Морским судам быть

13 (24) января 1709 г. в письме Петра I впервые упоминается Модель-камера, в  качестве хранилища кораблестроительных моделей и чертежей, которая возникла вслед за учреждением на берегах Невы русского военного флота. Царственный его Создатель, Великий Петр, устраивая морскую силу России, не мог тогда же не озаботиться сохранением чертежей строимых им судов, чтобы избежать на будущее время повторений невольных ошибок в технике судостроения, какие обыкновенно случаются при всяком новом деле. Первая чертежная при заведении петербургского адмиралтейства построена была на «лугу», против ворот адмиралтейского здания (где ныне фонтан Александровского сада), которая, по повелению Царя, в 1709 году была приспособлена под временную церковь, освященную в 1710 году мая 30, во имя Св. Исаакия, в память дня рождения Петра. Такое приспособление чертежной вызвало тогда же нужду иметь новую чертежную, построенную в том же 1709 году внутри Адмиралтейства, и названную модельною каморою (комнатою).
В этой модель-камере, носившей именование Модель-камеры Петра I, хранились преимущественно чертежи и технические принадлежности: циркули, коловороты, липовые доски для черчения шпангоутов, модель шпангоута — собственных трудов Его Величества, александрийская бумага, карандаши, кресла, на которых поднимали на корабль Его Величество, лекала, модель топ-тимберса с профилями, собственных Его Величества трудов, и т. п. — всего не более 34-х предметов, если судить по описи 1730 г., засвидетельствованной корабельным мастером Филиппом Пальчиковым, в ведении которого, по кончине Петра, находилась Петровская Модель-камера. Надлежащее упорядочение Модель-камеры состоялось с 1722 года, с издания свода морских административных законов под названием: «Регламент о управлении адмиралтейств и верфи», в котором читаем: когда который корабль строить, то надлежать приказать тому мастеру сделать половинчатую модель на доски, и оную купно с чертежом, по спуске корабля, отдать в коллегию Адмиралтейскую, имевшую главную дирекцию над Модель-камерою, куда с того времени стали поступать все модели и чертежи. Артикул этот строго выполнялся долгое время Местонахождение Модель-камеры находилось с 1743 года под адмиралтейским шпицем, в среднем апартаменте, где для сохранения планов и чертежей имелись шкафы; но так как самое помещение было очень тесное, то все предметы помещались в крайней беспорядочности и скученности. Нахождение Модель-камеры под шпицем было не долгое. В 1748 году, по поводу устройства под шпицем церкви во имя Воскресения Христова, для Модель-камеры отвели место в здании Главного Адмиралтейства рядом с помещением Адмиралтейств-коллегии, но тоже очень тесное, не устранявшее беспорядочность. Чтобы по возможности соблюдать в Модель-камере некоторый порядок, Адмиралтейств - коллегия еще в 1744 году, в помощь заведовавшим по обязанности и часто отлучавшимся по делам службы корабельным мастерам, распорядилась назначить находившегося при морском кадетском корпусе учителя геодезии и фортификации Василия Красильникова для ближайшего наблюдения не только за Модель-камерою, но и за находившимися в самой Коллегии библиотекою, атласами и картами Ознакомившись с порученным делом, Красильников вскоре же рапортовал Коллегии: «Модель-камера очень тесна, и за множеством чертежей, помещающихся только в двух шкафах, прочия не вместившиеся карты лежат свертками по разным местам без разбора, да и при самой Коллегии хранящаяся в шкафах карты лежат не без тесноты, чрез что отыскивать какой- либо план весьма затруднительно, чтобы не произвести им ломку и повреждение». Далее, в том же рапорте, он ходатайствовал, что «для порядочного содержания и хранения чертежей, планов, морских книг и атласов неотложно надлежит иметь две палаты с печами, в которых поделать хорошею работою со стеклами и внутренними замками шкафы. Из оных в одной палате можно производить рисование карт, где и поставить два стола. А для караулу и топления печей, надо из работных людей 2-х человек». Коллегия вполне уважила это ходатайство, и для лучшего приведения Модель-камеры в должный порядок, протоколом от 4 сентября 1763 года постановила: «понеже при Коллегии Адмиралтейской и в Модель-каморе имеются разные планы, чертежи, карты и касающиеся до мореплавания книги и атласы, точию в единственном содержании ни у кого не состоят, как только имеющиеся в Модель-каморе у учителя артиллерии и фортификации Красильникова, который в случае надобности хотя от морского корпуса иногда и требуется, но как он и там обязан должностью, почему в надлежащее время и быть ему не можно, и потому для содержания вышеписанных планов и проч. необходимо потребно быть знающему особому человеку с помощником; а при адмиралтействе к тому способных выбрать не из кого, кроме как из штурманской роты; но как оная рота под особым смотрением г-на вице-адмирала и кавалера Мордвинова, того ради приказали: о выборе к показанному делу из той штурманской роты достойных рекомендовать ему, вице-адмиралу, а между тем, здешним конторам дать знать, а в порты послать указы и велеть имеющимся во оных картам и прочему, как показано, да сверх того и моделям, учиня описи, представить Коллегии немедленно, а их содержать во всяком бережении... обер-сарваерской конторе подтвердить, дабы по силе регламентского артикула, как в С.-Петербурге, так и в прочих местах, где корабельное строение производится, поступали без наималейшего упущения, и ныне наличные чертежи и модели содержать в добром порядке В помощь Красильникову назначен был из штурманской роты подштурман Петряев. На запросы же Коллегии последовали нижеследующие ответы из подведомственных мест: ни в Астрахани, ни в Таврове никаких моделей и чертежей не оказалось; в конторе Партикулярной верфи имеются только два плана: план партикулярной верфи, а другой Охтенским слободам; чертежей два: Калинковского моста и новоманерных судов (шхоутов), да одна модель яхты фасоном против собственной Ея Императорского Величества яхты «Веры». В Морском корпусе, для обучения кадет, имеются при классах: кораблик на колесах со всею оснасткою, и при нем кран да киленбанк; гол корабельный, пушка на станке чугунная 4-х фунтовая и деревянная модель крепости, два полигона 6-ти угольника с рельшанцом и ретранжементом. В Брянске же при правлении адмиралтейских дел хотя и имеются-де чертежи и ландкарты, но они большею частию ветхи и мышами поедены. Из дальнейших документов видим, что в Архангельском порте дело соблюдения регламентского артикула стало слабеть, и к 1764 году в нем сохранилось не более 6-ти моделей судов. В 80-х годах пошатнулось благосостояние и самой петербургской Модель-камеры. Сколько ни прилагали забот члены Адмиралтейств-коллегии об подведомственном им детище Петра Великого о Модель-камере, но исполнители и заведующие ею лица смотрели иными уже глазами на Петровское постановление, чрез что, мало пополняясь, Модель-камера стала быстро клониться к упадку. Мало того: по тесноте помещения и по небрежности хранителей, не понимавших своей обязанности, иные коллекции, оставаясь без ремонтировки, пришли от времени в крайнюю ветхость, а иные и совсем развалились. В таком печальном положении пребывала Модель-камера в исходе XVIII века, пока гениальная идея Петра Великого не воскресла с новою силою в новом уже столетии.

В 1802 году при Александре I в силу круга обязанностей Адмиралтейского Департамента, признано полезным учредить при нем Музеум, в котором были бы собраны все любопытнейшие сочинения, составляющие его библиотеку, кабинет редкостей, машины, модели, физические, математические и астрономические инструменты и т. п. Штатом Адмиралтейского Департамента, Высочайше утвержденным 1805 года апреля 11, существование Музеума с Модель-камерою обеспечивалось ежегодным ассигнованием 10.000 рублей на его содержание и пополнение. К Музеуму тогда же присоединены были библиотека и чертежная, состоявшие до этого времени при Адмиралтейств-коллегии. Заведывание Музеумом вверено было директору и его помощникам. Первым директором Музеума назначен был, апреля 4, граф Ксаверий Ксаверьевич де-Местр, или, по нашим официальным документам, граф Мейстер.

17 сентября 1908 года Распоряжением за №2070 И.Д. Председателя морского технического комитета сообщалось:   
Модель-Камера, первообраз ныне существующего Морского Музея, была учреждена в 1709 году и построена по собственноручному чертежу Петра I, а как видно из архивных документов, носила наименование: Модель-Камера Петра I.  В виду этого и так как по богатству коллекций и в настоящем своем виде Морской Музеи с гордостью может носить Имя Великого Преобразователя России, испрашивалось, вследствие доклада Вашего от 22-го Апреля сего года за № 49, Высочайшее соизволение на присвоение Морскому Музею, ко дню 200-летнего основания его, наименования "МОРСКОЙ МУЗЕИ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКАГО". По докладе о сем ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ, в 24-й день июля 1908 года воспоследовало ВЫСОЧАЙШЕЕ соизволение на означенное наименование. День самого празднования приурочивается к 30-му Мая, как ко дню рождения Великого Основателя Русского флота. И. д. Председателя Контр-Адмирал А. Вирениус. Делопроизводитель Н. Федотов.

В 1924 г., сменив ряд наименований, музей стал именоваться Центральным военно-морским музеем.
В августе 1939 г. музей разместился в здании Биржи на Стрелке Васильевского острова.
В феврале 1941 г. в новых залах открылась экспозиция, но через четыре месяца началась Великая Отечественная война. Наиболее ценные экспонаты были эвакуированы в Ульяновск. В июле 1946 г. вернувшийся из эвакуации музей вновь открыл свои двери для посетителей.
В 1975 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Центральный военно-морской музей был награжден орденом Красной Звезды.
В апреле 2013 г. завершен перевод коллекции ЦВММ в отреставрированный комплекс Крюковских (Морских) казарм. Начали работать выставочный комплекс из шести залов, экспозиция в атриуме и первая очередь основной экспозиции.
27 июля 2014 г. ко Дню Военно-Морского Флота полностью открыта для посещения экспозиция в составе 19 залов.
11 сентября 2019 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2028-р от Центральному военно-морскому музею было возвращено историческое наименование «Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого».


Рецензии