На пороге веры

"Год из жизни пианиста". Пьеса в 2-х д.

Автор: И. Михайлов.

Текст: http://proza.ru/2025/09/01/1162

Жанр: философская драма с элементами мистики.

Аннотация.

Мистический сон пианиста за роялем в один из его вечеров на публике. В мире, где Апокалипсис – не огонь и катастрофа, а процесс испытания человечности, он знакомится с актером, чьи взгляды на жизнь в корне отличаются от его собственных, и завязывает с ним дружбу.

"Когда <...> изображают, как люди едят, пьют, любят, ходят, носят свои пиджаки; когда из пошлых картин и фраз стараются выудить мораль - маленькую, удобопонятную, полезную в домашнем обиходе; когда в тысяче вариаций мне подносят все одно и то же, одно и то же, одно и то же, - то я бегу и бегу, как Мопассан бежал от Эйфелевой башни, которая давила ему мозг своей пошлостью" (А. П. Чехов. "Чайка").

Действие 1.

На круизном теплоходе встречаются двое: пианист Громов и приезжий актер Баландин. Общение продолжено в Москве. Громов пытается видеть в Баландине друга, но жестоко ошибается.

1. Г р о м о в, пианист - чувственный мыслитель, на страже добра, лишен гордыни.

2. Б а л а н д и н, актер - думающий прагматик, не лишенный человечности, подлый, трусливый.

3. М у р а в ь е в а, поэтесса - живет во властном прагматичном мире, и потому не лишена его пороков; находясь в почтенном возрасте, много думает о душе; прагматично отводит Баландина от Громова, видя в последнем лишь дешевого артиста.

4. И н е с с а, близкая подруга Громова - разумная, и при этом бесчувственная женщина, хватающая и тут, и там.

5. И р и н а, сестра Громова - прямолинейная, но не меркантильная, желает во всем помогать брату.

Конфликт:

Прагматичный Баландин не верит в добро. Он не может дать Громову, что тому так необходимо, то есть дружбу.

Кульминация:

После разговора с Муравьевой в холле концертного зала, где проходил его творческий вечер, Баландин внезапно исчезает.

Действие 2.

Громов прикипел к Баландину. Он искренне сожалеет о несостоявшейся дружбе. Пианист пишет об этом пьесу и приносит ее в театр.

6. Г р и б о в а, актриса - знает, что миром движет любовь и свет, следует этому в жизни и на сцене.

7. К о р щ у н - офицер госбезопасности, следит за поступками и мотивациями людей по вверенному ему ведомству, не лишен чувств.

Развязка:

Из малознакомого прагматичного театрального мира Громов возвращается в родной ему чувственный мир музыки. 

Финал:

Дружбы не получилось. Однако встреча с Баландиным не была напрасной. Пианисту открылась истина. Теперь Громов иначе смотрит на его место в социуме и свое взаимодействие с ним. Получив необходимый навык и сохраняя себя на пороге веры, он научается принимать людей такими, какие они есть.

Смысл:

Бесчувственные люди слепы. Движение к себе бесконечно.


Рецензии