Колесо событий
Живёт в Сибири берестяных дел мастер. Многое уже подвластно его ремеслу. Может и сумку сшить, и набирку для грибов и ягод на скорую руку веткой сирени перетянуть, и рубашку для туеска создать. И не учился нигде, опыта набирался у местных умельцев, да староверов.
Нужна радость в быту, согревает в суровые морозы и помогает преодолеть трудности. Привыкли здесь люди из поколения в поколение опыт передавать, а с ним шкатулки на счастье, да утварь домашнюю, чтобы в доме достаток был, а в сердце - память. Стало быть, это к счастью - дух народный закалять и красоту создавать. И мастеру похвально, и хозяйке иван-чая в туеса на зиму набить. Красота и уют в доме, и орнаменты родные, по душе.
Увлёкся он, и нет его шкатулкам берестяным равных, каждая неповторима. За панно возьмётся, точно картины пишет. И одна картина красивее другой, туеса расписные ручной работы на выставках красуются и спрос есть, и покупатель, и имя доброе.
Отправился как-то на заготовку бересты, опыт пора передавать, и ученики уже имеются. По бездорожью вглубь тайги с чистыми помыслами да добрым сердцем. Много думал, старался понять: "Что дальше создавать, какие новые узоры и тиснения?"...
Долго бродил по лесу, как вдруг прислонился к берёзке и сказал: "Хороша сама по себе она, и орнамент вложен кем-то свыше, и свой узор у каждой: чем старше она, тем плотнее кора и узориста, чем младше, тем чище и тоньше береста. И свой у каждой сибирский характер, неповторимый".
II
Неоново-розовые облака спускаются плотным туманом на землю, отражаясь в серебристых каплях росы. Силуэты резных самобытных домиков теряются под тенью мощных кедров. Утренняя прохлада в искрах рассветного солнца отворяет гигантские окна мирозданья. Новый день врывается в настоящее симфонией ветра, гомона птиц и шума листвы.
Вглядываясь в поля разнотравья, утопаешь в ароматах альпийских лугов, пряных березово-сосновых и пихтовых лесов, пронизанных исцеляющим воздухом. Дружным цветением встречает весенняя поросль черёмухи, калины и рябины. Реликтовые растения здесь давно стали обыденностью.
Стоя на одной точке, невооружённым глазом охватишь бесконечность гор Алтая и Монголии. Здесь можно умиротворённо бродить прибрежными тропками, любуясь перевёрнутыми отражениями скал в зеркальной глади вод. Пробовать местный травяной чай, наслаждаясь его хвойным и смолистым привкусом.
Гостевой дом был похож на двухэтажный особняк-избу, с резными наличниками, деревянными лестницами и перилами, а комнаты – на бревенчатые горницы, всё это придавало сказочный колорит старины и торжественность всему посёлку. Закатные лучи уже окрашивали белоснежность гор ярко-багровыми вспышками, когда путешественники, налюбовавшись окрестностям Алтая, повернули обратно.
С крыльца соседнего дома доносились необычные звуки скрипа и потрескиваний. Гул, разносившийся по всей окрестности, привлекал общее внимание. На веранде сосредоточено чародействовала женщина, дополняя свою ворожбу движениями рук, которые двигались в едином танце, а из этого таинства точно вырастал диковинный куст. Издалека её действия были сравнимы с каким-то танцем. Подойдя поближе, мы увидели, что все присутствующие завороженно наблюдают за её творением. Она сосредоточенно придавала ему форму, то расширяя, то скручивая его стенки и предмет медленно перерождался из куста в кувшин, пока вращался круг.
Она у всех на глазах с лёгкостью создавала посуду, придавала необычную форму и даже могла нанести на стенки причудливый орнамент. Гости всматривались в тайны её ремесла. В те моменты могли даже произойти неожиданные повороты в судьбах присутствующих, перерождение, могла смениться колея. В круговороте событий, встреч, перемен, удач и ошибок ученичества набирались обороты творения и прошлое становилось крошечным, сказочно-пряничным, прячась в берестяной шкатулке воспоминаний.
С радостью творятся в нашей судьбе события, которые до недавнего времени были не замечены, недоступны, вытеснены из поля зрения обычным положением дел или зарабатыванием на хлеб насущный. Дороги становятся заметными, путешествия реальными, люди встречаются, двери открываются, мир выглядит дружественным и хорошо организованным.
Дверь избы отворяется. Перед глазами деревенская печь и глиняный горшочек с кашей. С некоторых пор здесь кашу готовят в русской печи. Она получается изумительная. За порогом природа может с щедростью одарить глиной, её можно взять помять, приноровиться и слепить что-то, к примеру, горшочек или тарелку, кружку, вазу, плошку и процарапать рисунок. Авторство рождается с пословицей: «Не боги, горшки обжигают».
Ожившее колесо событий просыпается теперь в Сибири каждое утро и раскручивается под магией человеческих рук, наполняя дом гончара необходимым таинством, сохраняя традиции и замыслы предков.
Свидетельство о публикации №225110300428