Татарский я б выучил только за то...

Приехав из Сибири в родной Дагестан, я был приглашён одним старым другом в гости. За три дня у моря было выпито  ведро самогона и столько же пива, а прибрежные камни, из-за отсутствия у меня, подчистую, толерантности к вливаемому, пересчитали все мои кости и рёбра. Но, на удивление, я не слёг и не захромал, и не сломал ни единого ногтя. И даже, наоборот, окреп!

Перед прощанием приехал  к нему сын с внуком лет пяти. Разговорились. Вопрошаю к внуку на родном, а тот мотает головой – пришлось прочесть лекцию его отцу.
– Радуйся, за многие сотни, а может и тысячи лет, твой сын – самый первый в роду, кто не знает родного языка. Сам подумай, это же основа основ: нет языка – нет народа. И чем ты ответишь сыну, когда он будет тебя осуждать за такой прокол в воспитании.
– Так получилось, жена кумычка – моя твоя не понимай – и  пришлось общаться по-русски.
– И общались бы. Но когда наедине с сыном: ты только на своём и жена тож на своём. И в итоге, вот сейчас бы сын твой, кроме русского, представь только: знал бы ещё два языка (какой плюс!). В его будущей жизни любой язык и любая информация в голове только в помощь и лишних знаний не бывает никогда. Тем более, что малышня всё быстро схватывает и намертво запоминает. Это нам, взрослым, всё новое даётся с большим трудом.
Упрекаемый тяжело вздыхает и разводит руками.
– Специально для тебя один пример из жизни о пользе знания разных языков.

И поведал ему историю, произошедшую в Сибири с одним из наших земляков, аварцем, занимавшем должность участкового.
В тамошнем посёлке целый год разыскивали одного уголовника-татарина, но каждый раз он ускользал. А по новой наводке тот и вовсе обнаглел, заночевав у родителей. Обложили дом со всех сторон и всё равно ушёл опять. Участковый вместе с руководителем опергруппы стояли невдалеке от дома и ругались последними словами. Вдруг откуда-то вынырнула бабуся-татарка и направилась к родне уголовника перед домом. Наш участковый по походке сразу смекнул, что та с важными вестями и жестом призвал напарника к молчанию. Сам же косил взглядом и растворился весь в бабусе.  А та уже подошла к тем и шепнула им на ушко:
– Они его никогда не найдут (и назвала место схрона).
Нужно сказать, родной аварский стража закона был в корне различен с татарским. Но ещё мальчишкой в городке он впитался кумыкским и даже сносно говорил на нём, а разницу с татарским дополнил внимая долгие годы говору и беседам сибирских селян. И в дополнение ко всему, обладал собачим нюхом и слухом.
По кивку участкового оба медленно удалились и через каких-то минут десять уголовник был в их руках. Вся родня его долго пребывала в шоке: каким же образом он засветился. Но всё ж вскоре до них дошло: через этого упёртого кавказца. А те-то уверовали, что тот не кумекает по-татарски. Да и бабуся только полагала, что шёпотом, а на самом деле на нижнем пределе своего восприятия, а пороговое значение полицейских ищеек было намного ниже.
 
Вот так "стараниями" бабуси завершился славный путь выдающегося конспиратора. Как видим, для стражей порядка нет вернее средства, как доскональное знание языка потенциальной клиентуры подконтрольного участка. И нужно обязательно подметить расчётливую мудрость нашего героя. А ведь мог расколоться и хвастовства ради выказать свои познания в татарском. Возможно, тем самым он заслужил бы какое-то сверхуважение татар, но зато все знали б его как облупленного и сторонились за кэмэ. И прощай тогда досрочное задержание  и долгожданная звёздочка!
– Да, интересная история!
Но на лице сына друга отразилась глубокая печаль.

Через пару лет я вырвал денёк и вновь посетил своего друга, точнее, из-за его беспрестанного названивания.
Меня сильно смутила праздничная обстановка и никак не мог дознаться по какому поводу торжество.
– Всему своё время! Расслабься и отдыхай. Собственного изготовления!
Он разлил вино по бокалам и мы чокнулись. Вскоре подтянулись семья сына, уже с двумя внуками, и сват со сватьёй.  С радостью в душе отметил, что самый младший уже произносил отдельные слова из сборной солянки. Я глянул на сына друга и показал ему лайк и тот в ответ улыбнулся.
И тут слово взял мой друг. Вначале он по-русски долго говорил о том о сём, потом про себя, потом про меня, потом окончательно  перешёл на меня и я узнал, какой я замечательный и прекрасный человек и что благодаря моему далеко продуманному вмешательству в семье сына прибавилось 2 даргина.
Выпили, закусили, поболтали. Потом слово взял сват. Говорил своеобразно и оригинально, но общий смысл слов был такой же, с той лишь разницей, что в семье дочери прибавилось 2 кумыка.
Опять выпили, закусили, поболтали. И тут встал сын друга, поднял крутившегося вокруг сына и поставил его на стул.
– А сейчас слово передаётся Амирхану!
И тот зычным голосом прочёл 2 стишка: на даргинском и кумыкском. Правда, местами хромал акцент на сложных звуках, но всё это было настолько неожиданным, что глаза мои наполнились слезами.
В ответном тосте я поблагодарил всех за тёплые слова и что если в прошлый раз покидал этот дом с тревогой в сердце, то сейчас уже с уверенностью, что внуки моего друга вырастут настоящими джигитами и патриотами своей Родины.


Рецензии