Жизненный путь личности
Оглавление
Введение.
Глава I Жизненный путь личности как проблема общей психологии
1.1. Понятие жизненного пути личности
1.2. Из истории вопроса
Глава II Индивидуальность как фактор формирования и влияния на жизненный
путь личности
2.1. Индивидуальность как проблема психологии
2.2. Существующие подходы к проблеме взаимосвязи жизненного пути
личности и индивидуальности в работах отечественных и зарубежных
психологов
2.3. Соотношение (взаимосвязь) индивидуальности и жизненного пути
личности
Заключение
Список литературы
Введение.
Человек представляет собой целостное единство био¬логического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из: природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени - человеческой личности.
Человек формируется и видоизменяется под влиянием совместной деятельности, и в этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений.
Человеческое общество — это высшая ступень организации живых систем. Личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого.
Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или - точнее - субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.
Жизненный путь личности - это самораскрывающееся ядро индивидуальности, его индивидных качеств личности, в непрестанном постоянном изменяющемся мире, который воздействует на человека. Так получая и претерпевая эти изменения с учётом возрастных периодов, человек находится в постоянной борьбе мотивов, целей, желаний, в общем - выбора того или иного действия, как ведущего условия в достижении результата и цели.
Изучая человека как субъект выбора, исследуются то, как личность преобразует, творит действительность, в том числе и самого себя, вступая в активное отношение к своему опыту, к своим потенциальным мотивам, к своему характеру, способностям и к продуктам своей деятельности. При анализе человека как индивидуальности возникают проблемы, как проблема воли, характера, способностей и одаренности, или, иными словами, проблемы анализа индивидуальности личности.
Взаимосвязь жизненного пути личности с её индивидуальностью в процессах активности, в которых человеку приходится осуществлять выбор между различными мотивами, позициями и ролями, является постоянным поиском самого себя, а иногда и создания приемов и средств для овладения своим поведением, использования различных защитных механизмов и средств для разрешения и перестройки приводящих к отклонению от нормативно заданной линии поведения ситуаций. Как раскрывается характер и способности в опыте, смысловых установок личности, актуализирующихся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные мотивы индивидуальности. Если мотивационные линии задают стратегию жизни человека, то характер определяет тактику поведения человека, действующего ради достижения своих мотивов.
Раскрыть и показать жизненный путь индивидуальности в онтогенезе своего развития, как совокупности смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации в борьбе мотивов. В воплощении своего замысла жизненного пути через деятельность посредством обучения в продуктах культуры, общения с другими людьми, ради продолжения своего существования, в первую очередь через выбранный свой образ жизни, являющегося ценностью для человека в его индивидуальном развитии.
Глава I Жизненный путь личности как проблема общей психологии
1.1. Понятие жизненного пути личности
Жизненный путь личности — это путь становления ее индивидуальности. Чтобы понять закономерности развития индивидуальности личности, полный противоречий процесс персоногенеза, не¬обходимо проделать движение в направлении от личности к деятельности и увидеть личность еще в одной проекции — «личность как субъект выбора».
Чем более зрелой становится личность, чем более разветвленной становится система ее связей, реализуемых потоком деятельности в обществе, тем чаще она сталкивается с проблемой выбора между различными и порой весьма противоречивыми мотивами.
Вследствие изменения механизма формирования личности прошлые события и собственные действия субъекта фактически перестают выступать для него как пласты его прошлого опыта. Они становятся предметом его отношений, его действий и потому меняют свой вклад в личность. Одно в этом прошлом умирает, лишается своего смысла и превращается в простое условие и способы его деятельности — сложивши¬еся способности, умения, стереотипы поведения, другое открывается ему совсем в новом свете и приобретает прежде не увиденное им значение. Что-то из прошло¬го активно отвергается субъектом, психологически перестает существовать для него, хотя и остается на складах его памяти. Эти изменения происходят постоянно, но они могут и концентрироваться, создавая нравственные переломы. Возникающая переоценка прежнего, установившегося в жизни приводит к тому, что человек сбрасывает с себя груз своей биографии и движется дальше [2].
Историческое время, как и все общественное развитие, одним из параметров которого оно является, есть фактор первостепенного значения для индивидуального развития человека. Все события этого развития (биографические даты) всегда располагаются относительно к системе измерения исторического времени.
Возрастная изменчивость индивидов одного и того же хронологического и биологического возраста, но относящихся к разным поколениям, обусловлена, конечно, социально-историческими, а не только биологическими (генотипическими) при¬чинами.
Имеется много фактов, свидетельствующих о зависимости конкретных психических состояний и процессов индивида от исторического времени.
Но глубокое проникновение исторического времени во внутренний механизм индивидуально-психического развития обнаружено лишь новейшей психологией.
Психологическое изменение структуры личности, ее характера и таланта уже немыслимо вне категории исторического времени, параметра общественного развития и одной из характеристик исторической эпохи, современницами которой являются данная конкретная популяция и принадлежащая к ней личность. В масштабах исторического времени в соответствии с уровнем цивилизации и исторически сложившимся способом деятельности складывается структура субъекта познания и различных видов деятельности, обусловленная современным состоянием производства, науки и искусства. Поэтому исторически конкретны характеристики рационального и эмпирического в познании, логические, вербальные, мнемические и другие компоненты познавательной дея¬тельности человека.
Субъективная картина жизненного пути в самосознании человека всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических датах. С историческим подходом к личности и ее психической деятельности связаны ведущиеся психологами онтологические поиски путей построения теории личности «во времени» в противовес чисто структурным ее определениям, абстрагированным от реального временного протекания ее жизненного цикла. Особо следует выделить выдающийся труд замечательного ученого и клинициста Пьера Жане, сделавшего первую попытку обозреть психологическую эволюцию личности в реальном временном протекании, соотнести возрастные фазы и биографические ступени жизненного пути, связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат эволюции личности. Такой постановкой вопроса П. Жане положил начало генетической теории личности.
Труд П. Жане имел и важное методологическое значение для разработки специальных принципов исследования психологической эволюции личности (психографического, лонгитюдинального и др.) [1].
Другую концепцию психологической эволюции личности предложила Шарлотта Бюлер, чей труд о человеческой жизни как психологической проблеме считается основополагающим при изучении жизненного цикла и генетических связей между его фазами. Ш. Бюлер наметила три аспекта такого изучения. Первым из них является биолого-биографический аспект - исследование объективных условий жизни, основных событий окружающей среды и поведения человека в этой среде. Второй аспект связан с изучением истории переживаний, становления и изменения ценностей, эволюции внутреннего мира человека. Третий аспект касается продуктов деятельности, истории творчества индивида в разных случаях жизни - в общем, уровня и масштаба объективации сознания.
Ш. Бюлер принадлежит одна из первых попыток исследования различных типов жизненных циклов и роли отдельных факторов, фаз и структурно-динамических особенностей личности в образовании этих типов. Вопреки ее идеалистической концепции собранный ею эмпирический материал оказался весьма важным сводом сведений о целостности и генетических связях жизненного пути человека [1].
В 30-е годы складывается новая, советская психология. В это же время один из ее выдающихся представителей С.Л. Рубинштейн посвящает проблеме жизненного пути личности специальные главы своих общетеоретических трудов. Генетическое исследование взаимосвязей между деятельностью человека и его сознанием было намечено в этих трудах в связи с основными проблемами психологии личности. С.Л. Рубинштейн в общей форме исследовал действие как «клеточку» сознания и деятельности в их единстве и обосновал принцип структурного анализа человека как субъекта. Применение принципа развития к этому структурному анализу привело к разработке генетической классификации основных видов деятельности человека как основных ступеней его развития [13].
К проблемам жизненного пути человека, исторический подход к сознанию и деятельности человека разработан Л.С. Выготским в книге «Развитие высших психических функций» [4] и А.Н. Леонтьевым в книге «Проблемы развития психики» [8].
В. Шевчук предложил свой подход и исходит из классификации фаз жизни по доминирующей деятельности (игра, учение, труд).
Отвергая распространенные в литературе биологические и субъективистские концепции жизненных циклов человека, В. Шевчук указывает, что возрастные характеристики биографических дат определяются не биологическими уровнями и психологическими структурами, а конкретно-историческими условиями общественной жизни.
Жизнь человека как история личности в конкретную историческую эпоху и как история развития его деятельности в обществе складывается из многих систем общественных отношений в определенных обстоятельствах, из многих поступков и действий самого человека, превращающихся в новые обстоятельства жизни [1].
Человек не является пассивным продуктом общественной среды или жертвой игры генетических сил. Создание и изменение обстоятельств современной жизни собственным поведением и трудом, образование собственной среды развития посредством общественных связей (товарищества, дружбы, любви, брака и семьи, включения в разнообразные малые и большие группы - коллективы) - все это проявления социальной активности человека в его собственной жизни.
Фазный характер развития социальной активности проявляется в смене состояний основной (творческой, профессиональной) деятельности и может быть более или менее точно определен хронологически-биографическим методом.
История личности и субъекта деятельности развертывается в реальном пространстве и времени онтогенеза и в известной мере ими определяется. В еще большей мере важно учитывать и обратное влияние социального развития на изменение человеческой природы и жизненного пути человека, на его онтогенетическую эволюцию.
1.2. Из истории вопроса
Развитие индивидуальности как человека, объекта и субъекта жизни, на протяжении жизни — новейшая комплексная область эмпирических исследований и теоретического осмысления жизненного пути человека. Она включает: а) изучение жизни во всей ее широте — от зачатия до смерти; б) исследование жизни во всей ее глубине — от меняющихся биологических, психологических и социологических ее основ до динамичных проявлений ее в чувствах, мыслях и действиях людей, живущих в разных культурных и исторических условиях; в) анализ существующих и построение новых теорий времени жизни (жизненного пути человека), а также разработка комплекса методов для описания, объяснения и предсказания происходящих с возрастом изменений; г) поиск новых средств оптимизации хода развития на протяжении всей жизни.
Основная масса научных публикаций, посвященных развитию человека на протяжении жизни, появилась после 1970-х гг. Анализ этих публикаций показывает, что тремя фазами жизни человека, требующими наиболее активного изучения, является взрослость (занимающая примерно две трети времени жизни), старость, попадающая в сферу интересов геронтологии, и смерть (включая процесс умирания), составляющая предмет танатологии. Современная наука о взрослости — набирающая силу и продолжающая развиваться отрасль знания. Изучение развития взрослых людей все более ориентируется на перспективу жизненного пути личности по мере выявления влияний младенчества и детства на последующую жизнь. В то же время изучение характеристик стареющего населения заставляет исследователей все больше продвигаться назад во времени в поисках предикторов благополучного и неблагополучного старения. В перспективе жизненного пути взрослость личности рассматривается как время значительного роста и громадных перемен в жизненном пути личности.
Глубина человеческого развития.
Изучение жизненного пути личности обеспечивает наибольшую глубину и широту изучения его развития. Она охватывает когнитивное (научение, мышление, язык и интеллект), эмоциональное и социальное развитие, признавая биологические, исторические и культурные детерминанты. Жизненный путь личности во времени отражается и рассматриваются в социологии, культурной антропологии и кросс-культурной психологии. Интеграция всех значимых детерминант человеческого развития — оптимальная стратегия исследования развития человека на протяжении жизни.
На данный момент нет сколько-нибудь удовлетворительной теории или методов изучения жизненного пути. Существующие теории, которые обладают потенциальными возможностями расширения до перспективы времени жизни, можно разделить на две широкие категории: механические и организменные. Механический подход сводится к трем исходным предположениям: а) в сущности, развитие обусловлено либо наследственностью, либо жизненным опытом (хотя на словах может признаваться некоторое влияние жизненного опыта в первом случае и наследственности во втором); б) человек играет, по существу, пассивную или реактивную роль; в) развитие состоит из последовательности малых, хотя и измеримых, положительных или отрицательных приращений. Три исходных предположения противостоящего ему организменного подхода формулируются следующим образом: а) развитие происходит в результате взаимодействия опыта и генетических факторов; б) самым важным источником развития является активность самого развивающегося человека; в) развитие состоит из предсказуемой, неизменной последовательности качественно различающихся стадий. Существенная проблема заключается в том, что развитие меняется в зависимости от возраста и исторического жизненного опыта. Применяемый метод изучения жизненного пути предполагает повторение измерений в одной и той же возрастной группе на разных этапах ее жизненного цикла. Главная проблема здесь в том, чтобы определить, связаны ли наблюдаемые изменения с возрастным развитием или же обусловлены совершенствованием умений в процессе многократного прохождения одних и тех же тестов. [12]
Глава II Индивидуальность как фактор формирования и влияния на жизненный
путь личности
2.1. Индивидуальность как проблема психологии
Организм - биологическая система, обладающая различными уровнями организации (молекулярный, клеточный, тканевый и т.д.) и функционирующая как единое целое; живое существо, обладающее совокупностью свойств (обмен веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и др.), отличающих его от неживой материи [16].
Индивидуум (индивид) – (от лат. individuum - неделимое; особь): 1) особь, каждый самостоятельно существующий организм... 2) отдельный человек; индивидуальность, личность [17].
Человек – человек, по мнению Б. Паскаля, это химера, невидаль, чудовище, хаос, поле противоречий, чудо!
К. Ясперс выделял пять свойств, или особенностей, человека как метафизического существа: 1) неудовлетворенность, поскольку человек постоянно чувствует свое несоответствие тому, чем он является сегодня: он не удовлетворен своим знанием, своим духовным миром, своим положением, грызущее чувство неудовлетворенности — показатель его человечности; 2) стремление к безусловному, поскольку его жизнь постоянно обусловлена внешними и внутренними причинами, а ему нужно найти безусловную опору для своего бытия, которую невозможно найти ни в обществе, ни в природе, ибо все это для него - вещи относительные; 3) беспрестанное стремление к единому, поскольку ни один из видов единства мира — материального и духовного — его не удовлетворяет, единственное, что может его удовлетворить, — это вечность и, соответственно, непосредственная связь с бытием; 4) сознание непостижимого воспоминания, как будто он знает о творении мира или может вспомнить о том, что было до этого творения; 5) сознание бессмертия не как продолжения жизни в др. образе, а как своей укрытости в вечности [3].
Личность – общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) — терминологически вполне различимы, они упот-ребляются иногда как синонимы.
Именно изучение социальной системы позволяет понять ценностные ориентации личности, её притязания и идейную направленность, возможную степень её творческого проявления. Но социальное поведение детерминируется не только сегодняшним положением человека, но и его прошлым жизненным опытом, а также характером усвоенных им культурных ценностей, в которых аккумулирована предшествующая история человечества. Каждый индивид как личность - это продукт не только существующих отношений, но и всей предшествующей истории, а также своего собственного развития и самосознания. Одно и то же по своим объективным признакам общественное положение, будучи по-разному осознано и оценено личностью, побуждает её к совершенно различным действиям [18].
Индивидуальность – (от лат. individuum - неделимое, особь) неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека (уникальность, неповторимость человека, во всем богатстве его личных качеств и свойств); противоположность общего, типичного, в социальной психологии - коллективного (группового) [3].
Животное и новорожденный младенец представляют собой высокоинтегрированные, неделимые системы, обладающие телесной и психологической целостностью, неповторимым единством физиологических и психических качеств. Эту целостность называют обычно индивидом (в случае животного - особью). Многие «индивидные» свойства являются генетически заданными, другие формируются прижизненно под влиянием наследственных и средовых факторов в результате активной жизнедеятельности индивида.
Указанные свойства имеют иерархическое строение. На каждом уровне организации индивида (физическом, биохимическом, соматическом, индивидном и т.д.) формируется своя целостная система, отвечающая за его устойчивое, сбалансированное функционирование. Совокупность взаимосвязанных уровней, обеспечивающих все стороны функционирования индивида как целого, В. С. Мерлин предложил назвать «интегральной индивидуальностью». Личность может рассматриваться как один из высших уровней интегральной индивидуальности.
На каждом уровне действуют свои закономерности (физические, химические, биологические и т.д.), но при этом высшие уровни располагают определенными возможностями для подчинения низших уровней, вернее, включения их в решение задач, возникающих на высших уровнях. Возможны и обратные отношения. Функция интегральной индивидуальности как целого и заключается в поддержании устойчивого динамического равновесия между разными уровнями.
Физическая индивидуальность
Такие характеристики, как рост, вес тела, прочность костей, сила и скорость сокращения мышц, расположение центра тяжести, давление крови, объем легких и др., тесно взаимосвязаны друг с другом и изменение одних ведет к изменению других. Но эти параметры неизбежно влияют и на работу других уровней. Большая масса тела, например, тесно связана с биохимическими сдвигами и изменениями в работе гормональной системы.
Биохимическая индивидуальность
Существование особых закономерностей протекания биохимических процессов, неповторимой структуры белка в каждом организме, особенностей строения всех типов тканей давно доказано специальными биохимическими исследованиями. Этот тип индивидуальности является весьма устойчивым и мало изменяется в течение жизни. Естественные изменения, например перестройка обменных процессов в периоды полового созревания, беременности, старения и т.п., протекают под контролем генетических факторов и неизбежно вызывают многочисленные последствия на всех уровнях интегральной индивидуальности, включая и такой устойчивый и мало изменяющийся под влиянием других уровней, как темперамент.
Соматическая индивидуальность
Этот уровень отвечает прежде всего за взаимосвязанную работу отдельных органов и их интеграцию в целостный организм. Ясно, что гипофункция, например печени или легких, ведет к многочисленным изменениям в функционировании других органов даже при отсутствии выраженной патологии, т.е. соматического заболевания. Наиболее тесно данный уровень индивидуальности связан с двумя предыдущими, но легко прослеживаются его связи и со всеми другими уровнями. Например, физическое здоровье и красота человека могут влиять на развитие его личности, но не прямо, а через те отношения, в которые вступает или не может вступить человек с другими людьми, через те формы деятельности, которые могут быть доступны или недоступны ему.
Первичные индивидные свойства (возрастно-половые)
С возрастом человек изменяется - одни функции содружественно развиваются или деградируют, изменение других подчиняется принципу взаимной компенсации. При этом подавлять, стимулировать или взаимно компенсировать друг друга могут свойства, конституирующие один и тот же или совсем разные уровни интегральной индивидуальности. Периоды особенно острой разбалансировки психофизиологических функций и социального статуса могут сопровождаться (и, как правило, сопровождаются) кризисами в развитии личности, завершающимися формированием новой целостности, создающей условия для дальнейшего развития человека.
Индивидуально-типические свойства (конституция, нейродинамика, функциональная асимметрия)
Наиболее известные классификации типов строения тела принадлежат Э. Кречмеру (астеник или лептосоматик, пикник, атлетик и диспластик) и У. Шелдону (эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный). В многочисленных работах были получены данные о связи телесной конституции и темперамента, хотя связь эта не столь однозначна, как это представлялось по результатам первых исследований. Нейродинамика характеризуется скоростью возникновения, развития и протекания нервных процессов, их силой, лабильностью и другими показателями. Они прямо определяют многие свойства темперамента человека и косвенно (как и конституция) влияют на формирование характера и личности. Под функциональной асимметрией имеется в виду доминирование одного из парных органов, которые работают в тесной взаимосвязи друг с другом. У большинства людей ведущим полушарием мозга является левое, ведущей рукой - правая, ведущим глазом - правый и т.д. Имеются некоторые данные в пользу того, что левши часто более одарены в моторной сфере, чем правши, а люди с ведущим правым полушарием мозга являются в большей степени художниками, чем мыслителями. Но нельзя забывать, что любая особенность человека может косвенно влиять на формирование черт его характера и личности, через оценку (позитивную или негативную) в социальной микро- или макросреде.
Вторичные индивидные свойства (темперамент)
Под темпераментом чаще всего понимают совокупность динамических характеристик поведения человека, проявляющихся в общей активности (объем взаимодействий человека с окружением, инициативность, готовность к действию), в особенностях моторики (темп, ритм, быстрота, общее количество движений, их амплитуда) и в эмоциональности (впечатлительность, импульсивность, эмоциональная возбудимость, скорость возникновения эмоций, их сила, скорость изменения их знака - положительного на отрицательный и наоборот, модальность доминирующих эмоций). Темперамент детерминирован в основном генетически. Он может в ряде случаев оказывать существенное влияние на выбор профессии, выработку оптимального индивидуального стиля деятельности и косвенно на формирование личности и социальный статус человека.
Вторичные индивидные свойства (задатки)
Задатки - это анатомо-физиологические особенности нервной системы и телесной организации человека, выступающие как индивидуально-природные предпосылки успешного формирования способностей. Они являются лишь одним из условий развития способностей и потому не могут однозначно предопределять их, но без задатков способности в принципе не могут возникнуть. Таким образом, задатки прямо влияют на формирование способностей и косвенно на характер, личность и социальный статус человека. В свою очередь, востребованность задатков, реализация их в жизни индивида зависят от более высоких уровней «интегральной индивидуальности». Следует обратить внимание на связь задатков с возрастом как важнейшим «индивидным» свойством человека. Для успешной реализации задатков существуют специальные возрастные периоды, когда формирование той или иной способности может протекать наиболее успешно. Такой оптимальный возрастной период называется сензитивным.
Характер
Характер часто рассматривается в качестве подструктуры личности в широком смысле слова. Определить его можно как индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, задающих типичный для данного субъекта способ поведения и эмоционального реагирования в определенных жизненных обстоятельствах. В отличие от темперамента, который отвечает за формально-динамическую сторону поведения и эмоционального реагирования, характер влияет на выбор целостных поведенческих актов с учетом их содержательной стороны. Но то содержание, в контексте которого осуществляется выбор в данном случае, отличается от содержания, которое осуществляется на личностном уровне при совершении поступка.
Из всех рассмотренных уровней интегральной индивидуальности характер наиболее тесно связан с личностью в узком смысле слова, хотя они и не предопределяют сколько-нибудь однозначно друг друга. У «высокой» личности может быть плохой характер, а человек с «золотым» характером может оказаться достаточно «мелкой» личностью. Отношение между личностным выбором и выбором, осуществляемым на уровне такой целостности, как характер, аналогично отношению между выбором жизненных целей и путей их достижения или между стратегией и тактикой утверждения основных жизненных ценностей.
Характер человека может изменяться как «сверху» (изменения социального статуса, развитие или деградация личности), так и под влиянием нижележащих структур (соматическое заболевание, старение или гормональный сдвиг).
Способности
В отличие от задатков, способности представляют собой уже сформировавшиеся и готовые к использованию системы функциональных органов, могущие обеспечить успешное овладение новыми для человека видами деятельности и поведения. У животных, как правило, имеются готовые морфофизиологические структуры (органы), реализующие видовые формы поведения, в то время как функциональные органы человека складываются прижизненно на основе задатков в ходе совместно-разделенной с другими людьми деятельности. Целостная система таких функциональных органов суть индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся субъективным условием успешного осуществления деятельности. Поскольку деятельность, в ходе которой только и могут быть сформированы способности, имеет культурно-историческую природу, сами способности относятся к уровню социального индивида, т.е. выступают подструктурой личности.
Способности как определенный уровень «интегральной индивидуальности» следует отличать от того уровня, который мы назвали личностью в узком смысле слова и на котором осуществляется выбор основных жизненных ценностей, определяющих цели и смысл человеческого существования. Как и характер, способности отвечают скорее за процессуальную сторону, относятся в большей мере к средствам и способам достижения целей, выбранных на другом уровне. Разумеется, наличие тех или иных способностей или знание о возможности их формирования влияют на выборы, осуществляемые на личностном уровне, но не прямо и отнюдь не однозначно.
Мы уже отмечали зависимость способностей от задатков, но столь же радикально их развитие зависит от интересов и мотивации, побуждающей человека к деятельности, в ходе которой конкретные способности могут быть сформированы. В свою очередь, без высокого уровня развития специфически человеческих способностей не может быть подлинно высокой и нравственной личности [15].
Индивидуальность - неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. Но сама по себе неповторимость не является сущностным свойством индивидуальности. Представляется, что указания на единичность и неповторимость человека выделяют внешние стороны индивидуальности. Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность). Индивидуальность - это то, что отличает человека от животного и социального мира. В индивидуальности человека скрыт источник его деяний. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. Человеческая индивидуальность рассматривается как высокий уровень развития человека в онтогенезе. Индивидуальность определяется основными ее сферами: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной.
Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга, поэтому происходит развитие личности и индивидуальности.
Рассмотрение соотношения индивидуальности и личности позволяет конкретизировать связь человека и общества (коллектива и личности). Следовательно, в зависимости от социальных ценностей, составляющих мораль и культуру общества, и соответствия этим ценностям мировоззрения и поступков человека он может быть личностью, но может ею и не быть, то есть личность является относительной характеристикой человека. В то же время индивидуальность человека во многом не зависит от того, в каком обществе (коллективе) находится человек. Его опыт, интеллект, сформировавшиеся сферы в данный конкретный момент не зависят уже от обстоятельств, поэтому индивидуальность во многом носит черты постоянства, в какой-то мере абсолютности. Поэтому когда говорят о подчинении личных (а точнее, индивидуальных) интересов общественным, то это не выдерживает испытания жизнью. Происходит разрушение и индивидуальности (оглупление и разрушение определенных сфер), и личности (конформизм). В целом, происходит дробление и того и другого: лицемерие, двуличие, двойная мораль, расхождение слова и дела. А такие следствия не нужны ни обществу, ни индивиду.
Соотношение личности и индивидуальности помогает понять связь воспитания и развития. Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. Воспитание есть процесс целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. Процесс воспитания осуществляется на всех возрастных этапах развития человека, а не только в детском возрасте. Развитие предполагает совершенствование психических качеств, основных сфер человека - его индивидуальности [5].
Существуют множество периодизаций развития личности и индивидуальности: Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология [14]; Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [7]; Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [19], и т.д. и т.п.
Таким образом личность, с одной стороны, обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ро¬лей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения [6].
2.2. Существующие подходы к проблеме взаимосвязи жизненного пути
личности и индивидуальности в работах отечественных и
зарубежных психологов
В психологии существует множество определений личности. В психологии применительно к человеку используются понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность». Зачастую эти понятия подменяют друг друга. Так, говоря о личности, исследователи могут подчеркивать индивидные характеристики человека либо характеризовать его индивидуальность.
Большинство отечественных психологов включает в понятие личности комплекс природных свойств, психологическая многозначность которых определяется системой общественных отношений, в которую включен человек (Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания [1]; Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [13]; Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [9]).
Б. Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:
• определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
• динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
• статус и социальные функции-роли;
• мотивация поведения и ценностные ориентации;
• структура и динамика отношений.
Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:
1) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;
2) становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;
жизненный путь человека (история личности) [11].
Личностью называется отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, определяющий личный стиль взаимодействия индивида с физическим и социальным окружением. Психология личности стремится а) описать и объяснить индивидуальные различия, б) объединить процессы, которые могут влиять на взаимодействие индивида с окружением, в интегрированное представление о человеке в целом в его жизненном пути.
Например, согласно психоаналитической теории Фрейда, многие виды поведения, включая сны и оговорки, вызываются бессознательными мотивами. Личность в основном определяется биологическими потребностями в сексе и агрессии, а также переживаниями, возникающими в первые 5 лет жизни. Согласно фрейдовской теории строения личности, личность состоит из «оно», эго и суперэго, которые часто вступают в противоречие. «Оно» действует по принципу удовольствия, стремясь к немедленному удовлетворению биологических импульсов. Эго подчиняется принципу реальности, откладывая удовлетворение потребности до того момента, когда его можно будет достичь социально приемлемыми путями. Суперэго (совесть) навязывает индивиду моральные стандарты. У хорошо интегрированной личности эго сохраняет прочный, но гибкий контроль над «оно» и суперэго. У каждого индивида имеется постоянное количество психической энергии (либидо). Если запрещенное действие или импульс подавляется, его энергия будет стремиться найти выход в какой-либо другой форме, такой как сны или невротические симптомы. Неприемлемые импульсы «оно» вызывают тревожность, которую можно снизить при помощи защитных механизмов. Во фрейдовской теории развития личности полагается, что индивид проходит ряд стадий психосексуального развития (оральную, анальную, фаллическую) и должен разрешить эдипов конфликт, при котором маленький ребенок рассматривает родителя своего пола как соперника в привязанности к родителю противоположного пола. Фрейдовская теория тревожности и механизмов защиты лучше выдержала испытание временем, чем его теории строения личности и развития. Психоаналитическую теорию совершенствовали другие ученые — Юнг, Адлер, Хорни, Салливан, Фромм, Эриксон; все они придавали большее значение функциям эго и мотивам, а не сексу и агрессии. Психоаналитическая теория впоследствии была модифицирована другими психологами, наиболее известными из которых являются Карл Юнг и Гарри Стек Салливан. Юнг выдвинул предположение, что помимо личного бессознательного, описанного Фрейдом, существует коллективное бессознательное, часть сознания, общая для всех людей. Салливан предположил, что реакции людей на ситуации межличностного общения приводят к развитию персонификаций — психических образов себя и других людей. [19]
Теория социального научения — современный вариант бихевиористского подхода к личности. В ней предполагается, что межличностные различия являются следствием разного опыта научения, включающего, помимо непосредственного оперантного и классического обусловливания, научение через наблюдение. Теория социального научения, которая в последние десятилетия становится все более когнитивной, подчеркивает взаимное влияние внешних детерминант поведения (таких как вознаграждение и наказание) и внутренних детерминант (таких как убеждения, мысли и ожидания).
К числу наиболее известных представителей теории социального научения относятся Джулиан Роттер и Альберт Бандура. Роттер высказал предположение, что вероятность появления той или иной формы поведения определяется ожиданиями и ценностью подкрепления. Бандура разработал социально-когнитивную теорию, согласно которой отношения между средой и поведением носят взаимный характер.
Гуманистический подход, сосредоточенный на субъективном опыте индивидуума, был создан как альтернатива психоаналитическому и бихевиористскому подходам. Психологи гуманистического направления, такие как Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, считают, что понятие человека о себе определяет его стремление к росту и самоактуализации [12].
Таким образом, существующие теории личности раскрывают индивидуальность через понятие личности и его развития в целом.
2.3. Соотношение (взаимосвязь) индивидуальности и жизненного пути
личности
Проблема психологического времени в развитии личности рассматривается в четырёх аспектах.
Первый — отражение (психическое, сознательное) объективного времени, адекватность (большая—меньшая) этого отражения, механизмы отражения (например, восприятие времени). Второй — временные, т.е. процессуально-динамические характеристики самой психики, связанные прежде всего с лежащими в его основе ритмами биологических, организменных, нейрофизиологических и других процессов. Третий — способность психики к регуляции времени (движения, действия, деятельности). Четвертый — личностная организация времени жизни, т.е. тот временно-пространственный континуум, в котором строятся ценностные отношения личности с миром.
Так, первую отражательную функцию психики можно, по-видимому, объяснить как своеобразную конвергенцию и дивергенцию объективных структур, темпов времени и субъективных процессуально-динамических характеристик психики, а также времен¬ных особенностей личностной организации времени. Память воспроизводит прошлое в настоящем, за счет чего в психическом настоящем представлено и то, что отражается в данный момент, и то, что было отражено в прошлом, т.е. происходит удвоение времени. Иными словами, объективное время отражается и воспроизводится в психике за счет несимметричного ему времени и темпов осуществления психических процессов.
На основе психического отражения реализуется на разных уровнях взаимодействие человека с миром, одновременно развивается способность психики к регуляции этого взаимодействия во времени. Психика обеспечивает сопряжение объективного времени (и как времени внешних субъекту процессов, и как временного измерения самого субъекта в качестве объекта, имеющего временное измерение) и субъективного времени, т.е. скоростей, темпов и ритмов психического времени. Сопряжение объективных скоростей, темпов, требований и собственных (организменных, психических) скоростей, ритмов имеет место в структуре деятельности. Деятельность — создание особого временно-пространственного континуума, в котором субъект связывает объективно разобщенные во времени и пространстве объекты, придает им свою временную целостность и цикличность и собственные временные параметры и ритмы.
На основе отражения времени, у человека появляется способность регулировать во времени деятельность, связывая воедино скорости субъекта как физического, психического и сознательного существа. Психическая и сознательная регуляция деятельности заключается в способности соотносить временные требования, исходящие извне, и собственные временные возможности (и ограничения). Другая особенность психики, связанная с регуляцией деятельности, заключается в способности к временному ускорению. Природная основа психики — это естественно текущие ритмы психических процессов, привязанные преимущественно к ритмам нейрофизиологических процессов, темпераментальных особенностей и т.д., а также скорости запо-минания, мышления, восприятия и т.д. Регуляторная способность психики начинается с повышения в доступных индивиду пределах этих естественных скоростей, что и составляет одну из особенностей произвольной регуляции. Ускорение распространяется не только на скорость движения, но и на ритм психи¬ческой деятельности. Далее, эта психическая способность распространяется на регуляцию деятельности в целом. Психика — ускоритель, т.е. условие повышения работоспособности, дееспособности, интенсивности человеческой деятельности.
Личность оказывается способной работать в условиях временной стимуляции, временного стресса, снимать или усиливать его действие, способной улавливать и вычленять временные пики событий деятельности, оперативно использовать все временные объективные и субъективные параметры. Вырабатывается способность действовать своевременно или более тонко определять пределы допустимых опозданий, допустимых опережений.
Сознание интегрирует способность психики к отражению времени, в том числе переживание времени, ее временные процессуальные параметры и, наконец, способность к регуляции деятельности во времени. Эта способность сознания (интегрирующая все аспекты и временные особенности психики) и становится основой личностного уровня регуляции времени. Иными словами, четвертый аспект, или уровень психической регуляции времени,личностный — возникает как интеграл разномодальных временных возможностей психики и прежде всего временной регуляции деятельности.
Основой способностей отражения и регуляции времени является принцип «раздвоения» или несимметричности времен (объективного и субъективного, отраженного и переживаемого, объективного и физического и т. д.), что, в свою очередь, приводит к несимметричности «психологических» времен — отраженного и регулируемого в деятельности. На уровне личности появляется способность произвольно ускорять не только физические действия, но и естественные темпы запоминания, мышления, внимания. Актуализация запомненного осуществляется субъектом в нужный момент, так же как в нужный момент реализуется функция мыслительного предвосхищения. Своевременное использование своих временных психических возможностей и механизмов — такова общая «задача» регуляции личностью ее соотношений с миром.
Если психика структурирует деятельность в особый временной континуум, имеющий начало, протяженность, скорость и завершение, то личность структурирует свое существование, по-своему «размещая» во времени жизни определенные занятий, деятельности, события, отводя на них объективно и субъективно требуемое время.
Одновременно она вырабатывает некоторые общественные способности регуляции времени: способность к планированию, т.е. последовательности операций во времени, способность сосредоточивать максимум напряжения, усилий в данный момент времени, способность сохранять пролонгированную линию деятельности в ценностном и волевом отношении, абстрагируясь от краткосрочной стимуляции, способность сохранять психические резервы до конца деятельности, способность устанавливать психо¬логически и объективно целесообразную ритмику периодизацию деятельности и многие другие.
Временной масштаб личностной регуляции времени — это масштаб жизненного пути и его временных образований. Если при регуляции деятельности «задача» временной регуляции состоит в том, чтобы сопрягать психические процессы с временно-це¬левым центром деятельности (последовательно или одновременно включить механизмы памяти, восприятия, мышления), согласовывать объективные и субъективные скорости деятельности, то личностные «задачи» регуляции могут быть раскрыты только через соотношение личности с целостным, специфическим и ди¬намическим жизненным процессом, который обозначается как ее жизненный путь.
Жизненный путь личности определяется как динамический процесс прошлого, настоящего и будущего. Прежде всего отмечается субъективный характер личностного времени, но для выявления специфики личностного времени как раз важна связь между субъективным и объективным временем, то, как личность устанавливает эту связь, и то, какую роль играет субъективное время в регуляции жизненного пути как объективного процесса.
Категории прошлого, настоящего и будущего наиболее адекватны особенностям жизненного пути как специфического временного процесса, и не только потому, что в них раскрывается необратимость человеческого времени, но и потому, что они относительны к личности, постоянно перемещающейся во времени.
Для определения особенностей личности как субъекта жизни необходимо раскрыть сущность основного противоречия жизненного пути. Историческое и социальное время жизни личности задаются не только той эпохой, в которую она живет, не только социальными процессами и событиями, современницей которых она является, но и внутренней детерминантой ее личной жизни.
Общественное время детерминирует внутреннюю личную жизнь, поскольку личность живет трудом, а труд определяется общественно необходимым временем. Общественно необходимое время — это не просто время, отданное труду, за вычетом которого остается свободное время: оно определяет иерархию ценностей и детерминант личной жизни, ее основные структуры. Одновременно общественное время это совокупность предоставляемых личности временных возможностей и резервов, заключенных в культуре, технике, в научении и социальном опыте.
Одно из основных противоречий индивидуальной жизнедеятельности и заключается в противоречии между жесткой общественной детерминированностью личной жизни во времени и спо¬собностью личности к развитию, т.е. потенцированию времени. В самом общем виде развитие — это возрастание возможностей личности, умножение ее личностного времени в процессе ее жизненного становления и самоопределения, повышение ее своеобразной жизненной «производительности», подобной производи¬тельности труда.
Структура жизненного пути субъекта складывается из трех составляющих, в которых так или иначе представлена временная детерминанта. Эти составляющие: развитие личности, во-первых, ее способность к организации времени, во-вторых, ее активность, в-третьих.
Целостность и непрерывность развития на протяжении жизненного пути составляет суть развития личности в отличие от ее возрастного развития. Личностное развитие — реализация потребности в объективации, в самовыражении в формах жизни и в процессе жизни. И в этом смысле для каждой личности существует типичный именно для нее, целостный, пронизывающий все возраста, единый на протяжении всего времени жизни способ развития. Он может иметь прогрессивный или регрессивный характер, может осуществляться гармонично или противоречиво, может быть интенсивным или экстенсивным, более индивидуализированным или типичным.
Конечно, понятие личностного развития также многоуровнево и сложно, поскольку оно включает и природно-психическое и социокультурное развитие индивида. Однако при всей разно¬плановости разных уровней развития, при их гетерохронности его ведущее противоречие заключается в несовпадении между возрастающими возможностями личности к объективации и социально-заданными условиями этой объективации (в труде, в общении и т. д.), а также в несовпадении социальных возможностей и способности-неспособности личности к их реализации. Развитие - это прежде всего потенцирование времени, наращивание возможностей личности, а потому возрастание значимости этих возможностей и их реализации для нее самой. Неполная, неадекватная, неподлинная самореализация - это уничтожение ценности, а тем самым растрата личностного времени.
Личная жизнь, жизненный путь личности и является тем вторичным ценностным образованием и процессом, который личность создает и осуществляет в порядке объективации, самовыражения. Жизненные отношения, жизненные перспективы, жизненная позиция — та действительность, которая существует и воспроизводится личностью постольку, поскольку она имеет ценность для личности. Ценностное отношение к жизни или переживание ее ценностности проявляется в мотиве успеть воплотить себя в жизни, в чем-то непреходящем, человечески ценном, общественно значимом. Эта основная потребность развития выражается по крайней мере в трех отношениях: в стремлении расширить границы своего индивидуального бытия и своей конечности, в стремлении объективировать себя в формах, неподвластных течению времени, в формах объективных, результативно-статичных, наконец, в стремлении сделать свою жизнь более интенсивной в настоящем. Последнее и составляет основу деятельности личности, основу переживания времени как ценного или как пустого, бессмысленного.
Субъектом жизненного пути личность начинает становиться по мере развития ее способности к регуляции времени жизни.
В основе последней лежит ряд составляющих. Как известно, психологические способности (развитие которых также в известном смысле не зависит от личности) — это образования, представляющие в первую очередь природно-личностный, а затем личностно-социальный потенциал, который дает ускорение интеллектуальному, деятельному, жизненному продвижению личности. Управление своими способностями, использование их личностью для овладения новыми темпами, новыми временными возможно¬стями уже есть особая способность личности к организации времени жизни. Это использование—неиспользование происходит в реальных структурах организации жизни (образования, труда, досуга и т. д.).
Независимость объективного хода жизни от личности, которая диктуется объективностью общественного и природно-биологического времени жизни, проявляется в том, что личность не может ускорять (или удлинять) время общественных событий, занятий, не может увеличить продолжительность своей жизни. От нее не зависит общественно необходимое время труда, она не может увеличить продолжительность свободного времени.
Однако при независимости от нее общественного времени личность тем не менее развивает в себе способность устанавливать со временем оптимальные «отношения». Она развивает в себе особую способность соответствовать, быть адекватной объективному времени, потребность успевать, действовать своевременно ходу общественных и природных процессов. Своевременность овладения профессией, включая получение образования и становление мастерства, своевременность прохождения этапов профессиональной жизни (карьеры) диктуется и существующей социальной нормативностью и ценностью оптимальных возрастных сроков прохождения этих этапов и личностной потребностью в объективации. Иногда неосознанно человек ставит себе сроки, оценивая их несоблюдение как жизненную неудачу или победу. Осуществление основных жизненных этапов (вступления в брак, рождения детей, «карьеры») размещается каждым в своеобразном ценностно-временном континууме, в которому получает определенную личностную оценку («еще успею», «еще рано», «уже поздно», «скоро будет поздно»). Эти временно-смысловые оценки и являются часто важнейшей составляющей мотивации (или ее падения) и затем регуляции реальных жизненных соотношений и деятельности личности в объективном времени. Свое¬временность - таково важнейшее из качеств личности как субъекта жизни, осознаваемое или переживаемое основание регуляции времени жизни. Мера осознанности времени жизни как жизненной проблемы весьма различна у разных людей. Это можно, в свою очередь, объяснить разными причинами: у одних это связано с общей осознанностью жизни, с развитой способностью к жизненной рефлексии, у других — с появлением такого осознания в силу жизненных обстоятельств, трудностей и противоречий.
Самоорганизация во времени, организация временных параметров своего труда и личных занятий включает и планирование, и учет времени, и учет производительности, скорости труда, и временных интервалов, требований и т.д. Продуктивное использование времени, ориентация во времени, способность по-своему структурировать время в условиях объективной временной неопределенности - неопределенности времени наступления событий, отсутствия строгой детерминации временем - это особые личностные временные способности, которые обеспечивают ее своевременность, продуктивность, оптимальность ее общественной и личной жизни. Именно здесь появляется возможность свободного владения временем в относительной независимости от его объективного хода. Здесь формируется предпочтительное для личности распределение времени в соответствии с субъективной значимостью занятий и событии, способность экономить время, пренебрегая незначительным, умение абстрагироваться от текучки и суеты, которая часто диктуется объективными структурами жизни.
Организация времени проявляется и в способности личности включаться в события и структуры социальной жизни, придающие ее жизни большее ускорение, более продуктивный темп, в сферы, развивающие ее. Она проявляется в способности улав¬ливать сущность, логику событий, включаясь в них в оптимальный момент.
Ценностность времени личности — это ее способность сохранения во времени своей направленности на удовлетворение потребности, а также оптимальная организация условий ее удовлетворения, т.е. основных жизненных потребностей Подлинным субъектом жизни становится та личность, которая способна организовать свой жизненный путь как целое, сохранив на протяжении времени и обстоятельств свои важней¬шие потребности, которые не удалось реализовать в настоящем, направляя всю свою жизнь на достижение главных ценностей на решение задач самовыражения.
Различается психологическая, личностная и жизненная перспективы как три различных понятия.
Психологическая перспектива — это когнитивная способность предвидеть будущее, прогнозировать его, представлять себя в будущем.
Личностная перспектива не только когнитивная способность предвидеть будущее, но и целостная готовность к нему в настоя¬щем, установка на будущее (например, готовность к трудностям в будущем, к неопределенности и т. д.). Личностная перспектива открывается при наличии способностей как будущих возможностей, зрелости, а потому готовности к неожиданностям, трудностям, присущего ей потенциала, способности к организации времени.
Психологической перспективой обладает тот, кто способен предвидеть будущее, кто видит личностную перспективу, имеет жизненный опыт, личностный потенциал.
Жизненная перспектива включает совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают возможность оптимизации дальнейшего жизненного продвижения. Жизненная перспектива открывается тому, кто сам создал систему оптимальных (т.е. имеющих множество возможностей) жизненных отношений, систему опор, которые обладают все возрастающей ценностью. Совокупность таких опор и отношений, которая гарантирует все возрастающую ценностность жизни личности и в будущем, расширяет ее возможности, мы назовем жизненной позицией. Такая жизненная позиция детерминирует будущее личности. Определенные жизненные рубежи, достигнутые человеком, в последующем способствуют ускорению его жизни, требуют в будущем меньше усилий, в некотором смысле «обеспечивая» его будущее. Обладая личностной перспективой, человек при отсутствии такой выработанной позиции, может быстро исчерпать свои личностные возможности, способности, попадая в зоны жизни, насыщенные трудностями, противоречиями, или, напротив, зоны, бедные событиями, не способствующие развитию, подобно сенсорно бедному полю.
Если развитие есть потенцирование, резервирование времени (и тем самым создание предпосылок будущего в настоящем), если способность к регуляции и организации времени есть основа личностной готовности к будущему, то позиция личности есть вторич¬ное жизненное образование. Активность как качество субъекта жизни связана именно с жизненной позицией.
Личность как субъекта жизненного пути характеризует, кроме уровня развития и временных особенностей, активность.
Если развитие есть потенцирование и резервирование времени, если переживание ценностности есть способность умножения, присвоения времени личностью, если способность к организации времени есть его оптимальное использование, то активность есть практически-действенная форма его реализации. Личностное время — это и объективный способ реализации субъективного, форма, интенсивность и качество его реализации, т.е. активность. Динамической характеристикой обладает не только побуждение, мотив, но и личностный способ реализации — поступок. Но поступок — это не только реализованный мотив, а активность — это не только форма выражения потребностей.
Активность выступает как преобразование, формирование, преодоление встречных детерминирующих тенденций. Активность возникает на стыке двух времен, двух детерминирующих тенденций — субъективной и объективной. Она предстает как разрешение противоречий между этими временами, как поиск соответствия между ними, как их сопряжение.
Активность должна быть определена как реальная организация времени жизни, а не только способность к ней. Организация времени жизни — это структурирование объективных — общественного и природного времен, преобразование их воздействия, снятие ограничений, расширение возможностей, изменение направлений. Активность есть реальное умножение, расширение, наполненность времени жизни.
Это достигается различными путями: в одном случае — путем оптимального использования природных возможностей, в другом — путем нахождения оптимально-индивидуального темпа жизни, деятельности, в третьем — определения своевременности включения личности в социальные процессы.
Анализ развития, способности к организации жизни во времени и активности как трех аспектов времени жизни личности, обнаруживает, что существуют не сами по себе как таковые природное, социальное, индивидуальное времена, но разные формы собственно личностного времени. Так, развитию соответствует прежде всего потенциальное время, временной способности личности — наличное, заданное обществом время, активности — реальное время личности. Последнее — это время, соединенное с переживанием личности, которое становится реальной личностной ценностью
Эти три личностных времени зависят от нее, но в разной мере подлежат управлению. Потенциальное время — время развития (в том числе и его темпы, периоды) — это время, которым лич¬ность не может управлять непосредственно. Конечно, развитие способности к организации времени и развертывание активности непосредственно влияют на временные параметры развития личности. Способность к организации времени жизни есть способность к управлению, овладению временем. Одновременно она зависит также и от активности личности, т.е. от способа включения ее в социальные процессы, и от развития личности и ее потенциалов. Иными словами, развитие личности есть процесс, который содержит возможность возрастания времени, не зависящую от личности, тогда как активность есть форма оптимизации самой личностью реального времени, что превращает личностное время еще и в ценность.
Личность — это развивающийся, качественно изменяющийся и становящийся во времени объект. Личности присуще специфическое движение во времени как субъекту жизни.
В жизни разных личностей складываются разные соотношения индивидуальной и общественной детерминант развития личности, жизнь которых более тесно связана с социальной жизнью (профессиональной, коллективной и т. д.) в своем развитии — его темпах, перспективах и ограничениях зависят от социальных возможностей, темпов и ограничений. Для более активных внутри данного типа индивидуальные возможности суммируются с социальными. Если собственно природный, возрастной и т.д. потенциал развития умножается на способность своевременно включаться в социальные структуры и процессы, на активность личности, то ее жизненное движение и развитие оказывается оптимальным. При этом личность в своем развитии не только продвигается быстрыми темпами, но и поднимается на высший уровень, ее жизненное движение приобретает восходящий характер. Если природные потенции, индивидуальные возможности не сопровождаются активностью, своевременным включением в социальные процессы, ценностным присвоением жизни, жизненное движение и жизненный путь перестают зависеть от самой личности, потенциалы развития истощаются.
Таким образом, особенности временной психической регуляции и способность личности к организации времени жизни — ключ к раскрытию природы психики, личности и развития последней [10].
Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени - человеческой личности, в раскрывающейся индивидуальности.
Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или точнее - субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.
Заключение
Каждый взрослый индивидуален и проходит путь своего становления в жизни. Есть человек - есть проблема. И у всех по-разному, у каждого индивидуально.
Жизненный путь человека, личности, индивидуальности – постоянная работа на благо обществу, посредством самосовершенствования, расширения своего сознания, самопознания, т.е. огромными усилиями в работе над собой человек поднимется до самоактуализации во блага мира, веру в истинность пути, привнесения нового опыта и знания через себя для человечества в клубке гармонично переплетенных нитей любви, счастья, доброжелательности, сострадания, человеколюбия, заботе о душе, природе, близких и обо всём человечестве.
По истине для этого стоит жить!
Выдержка из книги Рубинштейна С.Л. «Основы общей психологии» наиболее четко дает раскрывает все характеристики личности:
«…Личностью человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю.
В отличие от других живых существ человечество имеет историю, а не просто повторяющиеся циклы развития, потому что деятельность людей, изменяя действительность, объективируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются от поколения к поколению. Через их посредство создается преемственная связь между поколениями, благодаря которой последующие поколения не повторяют, а продолжают дело предыдущих и опираются на сделанное их предшественниками, даже когда они вступают с ними в борьбу.
То, что относится к человечеству в целом, не может не относиться в известном смысле и к каждому человеку. Не только человечество, но и каждый человек является в какой-то мере участником и субъектом истории человечества и в известном смысле сам имеет историю. Всякий человек имеет свою историю, поскольку развитие личности опосредовано результатом ее деятельности, аналогично тому как развитие человечества опосредуется продуктами общественной практики, посредством которых устанавливается историческая преемственность поколений. Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? — что я сделал? — чем я стал? Между личностью и продуктами её труда, между тем, что она есть, и тем, что она сделала, существует своеобразная диалектика. В деятельности чело¬века, в его делах, практических и теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается.
В этом ключ к пониманию развития личности - того, как она формируется, совершая свой жизненный путь. Ее психические способности не только предпосылка, но и результат ее поступков и деяний. В них она не только выявляется, но и формируется. Характер человека проявляется в его поступках, но в его поступках он и формируется; характер человека - и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях; обусловливая его поведение, он в поведении же и складывается.
Для человека не является случайным, внешним и психологически безразличным обстоятельством его биография, своего рода история его «жизненного пу¬ти». Всякий человек имеет историю, поскольку он включается в историю человечества. Можно даже сказать, что человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю. В ходе этой индивидуальной истории бывают и свои «события» - узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека.
При этом все то, что делает человек, опосредовано его отношением к другим людям и потому насыщено общественным человеческим содержанием. В связи с этим дела, которые делает человек, обычно перерастают его, поскольку они являются общественными делами. Но вместе с тем и человек перерастает свое дело, поскольку его сознание является общественным сознанием. Оно определяется не только отношением человека к продуктам его собственной деятельности, оно формируется отношением ко всем областям исторически развивающейся человеческой практики, человеческой культуры. Через посредство объективных продуктов своего труда и творчества человек становится человеком, поскольку через продукцию своего труда, через все то, что он делает, человек всегда соотносится с человеком…
…Через продукты своего труда и своего творчества, которые всегда являются продукта¬ми общественного труда и общественного творчества, поскольку сам человек является общественным существом, развивается сознательная личность, ширится и крепится ее сознательная жизнь. Это в свернутом виде также цельная психо¬логическая концепция. За ней, как ее реальный прототип, вырисовывается облик человека-творца, который, изменяя природу и перестраивая общество, изменяет свою собственную природу, который в своей общественной практике, порождая новые общественные отношения и в коллективном труде создавая новую куль¬туру, выковывает новый, подлинно человеческий облик человека…[13]».
Лучше не скажешь.
Личностями не рождаются! Личностями становятся. Организм - человек – индивид – индивидуальность – личность – знак равенства ставится всегда, потому что по-другому и не может быть. Человек - это возможность! Потому-то и можем многое. Может быть, даже все! Если конечно воплотим свою возможность в реальность.
Дорогу осилит идущий – Истина на Века!!!
Список литературы:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М.. Наука, 2000. - 351с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416с.
3. Большой энциклопедический словарь. 1999-2000 гг. http://ihtik.lib.ru.
4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АНН, 1960.
5. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. http://ihtik.lib.ru.
6. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. М.: «Политиздат», 1984.
7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ "Сфера", 2001.
8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. Ун.ва, 1981.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977, http://ihtik.lib.ru
10. Ломов Б.Ф., Абульханова-Славская К.А. Личность и её жизненный путь, М.: Изд-во «Наука», 1990, - 214с.
11. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
12. Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах. Психологическая энциклопедия, http://ihtik.lib.ru
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712с.
14. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. - СПб.: Питер, 2001. - 224с.
15. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 304с.
16. Современный Энциклопедический словарь. Издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1997г.
17. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.
18. Философский энциклопедический словарь. / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов - М.: Сов. Энциклопедия, 1983.- 840с.
19. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности — СПб Питер, 2000 - 608 с.
20. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. //Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. Проф. А В Петровского. М., «Просвещение», 1977, - 528с.
Свидетельство о публикации №225110300413