Автостопом в Краснодарский край
В полседьмого над горизонтом поднялся солнечный диск. В полях и низинах стоит густой туман. Я уже целый час в пути. Несмотря на то, что до «Волгоградки» выбрала непопулярную дорогу через Пронск, к одиннадцати утра добралась до поворота на Чаплыгин. Голосую, а руки мёрзнут. Температура минусовая. Свежий воздух наполнен запахом мокрой осенней листвы. Вороны и галки ведут громкие переговоры, кружа у красной рябины: "Друг!" "Аааа!" "Ты меня звал?" "Даа".
Останавливается легковушка, за рулём которой сидит худющий сорокалетний черноглазый капитан, следующий в Курскую область на войну из Нижнего Новгорода после трёхнедельного отпуска. Сапёр, доброволец, Павел имеет награды за операцию в Судже. Звонит мобильник, мой водитель делает потише звук песни:«37 против 125, но нет у «Смерша» иного пути». Спокойным голосом командир части напоминает Павлу, что до 9 вечера надо прибыть на место службы. Сейчас в планах расширять буферную зону близ Сумы. В мирной жизни Павел трудился в частном лесном массиве близ Арзамаса, поэтому взял себе позывной «Лесник». С сыном рыбачил в отпуске. Он второклассник, говорил, может, не пойдёшь, папа, больше на войну? Павел снова включает музыку, вспоминает дом, семью, много курит под песню: «Ты моё всё, две таких не найдёшь, как хорошо, что ты любишь и ждёшь». У Воронежа ему - направо, мне - налево. Отдала ему одесскую колбасу и немного денег, сколько было наличкой. Он, конечно, не хотел брать. Но ребята едут на СВО и всё почти покупают за свой счёт.
С полпервого дня до полпервого ночи едем на КамАзе с дальнобойщиком Дмитрием до Краснодара.
Дмитрий везёт оцинкованные опоры из Кондакова Тверской области. Общаемся. Дмитрий - военный в отставке, не курит, что приятно. В кафе "Лосёнок" вкусно пахнет выпечкой, пообедали красным мясным борщом и овощным рагу. В Лосево солнечно, 15 градусов тепла. Рядом с кафе припаркован «Мерседес» с огромными двенадцатью колёсами. На лобовом стекле с юморком написано: «Люби как жену, гоняй как тёщу». Перекусили и снова в путь!
Дорога дальняя, уже полвосьмого, темень, хоть глаз коли. Вдруг Дмитрий встревоженно останавливается, потому что соседняя машина просигналила о поломке. Он надел фонарик на лоб и идёт осматривать свою машину. Дует злой ветер. Оказывается, сломался кронштейн, отвалилось крыло с номером и фарой. Дмитрий откручивает тяжёлый номер, который болтается по земле. Хорошо, что есть возможность съехать на обочину, а дальше ремонтируют дорогу и всё перегорожено, ехать можно только по узкой полосе. Спасибо, что огоньки горят подвешенные, ехать сложно, глаза сильно напрягаются. Почти доехали до Ростова, где я планировала переночевать. Но Дмитрию позвонил логист и сообщил, что нужно поспешить с разгрузкой, потому что сегодня пятница, а в субботу контора не работает. Надо ехать ночью до Краснодара ещё 160 километров. Меня это устраивает, лишь бы найти отель недалеко от склада. Прибыли в полпервого ночи. Дмитрий проконтролировал с высокой открытой кабинки мой путь до входа в отель. Спасибо, Дмитрий!
Спала как ангел в чистой постели отеля «Апельсин», где чувствуется тонкий аромат мандаринов. Утром с многолюдной остановки «Тепличная» на улице «Российская, 321» (надо запомнить, куда возвращаться вечером) следую на 58 маршруте в парк Галицкого, который открывается в семь утра. Одеты краснодарцы по-летнему, в джинсовые курточки, кубанские казачки разгуливают без тёплых кофточек.
У входа в парк высажены деревья в космическом стиле, кроны молодых платанов напоминают шары нло. Зелёные насаждения аккуратно подстрижены различными геометрическими фигурками: в виде квадрата, ромба, треугольника, а также птиц и животных. Есть что-то общее с территорией Зарядья в Москве, но только на одну тысячную процента.
Особенное впечатление производит "Японский сад". У павильона, где начинается водный поток, цветёт розовый лотос, жёлтые кувшинки, белые лилии и другие растения в горшках. Ярко-красные рябины, жёлтые клёны, зелёные ивушки, пушистые ёлочки на изумрудной траве украшают ухоженные заросли парка-праздника. На пруду с мостом Яцухаси лягушка расквакалась к дождю. Фотографируюсь у красной Пагоды Тахото у огромного водопада Отаки.
Обедаю в кафе с японской кухней. Кацу Дон Фиш с жареным окунем, капустой и маринованными грибами – вкусное блюдо с добавлением риса. Здесь спокойно и атмосферно, звучат японские напевы. Вкусно пахнет морепродуктами и свежесваренным кофе. Не скоро, но собрала фигурку из восьми неровных кубиков и получила в качестве бонуса напиток-зелёный чай. С удовольствием вязала носок, вытянув ножки на уютной скамейке, увитой плющом и диким виноградом в маленьком дворовом саду «Цубо-нива кайро».
Чистый зеркальный пруд с золотистыми карпами украшен монументальной скульптурой «Утро». «Здесь изображена девочка, которая не просто встречает рассвет - она воплощает саму возможность начала, ту чистую точку, где прошлое ещё не диктует условий будущему. В каждом из нас живёт эта нетронутая, светлая часть». Именно так написано про скульптуру в бронзе Юлии Федотовой 2025 года.
Выражаю местному охраннику своё восхищение территорией сада площадью 8 га. Он с большим уважением рассказывает о том, что российский предприниматель Сергей Николаевич Галицкий, основатель розничной сети «Магнит», владелец футбольного клуба «Краснодар» живёт недалеко от парка и каждое утро приходит, чтобы проконтролировать работу садовников, дворников. Люди ценят то, что обеспечены работой, добросовестно трудятся во всех уголках природной зоны.
В шесть вечера зажигаются огни и освещают дорожки, кроличью пещеру, арт-объекты в стекле и камне, водопад, струи которого на глазах у изумлённой публики меняют цвет от розово-жёлтого и фиолетового до сине-изумрудного и красно-оранжевого. По ухоженным тропинкам гуляют, наслаждаясь жизнью, влюблённые, семейные пары с детьми, пенсионеры и подростки. В тёплом, почти летнем воздухе разлита свежесть чистых прудов.
В выставочном зале национальных культурных традиций в "Японском саду" написано, что семь богов счастья каждый год путешествуют на волшебном корабле «Такарабунэ», перевозя свои сокровища. Они спускаются с небес и посещают людей, раздавая дары удачи и счастья тем, кто сделал всё возможное, чтобы прожить год по-доброму. Не знаю, за какие заслуги перед родиной я испытала настоящее счастье, посетив парк Галицкого.
Довольная началом своего отдыха, продолжаю путешествие к морю. Субботним утром на рейсовом автобусе доезжаю до Анапского шоссе, до Крымска, а до Новороссийска - на попутке. Справа вдоль дороги поднимаются скалистые горы, как раз то, что я люблю! Яркое южное солнце компенсирует некоторый минус от разбушевавшегося сильнейшего ветра.
Здравствуй, море! На набережной адмирала Серебрякова возвышается чёрный крейсер «Михаил Кутузов», за ним белоснежный лайнер «Князь Владимир». Перед крейсером высится стела с изображением Ангела с крыльями, держащего корабль в руках над головой. Ангел благословляет корабли, оберегает их. Далее памятник «Женщинам, провожающим родных и близких на войну». Памятник «Дающая воду» - это женская фигура, сидящая на коленях и протянувшая сложенные ладони, с которых стекают чистые, благословенные струи. Оказывается, в городе много лет неразрешёнными остаются проблемы с водой. Её подают только с 6 до 9 утра и с 6 до 9 вечера. Скорее бы окунуться в море! Прохладно, температура воды двадцать градусов, но здорово! Дно прозрачное, каменистое.
Рядом со мной на пляже сидят две женщины - одна местная, другая почти моя землячка, тульчанка! Они сообщили, что первый день так солнечно. Три дня дул неистовый ветер, а до этого три дня выла сирена, летали дроны, была объявлена воздушная тревога и все прятались по домам. Не хочется уходить далеко от моря, но надо подумать о ночлеге. В интернете обнаружился хостел по улице Советов, 44. Дошла до дома 42, далее перекрёсток. Неужели дома 44 нет? Вдруг это старые сведения? В интернете всё могёт быть. Но вот и дом 44, на перекрёстке с улицей «Новороссийская республика». Называется «Dublin city», стало быть, город Дублин.
Внутри чисто, всё в белых тонах. Привлекает внимание клетчатое кресло-качалка около синего кожаного диванчика. На книжной полке аккуратно разложены детективы Агаты Кристи. Обязательно почитаю на пляже. Комнаты, кухня, душевая - всё расположено в бункере без окон. Гудит вентиляционная система проветривания. Пахнет как в офисе с работающими компьютерами. Словно слегка перегорела проводка. Молодой парнишка на ресепшене, заморённый, бледный, невыспавшийся, говорит, что Дублин-это столица Ирландии. Выбора у меня нет, хоть я и патриот. Плачу 900 рублей за место в комнате с двумя туристками. Оставляю рюкзак в номере в стиле хай тек и покидаю отель на время.
Иду к столовой, где приятно пахнет жареной рыбкой. Хочется борща со сметаной. Предлагают борщ зелёный. Это щи со щавелем. Вкусно! Не спеша спускаюсь к морю по улочке «Новороссийская республика» вдоль сквера с красными клёнами. Кафешку «Эники Беники» с названием из детской считалочки не пропускаю. Съедаю здесь ароматный горячий вкусный пирожок с яблоком и корицей. С набережной слышны звуки саксофона. Подпеваю тихо: "Как мне нужны твои слова, особенно о нас. Любовь всегда во всём права. Как жить без твоих глаз?"
Рыбаков ничто не собьёт с истинного пути. Они увлеченно следят за поплавками. У горизонта движутся баркасы. А на берегу на невысоком постаменте размещены якоря, дула пушек с кораблей. Всё подписано. Вот, например, якорь Матросова подарен составом корабля РФ «Цезарь Куников». (Цезарь Львович Куников-это Советский офицер, командир десантного отряда, захватившего плацдарм «Малая земля», Герой Советского Союза.) Далее возвышается памятник основателям Новороссийска - Раевскому Н. Н, Лазареву М.П.,Серебрякову Л.М.
Вечером загораются огни фонарей. Интересно смотреть в сторону горизонта, где во мраке мелькают далёкие корабли. Луна подсвечивает живую дорожку волнующегося моря от пристани к чёрным небесам.
Возвращаюсь в хостел, словно домой. Сегодня наблюдается оживление. Заселяются школьницы-спортсменки из Туапсе, приехавшие на соревнования по гимнастике. Они долго не могут угомониться, хлопают дверями, то в душ, то из душа. Сейчас ужинают пиццей. Пахнет сыром и ветчиной. Приятно смотреть на юных, красивых, смешливых девчушек. Я вяжу носки для воинов СВО, петли путаются, спицы выпадают, но зато не скучно, когда руки заняты полезным делом. Засыпая, мечтаю о завтрашней встрече с морем и хорошей погоде.
В День Учителя, свой профессиональный праздник, я переквалифицировалась в рыбачку. В 7 утра на море чудесная погода, солнечно, ясно. У берега стоят катера «Лоцман», «Бравый», «Бурный». Седой рыбак готовит приманку на удочку. Насаживает на крючки креветки, мелкую рыбку. Я к нему примкнула. Вокруг собираются другие рыбаки поочерёдно. Моего коллегу зовут Николай. Подходит Сергей и, пока Николай забрасывает спиннинг, «переманивает» меня к себе в помощницы. Он говорит про тонкости в ловле рыбы. У него всё чисто,аккуратно, даже есть ножницы, чтобы отрезать запутавшуюся леску. Подъезжает на велике мужчина помоложе. Он интересуется у Николая, кто я, племянница? Ты ведь всегда один рыбачил? Я говорю, что с сегодняшнего дня мы – одна команда с Николаем, и рыбы нам теперь в два раза больше надо. Немногословный Николай улыбается. Велосипедист рассказывает, что работает в порту и знает всё про баркасы. На «Лоцмане», к примеру, подвозят к подплывающему судну лоцмана с рацией, чтобы сопровождать корабль, у которого сзади винт, а спереди нет приспособления для швартовки. Но я не отвлекаюсь от рыбалки, держусь с Николаем в одной команде. Мы поймали два морских окунька. Здорово!
Отмечаю левым боковым зрением, как высаживается из грузового автомобиля группа курсантов. Куда это они идут строем? Николай говорит, что на крейсер, ведь это филиал музея. Никогда не бывала на военных крейсерах и спешу туда. Кассир поторопил меня на борт. Так я оказалась в туристической группе военных из 30 человек. Экскурсовод Василий всех сфотографировал на крейсере, длина которого 210 метров, ширина 22 метра. Передаю ребятам Государственного морского университета имени адмирала Ушакова привет от наших рязанских десантников. Они оживились, оказалось, что у них служит парень из Рязани.
Интересно смотреть на кубрики, столовую, помещение для зениток, видеть отверстия, через которые поставляют боевые заряды. На стенде, посвящённом командиру десантного отряда Цезарю Куникову, смертельно раненому под Новороссийском во время боёв за плацдарм «Малая земля», представлены личные вещи: шинель, кобура от пистолета. А вот фото детей. Это современный уголок семей военнослужащих на СВО. Василий показал габариты крейсера и объяснил, что у каждого подразделения свой перечень выполняемых задач. Одноклассники-призывники могли ни разу за годы службы не встретить друг друга, находясь на одном боевом корабле. Сфотографировались у колокола-рынды с надписью «Крейсер Михаил Кутузов», затем у огромного гаечного ключа выше человеческого роста. Экскурсионные группы следуют одна за другой, выходя из прибывающих автобусов. Сошла «на землю» с прекрасными впечатлениями, не забывая, что моё призвание - рыбалка. Коллеги облепили берег и рыбачат даже у легендарного крейсера «Михаил Кутузов», который является центральным военно-морским музеем-заповедником.
На рыбалке хорошо думается. Решаю, что всё-таки надо доехать до вокзала и купить обратный билет. Иду на остановку мимо библиотеки, в окнах которой на ватманах написаны прекрасные слоганы: «Слово «мама» свято, говори без мата» и «Моё условие - давай без сквернословия!» Целую вечность жду маршрутку до вокзала, а море манит! Погода солнечная, тёплая. Терпение лопнуло. Не хочу вокзалов, когда море зовёт. Назад поеду автостопом.
Вытянув ножки, сижу на пляже «Дельфин» в беседке с рекламой лодок и сапов. Освоив это местечко, читаю Агату Кристи, сушу купальник, перекинув его за перила. В углу пляжа занимаются на тренажёрах пенсионеры. Худощавая женщина, моя ровесница, интересуется: «Вы здесь работаете?» Так состоялось знакомство с журналисткой Шумилиной Натальей. Как раз мне не хватало подружки, с которой можно гулять вечером. Не дожидаясь наступления темноты, мы идём вдоль моря.
В Цемесской бухте пахнет водорослями. Напротив храма Петра и Февронии у морских камней плавает пара белых лебедей. На православных крестах современной церкви Петра и Февронии вылеплены якоря. А на высоких резных вратах храма изображены в лодке Пётр и Феврония. Мы с Натальей следуем далее до Мемориала «Малая земля» в районе мыса Мысхако. Своим видом он напоминает переднюю часть десантного корабля. За чашкой облепихового чая с имбирём в маленькой уютной кафешке Наталья рассказала, что Новороссийск, как птица Феникс, трижды восставал из пепла: в Крымскую войну, в 1914 году и в феврале 1942-1943 года. Малая земля – плацдарм в районе Новороссийска, который был захвачен десантным отрядом под командованием легендарного командира Героя Цезаря Львовича Куникова. Отряд должен был оттянуть на себя внимание неприятеля на время высадки основных сил на другом берегу. В результате за сутки с 3 на 4 февраля отряд отразил 18 атак противника. Куников после смертельной раны от взрыва шальной мины похоронен в Геленджике. Наталья подарила мне книгу «Исторические записки, исследования и материалы» выпуск 8, который она редактировала.
В ней сказано, что Новороссийск основан в 1838 году, как русский военный форпост в северном Причерноморье. В 1855 году во время севастопольской компании выдержал осаду англо-французской эскадры. Неприятель отступил. С конца 19 века Новороссийск – столица Черноморской губернии. В начале 20 века Новороссийск превращается в крупнейший промышленный центр юга страны, порт приобретает мировую славу. В 1920 году от причалов Новороссийска уходила в изгнание белогвардейская армия. В 1943 году защитники Малой земли проявили беспримерный героизм в противостоянии с фашистами. 18 сентября Новороссийск был освобождён. После второй мировой войны городу было присвоено почётное звание Города-героя.
Наталья проводила меня до остановки, накинув на плечи свой пиджачок, так как к вечеру поднялся северный ветер. У нас появились планы на завтрашний день, но, к сожалению, недельный отпуск подошёл к концу. Подруга волновалась за меня, звонила на следующий день, когда я ранним утром отправилась автостопом до Крымска и далее на Ростов-Дон.
Еду с дальнобойщиком на «Мерседесе» мимо цементного завода. Солнце не устаёт светить через широкое панорамное стекло с надписью на удачу: «Ни гвоздя, ни жезла». Вспоминается шум Чёрного моря с кораблями и баркасами, чайками и окуньками.
Стоим на железнодорожном переезде у Тимашевска минут сорок. Везут свёклу на сахарный завод. У селения Ленинградское плодоносит сад с молодыми яблоньками.
За Каминск - Шахтинском дроны частично повредили нефтебазу. Едут военные машины, везут танки.
На границе с Липецком трое военнослужащих обедают за соседним столиком в придорожном кафе. Подошла и спросила, на войну или с войны. Да, на войну. Выразила им большую благодарность на словах за то, что они Герои, поблагодарила их мам, жён, пожелала процветания детям и внукам. Перекрестила их, выезжающих на машине цвета хаки из тыла на фронт. Вспомнились строки стихотворения Олеси Данчинко: «Крестите мальчишек в военном авто. И в форме военной вы тоже крестите. Крестите их в спину, крестите в лицо. Знамением крестным их стан осените. Крестите военных, как будто родных. Не думайте, как вас оценят другие. Крестите защитников смело своих. Крестите Героев Великой России».
Размышляла в дороге, как нужен мир! Устали воевать! Помоги, Господи!
Приближаясь к Рязани, залюбовалась осенним пейзажем. Деревья вдоль дороги стоят нарядные, словно в ожидании дорогих гостей. Ивы надели зелёные платья с длинными рукавами, свисающими до земли. Стройные клёны с рыжими шевелюрами в чёрных смокингах, золотых галстуках- бабочках и перчатках общаются с весёлыми яркими рябинками с красными украшениями-ягодками. Стараясь затмить модниц, осинки щеголяют в бордо, да ещё осыпают золотом зелёный ковёр вдоль дорожек. Крупнолистный сумах оленерогий дарит фиолетовые гроздья длинноногой берёзке в белых чулках с чёрными крапинками. Жёлтым одеянием эти красотки прикрывают наготу тополей, которые, торопясь на встречу дорогих гостей, вообще не нарядились, демонстрируя мужскую красоту, как она есть, без прикрас. Оглядевшись, некоторые лысые представители семейства оправдываются: «Жене шубку, мне носки». Но на их шутки мало кто реагирует. Внимание перетягивают кустарники, напоминающие милых деток в пурпурных костюмчиках. Чуть поодаль, на пригорке милуется парочка: дубок с ёлочкой в зелёном. Вот ещё юная пара: молодая сосна с орешником. Оранжевый хмель обвил куст ракиты, будто он без неё жить не может.
Впечатление такое, словно октябрь-дизайнер расставил нарядные деревца в определённом порядке: то они в золоте длинными рядами сопровождают проезжающих гостей по всей дороге, то вдруг брызги багрянца окропят желтизну картины, как в сказке. Чёрный островок убранного поля оттеняет выросший на зелёном пригорке яркий витраж разноцветного букета из ольхи и липы. А небо синее-синее.
Здравствуй, Рязань!
Свидетельство о публикации №225110402024