Записки Затойчи. Мгафк. История Физической Культур

                Записки Затойчи.
       МГАФК. истории Физической Культуры.

                На историю приходишь?
                Должен сей предмет ты знать!
                Чтобы с чувством, с расстановкой
                Всё, что знаешь, освещать!
                И, тогда, оценка будет
                Только та, что заслужил!
                Может, даже, и пятёрка!
                Коль познать хватило сил!

                Николай Дежонков-Дайбов.


                "Перед экзаменом...
               Правильнее будет послать всех "На!"
                Из утверждения отчисленного из института студента.

  Готовясь к зимней сессии, мне предстояло написать несколько контрольных работ по предметам.
  Первой из них была по Истории Физической культуры.
  К этому делу подошёл очень ответственно. Прикинув, что в институте никого не будет интересовать то, что я учился по системе Брайля, основанной на шеститочие, решил контрольную писать ручкой и на бумаге. Слава Богу, плоскопечатные буквы знал.
  Объём работы должен был составлять не менее десяти листов формата А4, заполненными с двух сторон.
  Над ней я трудился около шести часов, как говорится, матеря всех и вся по папе и по маме... Так как зрение у меня слишком плохое, то строчки занимались спринтерскими перебежками по странице вверх и вниз. И мне очень сложно было поймать момент их старта на сопредельную территорию, расположенную на другом крае листа...
  После окончания работы, выдохнул с огромным облегчением... Ошибки проверять не стал... Исправлять всё равно не хватило бы сил. Это сейчас, на компьютере, у меня ушло бы на написание всего того текста не более десяти минут... Но тогда... Ещё почти неделю мне в ночных снах приходили эти кошмары, бегающие строчки моей работы... Которые я пытался поймать и распределить по их местам...


                "Прежде, чем что-то делать...
                Подумай хорошо, нужно ли оно кому..."
       Фрагмент поучительного разговора бабушки
                С загипсованным Тимуровцем,
Сделавшим попытку перевести её через дорогу...

  Первое разочарование произошло, когда я принёс мою выстраданную контрольную заведующему Кафедрой По Истории Физической Культуры.
  Он, посмотрел название темы контрольной, объём, взял мою зачётку, проставил там отметку о принятии моей работы.... И... Всё...
  Если честно, то меня это возмутило до глубины души! Слегка прищурившись, решил выяснить причину такого отношения к чужому труду.
  - Скажите пожалуйста, а читать вы её не будете?
  Зав Кафедры со спокойным и непробиваемым выражением лица,
  - Конечно, не буду... У меня таких, как вы, тут свыше трёхсот... И что? Каждую работу я должен читать?
  По началу, я даже не сразу нашёлся, чем ему ответить... Потом, взяв себя в руки, продолжил допрос с пристрастием,
  - Ну, могли бы хоть сделать вид, что ознакомляетесь с работой... А то, так, для справочки, у меня инвалидность по зрению, и, чтобы написать эту контрольную, мне пришлось потратить свыше шести часов! И, как теперь понимаю, можно было вообще ничего не писать!
  - Это... Чисто ваши проблемы... Не написали бы, не получили бы доступ к зачёту и экзамену... И всё.
  - Я вас понял... Будем делать соответствующие выводы...


                "Кротовые норы…
           Встречаются не только в далёком Космосе...
                Но, иногда, и в умах некоторых людей..."
                Фрагмент лекции Астронома,
  Ознакомившегося с учебником по Психиатрии...

  В дальнейшем, вместо написанных по зрячему контрольных, я приносил преподавателям тетради по Брайлю из моего домашнего архива  школьных времён.
  Пара проблем со сдачей такого формата работ была, но, благополучно разрешилась.
  Самым упёртым, по этой части, был преподаватель по спортивной гимнастике.
  Наш разговор очень напоминал общение двух постоянных клиентов клиники Сербского.
  Он, взяв мою тетрадь в руки, глядя мне в глаза, поинтересовался,
  - Не будете ли столь любезны, не соизволите ли мне пояснить, как я буду читать вашу контрольную?
  Я с непробиваемым выражением лица,
  - Но вы же всё равно её читать не будете...
  Он, немного погодя, собрав всю волю в кулак,
  - Но, как я буду её читать?
  Я со столь же пуленепробиваемым выражением,
  - А вы не задумывались, как я буду писать то, что вы всё равно читать не будете?
  - А как я буду читать?
  - А я писать?
  - А я читать?
  - А я писать...
  Тут, видать, у него терпение зашкалило.
  - Пока вы не сдадите работу в читаемом формате, зачёт вам ставить не буду!
  - В таком случае, будем вопрос разрешать уже с Ректором... Он мне лично дал разрешение, сдавать работы либо устно, либо по системе Брайля!
  У преподавателя завис процессор минуты на полторы. После чего, он молча взял мою работу, поставил на ней свою подпись и отметился в моей зачётке.


                "Носовой платок...
                В некоторых ситуациях...
                Может спасти не только честь...
                Но и семью!"
                Из утверждения работника Загса.

  Возвращаемся к Истории Физической Культуры.
  Лекции по этому предмету в лекционном зале читал второй преподаватель. Пары вёл третий. Вот на нём-то я и остановлюсь чуточку подробнее...
  Пару слов о том, что из себя представлял именно он.
  Ему в ту пору было что-то около тридцати пяти лет, но уже был Профессором. Рост его составлял что-то около ста семидесяти восьми см, вес, что-то около ста десяти кг, сплошные мышцы, на голове шапка чёрных, густых волос почти по плечи и борода, как у былинных богатырей.
  Когда он зашёл в нашу аудиторию на первую пару, две незамужние девчонки, заранее прознавшие, что из себя представляет Профессор, уселись за ближайшую к нему парту,
  Он вошёл в аудиторию... Окинул суровым взором всех студентов... Не спеша достал из кармана огромный носовой платок, размером чуть ли не с простыню... И... Глядя исподлобья на всех нас... Высморкался... Звук при этом был под стать громовому раскату!
  Сложилось ощущение, что окна задрожали не только в нашем здании, но и во всех близлежащих...
  Двух девочек, расположившихся неподалёку от извержения, снесло в конец кабинета со скоростью света...
  На следующий день, мы, всей группой, пытались прочистить этим двум неудачницам уши...
  Уже потом, когда мы с ним, если можно так сказать, сдружились, я с улыбкой задал ему вопрос,
  - Профессор, скажите, пожалуйста, зачем вы так не особо тихо занимаетесь чисткой своего носа в аудитории во время урока?
  - Николай, понимаете в чём тут дело... Я женат... У меня две прекрасные и очень умные дочки... А тут, в каждом потоке, в каждой группе появляются девочки, поставившие для себя цель затащить меня в кровать... Чтобы потом, если всё удастся, женить на себе... Ещё раз повторю, Николай, я люблю мою жену и дочерей…  И не собираюсь ради пятиминутного наслаждение на стороне, терять мою семью... Вот именно по этой-то причине...
  Тут я рассмеялся.
  - Да, Профессор, теперь я всё понял... Именно по этой причине вы и производите такие шумовые эффекты на первой же паре, чтобы конкурентки сами рассыпались, кто куда...
  Тут и он присоединился к моему веселью.


                "Хитрость, иногда,
    Может помочь лучше приготовленной шпоры..."
                Из утверждений студенческой братии.

  На первой же паре, преподаватель раздал нам темы докладов по Истории Физической Культуры. Тема докладов была "Зимние Олимпийские Игры".
  Мне досталась Олимпиада 1988 года в Нагано.
  Воспоминания об этом празднике спорта были свежи. Олимпиада в Нагано проходила чуть меньше года назад.
  Не мудрствуя лукаво, все циферки по докладу я внёс в Брайлевскую тетрадь по Латинскому Языку, который проходил, параллельно учась в Медицинском Колледже.


                "Знание иностранного языка...
                Может посодействовать
                уходу от ответственности..."
                Фрагмент обучающего курса
                В адвокатской конторе...

  На этой паре, как только все закончили доклады, и наступило время презентации моих знаний, Профессор, глядя на мою тетрадку, попросил всю группу покинуть помещение.
  Студенты с огромным удовольствием исполнили пожелания преподавателя. Так как прошло чуть менее половины пары, перемена после которой была большая, то, всю группу, как ветром, сдуло в сторону столовой.
  Он взял мою тетрадь в руки... Непонятно за чем, задрал голову вверх... И, неправильно расположив её на своём столе, с очень умным видом стал водить указательными пальцами по, как он думал, строчкам...
  Я, улыбнувшись, пояснил,
  - Господин Профессор... Прошу прощения... Но вы неправильно держите тетрадь... Её надо держать горизонтально... А не вертикально...
  Он, не смущаясь,
  - Да, да, да... Я знаю...
  Ещё пару секунд спустя, безальтернативным тоном добавил,
  - С вашего позволения, я её оставлю себе, она будет украшать мой музей.
  - Прошу прощения ещё раз... Но, увы, никак нельзя...
  - Почему?
  - Понимаете, господин Профессор, дело в том, что я учусь параллельно в медицинском колледже... Там-то я зимнюю сессию уже сдал... Но один предмет у нас перенесён на второе полугодие... И, вот, как раз по нему у меня тут конспект...
  - А что за предмет?
  - Латынь...
  И тут... Преподаватель засиял солнечным светом!
  Он что-то мне произнёс на Латыни… И замер, ожидая от меня каких-то действий...
  Чуть погодя, и я решил вступить в диалог на этом же языке...
  - Айм сори, май диа профессор... Ай донт андестенд ю... Бикоз, ай спик онли Рашен… Энд  литл и ещё литлее Инглиш... Латынь же, ай ноу онли рецепи… Какой-нибудь табулетос… И, каким-нибудь, нумиром…
  Он огорчённо произнёс,
  - Николай, вы знаете, я свободно разговариваю на трёх мёртвых языках... На Рамейском, Древне Иудейском… И на латыни... Когда вы мне сказали, что у вас в этой тетради материал по латыни, я, если честно, сильно обрадовался, прикинув, что мы с вами могли бы повысить мастерство, упражняясь на этом языке...
  - Увы, господин профессор, Иностранные языки мне даются с большим трудом...
  - Очень жаль... В таком случае, попробуйте догадаться, что я вам сейчас прочитаю.
  И, в тот же момент, снова засеяв, приподнял свой взгляд выше окон... И начал читать с толком, с чувством, с расстановкой.
  Ага... Он бы мне ещё на Суахили или Пушту какие-нибудь тексты прочитал…


                "Возвращение...
Иногда, сопровождается радостными событиями!"
                Фрагмент размышления лисицы,
             Заставшей в своей норе мышиную семью...

  Примерно через минуту, чтение завершилось. Борода профессора снова потускнела... Он, вернувшись на землю, поинтересовался,
  - Как вы думаете, что я вам сейчас прочитал?
  - Если я не ошибаюсь... То... Басню Эзопа... "Лиса и виноград"...
  После моих слов, он был не в состоянии сдерживать эмоции, Семь раз прыгнув на высоту около метра и хлопая в ладоши над собой,  он громогласно на весь институт кричал,
  - Браво!
  После третьего прыжка, в нашу аудиторию сбежались студенты и преподаватели из близлежащих кабинетов. Заканчивал Профессор свою прыжковую программу на глазах у почти пятидесяти наших сограждан.
  Закончив борьбу с притяжением Земли, он, не смущаясь свидетелей, в абсолютной тишине, с восторгом в голосе уточнил,
  - Николай! Но! Как?! Как вы, не зная языка, сумели понять, что за произведение?! И, тем более, назвать Автора?!
  Прокашлявшись, я начал своё объяснение,
  - Логическим путём... Пока вы читали, у меня, как у "чтогдепочёмиста" из передачи "Что? Где? Когда?" была почти минута на размышление...   А это... Иногда, бывает очень много. За это время я размышлял так, если бы у нас был какой-нибудь урок по юриспруденции... То, одна фраза "Рефлекс ду Рефлекс" чего стоит... Она обозначает "Закон есть закон"... Если бы у нас был какой-нибудь медицинский предмет, то там одна только "Дура матра спиналис" чего стоит... В переводе "Твёрдая оболочка спинного мозга"... У нас же с вами сейчас предмет - История Физической Культуры! И, мне предстояло попытаться вспомнить, кто из древних умных граждан что-то писал не в два слова, а небольшими рассказами... Вот и вспомнил, что в те времена жил такой товарищ, по имени Эзоп... Что именно он был одним из первых баснописцев человечества... Ну... И, как только кубики стали складываться в единую картину, оставалось только вспомнить его самую знаменитую басню  "Лиса и виноград"...  Вот именно при помощи такой логической цепочки я и разрешил ваш вопрос...
  Тут же грянули аплодисменты со стороны всех присутствующих, включая и преподавателей, и профессора.
  Конечно, он мне поставил в зачётку отметку о прохождении очередного мозгового испытания на прочность, добавив два восклицательных знака, Это означало, что при сдаче экзамена, я могу выбрать любой из трёх вопросов и раскрыть только его.


                "Память...
     Иногда, подкидывает интересные сюрпризы..."
                Из размышления архивного червя...

  Спустя пару лет, эта история имела продолжение.
  На пятой сессии, зимой, во время большой перемены, направлялся я со студентами в сторону столовой. Как вдруг! Впереди, метрах в десяти, увидел очень знакомое очертание чёрной бороды...
  Да, как вы, дорогие мои читатели, уже успели догадаться, это был Профессор.
  Он шёл, не торопясь, с каким-то незнакомым мне преподавателем в очень дорогом, по тем годам, костюме. Был он в росте, немного ниже Профессора, весом килограммов чуть больше восьмидесяти...
  Они оживлённо что-то обсуждали...
  Как вдруг! Профессор увидел меня... Его глаза расширились до размеров глубокой тарелки... И, он... Небрежным движением руки, закинул своего собеседника в какую-то аудиторию...
  Подбежав ко мне, он протянул руку и поинтересовался,
  - Николай! Вы помните меня?!
  Я, с улыбкой протянув ему руку, подтвердил,
  - Да! Господин Профессор! Конечно, помню! Вы у нас вели Историю Физической Культуры!
  Он пригласил меня пройти с ним в его кабинет. Там, как оказалось, уже был готов чай с бутербродами. За небольшим перекусом, мы с нескрываемым удовольствием пообщались.


                "Пойманный...
                Иногда бывает и не вором…"
                Из утверждения Адвоката...

  На следующий день, ко мне подошёл тот молодой мужчина, которого так небрежно задвинул куда-то профессор.
  Он, протянув мне руку, поинтересовался,
  - Вы - Николай Дайбов?
  - Да.
  - Из Спец Группы Инвалидного спорта?
  - Совершенно верно... Прошу прощения... Вы обо мне знаете всё... А я о вас - ничего... Не могли бы и вы представиться...
  - Я ваш новый Ректор...
  - О, как! Очень приятно с вами познакомиться.
  - Николай, прошу прощения, скажите пожалуйста, чем вы так "провинились" перед профессором, что он на вас так отреагировал?
  Я подробно рассказал ему о всех перипетиях, которыми сопровождался мой доклад.
  Он, улыбнувшись, подчеркнул,
  - Николай! Это стоит того! Такое счастье перепадает не каждому преподавателю!
  - Прошу прощения, если не секрет, куда он вас запустил? Как я слышал краем уха, от туда раздался тихий девичьей визг...
  Ректор рассмеялся.
  - Николай, Профессор, когда увидел вас, решив расчистить себе дорогу, закинул меня в женский туалет... Я пролетел почти до самого окна... но, на моё счастье, как раз в этот момент, из-за стены появились девчата с кафедры Лёгкой Атлетики, у которых я вёл в этот день урок...
  Я улыбнулся.
  - Что-то мне подсказывает о том, что они были не стайеры? В противном случае, им вряд ли удалось бы вас так легко поймать и удержать...
  - Совершенно верно. Это были две толкательницы ядра...
   Я уже начал смеяться.
  Он продолжил,
  - И две метательницы молота... Они меня, как пушинку, поймали... вслед за тем, пару раз слегка подбросили до потолка…  И уже потом... Поставили на ноги... Так что, всё, слава Богу, обошлось.

  С профессором мы пересекались ещё несколько раз во время учёбы. 
  Воспоминание об этом преподавателе согревают мне душу.
  К огромному моему сожалению, имя и отчество его в моей памяти не отложилось...

Николай Дежонков-Дайбов.
4:37 03.11.2025


Рецензии