Игорь Корнелюк - Билет на балет текст и смысл

Текст песни Игорь Корнелюк - Билет на балет

1 куплет:

Театр звал, он манил,
С тpудом билет я купил -
Вот и долгожданный день настал!

Сел в трамвай чуть живой,
И сразу голос чужой
Вежливо и тихо прозвучал:

Припев:

- Предъявите билет!
Что я мог сказать в ответ?
- Вот билет на балет,
- На трамвай билета нет...

2 куплет:

Бельэтаж, ложа "пять"
О чём ещё мне мечтать?
Девять лебедей передо мной.

Шёл домой, как во сне,
Трамвай открыл двери мне,
Сел я и услышал за спиной.

Припев:

- Предъявите билет,
- Что я мог сказать в ответ?
Вот билет на балет,
На трамвай билета нет...

3 куплет:

Театр звал, он манил,
Опять билет я купил,
Мне кошмары снятся в тишине.

Вот бегу, сам не свой,
Трамвай по рельсам за мной
Едет и кpичит вдогонку мне:

Припев:

- Предъявите билет!
Что я мог сказать в ответ?
- Вот билет на балет,
- На трамвай билета нет!..

///

Предьяви...
Предьяви...

Предъявите билет,
Что я мог сказать в ответ?
Вот билет на балет,
На трамвай билета нет...

- - -

Смысл, разбор и история песни Игорь Корнелюк - Билет на балет

Песня Игоря Корнелюка «Билет на балет» — это визитная карточка композитора и один из самых узнаваемых саундтреков советского кино (к фильму «Джек Восьмёркин — “американец”»). За внешней простотой и комичностью сюжета скрывается глубокая и очень точная социальная притча.

Краткая суть песни:

«Билет на балет» — это песня о трагикомическом разрыве между возвышенным, духовным миром («балет») и суровой, бюрократической повседневностью («трамвай»). Герой, попав в прекрасный мир искусства, сталкивается с тем, что в мире реальном его духовные порывы ничего не стоят и не освобождают от бытовых правил.

Детальный разбор текста и смыслов:

Куплет 1: Столкновение двух миров

"Театр звал, он манил,
С трудом билет я купил"

Уже здесь показана ценность события для героя. Билет достался «с трудом» — возможно, материальном (дорого), возможно, организационном (дефицит). Это не просто развлечение, это — долгожданное прикосновение к прекрасному.

"Сел в трамвай чуть живой,
И сразу голос чужой
Вежливо и тихо прозвучал:"

Герой находится в приподнятом, почти возвышенном состоянии («чуть живой» от предвкушения). И этот настрой грубо обрывает «голос чужой» — безличный, официальный, символ системы и правил.

Припев: Абсурдный диалог

"*- Предъявите билет!
Что я мог сказать в ответ?"

"Вот билет на балет,

На трамвай билета нет...*"

В этом диалоге — вся суть конфликта.

«Билет на балет» — это пропуск в мир красоты, гармонии, духа. Это предмет его гордости и оправдание его существования в этот вечер.

«На трамвай билета нет» — это констатация его бытовой неустроенности, бедности или простой забывчивости. В системе общественного транспорта он — нарушитель.

Герой пытается предъявить кондуктору самое ценное, что у него есть в этот момент, но сталкивается с полным непониманием. Два этих билета существуют в параллельных реальностях и не имеют друг для друга никакой ценности.

Куплет 2: Контраст между идеалом и реальностью

"Бельэтаж, ложа "пять"
О чём ещё мне мечтать?
Девять лебедей передо мной."

Герой погружается в идеальный мир. «Девять лебедей» — отсылка к балету Чайковского «Лебединое озеро», символ абсолютной красоты и гармонии. Он достигает пика эстетического и духовного наслаждения.

"Шёл домой, как во сне,
Трамвай открыл двери мне,
Сел я и услышал за спиной..."

Возвращение в реальность. Он еще пребывает «во сне», под впечатлением от искусства, но система (трамвай) уже готова снова его «поймать». Фраза «услышал за спиной» звучит зловеще, как голос неумолимого рока.

Куплет 3: Превращение в навязчивый кошмар

"Театр звал, он манил,
Опять билет я купил,
Мне кошмары снятся в тишине."

Ситуация повторяется, но теперь она превратилась в психологическую травму. Прекрасное («театр») уже не может существовать отдельно от ужаса перед неизбежным унижением («кошмары»).

"Вот бегу, сам не свой,
Трамвай по рельсам за мной
Едет и кричит вдогонку мне:"

Апофеоз абсурда. Трамвай превращается в монстра, преследующего героя. Это уже не просто общественный транспорт, а символ давящей, бездушной системы, от которой не скрыться. Его личный кошмар настигает его.

Основной смысл и идея песни:

* «Билет на балет» — это трагикомическая метафора о невозможности существования «чистого» искусства и духовности в мире, живущем по утилитарным и бюрократическим законам.

* Конфликт духа и материи: Герой — это любой человек, стремящийся к прекрасному. Но государство (система) в лице кондуктора требует от него не духовных порывов, а сухой, формальной оплаты проезда. Его внутренний мир никого не интересует.

* Социальная сатира: В СССР, где искусство часто было идеологическим инструментом, а простые бытовые вещи (как проезд в трамвае) были областью строгого контроля, этот конфликт был особенно острым. Можно быть ценителем балета, но оставаться «безбилетником» в глазах системы.

* Символ невозможности побега: Какой бы прекрасной ни была иллюзия («балет»), тебя всегда вернет обратно суровая реальность («трамвай»). Попытка сбежать в мир искусства обречена на провал, потому что за тобой всегда будет ехать этот трамвай с требованием «предъявите билет!».

* Человек маленький: Песня прекрасно передает чувство маленького человека, раздавленного между своими большими мечтами и маленькими, но обязательными к исполнению правилами.

Почему песня так запомнилась и полюбилась?

Она гениально сочетает в себе легкость, мелодичность и абсолютно узнаваемую, бытовую историю, которая у каждого хоть раз в жизни была. Каждый чувствовал себя этим героем: когда твои лучшие порывы и достижения оказываются никому не нужны перед лицом бездушной бюрократии, будь то контролер в трамвае, налоговый инспектор или начальник на работе. Это песня о вечном нашем стремлении к красоте и о столь же вечном «трамвае», который нас за этим ловит.


Рецензии