Муравьиный детектив дачного мегаполиса

В каждом большом городе, в мегаполисе вроде Москвы, поделенной на районы и порезанной, как огромный торт, линиями дорог, есть заботы и проблемы, которыми занимаются самые разные специалисты. Среди них есть полицейские, задача которых - следить за порядком и расследовать преступления. На южной окраине столицы, в Новой Москве, на территории обычной деревенской дачи расположился еще один мегаполис - муравьиный. В нем сосредоточено пять районов по видам муравьев: черные садовые муравьи Lasius Niger - самые многочисленные жители многомиллионного города, занимают район между восемью яблонями, и в определенном смысле, это аналог Центрального административного округа Москвы, где они профессионально разводят тлей и развозят их пастись на яблоневых листьях; дерновые муравьи Tetramorium Caespitum занимают Западный район дачного участка на открытом газоне, где эти маленькие бурой окраски муравьишки охотятся на жучков, червячков и мошек, гораздо больших размерами, чем сами охотники; желтые земляные муравьи Lasius Flavus - занимают Северный район мегаполиса и в густой некошенной траве за домом возле колодца септика разводят корневых тлей; пахучие муравьи древоточцы Lasius Fuliginosus - изящные черные с красивой головой в форме сердечка, источающие сладкий парфюм, живут в Восточном районе в коре огромного старого грушевого дерева, будто в высотке Москва-Сити; кроваво-красные муравьи-рабовладельцы Formica Sanguinea - страшные жестокие гиганты оккупировали Южный район, расположенный за забором у подножия громады трансформаторной будки, они тайно похищают муравьев из других районов и заставляют их работать на себя.

Именно на рабовладельцев пало первое подозрение опытного детектива муравьиного мегаполиса. Федеративное государственное устройство Муравьиного Мегаполиса, именуемого Мумег, по договоренности пяти Верховных Правителей, соединившихся в Верховный Совет - Муправ, имеет общую на все районы полицию. Также по договоренности в полиции работают представители всех пяти муравьиных районов, а значит, пяти видов муравьев. Вот только имеется одно ограничение - не назначать начальниками никого из рабовладельцев, уж больно они жестоки, а будучи наделенными полицейскими полномочиями, стали бы творить беспредел во всем Мумеге.

Полицейский C31-5H2-4-81O275 спешил на своих шести маленьких ножках по пересеченной местности дачного участка между стеблей травы и растительного бурелома, что вполне напоминало бы атмосферу тайги или джунглей. Путь его лежал в направлении Южного района, где им планировалось собрать первичную информацию о преступлениях, расследовать которые он был назначен. Имя этого муравьишки на самом деле вовсе не сложное и записано так лишь для того, чтобы хоть как-то передать правило имен среди муравьев. Каждый из них, независимо от вида, имеет уникальный запах, подобно неповторимости отпечатков пальцев или радужной оболочки глаз у человека. В основе запаха органическое вещество метаналь или муравьиный альдегид, который при гидрировании образует молекулу, пространственная ориентация которой динамична, и от того, как взаиморасположены между собой атомы водорода, углерода и кислорода, возникают уникальные по свойствам варианты одного и того же вещества. Таких вариантов почти бесконечное множество. Каждый муравей имеет единичный вариант собственного метанально-гидратированного запаха, что соответствует его имени при общении с другими муравьями. Однако для описания криминальных событий в Мумеге достаточно называть детектива C31-5H2-4-81O275 каким-нибудь обычным именем из комбинации букв, например… Пусть он будет Фукс! Да и надо бы упростить, вернее, уподобить муравьев и их дела привычному человеческому формату, чтобы сосредоточить внимание на событиях и происшествиях, а происходило просто невероятное…

В один из дней теплой осени октября произошло первое преступление, вернее, было обнаружено, что совершено преступление. В одном из ясельных отсеков, а по-человечески, в одном из родильных домов произошла подмена. Сразу во всем отсеке из яиц вылупились муравьи другой породы. Буквально: в одних яслях Центрального района Мумега из яиц черных садовых муравьев, в простонародье - “черняшек”, появились на свет несколько сот рыжих дерновых рабочих особей. По крови - родственников Фуксу. Оттого, вероятно, выбор Муправа пал именно на него. Работники детского учреждения немедленно распознали неладное по запахам новорожденных. О волнении сразу нескольких черняшек узнали в Муправе - там всегда очень быстро все узнают, если “на земле”, а можно сказать “на районе” что-то случается.

Это сами муравьи общаются на запаховой основе. Правители устроены по-другому. Это что-то такое волновое, полевое, квантовое, электро-магнитное или какое-нибудь еще. Обратный сигнал от Правителей каждый из миллионной массы муравьев получает тем же неведомым способом, что называется, “прямо в голову”, каждый индивидуально, даже если многими одновременно. Вот и Фукс подхватился и побежал на своих трех парах ножек не “куда глаза глядят”, а по программе, переданной ему в его небогатую объемом память из полутысячи нейронов крохотного мозга. Однако следует вернуться к обещанию человеческого подобия мирмического естества.

Фукс прикинулся порабощенным соплеменником и зашел на территорию рабовладельцев со стороны подневольных бурых охотников. Умело прокрался мимо кроваво-красных надсмотрщиков “формиков”, как их назвали бы люди по латинскому наименованию, пошептался запахами с парой знакомых рабов и узнал, что ничего необычного они не почуяли, и поспешил наведаться к другим рабочим точками подневольных муравьев. Там ему уже пришлось действовать без прикрытия, напрямую, запахово представляясь местным формикам сотрудником полиции мегаполиса - мегаполицаем. С этого момента дела у Фукса пошли туго. Формики нагло быковали и хамили, как все южане, и ждать от них сотрудничества со следствием было несбыточной фантастикой. Однако где-то в ясельных группах формиков могли отыскаться следы преступления. Логика Фукса была проста - если в яслях черняшек появились из муравьиных яиц малыши дерновой породы - дерники, то это значит, что такое же количество яиц черняшек где-то находится, и они могли уже вылупиться на свет, и что важно - эти пара сотен яиц или народившихся черняшек были еще живы, поскольку резкий запах сыра «дор блю», который исходит от мертвых муравьев, еще не проявился. Либо похищенные яйца черняшек кто-то унес очень далеко. Формики профессиональные похитители муравьев, а значит, у них и надо искать пропажу.

Вдруг бегущий по подземным муравьиным артериям мегаполицай Фукс резко затормозил, да так, что закувыркался кубарем. Так бывает, когда от Муправа прилетает новая команда и программа действий. Фукс сначала помчался в другую сторону, а потом стал догонять и догадываться, что с ним произошло и что теперь ему нужно делать. Через минуту человеческого времени Фукс понял, что бежит к своим, в свой Западный район. Как он сам-то не догадался, не разобрался в элементарной логике, что если в яслях черняшек появились две сотни яиц дерновиков, значит, а каких-то яслях дерновиков этих яиц недостача! Странно, что персонал яслей не поднял тревогу.

На самом-то деле тревога няньками-дерновиками была поднята своевременно, только их собрат Фукс об этом не знал - до каждого муравья Мумега информация Муправом доводится строго персонально, несмотря на многомиллионное население муравьиного мегаполиса на территории восьми с небольшим соток дачного участка в Новой Москве.
Вообще-то все не так просто и не так прямолинейно. В каком-то смысле, проводятся не одно, а два расследования. Одно, понятное дело, ведет мегаполицай Фукс, а второе… Для Правителей не может остаться секретом, что где-там в Мумеге что-то случилось. Разум Правителей вездесущ, а обьединенный в Муправ, содержит всю исчерпывающую информацию о чем бы то ни было. Вот только на этот раз Муправ узнал о происшествии не оттуда, где это произошло, и не от тех, кто это сделал, а уже после всего свершившегося и то только когда запаниковали работники яслей, почуяв от народившихся муравьишек не тот, не той породы запах. Это означало только одно: в огромной системе Мумега есть инородный фрагмент - то есть, кто-то, кто не подчинен ни одному из Правителей, или кто-то из своих, перешедших в подчинение какому-то другому разуму. Это не мог быть никто из Правителей других муравьиных городов и мегаполисов - это строжайше запрещено и утверждено на всеобщем планетарном уровне. Никто из Правителей других эусоциальных сообществ - пчел, термитов, грибов, мхов, лишайников, почвенных червей и слизняков, которые, хоть и обладают сходными способностями, не смогли бы захватить своим разумом инородные системы, в данном случае муравьев. Это какая-то аномалия! Это значит, что Мумег в опасности!

Фукс методично опрашивал персонал яслей, в которых пропали те почти двести яиц, из которых потом в яслях другого района вылупились муравьята дерновики. Мегаполицай азартно надеялся, что найдет двести других яиц или появившихся из них малышей черняшек, но тщетно. Не нашлись они и в других яслях Западного района. К розыскным мероприятиям подключили уже больше сотни мегаполицаев, но и это не помогло - двести будущих или уже родившихся черняшек, как в воду канули. Не виделись они и Правителям мегаполиса. А главное и самое странное, что для переноски двухсот яиц понадобилось бы двести рабочих муравьев или сто, но за два рейса или пятьдесят, но за четыре и так далее, а это слишком долгое время. Ни муравьи переносчики муравьиных яиц ни сами яйца или появившиеся из них личинки или развившиеся из личинок муравьи - ничто из этого не оставило запаховых следов, что в принципе невозможно. Это очень плохая новость!

Фукс предложил, было, устроить засады в яслях каждого района мегаполиса, ну или хотя бы в яслях Западного района, откуда двести муравьиных яиц неведомым образом переместились в ясли Центрального района. Ему в голову пришло устроить проверки на дорогах, проверяя всех транспортных муравьев, переносящих яйца. В этот момент Фукса снова подбросило, и он стремглав куда-то помчался во все шесть ног. Это значит, что Правители не приняли его нелепых предложений и отправили с новой задачей. Именно в этот момент с неведомой конструкции радаров разума Правителей мегаполиса исчезли сразу больше сотни надсмотрщиков формиков, оставив на рабских плантациях тысячи рабочих муравьев без присмотра.

Фукс бежал второй раз за день в Южный рабовладельческий район мегаполиса. Задания своего он не понял - просто тупо двигался и действовал, что означало, что Правители не посвятили мегаполицая в свой замысел, дабы использовать его в темную ради чистоты эксперимента. Фукс остановился, влез на вершину травинки и замер там. Его единственный основной фасеточный глаз передавал изображение по волновым каналам на экстренное заседание Муправа. Три дополнительных глаза муравьиного детектива дополняли картину направлением поляризации отраженного света, расцвечивая картинку в желтые и зеленые тона и придавая всему упрощенной стереометрии. Коллективный разум Правителей нарисовал картину происходящего…

Пятилетний Андрюша запустил пластмассовый вертолетик, да так сильно, что тот перелетел через забор и упал у подножия трансформаторной будки, и мальчик, который уже дотягивался до шпингалета калитки, вышел за территорию дачи ради спасательной операции. Доставая из высокой травы вертолет, мальчик увидел острыми глазками что-то интересное, присел на корточки и стал пристально рассматривать крупного кроваво-красного муравья. Такого он видел впервые. Муравей был похож на маленького человечка. Скорый на воображение мозг маленького человека моментально нарисовал волшебную историю в которой злой и жестокий красномордый бородатый великан людоед обижает маленьких муравьев, так приятно пахнущих мамиными духами, а он, добрый богатырь Андрюша сражается с этим бармалеем и побеждает в бою, отправив его в далекие края одним щелчком, что мальчик и сделал своими маленькими пальчиками.

Именно в этот момент с радаров Муправа пропала сотня формиков рабовладельцев. Днем раньше Андрюша уже играл с муравьями, но внутри участка на газоне между яблонями. Тогда он тоже запускал свой вертолетик, и поднимая его с коротко скошенной травы, заметил караван муравьев, которые несли на своей спине малюсенькие белые яйца. Андрюша по доброй душе захотел помочь маленьким трудягам и подул вдоль их трассы, создавая попутный ветер смешно надутыми щечками. Тогда-то и произошло первое происшествие в мегаполисе Мумег, так напугавшее Правителей Муправа. Теперь обьединенный разум муравьиных сообществ все понял.

На радарах во время заседания Правители увидели человека с удивительными даже для человека способностями - настоящего волшебника. Вот человек заметил что-то еще, его заинтересовавшее, решительная ручка направила туда свой маленький любопытный пальчик, и детектив Фукс получил новую срочную команду. Оттолкнувшись от травинки шестью лапками, Фукс прыгнул и полетел. Он приземлился на ладошке мальчика и вонзил в детскую нежную кожу острые жвала. Андрюша вскрикнул от боли, подскочил на месте, рефлекторно шлепнул ладошкой другой руки по ужаленному месту, покончив с Фуксом, заплакал и побежал в дом пожаловаться маме на злого муравья.

Заседание Правителей мегаполиса Мумег в этот день приняло важное, судьбоносное решение, и огромный город приступил к переселению на соседний участок в деревне Десна, что в Новой Москве.

Сергей Александрович Русаков.
13 октября 2024 года.
Рязань.


Рецензии