Рылов Аркадий Александрович пейзажист и педагог
Аркадий Александрович Рылов русский художник родился в селе Истобенское
Вятской губернии (ныне Истобенск Кировской области).
Аркадий родился в пути, когда родители его ехали в Вятку.
Отец Рылова страдал сильным нервным расстройством, поэтому мальчик
воспитывался в семье отчима, служившего нотариусом в Вятке.
(Я решил просто перепечатать очень хорошую статью (https://www.zdravrussia.ru/painting/
xixvekvtorajapolovina/?nnew=699), кое - где сократив, а кое - где добавив определённые
сведения.
Она мне понравилась больше других биографических ссылок трепетным отношением к личности
известного живописцаи педагога).
Этому городу, где будущий художник вырос, окружающей природе, своему детству Рылов посвятил
позднее многие страницы воспоминаний. Его детство и юность прошли на севере.
Семья жила в Вятке, на берегу широкой многоводной реки с таким же названием.
Край лесов, озер и рек покорил художника своей красотой.
Рылов полюбил природу страстно и на всю жизнь.
Он мог целыми днями бродить по лесам и лугам, часами сидеть у воды, наблюдая за утками
или подолгу следить за пушистой белкой.
В 1888 году, после окончания школы в Вятке он приехал в Петербург и по совету родственников
поступил в Центральное училище технического рисования барона Александра Людвиговича
Штиглица, где учился до 1891 года, занимался у известного художника и педагога Константина
Яковлевича Крыжицкого.
Параллельно А. А. Рылов занимался в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств.
В 1893 году А.А. Рылов поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств, а еще
через год его пригласил к себе в мастерскую Архип Иванович Куинджи, обучение у которого давно
было заветной мечтой молодого художника.
Рылова в полном смысле слова можно считать учеником и последователем Куинджи.
Он испытал на себе сильнейшее влияние не только творчества, но и личности своего наставника.
Куинджи был прирожденным педагогом-энтузиастом, самозабвенно любил свое дело.
Он постоянно опекал своих питомцев, материально помогал неимущим ученикам, на свои средства возил
их в Крым на летнюю практику и даже за границу.
Рылов навсегда сохранил привязанность к романтически приподнятым, целостным образам, эффектам
освещения, декоративному пониманию цвета, но при этом точно следовал завету учителя как можно
больше работать на натуре. Куинджи много внимания уделял работе на природе, которую считал самым
первым и серьезным учителем живописца.
Он учил искусству видеть, чувствовать, понимать природу. "Куинджиевской" - романтической, динамичной -
была дипломная картина Рылова "Набежали злы татаровья" (1897).
Сам художник досадовал потом: почему же он обратился к такому "трескучему" сюжету и не взял "скромный
русский пейзаж, знакомую природу"?
В 1897 году курс обучения в Академии художеств был успешно окончен и А.А. Рылов, получив звание
художника, совершил поездку по Германии, Франции и Австрии.
Изначально Рылов писал не только пейзажи, обращаясь к историческому и бытовому жанру, придавая
природе значение не только фона, но и полноправного драматического компонента ("Зелёный шум").
К началу 1900-х годов мастерство Рылова достигло зрелости.
Будучи родом из Вятской губернии, он первые свои пейзажи, написанных после окончания Академии,
посвятил родной северной природе.
Эти северные пейзажи принесли ему первую известность.
Можно сказать, что в то время определились излюбленные темы художника: водная стихия и движимые
ветром деревья.
Выбор этот, по словам А.И. Куинджи, свидетельствовал о "врождённой любви к природе".
В 1904 году появился "Зеленый шум".
Над картиной художник работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт наблюдения натуры и
массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга.
Современников поразило молодое, радостное чувство, которым пронизан пейзаж.
Колорит строится на сочетании насыщенных цветовых отношений.
Динамично пространственное решение - это противопоставление сильно приближенного переднего
плана и открывающейся за ним необозримой дали.
В своих "Воспоминаниях" Рылов писал: "...жил я летом на крутом, высоком берегу Вятки, под окнами
шумели березы целыми днями, затихая только к вечеру; протекала широкая река; виднелись дали с
озерами и лесами...
Я очень много трудился над этим мотивом, стараясь передать свое ощущение от весеннего шума берез..."
Увидев картину, друг Рылова художник Богаевский продекламировал стихотворение Некрасова
"Зеленый шум".
Лучшего названия для картины нельзя было и придумать.
Так некрасовские стихи навсегда сроднились с одной из лучших картин Рылова, знаменующей
расцвет его дарования.
Ныне один из вариантов картины "Зеленый шум" украшает Третьяковскую галерею в Москве, а другой -
Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.
В 1904 году "Зеленый шум" поставил художника в ряды лучших пейзажистов страны.
Об уровне профессионального исполнения картин уже первого этапа творчества Рылова говорит тот факт,
что за картину "С берегов Вятки" на мюнхенской выставке он получил именную золотую медаль.
Участвовал А.А. Рылов и в знаменитой выставке 1901 года в Москве, где были представлены самые крупные
объединения художников того времени.
В 1902 году он был приглашён на престижный венский Сецессион, а с 1908 года - стал постоянным участником
выставок Союза русских художников под руководством А. Васнецова.
Художественная жизнь в конце XIX - начале XX в. была сложна.
Различные объединения художников устраивали свои выставки. Их участники часто расходились во взглядах
на задачи и роль искусства, на цели творчества.
Но искреннее, поэтичное, овеянное нежной любовью к природе искусство Рылова было принято всюду:
его картины можно было видеть и в "Союзе русских художников", и на выставках объединения "Мир искусства",
и на "Весенних" выставках, организованных его учителем А.И. Куинджи.
Талантливого русского пейзажиста признал и Париж, считавшийся законодателем в искусстве.
Рылова избрали членом почетного жюри парижского Салона (выставки).
И не просто, а с правом выставлять там свои картины без предварительного обсуждения жюри.
На международных выставках его работы не раз награждались золотыми медалями.
В 1915 году Рылов стал академиком живописи.
Желая быть как можно ближе к природе, А.А. Рылов каждое лето, с 1902 по 1914 год, приезжал в
Воронежскую губернию, на живописные берега реки Оскол, в усадьбу своего товарища по училищу
Штиглица А.П. Рогова, впоследствии художника по мозаике и преподавателя Петербургской Академии
художеств.
Для работы Аркадий Александрович построил летнюю мастерскую на опушке леса, из которой был
прекрасный вид на Оскол.
Эта мастерская, по своему облику и резным украшениям напоминавшая сказочную избушку, запечатлена
художником в этюде "Красный домик" (1910).
А.А. Рылов мог часами наблюдать за животными, птицами, насекомыми в лесу или на реке ранним утром,
днём, вечером и глубокой ночью.
Природа с берегов Оскола внесла новые краски в палитру переживаний художника.
Это выразилось как в изменении сюжетов, цветовых оттенков, так и в тематике.
На картинах 1910-1920 годов появляется лесостепной пейзаж и река среди леса.
Все они хранятся в музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Калуги, Костромы, Казани.
Академик Императорской Академии художеств с 1915 года.
Профессор ИЖСА с 1918 года.
Его плотные по цвету, далекие от зыбкой этюдности картины эпичны по настроению, часто представая
некими "предчувствиями" или "прологами".
Однажды впервые в жизни художник увидел белых лебедей на свободе - красивые гордые птицы
совершали весенний перелет.
Вольный полет белых птиц над безбрежным северным морем надолго завладел воображением художника.
И в 1918 году он на одном дыхании пишет картину "В голубом просторе".
Это было повторение написанной им же в 1914 году картины "Полет лебедей над Камой", но на этот раз -
в мажорном ключе.
В новой картине А.А. Рылов достиг не только выразительного лаконизма художественного языка, но и
символического звучания образа.
Полотно А.А. Рылова вошло в официальную историю искусства как чуть ли не первая полноценно -
"советская" картина, полная "революционной романтики".
Картину объявили первым советским пейзажем, а Рылова - основоположником советской пейзажной
живописи.
Ныне полотно "В голубом просторе" находится в Государственной Третьяковской галерее.
Рылов был также тонким анималистом, вообще любил весь живой мир, и этот мир платил ему тем же.
Его любили птицы и звери, и проявления такой любви и доверия вызывали удивление окружающих.
Известно, что у художника в мастерской был целый уголок леса, где гуляли его обитатели - обезьяна,
зайцы, белки, птицы и другие животные.
Он их покупал на рынке или где-нибудь подбирал, больных и ослабевших, выхаживал, выкармливал,
а по весне отпускал на волю.
Успешно работал А.А. Рылов как художник-иллюстратор (журнал "Чиж", 1936; книги В.В. Бианки "Теремок",
1936, и "Сказки зверолова", 1937). Сам художник написал книжку очерков о природе "Когда это бывает"
(1936; издана в 1946), которую оформил собственными акварелями.
А.А. Рылов обладал еще одним даром - педагогическим.
До революции он вел "класс рисования животных" в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств
(в 1902-1918 годах), а затем преподавал в Академии Художеств (в 1918-1929) и в Ленинградском
художественно-промышленном техникуме (1923-1926).
Аркадий Рылов на всю жизнь сохранил в памяти светлый образ своего учителя А.И. Куинджи и в собственной
педагогической работе использовал его приемы.
Его советы и указания ценили не только ученики, но и маститые художники.
Столь же ценили его редкую душевную чистоту и любовь к людям.
В 1920-х годах А.А. Рылов был членом художественного объединения АХРР ("Ассоциация художников
революционной России"), участвовал в выставках АХРР.
Он был членом-учредителем (а в 1925-1930 председателем) Общества имени А.И. Куинджи.
В 1935 году был удостоен звания заслуженный деятель искусств РСФСР.
Только Рылов, пожалуй, умел как-то особенно поэтично смотреть на самые обыкновенные картины природы,
мимо которых проходили сотни людей, не замечая их: белые одуванчики на зеленом лугу; синие реки, где
купаются отражения плывущих по небу облаков; шустрая белка, скачущая по пушистым еловым веткам;
весенний перелет птиц; березы, трепещущие на ветру своими ветвями; ловко прыгающий в венчике купавы
солнечный зайчик...
Впечатления от увиденного переполняли художника.
Руки тянулись к кисти, кисть - к холсту, и рождались картины о родной природе, а значит, о родной земле.
Наверное, художник Рылов своими картинами хотел не только воспеть красоту и своеобразие родной природы,
родной земли, но и напомнить, что человек в ответе за ее сохранность и процветание.
После образования в 1932 году ЛОССХ Рылов участвовал во всех его крупнейших выставках, начиная с
Первой выставки ленинградских художников 1935 года.
Его работы во многом определяли многогранный облик ленинградской пейзажной живописи 1920—1930-х годов.
В качестве профессора ЛИЖСА Рылов внёс большой вклад в подготовку новых поколений художников, оказав
прямо или опосредованно влияние на состояние и развитие советской пейзажной живописи в последующие
десятилетия.
Достаточно сказать, что среди его учеников были такие известные мастера этого жанра как А. М. Грицай,
Б. В. Щербаков, Н. Е. Тимков.
Своим «учителем» и «любимым художником» называл Рылова известный ленинградский и петербургский
художник Н. Н. Галахов.
(с)
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://www.liveinternet.ru/users/4325490/post355799411/
https://petroart.ru/en/art/r/rilov/art1.php
Аркадий Александрович Рылов состоит в реестре профессиональных художников России.
Он также состоит в номинации: "Величайшие художники мира XVIII–XXI вв.
НОМИНИРОВАННЫЕ ХУДОЖНИКИ."
И занимает почётное место в лонг - листе этой номинации.
Популярен в мировой паутине и интернете.
Картины художника украшают многие музеи и частные коллекции.
Мне они понравились.
И я решил представить творчество Аркадия Александровича Рылова любителям изобразительного
искусства.
Стиль: синтетический. Фигуративная станковая живопись: масло, холст, графика.
Импрессионизм с элементами романтического реализма
(моё мнение).
Жанр: пейзаж всех времён года, преимущественно ландшафтный, и многое другое.
Палитра: колоритная, привлекательная и позитивная.
Вернисаж прилагается:
https://www.liveinternet.ru/users/5591322/
21 (511x700, 416Kb)
1 (700x462, 363Kb)
2 (700x490, 458Kb)
3 (700x486, 348Kb)
4 (700x472, 200Kb)
5 (700x558, 478Kb)
6 (700x491, 489Kb)
7 (700x501, 454Kb)
8 (700x578, 464Kb)
20.
9 (700x542, 471Kb)
20.
10 (700x513, 492Kb)
11 (700x557, 574Kb)
12 (700x529, 420Kb)
13 (700x331, 258Kb)
14 (700x434, 251Kb)
16 (700x493, 336Kb)
17 (700x485, 361Kb)
18 (700x508, 389Kb)
15 (700x552, 532Kb)
19 (700x485, 344Kb)
22 (700x588, 550Kb)
47ndgj7jzc3nsymq1z3fnh02uf3tyu4u (661x678, 405Kb)
H3884-L304546400 (700x415, 306Kb)
H3916-L419995170_original (700x455, 458Kb)
hzh1upuenwmrfcqih7wmnsgx8d7z3vu2 (661x480, 303Kb)
odjyump3hzd8khtheee819oiym8rgw7d (661x538, 325Kb)
(143x72, 23Kb)
По материалам интернета.
Свидетельство о публикации №225110401523
