Перспективы ИИ для тупиковых направлений
Недавно коллега из России прислал видеозапись круглого стола, где обсуждались роль, направления и некоторые результаты использования искусственного интеллекта (ИИ) в сельском хозяйстве. Я дважды прослушал доклады и решил высказаться по этому поводу.
Прежде всего, я задумался над вопросами: зачем изобретён ИИ, почему его так бурно развивают, кого он заменяет, где он эффективен, и что будет в итоге. Чтобы ответить на эти вопросы, придётся вернуться к истокам роботизации производства и даже к такой гонимой многие годы науке, как евгеника.
Некоторые результаты использования ИИ впечатляют. Отмечу только одно: ИИ не хуже образованного человека создаёт тексты не только художественные, но и технические, успешно заменяет работников некоторых значимых специальностей. И чуть ли не ежедневно удивляет новыми достижениями.
И вот тут выявляется парадокс. С одной стороны ИИ способствует замене людей, а с другой с другой стороны у нас демографическая яма. Иными словами: одной рукой мы продвигаем ИИ, а другой пытаемся увеличить численность населения.
Находясь на студенческой практике, я работал на вспашке трактористом на ДТ-54 , запомнил на всю жизнь, как ежесекундно приходилось дёргать то левый, то правый рычаг, чтобы удержать трактор в борозде. В 60-тые годы, уже будучи завлабом эксплуатации машин, я задумал облегчить жизнь трактористам путём создания автоматического управления трактором.
Физически работа вроде и не тяжёлая, но нудная и изматывающая. С помощью инженеров-электронщиков соседнего НЭТИ мы создали систему, состоящую из блока управления в кабине и двух излучающих антенн, стоящих на краю поля. Процесс выглядел так: тракторист, сидя в кабине, запускал трактор и наблюдал за индикатором на блоке управления. Подходя к концу поля, где находились антенны, он в ручную разворачивал трактор, а лаборант одну из мачт антенны переносил в другую точку. И цикл повторялся. Чего мы в результате добились? Тракторист, как сидел в кабине трактора, так и оставался сидеть. Электронный блок периодически выходил из строя. Ещё один человек участвовал в эксплуатации этой «автоматизированной» системы.
Один толковый парнишка предложил другой вариант. Водить трактор по закопанному в землю кабелю. Я даже взял его к себе в аспирантуру. И мы получили несколько авторских свидетельств по этой теме. Система оказалась гораздо проще, но значительно дороже из-за километров закопанного кабеля. И от неё пришлось отказаться. Но зуд в моей голове не пропал.
Мы случайно узнали, что у военных существовала система слепой проводки машин по картам. Сработана она была великолепно, состояла из тяжеленного гирокомпаса и планшета. На карте, помещённой в планшет размером 60Х60 см, отмечался путь ведущей машины. Мы же поступили наоборот, машина шла по краю поля, а на планшете вырисовывалась конфигурация его. Этой работой мы выяснили только одно, что хитрые руководители хозяйств скрывали сотни га припаханных к полям официально закреплённых площадей.
Надо сказать, что в ту пору только –только зарождалась система цифровизации процессов и вычислительная техника. Видимо, мы немного опередили время, потому и потерпели фиаско.
Каков итог наших потуг? Затратили массу денег, времени, сил и надолго отбили себе охоту заниматься автоматизацией и роботизацией. Но, даже сегодня, когда возможности для создания автоматов и роботов неизмеримо больше, никуда не девалась проблема эксплуатационной надёжности машин. И чем машины сложнее, тем ощутимее потери, когда они выходят из строя.
То же самое и с человеческим фактором. Если мы не научимся выявлять способности и склонности человека к какой-либо деятельности на ранней стадии его жизни, то искусственный интеллект сметёт нас всех за ненадобностью.
Ещё будучи школьником, я задумывался над вопросом, почему мы все такие разные. Одни удивительно способные, а другие, на мой взгляд, удивительно тупые. Приведу два примера. Тамара Б. симпатичная, стройная блондинка, с которой я учился с 5 до 10 класса, была круглой троечницей. Если бы не родители, она бы эту школу бросила после 7 класса. Тамара первая в классе привлекла внимание похотливых парней в школе. Прошла все огни и воды. Как только окончила школу, не пошла ни в какие вузы, а стала учиться на швею. Через какое-то время возглавила модное ателье, вышла замуж, воспитала двоих детей. Стала благополучным человеком, уважаемым в нашем городе.
Второй пример. Детдомовка Валя Б. с пятого класса заявляла, что будет врачом. Она была почти круглой отличницей, но дико ненавидела физику и из-за неё не получила медаль.
Прошло 75 лет. А у меня перед глазами стоит эпизод, как будто это случилось вчера. Решаем задачу, где в бассейн наливается и выливается вода. Валька её решить не может и в отчаянии заявляет физику: «Лучше я утоплюсь в этом бассейне, но решить я её не могу». А наш любимец физик ответил: «Ты же не утонешь, а сломаешь себе шею. Бассейн-то ещё пустой». Класс дружно хохотал.
Двадцать пять лет спустя после окончания школы, Валя, будучи прекрасным врачом, рассказала нам историю. Она 4 раза поступала в мединститут, и каждый раз срезалась на физике. В четвёртый раз она пришла на экзамен и к своему ужасу увидела нашего физика на месте экзаменатора. Он был уже доцентом и вспомнил Валю. Не спрашивая её по билету, он поставил ей пятёрку: «Иди, девочка, учись. Раз ты такая упорная, из тебя, наверняка, хороший врач получится». Вот вам и случай, повернувший судьбу девчонки.
К чему эти примеры? Наша тогдашняя (как и теперешняя) школьная программа стрижёт нас всех под одну гребёнку. Талантливых и способных превращает постепенно в лентяев и бездельников, а «неспособных» так и не дотягивает до понимания всяких синусов и косинусов, которые большинству в жизни не нужны.
Какой вывод я в своё время сделал? Видимо, по воле Бога или по какой-то другой причине, каждый из нас предназначен для какой-то конкретной деятельности. И если мы в начале пути попали на свою стезю, то жизнь проживём счастливо и плодотворно. Певцу, музыканту, математику…. легче определиться. А вот остальным может помочь только случай. У меня вот так и произошло.
Мы столкнулись с угрожающей демографической ситуацией. Как предлагают её решать руководители страны? С помощью школьниц, студенток и денежными посулами. Решат ли? Уверен, что нет. Так как же? Только крепкая хорошо материально обеспеченная пара, живущая в комфортных условиях, имеющая доступ ко всем социальным институтам, способна родить и воспитать не одного-двух, а пять и больше детей.
Попробуем пофантазировать. Подобные комфортные условия существуют у тех, кто живёт в больших городах, где в квартирах не надо думать о тепле, воде, освещении. Рядом больницы, магазины, школы, но нет важного - здорового питания и экологически чистой среды. Размеры квартир тоже не способствуют созданию больших семей. Даже появившаяся прослойка весьма обеспеченных людей, обзаведшихся шикарными особняками поближе к природе, имеют не больше одного-двух, редко трёх детей. О чём это говорит? Демографическую катастрофу не преодолеть, если не изменить тенденцию увеличивать города за счёт оттока людей из сельской местности.
Эту порочную политику наука в лице нескольких крупных учёных, в частности академика Заславской Т.И., обосновала в начале 70-х годов, когда ополчилась на «неперспективные» деревни. Скольким труженикам села это сломало судьбу. И что поразительно, с тех пор чуть ли не каждый день с карты страны исчезают десятки деревень. Исконные русские территории опустели.
Последние несколько десятилетий города, как пылесосы, высосали из сельской местности тех самых молодых работоспособных людей, которые могли бы работать на земле и иметь большие семьи, если бы государство приняло программу территориально рассредоточенного устойчивого производства сельскохозяйственной продукции. Далеки ли мы от осуществления этой фантазии?
В стране уже существуют островки, где создаются условия для такой жизни. Но эта тенденция не получила поддержки властей, явление не приобрело массового характера.
Многолетняя тенденция укрупнения сельскохозяйственного производства породила массу трудно преодолимых проблем , прежде всего, экологического характера. Посмотрите, как работают свиноводческие, птицеводческие, молочные комплексы. Да, они дают относительно дешёвую продукцию, там высокая производительность труда. Но, уязвимость и зависимость их как от эпидемий, так и от техногенных факторов, возросла многократно по сравнению с рассредоточенным производством. Простой пример. Корова на компьютеризированном комплексе живёт от силы 3-4 года, а корова в крестьянском подворье, которые кое-где ещё сохранились, живёт в 4 раза дольше в убогой сараюшке.
Огород в крестьянском подворье десятилетиями даёт хорошие урожаи именно потому, что рядом в сарае корова, свиньи, овцы и куры. А крупные зерновые предприятия высокий урожай получают, используя современные средства борьбы с сорняками, вредителями и минеральные удобрения. На полях этих монстров работают энергонасыщенные машины в основном зарубежного производства. Конечно, сравнивая экономические показатели этих латифундий с фермерскими и мелкотоварными производствами, следует признать, что первые выигрывают. Но, если учитывать качество продуктов питания, влияние на здоровье человека экологические факторов, устойчивость, воздействие на климат, то становится очевидным, что экономические показатели – не главное в оценке этого процесса.
Рассмотрим предельные состояния. ИИ, роботизация значительно повысили эффективность комплексов и крупных предприятий. Существенно сократили количество занятых людей, убрали нерентабельные магазины, школы, фельдшерские пункты. Окружающая территория освободилась от ненужных людей. Т.е., ИИ, разрабатываемый людьми, по сути, является инструментом самозамещения этих самых людей.
Что же касается техники, улучшением функций которой занялся ИИ, не всё так просто. Поставив на трактор , комбайн или иную машину прибор, которым управляет ИИ, мы значительно усложняем машину и снижаем её эксплуатационную надёжность. Поломку трактора или комбайна могут устранить механизаторы средней квалификации. А вот отказ электронного блока устранить без высококвалифицированного инженера невозможно. Простой энергонасыщенной, автоматизированной машины теперь обходится гораздо дороже. Но, главное, в сельском хозяйстве это чревато безвозвратной потерей выращенного продукта.
На основании изложенного я делаю, возможно, парадоксальный, но, скорее всего, верный вывод: ИИ внедряется в отрасль, современное построение которой не имеет перспективы.
На текущем этапе громадную роль ИИ в сельском хозяйстве может сыграть только в реализации комплексной программы увеличения КПД фотосинтеза. Среди докладов, прозвучавших на упомянутом круглом столе, был доклад Набиева И. Р., в котором озвучено исследование явления, касающегося аккумуляции солнечной энергии в особых кристаллах с последующим её использованием.
Гениальное изобретение господа бога или природы состоит в том, что живая клетка из корпускулы света и воды создаёт органику во всевозможных формах, которой испокон веков пользуется человечество. Помочь клетке в этом созидании вполне может ИИ. Не случайно, когда-то наш великий соотечественник Тимирязев К. А. высказал мысль, что луч солнца, упавший на не зелёную поверхность, теряется для нынешнего и грядущих поколений навсегда.
Интересен доклад Брюханова А. Ю. о применении ИИ в процессах переработки отходов сельскохозяйственного производства.
Если говорить о построении нашей сельскохозяйственной отрасли на перспективу, то оно мне представляется таким. Вся территория покрывается сетью компактных поселений, являющихся ядром, вокруг которого располагаются крупные в основном зерно - и кормопроизводящие предприятия. Следующим слоем (кругом) выступают специализированные фермерские хозяйства. А, как минимум, 60% данной территории занимают мелкотоварные подворья, производящие в основном овощную, мясную и молочную продукцию. Все напасти, такие как эпидемии, климатические катаклизмы, техногенные катастрофы, которые всё чаще случаются, влияют на устойчивость работы этих агломераций значительно меньше, хотя бы потому, что они рассредоточены по территории.
Руководителям страны и отрасли следует рассмотреть этот вариант, в котором демографическая ситуация решается естественным путём. Все семьи в этих образованиях получают более комфортные условия жизни, чем в городах. И не исключает постоянного неизнурительного физического труда для всех членов семьи, что приобретает очень важное значение для здоровья.
Чтобы поднять эффективность отрасли государство вполне может для начала снизить для села тарифы на электричество, нефтепродукты, удобрения. И через 5-7 лет страна будет продавать не нефть и газ, а экологически чистую продукцию очень нужную всем странам мира.
Может быть, кто-нибудь из руководителей отрасли решится проверить предлагаемый вариант развития. Техническая документация проекта «Биоэкополис» имеется в Чувашии. Принцип его работы - технологическая и экономическая замкнутость. А на его реализацию нужен всего один миллиард рублей.
И последнее. Организатор круглого стола академик Черноиванов В.И. во вступительном докладе задал вопрос: «Каким будет комбайн через 30 лет?» Я хочу на этот вопрос ответить: «Под воздействием ИИ никаких зерновых комбайнов на полях работать не будет. Весь биологический урожай без каких либо потерь будет перерабатываться в стационарных условиях».
Надо крепко подумать, что сотворят дроны под управлением ИИ в сельском хозяйстве, и что они могут натворить в руках прохвостов.
4.11.2025 г. Минск
Свидетельство о публикации №225110401500
