Вечер памяти геофизика Николая Чудинова в Перми
К этому событию, важнейшему для всего рода Чудиновых, готовилась я едва ли не с середины сентября: написала очерк о моём младшем дяде «Николай Чудинов опередивший время», вела переписку с заведующим Музея Егором Романовичем Мельниковым, составляла список гостей, рассылала приглашения родным и друзьям, очень волновалась, молила Бога о том, чтобы всё прошло на достойном уровне, и Господь услышал меня.
Уже к четырём часам пополудни на четвёртый этаж здания по улице Сибирской, 15 стали собираться гости вечера: многие из них оказались в музее впервые, и от всего увиденного здесь у них буквально разбегались глаза. Необходимо сообщить моим читателям, что нашей Перми в Международной геохронологической шкале отведено особое место: ведь больше ни один город мира не имеет музей, который специально создали для Пермского периода. Здесь всем посетителям предложено по-новому посмотреть на прошлое, настоящее и будущее планеты Земля.
В Музее пермских древностей собрана уникальная палеонтологическая коллекция, здесь можно совершить путешествие во времена, когда планету населяли невиданные животные – далекие предки млекопитающих. Главный палеонтологический экспонат Музея – это скелет мамонта, найденный в 1927-м году в Верещагинском районе. Ныне музейная коллекция насчитывает более двух тысяч экспонатов, что делает Пермь яркой точкой на музейной карте России и мира.
Что такое Пермский период? Это последняя часть палеозойской эры – доисторическое время, когда насекомые были большими, а на месте Пермского края было огромное теплое море, в котором обитатели ящеры – древние предки динозавров. Скелеты эти представлены в музее из раскопок палеонтолога Петра Константиновича Чудинова, открывшего в конце 50-х годов двадцатого века огромное кладбище ископаемых ящеров близ деревни Ежово под Очером.
По Божьему промыслу и воле судьбы мой средний дядя занимался всю свою жизнь изучением крупных обитателей эпохи Палеозоя, а младшему дяде, Николаю Константиновичу, удалось открыть и оживить мельчайших жителей этой эпохи. В большом зале Музея полностью сохранилась первая выставка открытий Николая Чудинова, сделанная 27 августа 2019-го года, на которой присутствовала я с родственниками и гостями и давала интервью представителям пермской прессы. Увеличенные снимки древних микроорганизмов венчались надписями: «ОНИ – ЖИВЫЕ!».
К половине пятого вечера все собравшиеся заняли свои кресла, и вечер памяти открыл культработник Музея Игорь Александрович Фотеев. Его основательный доклад о жизненных вехах геофизика Чудинова, о полной драматизма борьбе ученого за признание своих открытий вызвал большой интерес у гостей. В числе приглашённых были две внучки моего старшего дяди Сергея Константиновича – Мария и Анастасия, а Настя привела с собой двух сыновей: восьмилетнего Диму да двухлетнего Сашу. К деткам работникам Музея не привыкать – они постоянные и любознательные его посетители. Меня порадовало, что Сашенька на протяжении полутора часов вечера тихо просидел на коленях у мамы, внимательно слушая всё.
Гостем вечера был мой племянник Николай Михайлович Чудинов, живущий, как и я, в посёлке Юго-Камск вместе с семьёй и почти каждый день ездящий на своей машине на работу в Пермь, в спортивную школу № 32, где он является заместителем директора. В 2024-м году Николай провёл девять месяцев на СВО, и его работа связиста была высоко оценена командованием. Ныне племянник успешно совмещает работу в школе с заочной учебой на историческом факультете Пермского государственного научно-исследовательского университета, на отделении истории и политологии. Более того, возглавляет руководство молодёжными проектами в нашем посёлке и их реализацией, хотел бы в будущем всерьёз заняться молодёжной политикой.
Он признался, что папа его, Михаил Васильевич Чудинов, мой сводный брат по отцу, в юные годы постоянно ходил с Николаем Константиновичем на весеннюю охоту и решил своего первенца-сына назвать Николаем – в честь нашего дяди. Да, у племянника, что и говорить, отличный пример для подражания, есть делать жизнь с кого! На протяжении всего вечера он щёлкал смартфоном, делая фотоснимки с разных ракурсов и тут же отправляя их своему папе. Примечательно, что Михаил в это время ехал на поезде на СВО, ехал в свои пятьдесят пять лет уже на третьи полгода, и его ждали там как опытного специалиста по электрооборудованию прифронтовой полосы. Под стук вагонных колёс мой брат внимательно рассматривал присланные ему в телеграмме снимки вечера памяти и мысленно был рядом с нами – таковы перипетии наших судеб!
В одном из недавних посланий Игорь Залманович Войтенко, сценарист и оператор фильма «Узники Пермского моря» написал мне: «ЧУДИНОВЫМ МОЖНО ПОЗАВИДОВАТЬ – У ВАС ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ КОРНИ. В НАШИ ВРЕМЕНА ЭТО БОЛЬШАЯ РЕДКОСТЬ!
В своём эмоциональном выступлении я сердечно поблагодарила всех, пришедших на вечер памяти выдающегося уральского ученого, сказав, что Николай Константинович самой своей удивительной жизнью сближал самых разных людей. Как могла я узнать о судьбе Игоря Войтенко, если бы не его великолепный фильм? А теперь мы заочно подружились и постоянно переписываемся.
Цитирую его первое письмо ко мне: «Уважаемая Галина Васильевна, обращается к Вам бывший режиссёр научно популярного кино Игорь Войтенко. Пятьдесят пять лет назад, когда я был ещё студентом-заочником сценарного факультета Института кинематографии, судьба свела меня с Вашим выдающимся родственником Николаем Константиновичем Чудиновым. Мой фильм «Узники Пермского моря» в 1970-м году, благодаря энергичной помощи П.К. Чудинова, Н.Н. Крамаренко, великого писателя и учёного И.А. Ефремова, был снят на киностудии «Леннаучфильм» режиссёром Т.И. Иовлевой. Вы, естественно, прекрасно знаете о судьбе фильма, который в широкий прокат так и не вышел. А судьба открытия Николая Константиновича и столь ранний уход из жизни самого учёного – это вообще моя душевная боль...
От кино я отошёл ещё в 1995-м году, когда наша киностудия перестала получать государственное финансирование и все её 600 сотрудников были в одночасье уволены без какой либо компенсации и предупреждения… Так мы с супругой, которая тоже работала на студии, стали безработными... Вся огромная территория «Леннаучфильма» вместе с павильонами и садом была продана на земельном аукционе с молотка и там СЕГОДНЯ планируется строительство фешенебельного жилого комплекса для новых нуворишей России. Ну, а мы с супругой волею судьбы были вынуждены покинуть страну и обосновались в городе Тампа американского штата Флорида, в 400 км от Майами.. Мне уже за восемьдесят, но, как говорят, «есть ещё порох в пороховницах», и я написал книгу об открытиях Николая Константиновича».
Как могла я узнать о жизни и деятельности доктора географических наук Владимира Васильевича Литовского, если бы он, прочтя курс лекций студентам-заочникам в Березниках, не заинтересовался открытиями моего дяди и не посвятил ему свою книгу? А теперь активно продолжает научную популяризацию его открытий. Мы познакомились лично и стали друзьями на всю оставшуюся нашу жизнь.
На вечер памяти пришла моя сокурсница по университетской студенческой группе, пришли две пермские приятельницы, побывавшие на первой выставке 27 августа 2019-гогода. Приехали двое известных краеведов из Очера, приехали супруги Александр и Валентина Щербинины, владельцы интереснейшего частного музея в селе Башкултаево Пермского района. Прибыли ещё две-три семейные пары, одна из них – прихожане нашего старообрядческого Храма во имя святителя Стефана Пермского. Пришёл член Российского союза писателей Юрий Беликов, хорошо знакомый всей читающей Перми: вечер произвёл на него столь сильное впечатление, что он обещал мне написать о нём.
Я подарила заведующему Музеем Егору Мельникову книгу Игоря Войтенко о судьбе открытий моего дяди, посетовав при этом, что она вышла мизерным тиражом всего-навсего в сто экземпляров. К счастью, есть её электронный вариант, и книгу можно снова издать. Искренне жаль, что этого не сделало нынешнее руководство Березниковского калийного комбината, но делать добрые дела никогда не поздно! Подарила два сохранившихся у меня письма Николая Константиновича, написанные мелким убористым почерком и повествующие об его борьбе за признание открытий. В ответ получила два красочных журнала о многогранной научной работе пермского краеведческого музея.
Изюминкой вечера памяти, конечно же, стал показ фильма «Узники Пермского моря», и все приглашённые мною гости, затаив дыхание, смотрели на экран, откуда живой Николай Константинович то шёл по длинному штреку калийной шахты, обращая внимание оператора на причудливую красновато-оранжевую окраску стен, то сидел за микроскопом в свой лаборатории, то демонстрировал всё её сложное оборудование. Звучал его неповторимый голос, полный энергии и уверенности в своей правоте.
Центральным моментом фильма стала скрупулёзная съёмка научного эксперимента, начиная от вырубки в глубине стены увесистого куска калийной руды, обжига его с последующей стерилизацией, помещения кусочка руды в специальные сосуды-спарки, создание необходимой температуры. Волнующее ожидание, и вот, наконец, на глазах создателей фильма оживают пришельцы из далёкого прошлого, пролежавшие в своих кристаллах-саркофагах четверть миллиарда лет.
Помимо приглашённых гостей, иные посетители Музея подходили поближе к креслам, останавливались на галёрке, на ведущей вверх лестнице и с огромным вниманием смотрели фильм. Полтора часа, отведённые на вечер, пролетели незаметно… Их завершили дружеские рукопожатия и фотоснимки на память, благодарственные записи в Книге отзывов Музея.
Вечер памяти Николая Константиновича Чудинова прошёл триумфально – при полном аншлаге, в тёплой и сердечной атмосфере, как того заслужил выдающийся ученый. Памятные мероприятия в тех или иных формах будут продолжены – в Перми, в Екатеринбурге, в Очере и Юго-Камске, даже в далёком американском городе Тампа. Человек жив, пока жива людская память о нём!
Свидетельство о публикации №225110301982
с Теплом, ВВЧ.
Полковник Чечель 04.11.2025 17:05 Заявить о нарушении
Галина Чудинова 04.11.2025 19:04 Заявить о нарушении