Игорь Корнелюк - Билет на балет текст и смысл
1 куплет:
Театр звал, он манил,
С тpудом билет я купил -
Вот и долгожданный день настал!
Сел в трамвай чуть живой,
И сразу голос чужой
Вежливо и тихо прозвучал:
Припев:
- Предъявите билет!
Что я мог сказать в ответ?
- Вот билет на балет,
- На трамвай билета нет...
2 куплет:
Бельэтаж, ложа "пять"
О чём ещё мне мечтать?
Девять лебедей передо мной.
Шёл домой, как во сне,
Трамвай открыл двери мне,
Сел я и услышал за спиной.
Припев:
- Предъявите билет,
- Что я мог сказать в ответ?
Вот билет на балет,
На трамвай билета нет...
3 куплет:
Театр звал, он манил,
Опять билет я купил,
Мне кошмары снятся в тишине.
Вот бегу, сам не свой,
Трамвай по рельсам за мной
Едет и кpичит вдогонку мне:
Припев:
- Предъявите билет!
Что я мог сказать в ответ?
- Вот билет на балет,
- На трамвай билета нет!..
///
Предьяви...
Предьяви...
Предъявите билет,
Что я мог сказать в ответ?
Вот билет на балет,
На трамвай билета нет...
- - -
Смысл, разбор и история песни Игорь Корнелюк - Билет на балет
Песня Игоря Корнелюка «Билет на балет» — это визитная карточка композитора и один из самых узнаваемых саундтреков советского кино (к фильму «Джек Восьмёркин — “американец”»). За внешней простотой и комичностью сюжета скрывается глубокая и очень точная социальная притча.
Краткая суть песни:
«Билет на балет» — это песня о трагикомическом разрыве между возвышенным, духовным миром («балет») и суровой, бюрократической повседневностью («трамвай»). Герой, попав в прекрасный мир искусства, сталкивается с тем, что в мире реальном его духовные порывы ничего не стоят и не освобождают от бытовых правил.
Детальный разбор текста и смыслов:
Куплет 1: Столкновение двух миров
"Театр звал, он манил,
С трудом билет я купил"
Уже здесь показана ценность события для героя. Билет достался «с трудом» — возможно, материальном (дорого), возможно, организационном (дефицит). Это не просто развлечение, это — долгожданное прикосновение к прекрасному.
"Сел в трамвай чуть живой,
И сразу голос чужой
Вежливо и тихо прозвучал:"
Герой находится в приподнятом, почти возвышенном состоянии («чуть живой» от предвкушения). И этот настрой грубо обрывает «голос чужой» — безличный, официальный, символ системы и правил.
Припев: Абсурдный диалог
"*- Предъявите билет!
Что я мог сказать в ответ?"
"Вот билет на балет,
На трамвай билета нет...*"
В этом диалоге — вся суть конфликта.
«Билет на балет» — это пропуск в мир красоты, гармонии, духа. Это предмет его гордости и оправдание его существования в этот вечер.
«На трамвай билета нет» — это констатация его бытовой неустроенности, бедности или простой забывчивости. В системе общественного транспорта он — нарушитель.
Герой пытается предъявить кондуктору самое ценное, что у него есть в этот момент, но сталкивается с полным непониманием. Два этих билета существуют в параллельных реальностях и не имеют друг для друга никакой ценности.
Куплет 2: Контраст между идеалом и реальностью
"Бельэтаж, ложа "пять"
О чём ещё мне мечтать?
Девять лебедей передо мной."
Герой погружается в идеальный мир. «Девять лебедей» — отсылка к балету Чайковского «Лебединое озеро», символ абсолютной красоты и гармонии. Он достигает пика эстетического и духовного наслаждения.
"Шёл домой, как во сне,
Трамвай открыл двери мне,
Сел я и услышал за спиной..."
Возвращение в реальность. Он еще пребывает «во сне», под впечатлением от искусства, но система (трамвай) уже готова снова его «поймать». Фраза «услышал за спиной» звучит зловеще, как голос неумолимого рока.
Куплет 3: Превращение в навязчивый кошмар
"Театр звал, он манил,
Опять билет я купил,
Мне кошмары снятся в тишине."
Ситуация повторяется, но теперь она превратилась в психологическую травму. Прекрасное («театр») уже не может существовать отдельно от ужаса перед неизбежным унижением («кошмары»).
"Вот бегу, сам не свой,
Трамвай по рельсам за мной
Едет и кричит вдогонку мне:"
Апофеоз абсурда. Трамвай превращается в монстра, преследующего героя. Это уже не просто общественный транспорт, а символ давящей, бездушной системы, от которой не скрыться. Его личный кошмар настигает его.
Основной смысл и идея песни:
* «Билет на балет» — это трагикомическая метафора о невозможности существования «чистого» искусства и духовности в мире, живущем по утилитарным и бюрократическим законам.
* Конфликт духа и материи: Герой — это любой человек, стремящийся к прекрасному. Но государство (система) в лице кондуктора требует от него не духовных порывов, а сухой, формальной оплаты проезда. Его внутренний мир никого не интересует.
* Социальная сатира: В СССР, где искусство часто было идеологическим инструментом, а простые бытовые вещи (как проезд в трамвае) были областью строгого контроля, этот конфликт был особенно острым. Можно быть ценителем балета, но оставаться «безбилетником» в глазах системы.
* Символ невозможности побега: Какой бы прекрасной ни была иллюзия («балет»), тебя всегда вернет обратно суровая реальность («трамвай»). Попытка сбежать в мир искусства обречена на провал, потому что за тобой всегда будет ехать этот трамвай с требованием «предъявите билет!».
* Человек маленький: Песня прекрасно передает чувство маленького человека, раздавленного между своими большими мечтами и маленькими, но обязательными к исполнению правилами.
Почему песня так запомнилась и полюбилась?
Она гениально сочетает в себе легкость, мелодичность и абсолютно узнаваемую, бытовую историю, которая у каждого хоть раз в жизни была. Каждый чувствовал себя этим героем: когда твои лучшие порывы и достижения оказываются никому не нужны перед лицом бездушной бюрократии, будь то контролер в трамвае, налоговый инспектор или начальник на работе. Это песня о вечном нашем стремлении к красоте и о столь же вечном «трамвае», который нас за этим ловит.
Свидетельство о публикации №225110300498
