Как же мы ошибались

   Как же мы ошибались, так добросовестно и долго. Жили под влиянием мифов, пропаганды. Да и ладно бы своих, отечественных. Время их частно опровергало, правда, в определенный период мы верили в них, ориентировались на них, ставили свою жизнь в зависимость от них.  Страшнее доверие чужим мифам, чужой, порой просто враждебной пропаганде. За их опровержение, разоблачение стране пришлось платить очень дорогую цену, которая выражалась в цене тысяч жизней, в сломанных судьбах, в других огромных потерях. Но хватит общих слов. Перейдём к русской литературе, а в ней, как известно, отражалась российская и советская действительность во всех их проявлениях, от человеческих характеров, социально-политического устройства, до осмысления законов человеческого бытия и мироустройства.
   В литературоведении существую такие понятия как человеческие типы, типичные обстоятельства. Эти понятия знакомы всем, кто учился в школе. Вы, конечно, помните «лишних людей», которыми были Евгений Онегин, Григорий Печорин, Дмитрий Рудин и другие герои литературы ХIХ века. Эти герои, как вы помните, обладали многими и достоинствами, и недостатками, но не могли найти в жизни своего места. Они обрели свое место и в литературе ХХ века. Так в чем же мы ошибались? Да хотя бы в том, что открытые русскими писателями человеческие типы, например, мы считали явлением чисто русским. Особенно, если это были весьма несимпатичные герои. Теперь же мы видим, я об этом писала, что творят в современном мире деятели с комплексом Хлестакова, персонажа комедии Гоголя «Ревизор», с комплексом русских купцов-самодуров из пьес А.Н. Островского. Но и весьма значительные люди – деятели государственного масштаба - в манерах своих оказываются очень похожи на неприятных нам героев.
   Помните помещика Собакевича, персонажа поэмы Николая Васильевича Гоголя? И не внешностью, а сущностью – отношением к коллегам, манерами. «Ну, может быть, это вам так показалось: он только что масон, а такой дурак, какого свет не производил», - так характеризует он Чичикову председателя палаты. Впрочем, о губернаторе выскажется еще резче: «Первый в мире разбойник». Полицмейстера назовет «мошенником», лишь о прокуроре скажет добрые слова: «Один там только и есть порядочный человек: прокурор, дак и тот, если сказать правду, свинья». Так что в оценке и этого «порядочного человека» «не обидел». Да и что говорить об этом помещике из глухой российской глубинки ХIХ века – грубый, «неладно скроенный», в котором, казалось, совсем не было души, да и похож был на «средней величины медведя», университетов не оканчивал, в столицах не жил. Так что с него спрашивать? Но сердце Гоголя взыскует, ищет высокие смыслы. Да не о Собакевиче речь. Только вот я почему-то о нем вспоминаю, когда слышу, как называют современные политики коллег, глав государств. Кто-то, наверное, может подумать: если речь идет о лидерах стран, о международных отношениях, то это дипломатия, поэтому все должно быть церемонно, вежливо, ведь за каждым президентом стоит страна, народ, и поэтому всё должно быть продуманно, предусмотрено. Так, похоже, и было на протяжении веков.
    Дипломатия исчезала в период войн. Однако все изменилось в современном мире. Все традиции разрушаются, все нормы отменяются. Между Россией и США явной войны нет, но бывший президент Байден, глава государства, развязавшего войны на Украине, в секторе Газа и в Ливане, бежавшего из Афганистана, позволял себе говорить оскорбительные слова в адрес президента России. Впрочем, наш президент не уподобился этому старому маразматику, сохранил личное достоинство. Когда слушаешь речи глав стран НАТО и ЕС, поражаешься дерзости и бескультурью. Никем не избранные чиновники этих структур, главы стран с низким рейтингом позволяют себе хамские высказывания в адрес России и ее руководства. Русские писатели открывали типичные характеры, писали о произволе власти и многих негативных явлениях, и мы считали все эти проявления, свойственными России, но рядом Урсулой фон дер Ляйен, Каей Каллас, Фридрихом Мерцем, Марком Рютте, да и самим Дональдом Трампом гоголевский Собакевич выглядит просто бледно.


Рецензии