Глава 9. Глагол

Забыв о скучных учебниках, Марьяна уводит класс в лесную школу, где обычный урок о глаголах превращается в увлекательное путешествие в мир через сказку, где само Лето может исчезнуть, если дети забудут силу живого слова.

Сказки из бабушкиного сундука

Глава 9
Глагол

Запрыгнув в автобус, я радовалась, что успела до дождя. Ожидая, что картина, которую подарит мне Мигель, будет такой же маленькой, что и на его столике, я не позаботилась даже о её сохранности. По прогнозу дождь обещали и в случае чего я рассчитывала картинку спрятать под куртку. А тут целый ватман! Ну ничего. Оберну курткой, если понадобится.

Повезло. В деревне дождя не было, хотя висели устрашающе-синие тучи. Прибежав домой, я попыталась как-то закрепить картину на стене, но ничего не получалось. Не гвоздями же приколачивать. Попрошу Юру помочь. Он как раз вечером собирался прийти.

Оставив пока эту затею, я села писать план работы. Но и план не двигался с мёртвой точки. Я не знала с чего начать обучение ребят. Не представляла, как вообще всё это будет выглядеть: где обучать, кого, сколько и, самое главное, чему? Вопросов было слишком много, а в голове крутилось только одно слово - глагол. При чем здесь глагол? Исписав добрую половину тетрадки и исчеркав её, я вышла во двор и вдохнула свежий запах земли после дождя. Пока я пыталась изображать бурную рабочую деятельность, дождь прошёл и через нашу деревню.

Надышавшись сладкими и дикими запахами окружавших меня деревни, леса, озера, я собралась было идти в дом, но заметила, что по дороге кто-то бежит и машет мне руками.
- Сеня?
- Марьяна! Собирайся! По дороге всё расскажу!
- Я готова. А что случилось? Неладное что-то?! Сеня? Хоть пару слов скажи. Я же переживаю! С детьми что-то? С Юрой?! - закрывая дом, тараторила я.
- Да нормально всё с твоим Юрой. С нами поедет. Крышу сегодня с ним весь день чинили. Переоденется и присоединится. Пойдём. - сказал Сеня и пошёл в противоположную его дому сторону.
- А куда мы? Не к вам?
- Нет. В Кулешово. Поторопись, Марьяна.
- В Кулешово? Но..
- Что? Не хочешь ещё раз за день ехать?
- А ты откуда знаешь? - вытаращилась я на Сеню.
- Марьяна, привыкай. В деревне все всё друг про друга знают. И про вашу свадьбу скорую с Юрой тоже толкуют.
- Но как? Про какую свадьбу? Мы с Юрой  даже словом об этом не обмолвились!
- А людям и не нужны слова. Все видят, как вы разговариваете да смотрите друг на друга.
- Но...
- Марьяна, не надо. Не объясняй ничего. Всё идёт своим чередом.

Мы пришли на остановку. Вскоре прибежал запыхавшийся Юра и почти сразу подъехал автобус. До Кулешово мы доехали почти без проблем, не считая одного места, где автобус немного забуксовал в луже.
- Хороший ливень прошёл, - радовался Сеня.
- Не вовремя крышу делать начали. Хоть бы дом не затопило, Сень,- сказал Юра.
- Всё будет хорошо. Успеем,- махнул рукой Сеня и, не дожидаясь нас, побежал к базару.

В автобусе мы так и не поговорили с Сеней. Какой-то он был взбудораженный. А сейчас и вовсе старались успевать за ним. Мы пробирались сквозь толпу народа и в какой-то момент потеряли Сеню из вида. Мои сандалии не были предназначены для жизни в деревне. Раскисшая грязь налипла на подошву, измазала по щиколотки ноги и запачкала белую юбку, неудачно надетую мной. В таком виде я и предстала перед Фёдором Игнатьевичем, моим будущим начальником. Они с Сеней стояли на небольшой базарной площади и о чем-то разговаривали. Тут из толпы вынырнули мы с Юрой и Сеня кивнул в нашу сторону головой.
- Здравствуйте! - оглядев меня с ног до головы, сказал Фёдор Игнатьевич.
- Здравствуйте, - проблеяла я невнятно.
- Марьяна, знакомься, это директор местной школы. Фёдор Игнатьич очень добрый и отзывчивый человек. Я ему рассказал про тебя. Ну а дальше вы уже сами общайтесь.
- У меня очень мало времени. Арсений Николаевич, благодарю вас за знакомство со столь прелестной дамой. Марьяна, как вас по отчеству?
- Васильевна.
- Марьяна Васильевна, жду вас завтра в школе в восемь утра. Представлю вас коллегам и подумаем, что будем делать дальше. Очень приятно было познакомиться.

Фёдор Игнатьевич пожал мне руку, кивнул головой и, широко шагая, удалился. Мне он понравился. Чем-то напоминал моего дедушку. Может седой густой шевелюрой и грубыми чертами лица, а может ещё чем-то, едва уловимым.
- Сеня, может объяснишь уже, что происходит? - спросила я.
- Что происходит? На работу помог тебе устроиться. Но если ты против, я не настаиваю. Ты всегда можешь отказаться.
- Конечно я не против! Просто так неожиданно...
- Фёдор Игнатьевич очень занятой человек. Я ему позвонил, рассказал про тебя. Он очень заинтересовался и сказал срочно приехать. Хотел видимо лично с тобой познакомиться. Хоть у них с кадрами и напряжёнка, не каждого он с распростертыми объятьями принимает. Считает, что к обучению нужно допускать только тех, кто любит дело свое.
- Сеня, а как он так быстро определил, что я дело свое люблю?
- Стала бы ты сюда мчаться по грязище, если бы не любила?
- Так ты и не сказал зачем мы сюда едем!
- Я уверен, что не поехала бы. А ты поехала. Значит что-то почувствовала. Да и вообще начнём с того, что ты здесь остаёшься жить! Это ли не говорит о чем-то?
- Наверно говорит.
- Ну вот, а я о чем?!

Мы потихоньку побрели к остановке. Сандалии безнадёжно были испорчены да не о них были мысли мои. Голова была занята новой школой, коллегами и моим будущим.

На следующий день, как и договаривались, я приехала к восьми часам в школу. Меня слегка подташнивало от волнения, словно я шла на экзамен. В холле меня встретила  пожилая женщина, представившаяся вахтером Ниной Павловной.
- Очень приятно, - ответила я.
- Вы - Марьяна Васильевна? - улыбаясь, сказала она. - Меня предупредили, что вы придёте и просили проводить в Приёмную к директору. Не волнуйтесь. Фёдор Игнатьич у нас замечательный руководитель.

С этим напутствием я вошла в Приёмную, где меня встретила секретарь. Строгая и не очень дружелюбная.
- Марьяна Васильевна? Меня зовут Наталья Валерьевна. Я - секретарь Фёдора Игнатьевича, его помощник и заместитель. К тому же я преподаю несколько дисциплин. Присаживайтесь. Вас скоро пригласят.
- Приятно с вами познакомиться, - только и ответила я.

Через полчаса дверь в кабинет директора открылась и оттуда вышли Фёдор Игнатьевич с каким-то мужчиной. Ещё поговорив в Приёмной, они наконец-то распрощались и Фёдор Игнатьевич пригласил меня войти.
- Иван Петрович - глава нашего посёлка. Очень хороший человек, местный старожил. Много историй знает. Проходите, Марьяна Васильевна.
Я вошла в скромный и очень уютный кабинет. Меня удивило большое количество зеленых растений. Самые разнообразные горшки стояли на подоконнике и полу, несколько даже были подвешены на стене.
- Очень люблю цветы, - сказал Фёдор Игнатьевич, видимо заметив, как я разглядываю растения.
- Целая оранжерея, - восхищённо поддержала я.
- Поэтому и пошёл учителем биологии работать, чтобы всегда быть рядом с природой. Чаю хотите?
- Не хочу вас беспокоить...
- Марьяна Васильевна, не отказывайтесь. Чай у меня свой. Сам собираю каждый год. Иван-чай, чабрец, липа, но всех секретов я вам не расскажу, - подмигнул мне Фёдор Игнатьевич. Выглянув в Приёмную, он попросил секретаря заварить чай.
- Благодарю вас.
- Вот мёд из разных трав. Тоже особый. У меня пасека своя.
- Вы меня не удивили, - улыбаясь сказала я. - Судя по тому, как вы любите природу...
- Да-а, с природой у меня особая связь. Я её чувствую. И людей чувствую. Ну, давайте о вас поговорим. Мне Арсений Николаевич рассказал чуток: учитель химии, любите свою работу и ребятишек,  переехали в бабушкин дом... Ничего не пропустил? Помню я Лукерью Потаповну. Добрая была старушка. Ну, где там чай? - снова выглянул в Приёмную Фёдор Игнатьевич.

Секретарь внесла поднос, на котором стояли небольшой заварочный чайник и две чашки. Поставив всё на стол, она подняла к потолку глаза и скорчила недовольную гримасу.
- Спасибо, Наташа. Можете идти, - вежливо сказал Фёдор Игнатьевич.

Она ушла, неплотно закрыв за собой дверь. Директор громко покашлял и секретарь тут же захлопнула её.
- Извините, Марьяна Васильевна. Черт-те что творится. Бардак. Несладко вам придётся здесь, но вы, главное, не обращайте внимания на провокации. Мне иногда кажется, что мой секретарь - фурия! - улыбаясь, сказал директор.
- Я постараюсь, но, честно говоря, не представляю, что буду делать,- развела я руками. - Я пыталась набросать план, но ничего не вышло.
- А вы уже знаете, кем будете работать? Арсений Николаич успел рассказать?
- Нет-нет. Мы не говорили на эту тему. План работы примерно одинаков: вступление, основная часть, примеры..
- А-а, это да, но что тогда не получалось?
- Не вижу себя здесь. Не представляю. Чему я буду учить ребят? Не химии же, верно?
- Верно. Химии есть кому учить. Вы научите их другому.

Сказал Фёдор Игнатьевич и замолчал. Пауза затянулась и я прервала молчание:
- Но чему? Вы так и не сказали чему я буду учить.
- Сказкам, Марьяна Васильевна. Сказки будете детям рассказывать.
- Сказки? Не понимаю.
- Через сказки будете детям нашим доброе и светлое передавать. Вот вам задание, придумайте тему. С чего вы начнёте самый первый свой урок здесь.

В кабинет заглянула Наталья Валерьевна и кивнула головой Фёдору Игнатьевичу. Он кивнул в ответ и продолжил:
- А чтобы вам было проще влиться в работу и расслабиться, я попросил прийти всех ребят. Они уже вас ждут. Познакомитесь, поговорите...
- Как ждут уже? Сейчас? Но я не готова! - разволновалась я.
- А какая разница сейчас или потом?
- Просто так неожиданно всё...
- Я уверен, вы справитесь. Говорите то, что идёт от души. Пойдемте, я вас представлю.

Фёдор Игнатьевич встал и направился к двери, сокрушаясь, что чай так и не успели попить. Ребята ждали нас в одном из классов. Их было человек двадцать пять от мала до велика. Они повскакивали со своих мест при виде нас.
- Спасибо, ребята, что пришли! Садитесь-садитесь, - Фёдор Игнатьевич медленно опустил ладони на стол, как бы повторяя жестом сказанное. - Марьяна Васильевна - ваш новый учитель. Она будет вести внеклассное чтение. Оценки  по этому предмету ставиться не будут, но присутствие на уроке обязательно. Марьяна Васильевна, прошу...
- Здравствуйте, ребята, - немного неуверенно начала я. - Долго размышляя, что же вам такое рассказать интересное, мне пришла в голову идея поговорить о том, что вы лучше всего знаете. О глаголе!

Лица ребят вытянулись и те, что постарше, начали посматривать на Фёдора Игнатьевича. Тот только развёл руками и спешно удалился из класса, пожелав мне на прощанье удачи.
- Кто из вас самый смелый и готов выйти к доске? - импровизировала я и тянула время, не зная, что скажу в следующий момент.

Первым поднял руку Николай, сын Маши и Сени.
- Прошу, - сказала я. - Мы уже знакомы с Колей. Ещё я знаю его сестренок. А чтобы мне познакомиться быстрее с остальными ребятами, напишите на листочке ваши имена по порядку. Так, как сидите сейчас.

На столе лежали листочки и ручка. Я взяла один и сверху подписала "Мой класс". Ребята потихоньку записывали свои имена, а я продолжила:
- Коля, расскажи пожалуйста, что ты больше всего любишь делать летом?
- Ну, на рыбалку ходить с папой. Мастерить что-нибудь.
- Рыбачить, мастерить - это всё глаголы, верно?
- Ну, да, - ответил Николай.
- Глаголы это всегда какое-то действие. Садись, Николай. Спасибо! Мы настолько привыкли к нашим словам, что не задумываемся, а как же они появились? Знаете, у меня идея! На дворе лето, а мы в душном классе сидим. Пойдёмте все на улицу!

Ребят долго уговаривать не пришлось. Они встали и дружно вышли из школы. Я огляделась и увидела березовую рощицу в минуте ходьбы. Туда мы и направились. От вчерашнего дождя не осталось и следа. Жаркое летнее солнышко и ветерок высушили траву, на которой расположились мои ученики и я.

- Здесь гораздо лучше, правда? - спросила я ребят.
- Да! Конечно! Не сравнить! - ответили они.
- Так, на чем я остановилась?
- Как появились слова, - звонким голосом сказала девочка в клетчатом синем платьице.
- Как тебя зовут? - спросила я.
- Вика. Виктория.
- Виктория, совершенно верно. Расскажу вам сказку одну. Называется она "Глагол", - обвела я взглядом ребят и продолжила. - В одной маленькой деревушке местная детвора играла на улице. Дело было в такой же жаркий летний день, как и у нас сейчас. Ребята бегали, играли в мяч, догонялки и прятки. Они и не заметили, как рядом появилась высокая женщина в странном одеянии. Платье было сплошь усеяно белыми цветочками, похожими на яблоневый или вишнёвый цвет, а на голове что-то вроде шляпы с широкими полями, тоже усыпанной цветами. От женщины шёл лёгкий холодок, такой приятный в этот жаркий день. А ещё от неё веяло вишнёвой смолой. Ребята, как завороженные, перестали играть и разглядывали незнакомку. Двое самых смелых, мальчик и девочка лет шести, подошли к ней. Она протянула им руки и угостила красивыми спелыми яблоками.
- Нам нельзя брать гостинцы у незнакомых людей! - сказал один из ребят постарше.
- Как тебя зовут? - спросила его незнакомка.
- Я тебе не скажу!
- Почему? Это тайна?
- Нет. Просто, когда ты скажешь свое имя в ответ, будет считаться, что мы знакомы!
- Ха-ха-ха, - весело рассмеялась незнакомка и цветы на её шляпке и платье пришли в движение. - Какой рассудительный милый ребёнок! Ты мне нравишься! А ты умеешь хранить тайны?
- Умею, - ответил смелый юноша.
- Если пойдёшь со мной, я с тобой поделюсь, - продолжила незнакомка.
- Кто ты? И зачем сюда пришла? - спросил он.
- Я - Весна, но вы всё равно не поверите мне.
- Как же ты можешь быть весной? Весна - это просто слово, а ты выглядишь, как человек! - не верил юноша.
- По твоему весна неживая?
- Живая, но...
- А что такое весна?
- Весна это когда почки на деревьях набухают и превращаются в листья, когда снег тает, птицы возвращаются из теплых стран...

Незнакомка протянула юноше руку, которая превратилась в ветку. На ней набухли почки, потом появились листочки, прилетели и сели птички, громко щебеча. Юноша от неожиданности охнул и отпрянул в сторону, собирая за собой в охапку детвору. Незнакомка громко рассмеялась:
- Не бойтесь! Я не причиню вам вреда! Мне всего лишь нужна ваша помощь!
- Наша помощь?! Но как мы можем помочь самой Весне?! - спросил юноша.
- Моя сестра Лето куда-то пропала. Её нужно срочно найти! Иначе не избежать беды! Лето не вернется, природа не подготовится к осени, люди не запасут урожай и...
Весна расплакалась холодным дождём. Ребята переглянулись и закивали головами в знак согласия.
- Хорошо. Мы поможем. Но как? Родители нас не отпустят.
- Так и не нужно никуда идти! Протяните мне ваши ладошки и я проведу вас в волшебный мир!

Не успели ребята опомниться, как очутились в другом мире. Он не был похож на наш. Слишком уж здесь было все красиво и необычно: яркие цветы обрамлял иней, желтые листья бесконечно падали с деревьев, радуга переливалась всеми цветами, как на картинке. Все времена года словно смешались в кучу.
- Где мы? - спросил юноша.
- Это мой мир. Здесь я жду своей очереди вместе с Зимой и Осенью, пока лето греет вас своим теплом и светом.
- Но почему пришла ты, а не Осень? Ведь за Летом идёт её черёд, - спросил юноша.
- Ты очень внимательный мальчик! Так и есть, но из-за того, что Лето пропало, Осень и Зима пошли её искать, а мне осталось заменить свою сестру.
- И что же нам делать? Где мы будем искать Лето? - спросили ребята.
- Не знаю, - развела руками Весна. - Знаю одно, что мир наш со словами связан напрямую. А за все слова отвечает Словарь Пересчётович. К нему мы и отправимся!

Весна махнула в сторону дремучего леса и повела ребят за собою. Долго ли, коротко ли шли они по лесу тому и вышли на поляну, усыпанную ягодами да грибами.
- Чую я, на верном мы пути, - сказала Весна. - Посмотрите сколько ягод и грибов вокруг! Словно Лето где-то рядом!

К ним навстречу вышел седовласый старичок, держа в руках толстенную книгу.
- Добро пожаловать, гости незваные!
- Здоровьичка вам, Словарь Пересчётович! Не видели ли вы сестрицу мою? Ушла земелюшку греть и пропала.
- А это кто с тобой? - старичок махнул головой в сторону ребят.
- А это помощники мои, - гордо ответила Весна.
- Помо-ощники, говоришь... Ну, это мы сейчас посмотрим,- старичок открыл свою книгу и, поставив палец на первой строчке, спросил у самого старшего.
- Как твоё имя?
- Егор.
- Так-так, - старичок перелистнул страницы. - Та-ак, Егор. В целом учишься хорошо, маме с папой помогаешь. Очень хорошо. Та-ак, а вот по родному языку ошибки делаешь. Непорядок.
- Ну так это же не важно, как написано.
- Не важно, говоришь? Ну-ну. Вот ты и пойдёшь к Грамотею Всезнаевичу. Весна, проводи Егора. Там может и найдёте то, что потеряли, - подмигнув, сказал Словарь Пересчётович.

И пошли Егор и Весна. На пути попадались животные, птицы разные, куда без них в лесу? Но были и загадочные предметы - стулья, кресла, столы. Загадочными они были потому, что не место им было здесь.
- Долго идти? - спросил Егор Весну.
- А сколько длится Лето? - спросила его в ответ Весна.
- Известно сколько. Три месяца.
- Известно, да.
- Это что нам три месяца до него идти?!
- Придётся.
- А как-то ускорить нельзя?
- Можно, если справишься.
- Нужно попробовать!
- Хорошо. Отгадаешь загадку и тут же окажешься на месте.
- Загадывай!
- Искусство читать и искусство писать сложнее чтения, сложней математики. Наука, что может язык изучать, называется просто...
- Грамматика?

Поднялся ветер, берёзки с соснами зашумели, затрещали. Неведомая сила подхватила Егора и перенесла к большущему дереву. На одной из веток сидел филин. На носу у него были очки, а в лапах он держал книгу.
- Здравствуйте, Грамотей Всезнаевич! - сказала Весна.
- Здравствуйте - здравствуйте! Давно вас жду. Долго же вы добирались до меня.
- Это Егор, -  представила Весна юношу. - Смелый и умный мальчик.
- Знаю-знаю. Что ж ты, Егор, язык родной не уважаешь? И умный, и смелый, а пишешь неграмотно. Безобразие! - покачав головой, молвил филин.
- А зачем грамотно писать? Я же не всю жизнь за партой проведу!
- А кем ты хочешь быть? - филин спустился с ветки на землю, прихватив с собой книгу.
- Не знаю. Ещё не придумал.
- Так-так. Давай в книге посмотрим, - филин открыл книгу и начал листать, приговаривая. - Апостол... Не то. Аранжировщик... Снова не то. А, Б, В.... С, Т, У, Ф... Точно, Х! Хранитель!
- Хранитель? - немного разочарованно спросил Егор. - Грамотей Всезнаевич, вы лучше скажите где нам Лето найти? Если вы Всезнаевич, значит и про Лето тоже знаете!
- Знаю. Найдешь гранит науки, там и Лето тебя ждёт - дожидается.
- И где же его искать, гранит этот?
- Отгадаешь загадку...
- Опять загадка? - недовольно сказал Егор.
Не обращая внимания на него, Грамотей Всезнаевич продолжил:
- Он предметы оживляет и в дела их привлекает. Что им делать – говорит. Строго сам за всем следит. Он три времени имеет, и спрягаться сам умеет. Дети долго ходят в школы, чтобы выучить…
- Глаголы?

Снова поднялся ветер, берёзки с соснами зашумели, затрещали. Неведомая сила подхватила Егора и перенесла к большущему гранитному камню. Но там его никто не ждал, а вокруг бушевала метель.
- И где же Лето? - чуть не плача от обиды, простучал зубами Егор.
- А ты вспомни, может обидел чем Лето? Не дождалось тебя и ушло - сказал высокий дед в толстенной шубе.
- А вы к-к-кто? - спросил Егор.
- Я - Зима!
- Что же мне делать? Так и замёрзну здесь...
- Отгадаешь загадку...
- Поскорее  уже загадывайте, а то не успею, - пытаясь перекричать метель, ответил Егор.
- Хорошо. Крыльев нет, а быстро летают. Сам выпустишь да потом не изловишь!
- М-м, слова!

Закружилась метель пуще прежнего, прижал к земле берёзки с соснами. Затрещали те, застонали. Неведомая сила снова подхватила Егора и перенесла его к широкой бурной реке.

- Здравствуй, ясный сокол! Куда путь держишь? - спросила красивая женщина в платье из жёлтых и бордовых листьев.
- Вы - Осень! - ещё стуча зубами, сказал Егор.
- Угадал, - улыбаясь, ответила она.
- Я ищу Лето! Встретил Весну, Зиму, теперь вас. Все мне загадки загадывают, из одного места в другое пересылают. А Лето я так и не нашёл, - с грустью сказал Егор.
- Не горюй, встретишь ты своё Лето. Может обидел чем, вот оно и ушло?
- И вы о том же! Да не помню я!
- Ну, что ж! Теперь моя очередь помогать! Отгадаешь загадку...
- Давайте уже, - махнул рукой Егор, не надеясь уже встретить Лето.
- Долгожданная пора!
  Детвора кричит: Ура!
  Что ж за радость это?
  Наступило …
- Лето, - грустно ответил юноша.

Лёгкий прохладный ветерок бережно подхватил его, окружил листьями да каплями воды и перенёс на ту же полянку, где Егор познакомился со Словарём Пересчётовичем. Но поляну ту не узнать было. Солнышко яркое обогревало все вокруг, пчёлы, довольно жужжа, носились над разноцветным лугом, деревенская детвора резвилась на речке неподалеку, а с ними рядом сидела девушка с рыжими волосами, в желтом сарафане и шляпе с огромными полями, на которых весело прыгали кузнечики.
- Здравствуйте! - подошёл Егор к девушке. - Вы - Лето?

Девушка ничего не ответила, только широко улыбнулась.
- Я вас так долго искал! Простите, если чем-то обидел! Возвращайтесь к нам в деревню, пожалуйста! Без вам нам будет очень - очень плохо.
- Я не в обиде! - словно колокольчик, прозвенел голосок Лета.
- Что же тогда случилось? Почему пришла Весна? Почему вы пропали?
- Летом все забывают про то, о чем помнят Осенью, Зимой и Весной.
- Похоже на загадку, только я не знаю ответа,- сказал Егор.
- Неужели?
- Единственное, что приходит на ум это учёба. Ведь я о ней летом не вспоминаю.
- Это верный ответ, - улыбнулось Лето.
- И что же из-за этого пропадать? Лето же для того и существует, чтобы отдыхать и ни о чем не думать!
- Но от этого зависит речь! Твой родной язык! За три месяца многое забывается и осенью приходится вспоминать заново.
- Не понимаю. И что? Как связано Лето с учёбой?
- Ты так ничего и не понял?! Если я во всем виновата, значит мне нужно уйти! Иначе слова потихоньку начнут исчезать! Исчезнет речь! Исчезнет язык!
- Ну-у, вы загнули конечно. Так уж и исчезнет?
- А ты на себя посмотри! Ошибки делаешь, слова забываешь и весь учебный год вспоминаешь!
- Но, если не будет лета, а после весны сразу будет наступать осень? Это что же получится? А грибы с ягодами когда поспевать будут? А купаться и на рыбалку ходить? Не-не-не, так не пойдёт! Я лучше не буду ошибки делать! Только не знаю, что для этого нужно,- почесав затылок, сказал Егор.
- А ты отгадай загадку и узнаешь, - подмигнув, сказало Лето.
- Согласен!
- Где положишь, там и лежит. А возьмешь в руки – говорит!
- Книга! Это книга! - радостно прокричал юноша.

Лёгкий летний ветерок подхватил его своими бархатными руками, взъерошил волосы и вернул Егора на то место, где он со всей детворой Весну встретил. Вздрогнув, он очнулся, сидящим на земле, а его плечо тормошил один из местных ребят.
- Егор! Егор?! Очнись! Что с тобой?!

Юноша открыл глаза, а вокруг него собралась испуганная детвора. Он улыбнулся, обвел ребят тёплым взглядом и сказал:
- Игры играми, а с сегодняшнего дня я каждый день буду вам книжки читать. Сказки, рассказы, повести, что угодно.

Говоря эти слова, Егор понял, что именно ему предначертано охранять. Он - Хранитель слова! Хранитель речи! Хранитель глагола! На том сказка и заканчивается.

Я замолчала, а ученики продолжали на меня смотреть, будто не понимая, что сказка закончилась. Моё внимание привлекли две фигуры, отделившиеся от школьного здания и быстро приближавшиеся к нам. В одной из них я узнала секретаря, а вторая - видимо была вахтер.
- Марьяна Васильевна, но при чем здесь Глагол? - спросил Николай. - Ведь речь шла о словах, учёбе. Я понял, что летом нужно читать, чтобы не забыть родной язык.
- Ты всё верно понял, Коля. А глагол означает не только действие. В старину так и называли речь, то есть все слова.

Ребята зашептались, бурно обсуждая сказку. По их восклицаниям я поняла, что угадала. Им всё понравилось.
- Ну что ж, пора нам возвращаться в школу, а то похоже вас хватились уже, - отряхивая юбку от веточек, сказала я.
- Вы за это ответите! Неслыханно! Увела детей в лес!! - переходя на крик, отчитывала меня заместитель директора.

Дети тоже, вставая, отряхнулись и закрыли меня своими спинами.
- Я всё расскажу директору! Первый день и такие выходки! И вас ждёт наказание! - ткнула она пальцем в ребят. - Каждого из вас!

Наталья Валерьевна развернулась на каблуках и пошла обратно к школе, ругаясь на всё и вся, что пришлось в туфлях по земле идти. Вахтер пошла за ней, подмигнув мне украдкой. А ребят я обняла и сказала, что в обиду не дам. На этом и распрощались. Ученики разошлись по домам, а я вернулась в класс за списком, который от волнения забыла забрать. Не считая случая с секретарём, день удался!


Рецензии