Раскрыли кто Бог голубиного народа
Введение
В фундаментальном труде «Славянские древности» (1837) чешский славист Павел Йозеф Шафарик, один из основателей научной славянистики, ярко охарактеризовал славян как «голубиный народ». Эта, на первый взгляд, романтическая метафора, рожденная в эпоху панславизма, отразила миролюбивую христианскую натуру словен, их глубинную, неразрывную связь с Богом и его природой, воплощенной в голубе.
Для Шафарика голубь был символом словен - «божичей», гармонии и вестничества в кругу словен, засвидетельствованных еще в I веке апостолом Андреем, проповедовавшим среди племен Нижнего Дона, именовавшегося тогда Днепром. Собственно само название «словене» и обозначает – «народ Слова», т.е. Божий народ, Божичи. Именно Словенами наш народ именует древнейшая русская летопись «Повесть временных лет».
У формы этнонима «славяне» этимологически сходное значение – «послы» (доброй воли) от древнеславянского «слы» (послы). Этот экзоним характеризует словен эпохи Христа, засвидетельствованных Андреем Первозванным в Донбассе – на «Геродотовом Днепре», как апостольский народ. Имена трёх святых из числа святого народа, названного Церковью фисонитами-исповедниками, сохранены в святцах: Инна, Пинна, Римма (I-II в.)
Словене не употребляли голубей в пищу и не приносили их в жертву; голуби, в свою очередь, селились под самой крышей первопоселений славян-земледельцев, деля с ними и кров, и стол, питаясь зерном и героически охраняя амбары от мышей (сам был в шоке, когда в 2015-м увидел, как они это делают). Эта многовековая совместная эволюция, начавшаяся «от начала мира», сформировала уникальный культурный симбиоз, где птица стала не просто спутником, а частью общин. Это ментальное взаимодействие оставило неизгладимый след в языке, породив такие понятия, как «приголубить» – ласково обнять, подобно тому как бережно обнимают ладонями голубя, или «голубоньka» – обращение, полное любви, нежности и преданности.
Особую научную и культурную значимость этому симбиозу придает удивительное совпадение ареалов. Как отмечается в монографии А.В. Арининой и И.И. Рахимова (2020), «дикий» ареал сизого голубя (Columba livia), предка всех домашних пород, с X века практически точно коррелирует с историческим расселением славянских племен: от Атлантики через Центральную и Восточную Европу до Енисея и Алтая, охватывая Польшу, Украину, Россию и Балканы. В этом контексте голубеводство предстает не просто хобби, но формой культурного диалога коренного русского народа – казаков с природой, ярко проявившегося в границах естественного ареала. Одним из таких уникальных центров стала Луганщина – промышленное сердце Донбасса с мощным казачьим наследием. Здесь, в условиях индустриализации, голубеводство эволюционировало в маркер идентичности, выдержавший испытания веками.
История многовекового симбиоза — это не только история мирного сосуществования, но и история общих трагедий. Голуби, веками делившие кров со славянами, разделили с ними и участь гонимых в темные времена. Когда фашисты пришли к власти в Германии, их человеконенавистническая идеология, направленная против славян и евреев, распространилась и на голубей, которых нацистские идеологи считали «неарийскими» птицами, разносчиками заразы и символом «нежелательного» городского населения. Это привело к официальной политике их уничтожения в городах Рейха. Как документально подтверждает историк Борис Хигир в статье «Уничтожение голубей в нацистской Германии» (журнал «Вопросы истории», № 4, 2018), цитирующей архивные распоряжения гестапо, «в 1941-1942 годах были изданы директивы, предписывающие ликвидацию голубятен и отлов городских голубей на оккупированных территориях и в самой Германии, как часть борьбы с «биологическим загрязнением»». Таким образом, голубь, как и христиане-словене, стал мишенью для нацистской машины уничтожения, что лишь подчеркивает глубину их общей исторической судьбы.
Свидетельство о публикации №225110401815
