Про Вологду ч. 2
По улице Сергея Орлова добежала до церкви Покрова на Торгу, зашла погреться. Ещё здесь впервые, а потом и в других храмах Вологды с удивлением наблюдала за украшением их к Рождеству вплоть до вечера 6 января. Обычно этот процесс всегда для меня оставался за кадром, а тут вот такая традиция – ели ставить и украшать именно к Рождеству, а не к Новому году. В этом храме 4 января несколько женщин, передвигая высокую металлическую «этажерку», протирали что-то высоко под потолком, другие мыли полы, а ёлки еще даже не наряжали, а только ставили.
После сразу пошла искать, где бы пообедать, зашла в ресторан Dome 1791, там мест не оказалось, забронировала столик на следующий день. А есть-то хотелось уже сегодня, причём не в какой-нибудь KFC, а в нормальном месте. Однако это был не мой день, в кафе «На Глинках» и интерьер приятный, и место нашлось, и меню вроде ничего, только вот заказ пришлось ждать очень долго. Борщ был полуостывший, хотя и неплохой на вкус, и я была такая голодная, что совсем остыть он не успел. Бефстроганов был вовсе не похож на себя, мясо нарезано кусками произвольного размера, но наличие грибов и хрустящего зажаренного лука скрасили картину, и этот «небефстроганов» отправился вслед за борщом. Прекрасен был только смородиновый чай, а макарон – так себе. Однако ж наелась и согрелась ;.
И стала думать, куда податься дальше… Канешна, я с большим удовольствием посидела бы в тёплом кафе под наряженной ёлочкой, но туристический долг зовёт, «путь далёк у нас с тобою, веселей, солдат турист, гляди!», надо было выбрать объект. Яндекс подсказал, что недалеко от кафе «на Глинках» есть Свято-Духов монастырь, туда и двинула.
На Веденеевском мосту через незамерзшую речку Золотуху понаблюдала за вполне упитанными селезнями, упорно плывшими против течения, видимо, с целью согреться. Особи женского полу не рискнули составить им компанию, не исключено, что селезни спешили как раз на романтические свидания этим зимним вечером, который вот-вот должен был прийти на смену короткому дню.
Шла по яндексовской карте и чуть было не прошла мимо, так как Яндекс не подсказал мне вовремя, что Свято-Духов монастырь в Нижнем Посада Вологды имеет очень сложную судьбу и выглядит плачевно. Однако есть надежда, что его ждут лучшие времена, во всяком случае, новые окна белеют переплётами в старинном здании, хотя и смотрятся как вставные зубы в беззубом рту. Не знаю, правда ли, легенда ли, что стадион «Динамо» соорудили прямо на монастырском кладбище, но памятник жертвам политических репрессий неподалёку от полуразрушенного (полувосстановленного?) собора на это явно намекает.
Совсем немного я отошла от этого собора, успела только до «Атриума» дойти, как позвонила Света, и мы договорились встретиться прямо возле этой гостиницы.
Это очень странное ощущение – встреча с человеком, с которым никогда не виделся, но о котором много чего знаешь, вроде как с книжным героем, вдруг ожившим, встречаешься. При этом особого смущения я не испытала, то ли по возрасту уже не положено (обнаглела, короче, к старости), то ли Света была так деликатна, но мне показалось, что мы замечательно пообщались.
Ей, конечно, хотелось познакомить меня с родным городом, похвастаться, мы прошлись по Предтеченской до Советской, зашли во двор дома купца Самарина, потом мимо дома Юшина (на фотографии) вышли к площади с ёлкой, погуляли по центру. При этом говорили, конечно же, не только, и не столько о Вологде, сколько о Валере, нашей семье, аспирантской жизни и воспоминаниях об этих годах, прожитых ими вместе в Ленинграде, ещё до меня.
Ленинград, ул. Хлопина, 29 значимый адрес и для меня, и в 1978, и в 1984, когда Валера был на стажировках, я написала столько писем ему на этот адрес. И две пачки его ответных писем – самый дорогой мой архив, когда мне бывает совсем невмоготу, я достаю их, и слёзы смывают все текущие беды, строчки, которые я знаю наизусть, снова помогают мне обрести душевное равновесие, как и тогда, сорок лет назад, в разлуке…
По знакомой мне уже Благовещенской улице мы дошли до её пересечения с улицей Мальцева, где на перекрёсток выходят фасадами аж четыре украшенных резными балконами двухэтажных дома, дома Макаушкина, Иванова (около него как раз и находится знаменитый резной палисад!), Дружинина, жёлтенький, возле которого как раз я, а четвёртый – безымянный, и похоже, новодел, но стилизован под исторические. Рядом с домом Дружинина отдельно стоит тоже отреставрированный флигель этой исторической усадьбы, там сейчас магазин цветов и кафе. Красиво, сказочно!
И всё-таки вечерняя прогулка была не столько про достопримечательности Вологды, сколько про общение. Собираясь к Валере, я припасаю эти встречи с его друзьями (с Гиппиевым в Петрозаводске, со Светой тут), как подарки ему, как приветы из юности. Надо будет ещё к Нисневичу съездить в Минск.
Света проводила меня до гостиницы, мы тепло попрощались, и до отъезда, и до сих пор общаемся в Вотсапе.
В связи с погодой я не выполнила свою стандартную норму по ходьбе, потому не упала замертво сразу спать, решила почитать, но так как всегда и всё делаю под включённый телевизор, то неожиданно получила ещё один рождественский подарок. По «Культуре» именно те три вечера, что я провела в Вологде, показывали сериал ВВС 1995 г. «Гордость и предубеждение», который мне очень нравится, а целиком без изъятий я его ни разу не видела. И тут, пожалуйста, получите, распишитесь. Просто именины сердца. Фильм с Кирой Найтли 2005г. нравится мне значительно меньше. На ВВС вообще отлично снимают сериалы по английской классике, не оторваться, а этот – просто жемчужина. Я была настолько впечатлена игрой актёров, что лет пять назад даже перечитала этот роман. Он наивен, слишком нравоучителен, не современен, но мил, для электрички вполне подходящее чтение, а фильм волшебно прелестен. Не слишком уставая за день, я добирала в удовольствиях у телевизора по вечерам.
Свидетельство о публикации №225110300525
