В мире денег. Талоны. 1990-е гг. Яйца, сыр, мыло

Над заголовком талоны и приглашения выпуска 1990-1992 г.г. на некоторые дефицитные продукты и моющие средства из коллекции автора





К А Р Т О Ч Н А Я   И   Т А Л О Н Н А Я   С И С Т Е М Ы

       * Когда дефицит становится постоянным и нарастает, государство вынуждено вводить нормирование распределения товаров.
       В СССР одним из вариантов такого нормирования была «карточная система» или «талоны». Помимо введения этой системы в военное и послевоенное время, в СССР такое распределение существовало и в мирные годы, в частности, в конце 1980-х годов. В отдельных регионах на некоторые продукты (животное масло, мясо, мясопродукты) — с начала 1980-х (например, в Вологде с 1982 года, в Свердловске — с 1983 года) и даже раньше.

       К 1989 году талоны на некоторые группы продуктов имели хождение во множестве городов и сельских районов СССР. Продажа мяса, колбас, животного масла в 1989 г. осуществлялась по талонам примерно в каждом пятом городе. Помимо этих продуктов, а также чая, муки, сахара и алкогольных напитков, в некоторых регионах рационировались майонез и кондитерские изделия. Распространялся по талонам и ассортимент промтоваров — от мыла, стирального порошка и спичек до галош (Ташкент, 1991 г.), женского белья (Елец, 1991 г.), водки (Курган, 1991 г.).

       С началом горбачёвской перестройки, с целью отсечения иногородних от дефицита, для жителей Москвы была введена «карточка москвича». Пример нормы отпуска некоторых продуктов: 0,5 кг варёной колбасы на человека в месяц, 400 г. бутербродного масла на человека в месяц, две поллитровки водки на взрослого человека в месяц. Кроме того, по карточкам (талонам) продавались сахар, чай, табачные изделия.


Т Ю М Е Н С К И Е    « П Р И Г Л А Ш Е Н И Я »

       Я хорошо помню возвращение к талонам в 1986-1992 годах в Тюмени. На прилавках – хоть шаром покати. Зайдёшь, бывало, в супермаркет, а там стеллаж длиной в пять метров весь заставленный ровными рядами баночек со смесью соли и перцев. Аджика, аджика, аджика, аджика…
       Рядом либо пустые стеллажи, либо ряды какой-то дряни в банках, типа жидкой кабачковой икры.
      
       В эти времена получили хождение талоны-приглашения, выдаваемые жильцам по спискам домоуправлений. Например:
 
       «1986 г. ИЮНЬ Горторготдел приглашает Вас приобрести МЯСОПРОДУКТЫ (1 кг) в удобном для Вас магазине г.Тюмени. (Список магазинов приводится на обороте)».
       Качество мяса было так себе. Ходили анекдоты типа: покупатель: «Почему у вас в мясе щепки?», рубщик: «Согласно схеме разруба собака разделывается вместе с конурой». :-(

       Подобные талоны выпускали и на другие дефицитные продукты. Приобрести было трудно, но можно.

       С 1991 года талоны украсили цветными узорами и стали завуалировано называть "приглашениями", например:

       «ПРИГЛАШЕНИЕ на покупку МЫЛА ТУАЛЕТНОГО. Сентябрь 1991 г. г.Тюмень».
       Вот радость-то какая! Не забыли вас! Пригласили! Не забудьте помыться, товарищ!

       В жилконторах по спискам выдавали такие же талоны на хлеб, сахар, крупу, макаронные изделия, сыр сычужный, колбасные изделия, масло растительное, кондитерские сахаристые (конфеты), яйца, СМС и водку. Вообще-то многое можно было свободно купить и без приглашений.
 
       Антиалкогольная кампания 1985 года привела к тотальному дефициту крепких алкогольных напитков и креплёных вин, для приобретения которых во многих регионах вводились талоны (например, 1 бутылка водки и 2 бутылки вина в месяц на человека). Тут не очень-то разгуляешься!
       Поэтому с водкой имелись настолько крутые проблемы, что винные отделы пришлось упрятывать за решётки из стальных прутьев! С центральных улиц торговлю алкоголем убрали  в захолустные деревянные магазинчики. Возникали невероятные очереди и беспорядки на входе. Вблизи винных магазинов процветали драки, грабежи и разбой. Дежурили наряды милиции.
       Именинники пропускались по паспорту без очереди и могли приобрести в честь дня рождения две бутылки водки.
       Все сорта водок разливали в тару, предназначенную для пива, в т.н. евробутылку из цветного стекла с коротким горлышком. Было противоестественно лицезреть кристальную водку "Столичная" в низенькой зелёной бутылочке под крон-пробкой.
 

Т А Л О Н Ы,   Г И П Е Р И Н Ф Л Я Ц И Я   И   Р Е Л Ь С Ы

       Накануне нового 1992 года, все полки в магазинах совершенно опустели. Образовался дефицит новейшего вида: все было раскуплено (или припрятано) в ожидании реформы освобождения цен со 2 января 1992 года.

       О реформе президент Б.Н.Ельцин ещё в октябре заявил в «Обращении к народам России»:
       «Хуже будет всем примерно полгода. Затем снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а к осени 1992 года, как обещал перед выборами, стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей».
       Его сторонники верили, что, став президентом, Борис Николаевич сумеет сотворить чудо, и страна станет возобновленной и как прежде могучей.
       Одним из самых любимых высказываний главы государства стала фраза о рельсах. Он заявлял, что лучше ляжет под поезд, чем позволит России провалиться в нищету.
      
       Но что-то пошло не так. Талонная система сошла на нет с начала 1992 года в связи с «отпуском цен», вызвавшим гиперинфляцию (только за 1992 год цены выросли в 26 раз), и распространением свободной торговли.

       Проблема дефицита была отчасти решена, но теперь товары были недоступны из-за отсутствия денег. Да, зарплата росла из месяца в месяц. В обращение поступили крупные денежные купюры номиналом 100 000 и 500 000 рублей. Но, разумеется, печатные станки Гознака не могли ликвидировать диспропорцию, возникшую между индексом потребительских цен и денежных доходов населения.
 
       В стране появились миллионы нищих-миллионеров. К великому несчастью я тоже побывал русским миллионером…

       А на рельсы так никто и не лёг. **


П Р И М Е Ч А Н И Я

       * Обзор интернет-информации свободного доступа
       ** Анекдот былых времён: «Если президент Ельцин обещал лечь на рельсы, то в дальнейшем он просто обязан это… продолжать… обещать!»




       Александр Соханский
          3 ноября 2025 года


Рецензии