Во власти неведомой силы. Глава 30. Ауспия
http://proza.ru/2025/10/03/262
***************
29 января 1959 года группа Игоря покинула стоянку на Лозьве и продолжила путь к Главному Уральскому хребту по Ауспии.
Очередная цель похода - гора Отортен - была самой северной точкой маршрута. Перед Игорем стоял выбор: либо подойти к Отортену по Лозьве, либо по Ауспии и Главному Уральскому хребту.
Замысел Игоря заключался в том, чтобы подойти к точке, наиболее оптимальной для выхода в самую северную часть маршрута, и в то же время не делать лишний крюк с полной выкладкой. Такой точкой была гора Холатчахль в верховьях Ауспии.
Было решено идти по кратчайшему пути в верховья Ауспии и оттуда делать радиальный выход к Отортену по Главному Уральскому хребту. Сложность передвижения по Лозьве и по Ауспии была одинакова, но путь собственно по Ауспии был намного короче, чем путь собственно по Лозьве - на 44 км, а перед радиальным выходом можно было построить лабаз и совершать восхождение с облегчёнными рюкзаками.
Туристы свернули с Лозьвы на Ауспию в месте пересечения Лозьвы мвнсийской тропой. Игорь послал вперёд троих разведчиков - Рустема, Юру и Зину, оставшись с остальной группой исследовать окрестности Лозьвы.
Погода была относительно тёплая, всего -13°, ветер слабый. По мансийской тропе лыжи катились хорошо. Разведчики довольно быстро преодолели участок занесённой снегом болотистой равнины и углубились в лес.
Совсем недавно по тропе проехали манси на оленях, след нарт был ещё относительно свежий. Это была страна манси - коренного северного народа, живущего либо охотившегося в этих местах.
Вдоль тропы на деревьях туристам встретились мансийские зарубки и знаки. Манси в эти сообщения закладывали важную для них информацию, это информация о достижениях на охоте.
В верхней части сообщения чёрточками указывалось количество охотников, которые устанавливали этот знак, затем, ниже, идут именные (родовые) знаки - катпосы - всех родов этих охотников. Ниже, тоже чёрточками, обозначается количество собак, которые участвовали в этой охоте.
Мансийские знаки не ставились просто так, а только по какому-то определённому случаю, когда охотники добыли зверя.
Знак, который увидела Зина, сообщал о том, что было четыре охотника, трое из рода манси Анямовых и один из рода манси Самбиндаловых, с собой имели четырёх собак и добыли взрослого медведя.
Зина подумала, что хорошо бы было знать эту мансийскую грамоту, тогда можно было бы без всяких сомнений идти по мансийской тропе, не опасаясь, что она уведёт не туда, куда нужно. Зина эту грамоту не знала.
Разведчики остановились, сообщение сфотографировали, затем Зина тщательно перерисовала с дерева себе в блокнот увиденные мансийские знаки, собираясь разобраться с их содержанием и смысловым значением после возвращения из похода.
Подумала она и о том, что отчёт о походе можно было бы озаглавить "В стране таинственных знаков".
Лес расступился, и по мансийской тропе туристы вышли к Ауспии. То, что это была Ауспия, сомнений не было. В отличие от устья, здесь русло реки чётко просматривалось за счёт покрытой льдом и снегом гладкой поверхности между двумя берегами с густым лесом.
Согласно карте, Ауспия в этом месте была шириной 15 метров и глубиной 40 см. Посылая разведчиков вперёд, Игорь ставил задачу найти хорошее место для следующей стоянки и начать оборудовать лагерь.
У туристов не было карты, и они не знали точно, как далеко они находятся от устья Ауспии. Приходилось полагаться на свою интуицию.
Расстояние от устья до будущей стоянки не было существенным для Игоря, вся длина Ауспии от истока до устья составляла 29 км, и это расстояние можно было преодолеть за два дня. Основной задачей на этот день был гарантированный выход на русло Ауспии, и эту задачу разведчики выполнили.
Русло Ауспии делало резкий поворот на юг. Вместе с ним строго на юг свернула и мансийская тропа. Ребята решили, что это место идеально подходит для стоянки. Дальше берега реки становились круче, а лес гуще.
На ночлег решили остановиться недалеко от лыжни. Разгребли лыжами снег, утоптали лыжными ботинками площадку. Рустем вырубил две стойки для установки палатки, нарубил лапника. Уложили лапник на площадку. Довольно быстро втроём развернули и саму палатку и установили её, закрепив растяжками за деревья.
Рустем взял репшнур и привязал за деревья поднятый за проушину центр конька палатки. Осталось собрать и подвесить печку, и для комфортной ночёвки всё будет готово.
Рустем сказал:
- Ну что, радиотехники, вам привычней собирать из частей различные устройства типа антенн. Соберёте печку? А я пока заготовлю хворост для костра.
Юра сказал:
- Конечно, соберём. Без проблем.
Однако сказать было проще, чем сделать. До этого Юре и Зине ни разу не доводилось собирать и подвешивать печку в палатке, на прошлой стоянке это быстро и ловко делал сам Игорь, ребята даже и не заметили, как он это делал.
Вытащили печку из чехла, извлекли из неё сложенные друг в друга фрагменты трубы. Фрагменты немного отличались диаметром и были подогнаны друг к другу, Чтобы их не перепутать, на каждом из них металлическим клеймом была выбита маркировка порядкового номера.
Ребята довольно быстро разобрались с этим и соединили элементы в нужном порядке рядом с палаткой. Конструкция получилась солидной и красивой. Дальше стали подвешивать печку в палатку на трос. Собранная труба никак не хотела подвешиваться, сборка разъединялась и разваливалась.
Провозившись безрезультатно около часа, ребята пришли к мысли, что надо изменить технологию сборки. Сначала вставили в отверстие палатки последнее колено, затем последовательно присоединили друг к другу фрагменты трубы, и лишь потом подсоединили к ним печку.
Внутри палатки сборка прошла успешно. Рустем за это время успел собрать огромную кучу сушняка и хвороста и сложить костёр.
Когда измученные радиотехники вылезли из палатки, Рустем в шутку сказал:
- Сегодня команда радиотехников установила новый мировой рекорд по сборке печки - 1 час 02 минуты 27,4 секунды!. Поздравляю вас с успехом!
Юра и Зина смутились, взяли пилу и стали заготавливать дрова для печки.
Зина сказала:
- Юра, а помнишь, как мы с тобой приезжали ко мне в деревню и пилили там дрова? Было весело!
- Помню. А помнишь, как втроём с твоей сестричкой в кино ходили? Славные были времена.
- Конечно, помню. Крепко мы с тобой дружили. Я думаю, это была любовь.
- Ну что поделать, первая любовь не всегда удачная.
- Юра, а знаешь, все старушки в деревне были уверены, что мы с тобой поженимся, так прямо и говорили.
- Зина, я ещё не чувствую, что готов создать семью. Больше вольная жизнь нравится.
- Эх, Юра, повеса ты, так повеса.
Через пару часов к новому лагерю подошла остальная группа. Игорю место понравилось. Георгий занёс его в кроки. Доволен был Игорь и подготовкой лагеря.
Быстро подожгли костёр, приготовили горячую пищу, сели ужинать. После ужина сидели у костра.
Зина сказала:
- Ребята, а у Юры сегодня день рождения. Поздравим его!
Николай сказал:
- Юра, а чего молчишь? Поздравляем! Сколько тебе лет?
- Двадцать один год исполнился.
Николай пошутил:
- Двадцать с хвостом лет, а ума так и нет. Подставляй уши, драть будем!
- А, хитрый какой, уши дерут за подарок!
- А мы подарок подарим!
Николай взялся за уши Юры и шутя начал их драть. Ребята хором считали:
- Раз, два,... двадцать, двадцать один!
Люда сказала:
- Юра, а теперь мы подарим тебе песни.
Рустем взял мандолину, зазвучала песня:
"Не могу я тебе в день рождения
Дорогие подарки дарить,
Но зато в эти ночи весенние
Я могу о любви говорить."
Следом - вторая песня:
"Рос на опушке леса клён,
В берёзку был тот клён влюблён,
Берёзка другу на плечо
Не раз склонялась горячо."
И следом - песня третья:
"Каким ты был, таким остался,
Орёл степной, казак лихой!
Зачем, зачем ты снова повстречался?
Зачем нарушил мой покой?"
Потом спели грустную песню о первой любви:
"Зачем бродить в тоске по вечерам,
Ночей не спать, сидеть в дыму табачном.
На то она и первая любовь,
Чтоб быть ей не особенно удачной."
И завершила цикл поздравительных песен весёлая песенка;
"Вьется вдаль тропа лесная,
Светят звёзды ранние.
Буду здесь всю ночь без сна я
Ждать с тобой свидания."
Спели, поздравили, пожелали счастья.
Люда сказала:
- А давайте устроим имениннику каравай, как в детстве!
Ребята встали в кружок вокруг Юры, взялись за руки и начали хоровод:
- Как на Юрин день рожденья
Испекли мы каравай.
Вот такой ширины, вот такой ужины,
Вот такой вышины, вот такой нижины.
Каравай, каравай, кого хочешь - выбирай!
Юра сказал:
- Я люблю, конечно, всех, только Люду больше всех!
И выбрал Люду. Игра продолжилась.
Было необычно видеть детскую игру здесь, в уральской тайге, среди снегов.
Ребята напелись, наигрались и отправились спать в палатку, где уже весело потрескивали дрова в печке.
Так закончился первый день похода по Ауспии.
Утром, 30 января 1959 года, подъём сделали в 8.30 . Похолодало до -17°, поднялся юго-западный ветер. Быстро позавтракали, собрали палатку и продолжили путь.
Решили идти по Ауспии, но опять, как на Лозьве, быстрому продвижению мешали наледи. Пришлось идти берегом, по санно-оленьей тропе.
Через пару километров встретили стоянку манси. У манси нет палаток, а балаган на месте стоянки они сооружают не всегда, а лишь когда охотятся на этом месте несколько дней и группой из нескольких человек.
На этой стоянке манси ночевали на нартах или прямо на снегу у нодьи.
Миновали южные отроги горного хребта Чарканур.
По реке идти было невозможно - не замёрзла, под снегом вода и наледь, пришлось продолжать движение берегом.
День клонился к вечеру, Долго искали место для ночёвки, даже пришлось возвращаться примерно на 200 метров назад. Место оказалось отличным - сухостой, высокие ели.
Туристы нашли удобное место для стоянки и остановились на ночлег. Сильный западный ветер сбивал снег с кедра и сосен, создавая впечатление снегопада. Похолодало до -26°, Это была уже третья ночевка в полевых условиях.
Туристы уже начали втягиваться в походную жизнь, быстро развели костёр и поставили палатку на лапник. Затопили печку, в палатке сразу стало тепло.
Полог - подвешенные простыни - вполне себя оправдал, сохраняя тепло. У Николая и Георгия возникла идея сконструировать в будущем для палатки паровое отопление.
Снова пришлось зашивать палатку. Зашивали всей группой, кроме дежурных и Люды, которая занималась делами завхоза.
Решили устроить праздник для Александра - день рождения лидера. В процессе подготовки похода и в самом походе он так много сделал для группы, что у ребят сложилось единое мнение - после ухода Игоря из турсекции института именно Александр должен занять место лидера в команде единомышленников.
И посвящение его в будущие лидеры решили провести здесь, в походе по Северному Уралу.
По доброй китайской традиции Александру вручили мандарин как символ величия и могущества. По той же традиции он разделил его на восемь частей и раздал по одной части каждому товарищу, не оставив себе ничего, как символ бескорыстного служения народу.
Туристы поужинали, немного погрелись у костра и пошли спать.
Дежурили Рустем и Зина. Перед сном постановили - вставать и освобождать палатку за 8 минут после подъёма. Утром все проснулись и стали ждать команду на подьём, но команду никто не подал. В 9.30 начался как обычно пассивный подъём.
Николай как обычно шутил:
- Кто зимой долго спит, тот похож на мишку косолапого. Зина, Люда, хотите стать косолапыми? Нет? Тогда просыпайтесь.
Без большого желания все потихоньку встали и стали собираться.
Оказалось, дежурные ночью не уследили и не увидели, как прогорели две варежки и фуфайка Юры. Юра на них страшно ругался, а Рустем сфотографировался в прожжённой фуфайке.
День выдался солнечный и холодный.Туристы снова пошли по мансийской тропе. Тропа вышла на берег и пошла левым берегом Ауспии.
По санно-оленьим следам было видно, что упряжка пошла дальше по реке. Туристы какое-то время ломились по лесу, затем при удобном случае тоже спустились на реку, в этом месте по ней идти было легче.
Около 14 часов сделали привал, устроили обед. На обед Люда выделила каждому по горсти сухарей, корейку, сахар, чеснок. Туристы пообедали, выпили запасённое с утра кофе и продолжили путь.
Оленья тропа кончилась, началась торная тропа, затем и она кончилась. Олени с упряжкой пошли куда-то в сторону, по тропе пошёл лишь один охотник.
Хвойный лес кончился. Лес постепенно начал редеть, пошли карликовые уродливые берёзки и сосенки. Тропа постепенно отдалялась от Ауспии. Началось предгорье.
***************
Продолжение повести в главе 31.:
Свидетельство о публикации №225110300270
