Клиповые мысли 5
(Карл Маркс, «К критике политической экономии»)
Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его.
(Владимир Ульянов-Ленин, «Философские тетради»)
И чтобы мир был молод,
Царят любовь и голод!
(Фридрих Шиллер, «Мудрецы» в переводе Л. Гинзбурга)
Где грань между бытием и сознанием? Идея, как известно весьма многим, овладевая массами, становится изрядной материальной силой. Но для зарождения идеи необходимы некоторые условия материального бытия. Противопоставление сознания и бытия в таком ракурсе выглядит искусственным и неуместным: эти два феномена, находясь в постоянном взаимодействии, формируют друг друга. Такой круговорот взаимного влияния объясняет многое из того, что мы видим в окружающем нас мире и чего, исходя из здравого смысла, не должно было бы быть. Примитивная идеология и убогость существования порождаются множеством различных факторов - географических, химических, социальных, биологических и др. Генетически обусловленные черты, сформировавшиеся в процессе развития и присущие большинству популяции, оказываются, порой, могущественной силой, ставящей крест на возможности конструктивного бескровного разрешении кризисной ситуации. Кровопускание же омолаживает популяцию, хотя сокращает её численность и отбрасывает назад в культурном и интеллектуальном развитии.
***
Так завершается спектакль высшей культуры, весь этот удивительный мир божеств, искусств, идей, сражений, городов, снова приходя к первичным фактам вечной крови, тождественной с вечно циркулирующими космическими потоками.
(Освальд Шпенглер, «Закат Западного мира»)
В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации, о их различии и взаимоотношении. Это – тема об ожидающей нас судьбе.
(Николай Бердяев, «Смысл истории»)
Истина может оказаться очень неутешительною; она может разбить множество прелестнейших фантазий; она может привести самого мыслителя в смущение и в ужас.
(Дмитрий Писарев, «Наши усыпители»)
Диссонанс между культурой и цивилизацией приводит с неизбежностью к разрушению общества, которое развивается благодаря культурным ценностям и цивилизационным успехам и, вообще говоря, обеспечивает если не комфортные, то по крайней мере приемлемые, а местами даже привлекательные условия для жизни. Неуклюжие попытки противопоставить достижениям цивилизации некие превратно истолкованные культурные ценности, как видно из многочисленных примеров новейшей истории, приводят к весьма плачевным результатам – качество жизни ухудшается, численность популяции сокращается. Культура вопиющим образом деградирует, что чревато цивилизационным крахом. «Над седой равниной моря ветер тучи собирает…» Опять! Мрак полнейший, однако… Если признать, что в основе этих процессов лежит групповое противоборство между человеческими особями, различающимися своим отношением к себе подобным и к окружающему миру, или, иными словами, стратегиями выживания, которые обусловлены совокупностью признаков, закодированных глубоко на генетическом уровне, то картина проясняется, но не становится утешительной. Общественное развитие определяют биологические контрадикции между разновидностями Homo sapiens! Это многое объясняет, в том числе безвыходность складывающейся ситуации. Безвыходность для нас…
***
Особенность нашей истории и достойная удивления черта нашего времени состоит в следующем: почти все события мира судьба направила насильственно в одну сторону и подчинила их одной и той же цели…
(Полибий, «Всеобщая история. Первая книга»)
Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий.
(Василий Ключевский, «Афоризмы и мысли об истории»)
Недаром об этом времени говорили, что в России существует самодержавие, ограниченное не парламентом, а цареубийством.
(Владимир Кобрин, «Иван Грозный»)
Культура и цивилизация составляют одно целое, и объединяющей субстанцией следует признать интеллект. Не искусственный, которому нынче уделяют много внимания, усилий и денег, а развитый человеческий интеллект, проистекающий из природного ума и развившейся среди бесчисленных страданий гуманной нравственности.
Наивным представляется нам предположение, что, заменив ключевую фигуру или группу индивидов можно перенаправить вектор развития человеческой популяции. Локальные флуктуации, конечно, имеют место, роль яркой личности в истории никто не отменяет. Но множество бесцветных персонажей, которые являются личностями только лишь в медико-биологическом смысле, которые как вонючее болото поглощают рано или поздно всё отличное от привычных представлений, играют роль не столь заметную и яркую, но куда более значимую. Они успешно воспроизводят свою численность, вскармливая такое же как они сами многочисленное потомство, сводящее на нет все достижения ярких гениев прошлого. Против статистики не попрёшь!
Через тысячи лет человеческая натура, вероятно, изменится, но на этот счёт возможны только предположения, ведь сколько-нибудь реальных аргументов в пользу грядущих изменений у нас нет. Есть только надежда, порождаемая слепой верой в лучшее…
Ноябрь 2025
Свидетельство о публикации №225110401283