Абсурдистская экскурсия

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня на экскурсии мы поговорим о классиках нашей культуры. Классиков у нас было достаточно, и каждый оставил свой след. Творили они в основном в девятнадцатом веке, дружили между собой, ездили на охоту, а иногда – в ссылки.

У каждого уважающего себя мэтра были родственники с такими же или похожими фамилиями. Каждый из них родился, жил, и большинство из них умерли, но некоторые были незаконнорожденными, вот они-то и стали для нас классиками. Остальные родственники рождались помещиками, сановниками, на худой конец, губернаторами. Почти все они обеднели в результате званых балов с фейерверками и толпами лакеев.

Посмотрите направо, мы подъезжаем к селу Собакино. Это очень удивительно, но мы видим, что их два. Там далеко, у горизонта, – Собакино Ближнее, а совсем рядом с нами – Собакино Дальнее. Именно здесь мы осмотрим усадьбу, парк и фамильный склеп классика.

И начнем мы со склепа. В нем темно и мрачно и лежит нами любимый классик. Но если зажечь свет, то мы увидим, что здесь покоится ещё и его супруга. Она была верной спутницей и урожденной дворянкой, талантливо музицировала на венском рояле и по ночам переписывала произведения классика понятным почерком. Вот почему теперь, здесь всегда стоят её любимые цветы. Это – благодарность потомков.

Но пройдемте дальше. Вот сельская церковь. Сначала она была деревянной, но потом сгорела. Её отстроили, и она сгорела снова. Так продолжалось, пока прадед нашего героя, статский советник его величества и меценат, не построил каменный храм, разумеется, на деньги крестьян.

Перед нами парк, в конце которого вы видите берёзу. Она растёт на месте камня, который стоял на месте флигеля, ныне безвозвратно утраченного для нас. Справа парковый пруд. На его берегу мы не увидим беседку с колоннадой. Казалось бы почему? А всё просто: она скрыта за кустами жимолости, возможно, разрушена и на её месте уже стоит памятный валун.

Эта усадьба принадлежала помещику, с которым в тесной дружбе состояли все окрестные классики. Для них здесь постоянно устраивались приёмы, после которых гости выходили на балкон подышать, поспорить, покричать друг на друга. Правда, одного из классиков не звали сюда, потому что он был опальным и за ним следила полиция. Но он всё равно приезжал до тех пор, пока не укатил в Баден-Баден тосковать оттуда по Родине.

Здешний помещик очень любил крестьян. Крестьяне отвечали ему взаимностью и однажды пришли усадьбу жечь. Но навстречу им вышел садовник и сказал: «Не позволю». И не позволил. А крестьяне разошлись.

И вот мы стоим перед стелой, на которую поднято пушечное ядро. Его привезли сюда с французских позиций на Бородинском поле. Оно изготовлено из русского чугуна. Посмотрите сколько его здесь. Также щедро из всего русского отлиты наши классики. Россия на них богата.


Рецензии