Поход на балет

  - А поехали в оперу? - предложила жена Чурдачкову.
Опера. Это что-то такое... Чурдачков с детства пытался понять: что такое опера? Он смотрел телевизор и пытался понять, что поют наряженные в парики и кружева артисты. «Ать Ап Оп Хоп! Ах- ха - ха -ха-ха», - пел один. «Ах-ха-ха, ло-ло-ла-ла-ла», — отвечала ему другая артистка. Он ничего не понимал. А вот оперетта ему была понятна, но оперетта - это другое.
«Зачем мне эта опера? Я женат, но я же не эскорт, чтобы сопровождать женщину в театр?» - размышлял он и всё же поехал. В театре играли «Евгения Онегина» - опера знаменитого Пётра Ильича Чайковского.
  Сели в зал - представление началось. На удивление Васе сразу всё стало понятно. Арии из оперы он слышал много раз от разных исполнителей. Вверху над артистами высвечивались субтитры. И Пушкина Василий читал. Он в своей жизни три раза перечитывал "Евгения Онегина". Пушкин вбивал в него библейские понятия и русскость. Это была первая опера, после которой Василий вышел ошеломлённый.
  Ему хотелось, что-то высказать, но он не мог. Эмоции вынесли его куда-то ввысь и размазали по небу. «Наверное я дорос или это постановка такая?» - думал Василий. Пару-другую бокалов хорошего итальянского вернули его в этот мир. Ему захотелось жить с новыми силами и эмоциями.
 «А завтра мы пойдём на балет»,- с хитрой улыбкой сообщила ему жена. Вася открыл рот, беззвучно прошамкал и плотно его закрыл. Первым впечатлением, он не смог отреагировать. Вася не любил балет. Он не любил его потому, что не понимал. Балет с большим натягом можно сравнить с пантомимой. И там и там совершают действия. По этим действиям зритель понимает о чём речь. В пантомиме Вася с лёту понимал всё. В балете Вася не понимал ничего. Ну пляшут они, ну на кончиках пальцев ходЮт, ну ноги задирают, показывая свою растяжку. Это всё можно посмотреть в цирке или в гимнастике, как человек упражнениями добивается таких результатов. Как можно гимнастическими упражнениями показать всё то, что заложено в произведении? Вася знал, чтобы понять балет, надо о нём тупо прочитать, что хотел сказать автор и артисты. Не прочитав, Вася ничего не понимал в какую сторону танцуют и зачем.
 И вот они пришли в этот великолепный театр. Вчерашние эмоции слезли с полки воспоминаний и пощекотали Васю за основу бытия. Как заправский театрал, Василий купил программку, чтобы понять, о чём танцуют. Купив, начал быстро читать. Да, сюжет так себе...
 Какой-то Луи написал пьесу с ничего не значащим названием. Ни имя автора, ни название произведения ничего Васе не сказали. Вася с женой уселись на свои места в партере. Раздались овации и занавес поднялся. Оркестр из ямы заиграл прекрасную музыку. Вася раньше её не слышал. Музыка услаждала слух. Василий глянул на сцену. «А пляшут-то они хорошо»,- промелькнула мысль у него. Он обернулся и посмотрел  в зал. Зал был  полон. «А народ- то ходит», - удивился Василий. Он опять начал смотреть на  сцену. Артисты плясали мастерски. Хождение на носках, выкрутасы, верчение на одном месте - всё это было. Зал периодически осыпал овациями тех, кто в данную минуту солировал. Ах, эта тонкая нить понимания и восхищения перед работниками балета. Она была где-то над Васей. Он хотел её схватить, но не видел и не чувствовал. Тогда он решил воспринимать две разные вещи одновременно. Он сидел и тащился от симфонического оркестра!!! Он смотрел на  движения и лёгкость танцоров. Если провести параллель, то это было стерео, стерео восприятия движений и музыки. Необычно!
 В антракте народ стал подходить к оркестровой яме и все заглядывали в неё. Там никого не было, так как артисты встали и ушли, оставив инструменты на своих местах. Вася тоже подошёл, глянул и отошёл. «О чём люди думали смотря вниз? Наверное как туда можно упасть и больно при этом удариться»,- забежала залётная мыслишка в голову Васе. Потом появились музыканты и стали усиленно продувать свои трубы и дудки, как будто они за пять минут успели забиться пылью или они выдували оттуда забежавших мышей и тараканов. Кто-то водил смычком по виолончели, долго и заунывно, как будто вытягивал нерв. Короче в зале тихо громыхала музыкальная катавасия. Народ начал это снимать на телефон. «Вы ещё поаплодируете им. Звуки же издают», - съязвил сам себе Вася. Продувание труб и дудок, вытягивание нервов закончилось. Народ стал возвращаться на свои места.
    Заиграл оркестр, поднялся занавес и Вася настроил в голове «стерео» для понимания зачем он здесь находится. Балет закончился. Громыхание аплодисментов обрушилось на артистов из зала. Со всех сторон раздавались крики «браво». Народ в зале встал и от этого стало ещё торжественнее вокруг. Вася тоже стоял и хлопал. Он хлопал мастерству и таланту актёров и артистов оркестра. Он хлопал музыке, сценарию и постановщикам. Он хлопал декораторам, работникам сцены и гримеровщикам. Он хлопал всем тем, кто создал это действо. Он хлопал труду и таланту.
 Вася не смог полюбить балет, но зауважал его. Выходил из театра Василий уже не как поставивший галочку за посещение, а как получивший удовольствие от увиденного. Ведь он же смотрел и слушал «стерео».


Рецензии