Хроники странствующего замка 2. Ведунья и вайзелот

2.Жертвоприношение


"И верують в Перуна, и в Хърса... и в Ръгла, и в Мокошь, и в вилы, их же числом три-десяте сестрениц, - и глаголють оканьныи невегласи и мнять богынями, и тако кладуть им требы и короваи им моять, куры режуть; и огневи молять же ся, зовуще его Сварожичемь, и чесновиток богам же творять..."

         Слово некоего христолюбца.

"...Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком... Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им, и при помощи этих жертв производят и гадания."
                Прокопий Кесарийский о язычестве славян


И вышел я с ярманки, перекрестясь на купола. И пошёл по дороге мимо кладбища, где вчера ещё отпевали подавившуюся рыбьей костью тётку . И пришёл я к Богодаре на край болота в её избушку , где , входя, головой об косяк так стукнулся,што звёзды из глаз- и свет померк. Очнулся- лежу на лавке да не под образами, а под калядочными рожами-Козлом , Медведем да Бараном. Тут у неё все маски хранились, коими снаряжала она посадскую молодежь на Рождество.И я было дело то звездарем,то мехоношей калядовал.А всю эту отрибуцию мы по потому с глаз долой ховали, што больно архиерей на языческие непотребства ополчался и грозился анафемами.А Богодару-то златоризный давно отлучил от принятия Святых Даров, и была она изгнана даже из оглашенных. За все свои проказы и за то, што   в пору купальских русалий  телешом по берегу примыкавшего к болоту озера бегала, украсив волосы венком из белых лилий и кувшинок -желтяков, когда посадские парни костры жгли и сигали через них козлами.А ещё наговаривали иные, што Богодара и Всеведа одна и та же напускающая морочь колдунья, што она древняя старуха, а может молодухой оборачиваться.И впрямь-очнулся я - толь морщинистая яга с крючковатым носом щипцами к бодбородку надо мною седыми космами трясет, шамкая ввалившимся ртом с единственным зубом. Толи прекрасная дева  омутными голубыми очами смотрит. Лён волос, зоревые щеки, губы алее макова цвета, голос нежней пастушеской жалейки.
-А ты испей, милок, взвару трав! - подносит мне знахарка к губам глиняну кружку.
Глотнул я разок -другой -и все поплыло перед очами, завертелось, как ворот колодезя. И стал я падать в бездонну ямину- на самоё её дно.

 Но не упал, а плавно встал на ноги. Смотрю- поляна. Посередь поляны истуканы -Перун,Велес ,Макош да Лада..
 
Неуж, думаю, ведьма перенесла меня в заповедные дебри, куда не ступала ещё нога проповедника слова Христова и где попрятавшиеся по лесам волхвы да вайделоты всё ещё творят свои непотребства? А сам осеняю себя крестным знамением да в кармане рясы Псалтирь шарю.
- А Богодара-то берёт меня за руку и говорит:
- Погляди -ка на меня, инок - што видишь!
Глянул я -и зрю и впрямь не старая ведьма-знахарка передо мной, а красна девица-златы власы по плечам -и в Евином обличии, токмо чуток посконью прикрытая.
 Понимаю-грех! Всё снадобие ейное, с ничо поделать собой не могу. Нет моих силов! Выпустила рука моя Псалтирь - он и провалился толь на дно кармана, толь в безмерную ямину колодезную.
- Сними крестик -то! - поёт болотная дева, мы с тобой как Адам и Ева -в раю будем...
 И цап-царап крест мой нательный. Но не тут -то было. Ожглась! Отдёрнула руку , но виду не подаёт.
- Пойдём,-говорит , поклонимся нашим древним богам.
 Глядь - а в руце у неё курица трепыхается.
-Прежде -то мы кровию младенцев богов ублажали, а теперь попы не дают. Хотя чо они понимают в чревоугодии духов потусторонних.

И подходит она к чурам  Макоши и Лады, рунами испещрёнными, и отсекает петуху красночубу голову вострым тесаком. Кровь струёй. Мажет она истукану губы , груди и живо , стекает алая влага по деревяшке. Хлопает птица крылами, голова на чаше алтарной клюв разинула, выпучила глаз, а кукарекнуть не может.
 
-Заклинаю тебя от стрелы,от разбою,заклинаю дальней дорогой судьбою,
 заклинаю от глада,смертельного смрада,пусть и ныне,и присно Макошь и Лада
 сохранят,обогреют и оборонят, как пастух ягнят,как петух курят...

  Пропела ведунья. И только филин ухнул на сосне, как во сне. Сорвался с ветки и сияя очами в свете Луны метнулся в черен бор, што сомкнул ряды дерев-витязей. И наступает дремучая ель на прогонистую сосну.И жмется в испуге березка к осинке. Травы заслонясь щитами зонтиков и бронею листьев, ощетинясь пиками колосьев идут в сражение. Жуки , закованными в латы рыцарями наступают грозно. Но попади такой рогач в муравейник, облепят его несметным числом своим, вонзятся в панцирь острыми жвалами, ослепят брызгами муравьиного яда - и останутся от жука одни скорлупы.
 Светало уже.В прогал  меж ветвей выглядывала, кровенясь, утренняя звезда. Шел я лесом от Богодары, обсасывал травинку кисленьку. Заедал из пригоршни горстью малины с преграждающего путь колючего куста, а мыслями уж далече был. Вот по этой тропе ли мне вернуться во Псков -град или к вайделоту жмудину Мешке свернуть?   


Он,и его помощница -волховица Инга, поди, ждут не дождутся меня с вестями и снадобьями от Богодары.А  корешки те и грибочки сушёные у меня в котомке-суме переметной.Да не просто ждёт жемайт,а возложил телка на камень - алатырь под могутным дубом, шлёт заклинание вдаль расходящихся по земле тенью дубовых дорог.И ведут меня те заклинания, как завороженного , заветными тропами. Повязывает дева вайзелотка на рог жертвенного теленка синюю ленточку- знак потустороннего перерождения.Кто я? Где я? Может, я и есть тот телок, что лижет руку с поднесённым его горлу ножом! А  вторая непорочная дева вайзелотка в белых льняных одеждах до пят, золотоволосая н держит на вытянутых руках янтарный шар. Смотрю я в него и не могу понять - куда меня занесло? Рокочет голос вайзелота Мешко древними рунами, шелестят листья в кроне священного дуба, нашёптывая о былом. А в шаре янтарном вижу я что случится на моем веку ныне и присно. А там метутся народы, лезут по лестницам на стены града несметной саранчею рыцари, замки пылают в огне, бежит куда-то лошадь без всадника, простоволосая тщится спастись от настигающего её ездока посадница.Неуж всему этому бысть? А чему бысть, того не миновать!


Продолжение:http://proza.ru/2025/11/03/1922

Продолжение:


Рецензии
Здравствуйте, Юрий Николаевич.

Что тут скажешь? Еси нет под рукой взвару бабки Богодары, остается гипнотизировать себя словом. Слово в магии - первый инструмент.

Слава богам русичей!

Нина Алешагина   21.11.2025 23:21     Заявить о нарушении
Ну а куда деваться!Взвар-то кончается...

Юрий Николаевич Горбачев 2   22.11.2025 07:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.