу? Обоснуем.

Каббалистическая схема гомеопатического исцеления - "Древо Сефирот Гомеопатии".

1. Кетер (Корона) - Источник жизненной силы, Б-жественный замысел.
Это - интуитивное видение врача-гомеопата, который соединяется с идеей "Всё есть Ум". Осознаёт болезнь как нарушение резонанса с Источником.

2. Хохма (Мудрость) - Потенциал, вспышка вдохновения.
Это - выбор препарата по внутреннему ощущению подобия: он не просто подбирается логически, а "узнаётся" душой врача.

3. Бина (Понимание) - Структура, форма. Это - анализ симптомов, диагностика.
Система симптомов становится зеркалом внутреннего состояния духа.

4. Хесед (Милосердие) - Расширение, любовь.
 Это - поддерживающая сила лечения. Пациент чувствует принятие, доверие, внутреннее открытие. Энергия лечения растекается мягко.

5. Гвура (Сила) - Сжатие, очищение. Это - первая реакция на лекарство (обострение). "Кризис" — сжигание болезни огнём очищения. Организм выводит шлаки, эмоции, вирусы.

6. Тиферет (Красота) - Гармония духа и тела. Это - баланс после кризиса.
Энергии верхних и нижних сфер соединяются. Впервые появляется ощущение лёгкости и ясности.

7. Нецах (Победа) - Энергия жизни, движение.
Это - восстановление метаболизма и ритма. Пациент возвращает силу, сон, аппетит, радость движения.

8. Ход (Слава) - Резонанс, отражение. Это реакция на тонком плане (аура, психика). Поведение, сны, настроение становятся зеркалом исцеления.

9. Йесод (Основание) - энергетический центр, проводник.
Это - закрепление эффекта, перестройка организма. Тело начинает жить по новому "тонкому коду". Исчезают хронические симптомы.

10. Малхут (Царство) - материальный результат: физическое здоровье, устойчивость. Телесная реальность обновляется. Организм вибрирует в унисон с духом. Завершение круга.

    На благо всех живущих написано. Будьте здоровы и счастливы!


Рецензии
Здравствуйте, Алексей.

Уникальный текст. На мой взгляд, рассуждения и выводы вполне логичны и обоснованы. Сложно лучше написать на тему: герметизм и гомеопатия. О каббалистической схеме гомеопатического исцеления тоже получилось интересно.
Да, герметизм – синкретическое учение, возникшее в позднюю античность. «соединяющая элементы платонизма, стоицизма, египетских мистерий и раннего гностицизма». На мой взгляд, в списке явно не хватает халдейской астрологии с её божественной семеркой. Вообще, влияние халдейской системы научных, мистических и оккультных знаний на разные учения – отдельная и достаточно провокационная тема).

С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   04.11.2025 01:57     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Александр! Благодарю, Вы как всегда слишком добры к изложению скудных познаний Вашего визави. Халдейская система - действительно, провокационная тема - не имею возможности говорить о том, с чем не знаком досконально. Кроме "Эпоса о Гильгамеше" и древнесемитских культов - боюсь, в данной области являюсь профаном. Да и с этими материалами знакомился лишь потому, что д-р Лайтман говорит: "Мы - вавилоняне", но наряду с этим - "Я - атеист": и я счёл необходимым ознакомиться с данными вопросами хотя бы факультативно. Впрочем, Каббала вместе с Авраамом вышла из Вавилона: но - "исправленная".
Об астрологии халдеев, вавилонских магов, дошло очень мало сведений. Впервые о халдеях упоминает Геродот в "Истории". Ими он называет жрецов бога Бела. Собственно, видимо таковым и был отец Аврама (Фарра), изготавливающий и продающий фигурки "богов". Что произошло далее, всем известно - Аврам "восстал и вышел" и стал Ав-ра-амом ("отцом большого народа").

Бел, или Баал — один из древнейших человеческих богов, которому поклонялись финикийцы и семиты. Согласно мнению многих магов, христианских и иудейских (!) богословов, это один из страшнейших адских демонов.
Ваал или Балу — позже древний бог "финикийцев" - отличался могуществом и жестокостью, был первым оформившимся глобальным богом-покровителем. В пользу факта свидетельствует, что Баал во многих семитских языках, в первую очередь, в финикийском, — слово, обозначавшее "Бога-Властелина" в целом.
Вот тут у автора замечание: он является категорическим противником всякого теизма и идей некоего самосущего "Творца". А тем более обладающего подобными отвратительными качествами...
Существовало много разных ипостасей Баала, названных по местности, где ему поклонялись, или по сфере влияния. Примеры местных или стихийных наименований — Баал-Гал, Баал-Пеор либо Ваал-Хаддад (покровитель бури) или Баал-Шамим (бог Солнца). Существовало много разных ипостасей Баала, названных по местности, где ему поклонялись, или по сфере влияния. Примеры местных или стихийных наименований — Баал-Гал, Баал-Пеор либо Ваал-Хаддад (покровитель бури) или Баал-Шамим (бог Солнца). Баал-Шамиму принадлежал один из древнейших храмов сирийской Пальмиры. Изначальный центр культа Баала — Тир, но наибольшего расцвета и известности достигла вера в древнем Карфагене. Последователи карфагенской религии обеспечили Баала кровавыми жертвами. Баал Хаммон — сын Дагона, божества плодородия, изображавшегося в форме рыбы. Супруга Дагона — богиня Танит со львиной головой, была жестоким проявлением богини Астарты. Имя Баал-Хаммона возникло из-за смешения культов Баала и вавилонского Зевса-Аммона, в результате первоначально солнечный бог получил атрибуты воителя-громовержца. Схожесть с Зевсом обеспечивалась и наличием у обоих богов в качестве животного символа быка. Покровительствовал Баал не только войне, убийствам и огню, имея и более мирную ипостась как покровитель плодородия, семейных уз и достатка.

В жертву Баалу приносились в первую очередь дети. Малышей до семи лет буквально бросали в огромный костёр в честь бога. Современные исследования говорят, что чаще Баал-Хаммону приносили в жертву погибших детей, предавая их огню, а жертвование первенцев — миф.С фактом жертвоприношения несовершеннолетних соглашаются все историки: подтверждается факт римскими и греческими указами, запрещающими карфагенянам приносить детей в жертву. Один из наиболее масштабных актов жертвоприношения произошел во время осады Карфагена греческим полководцем Агафоклом. Карфагеняне решили, что Баал больше не покровительствует им, потому что народ перестал убивать в его честь собственных детей: долгое время в жертву приносились дети чужаков. В результате около двухсот представителей городской знати добровольно отдали собственных детей, а еще триста взрослых человек приняли решение войти в костёр.

Борьба с культом Баала была одним из основных направлений деятельности раннехристианских и еврейских пророков. Довольно быстро божество пополнило в авраамических религиях пантеон демонов. Идолослужение и поклонение Баалу каралось строго. В Средневековье это привело к тому, что имя Баала соотносилось как с «Владыкой ада» (чем собственно и является "этот мир" - мир ИТК, исправительно-трудовая колония). Нахождение гримуара «Малого ключа Соломона», позволило упорядочить адскую иерархию, в которой Баэль занимал первое место среди остальных халдейских демонов.

Вообщем, если у Царя Асуров, Защитника Дхармы и есть враг - то это именно Бел. И в этом мы совпадаем мнением с иудеями. А "Чтобы бить врага — надо знать его оружие…" Поэтому каббалистическая гематрия и индийская астрология вполне необходимо-достаточна и очень кстати скромному тхиен-ученику.
С уважением,

Ал Ор   04.11.2025 05:49   Заявить о нарушении
Халдеи (верно) полагали, что мир вечен и не имеет ни начала, ни конца, и что все управляется Божественным Провидением. Планеты - это "толкователи", "посредники", передающие людям божественную волю. Их правильное, повторяющееся движение заставляло халдеев думать, что либо они сами разумны, либо ими движет нечто разумное.
Главным объектом культа было Солнце, отождествляемое с Белом. (А Солнце - Сурья - антипод Асуру Раху. Это - "ложный творец", Ялдабаоф, "дитя тьмы". Цицерон приводит высказывание Евдокса: "Не должно верить халдеям и их предсказаниям судьбы человека по дню его рождения".
Так что гностическая и иудейская демонология пришлась тоже весьма кстати...


Ал Ор   04.11.2025 06:28   Заявить о нарушении
Спасибо за интересный комментарий.
«Впрочем, Каббала вместе с Авраамом вышла из Вавилона: но - "исправленная"». С Вами вполне согласилась бы Е.П. Блаватская. Я скептически к жанру женской прозы, в частности к «письмам махатм». Но в отличие от Елены Рерих и Алисы Бейли, Елена Петровна Блаватская была гениальным мистификатором.
По-моему, с халдеями из Вавилона все намного сложнее. Одни только семиярусные зиккураты, как архитектурные воплощения структуры мироздания и дома бога Мардука на последнем ярусе, поражают воображение. Полагаю, все ипостаси Баала – это финикийские боги, не имеющие никакого отношения к «федерации богов» Вавилона. «Ими он называет жрецов бога Бела». На мой взгляд, Бел – это не имя бога, а статус «верховный бог». Наверное, слово халдеи уже больше ассоциируется не семитским народом, а с профессиональным сообществом древних ученых, звездочетов, магов, без участия которых не решался ни один важный вопрос в древнем Вавилоне.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   04.11.2025 20:54   Заявить о нарушении