16. Встреча с Олегом

Предыдущее: http://proza.ru/2025/11/04/2039

16. Встреча с Олегом.   
          Когда младшая дочь окончила школу, она поступила учиться в ГУАП в Санкт-Петербурге. Приёмная комиссия приезжала в Магадан, не нужно было никуда ехать, и многие магаданские дети учились в ГУАПе. Её нужно было устраивать в Санкт-Петербурге в общежитие. Я не планировала выезжать, с деньгами было сложно. Думала Настя с мужем поедут и помогут ей устроиться. Но Зося сказала, что Настю ты ездила устраивать сама, а меня почему-то Настя должна. Она умеет сказать. Я взяла отпуск на работе и поехала.
           В этот год мы встретились с Олегом. Он как раз в это лето приехал продавать квартиру в Бобруйске, которую получил как участник военных действий в Афганистане. И надо же, что это было второй раз. Первый раз он пытался её продать в феврале этого же года, как раз тогда, когда мы приезжали к Насте на свадьбу. Но он не явился на сделку, так как вышел с поезда и сломал (или подвернул) ногу. Никто его не встречал. И ему пришлось ковылять и ползти по снегу 5 км до своей родной деревни Дедово. Как он рассказывал, закопал в снегу вещи, взял коньяк с собой, который отцу привез и полз.  Полежу, посмотрю на звёзды и ползу дальше.  Он всю жизнь мечтал встретиться со мной, и даже выбор квартиры в Беларуси  был обусловлен тем, что он думал, что мы будем там жить. Он много раз приходил к маме, говорил, что всё равно мы будем вместе, и не мог понять, зачем я тогда приходила на вокзал. С женой  они  были в разводе, но продолжали жить вместе. В общем, Олег явился в Тощицу совершенно неожиданно для меня. Это было чудесное время, благодаря тому, что дочь настояла, чтобы я её устраивала в Санкт-Петербурге. 
В первом сборнике стихов есть целый цикл, посвященный нашей встрече.
«Мы вернулись, будто нам 17,
Можем хохотать и улыбаться,
Можем сколь угодно целоваться -
Папы с мамой можем не бояться.
Мы вернулись к первой,  самой нежной,
Самой сладкой, робкой и безбрежной.
И хотя у каждого все сложно,
Вместе с тем все просто и надежно.
Беларусь – моя душа и песня,
Станции, леса и перелески,
Много солнца, зелени и света
Теплоты, но все ж уходит лето.
В сентябре еще так мало желтых
Листьев на деревьях,
                утром золко,
И ликует утренняя свежесть,
Ну а ты
                меня целуешь нежно…»
           Я думала, что у нас будет все хорошо, что ничего не мешает нам сейчас быть вместе. Рассказала ему всё о деталях и причинах далёких событий. Сказала, что любила его и Любовь еще жива. Но он был разный. Он, и когда мы учились в школе, был импульсивный, не всегда мог сдержать себя, а  Афган окончательно изуродовал его психику. Это была не их война. Он сказал, что поседел в самолёте, когда они летели в Кабул, и самолёт попал под обстрел. Что до сих пор помнит горящие кишлаки, дома, плач детей и женщин. Когда начинал говорить о нас, говорил, что очень меня любил, а я его предала, первая вышла замуж, и если бы он встретил меня, когда стоял  в карауле, то рука бы не дрогнула у него, он бы убил, выстрелил прямо в родинку на лбу.
                Вообще, прошедшие ад войны, наверное, редко могут жить нормальной жизнью. Если будут без Бога. Был страшно ревнив. Характер неуправляемый. «Ты кому это сказала? Мне – Олегу. Ты – ничто. Молчи, пустое место». И тут же «иди сюда, я любил  тебя 22 года и люблю».  Он давно покинул армию, занялся бизнесом,  у него были собственные обувные магазины. Он не пил, говорил, что только со мной может выпить и чувствовать себя спокойно. Крепкий алкоголь не пил, пил дешёвое вино, но и после него становился неуправляемым, нёс всякую чепуху, правда, быстро восстанавливался после сна. Младшая сестра мне говорила: Зачем тебе он нужен? Что ты держишься за него? Я  говорила, что не дам ему повода для ревности, что мы обвенчаемся,  и всё  у нас будет хорошо. 
           Доченьку я отвезла в Питер. Устроила её. Ходила во Владимирский собор. Поставила свечи Иконе Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, Матери Божией Заступнице, чтобы поддерживали и помогали моему ребёнку. Вернулась к маме. Встречались с Олегом.  Однажды у мамы был очень серьёзный приступ, поднялось давление, мы вызвали скорую в Тощицу из Быхова, а это 40 км, и если бы не Олег, не знаю, выжила ли бы тогда мама.  Он бегал встречать  карету скорой помощи, чтобы показать дорогу к Белому Дому.   Когда к маме приехала скорая, и он сказал: Я поеду с тобой и как же я  тебя брошу, а в скорой взял меня за руку и держал, а потом повернул и поцеловал ладонь – я всё для себя решила. Если этот парень предложит мне замуж  - я должна соглашаться. Более того, я должна держаться за него любыми фибрами. Он создал такую обстановку близости, к которой я стремилась, и которой у меня никогда не было. С ним так легко и не стыдно. Ты мне  родная. Роднее матери….
            В тот отпуск мы ездили с ним в мои Истопки. Был жив мамин сад. И он так плодоносил. Яблоки были и очень вкусные. Мы отвезли их потом маме в больницу. И она не могла ими надышаться и насладиться. Я помогла ему продать квартиру в Бобруйске. Мы ночевали в этой квартире. На матрасе. На полу. Купили свечи. Он сказал, какое счастье ложится спать с любимым человеком. Запомнила женщину в какой-то инстанции, которая у него спросила обо мне, кто я такая. А потом она почему-то познакомила меня с  очень красивой молитвой, которая впоследствии, как я узнала, была молитвой праведного Иоанна Кроншдатского:  «Господи! Имя Тебе Любовь: не отвергни меня, заблуждающегося человека! Имя Тебе – Сила: подкрепи меня изнемогающего и падающего! Имя Тебе – Свет: просвети мою душу, омраченную житейскими страстями! Имя Тебе - Мир: умири мятущуюся душу мою! Имя Тебе – Милость: не переставай миловать меня».   Мы лучились счастьем.  Люди это чувствовали.
               Из дневника: Вчера был сон. Знак. Мы в автобусе с ним вдвоём.  И автобус попал  в аварию. И я помню, что до этого было ощущение полёта - высокой скорости автобуса. Водители будто бы ждут нас. А мы знаем, что скоро нам протянут руку. И нас вытащат, нам поможет Провидение Божие. И над всей этой жизненной аварией фигура Парня, который продаёт косметику  в шапке зимней ушанке, который говорит: «Бог лечит душу терпением». Мне надо набраться терпения. Меня он любит, как никто не любил. Как я ожидала  всю жизнь такой Любви. И были эти двадцать два года и никуда не денешься. И был его Кабул, и Файзабад, и Псков, и Мончегорск. Всё это было и есть. Было его одиночество и самоопределение. Были и мои болезни, и мужчины,  и работа -  все это было. Он простой парень. Говорит просто и поступает.  Мы думаем о том, что нужно расставаться. Я вою от беспомощности. Ещё пару стихов, отражающих то настроение.
 (Олегу).
Осень – наша теплая осень,
Осень – золото дней.
Осень, белорусская осень -
В лучезарной улыбке твоей.
Осень – небо синего просинь,
Осень –почти нету дождей,
Осень – наша теплая осень -
В благодарной улыбке моей.            
Осень – поле спелых колосьев,
Осень – трепет золотистых аллей.
Н а м и   
            восторгается осень
В восхищенных улыбках людей.
***
Мой любимый,
                уезжать нам все ж придется,
Мой любимый,
                умоляю не грусти,
Эти листья обжигают словно солнце,
Эти слезы словно летние дожди.
Девочкой меня зовешь своею,
Столько нежности мне даришь
                и любви.
Ты меня  ругаешь и жалеешь,
И за прошлое меня коришь.
Так  бывает, дорогой,   на этом свете -
Кто-то нас  ведет
                и учит.  Кто?
Мы с тобою ссоримся  как дети,
Забывая через 5 минут за что.
Растворяется в веках  твоя
                улыбка,
Исчезает,
                и  останусь я
Для тебя мечтой,
                печальной,  зыбкой,
Вписанной в скрижали Бытия.
            Мне нужно было ехать учиться в Москву в Академию социальных отношений. Олег проводил меня вначале в Минск, потом неоднократно приезжал  в Москву. 
            Почему у нас не сложилось? Есть хороший ответ – не Судьба. Он сказал, что в Магадан не поедет. Что не хочет плодить нищету. Правда, не знаю, что имел в виду.  Спрашивал, какой марки у меня телевизор. Говорил, что на мне простая юбка …я  нищая.  Я просто улыбалась в ответ. Ничего не говорила о своей квартире, работе, зарплате. Правда, когда мы встречались в Академии Президента РФ, где я училась или участвовала  в Конференции по каким-то проблемам, он увидел меня в деловой одежде и мужчин, которые были рядом, он заговорил по-другому.  Есть и другие причины, которые озвучивать не буду.
               Я просто однажды  почувствовала, что  всё. Шла на работу и раптам ( белорусское слово, по русски "вдруг" ) поняла, что мои надежды на взаимную и счастливую жизнь с тем, кого любила - тщетны. Что он не сделает этот шаг, как не сделал раньше.
              И этот шаг он не сделал, как я понимаю сейчас, ради моего развития.  Он, конечно,  этого не понимал. Но это "понимал" Бог, Который нас  Ведёт.
                Я пришла на работу и прежде чем приступить к своим обязанностям,  записала:   
И когда
            с разбитыми надеждами
Упаду я где-то
                на краю.
Только Ты один посмотришь
                с нежностью
На  седую  девочку твою.
Только Ты  направишь
                и утешишь,
Слезы мои горькие утрешь,
Дашь еще один
                мне шанс надежды,
И ничем меня не упрекнешь.
Ты вернешь меня к родному дому
Там растут   души моей цветы,
В Мир,
          который с детства мне знакомый,
В Мир,
             который подарил мне Ты.
Там найду я смысл,
                любовь и силы,
И увижу Знак своей Судьбы.
И  продолжу трудный
                и красивый
Этот бесконечный Путь Любви.
         Из сна: 19 мая 2011. День рождения Олега. Сон. Это не передать словами,  как он любил меня – и он был так беден – он не мог мне ничего предложить, кроме картошки, жил в разваленной брошенной хатке с дырками… Он был солдатом царской (может быть) Армии, офицер- инвалид. Я у него в избушке. На верёвке – одежда- несколько женских ночнушек – девичьи и побольше … Я не спросила, есть ли у него кто… кто-то приходит, может быть. А вообще у него почти никакой одежды, только длинная шинель. Он так хотел мне помочь... Это непередаваемо! Мы любили друг друга! Эта любовь оттуда! (я имею ввиду только чувство)… Может этот комплекс нищеты из прошлой жизни его преследует… Привиделась телеграмма от Олега. В конце «Целую. Жду жизни».
            В этот день позвонил Олег и сказал, что не приедет на мою очередную сессию, что ему нужно ехать на могилку тестя.  Он ещё  примерно через год звонил, я даже не узнала вначале его голос.  Звонок сорвался. Потом он перезвонил и спросил, вышла ли я замуж. И когда узнал, что нет, сказал, чтоб выходила, а он будет моим третьим мужем. Разрешил )). Я ему ответила: «А кто за тебя замуж собирается?»… Он бросил трубку.
              Нашла запись в дневнике от 06.11.2004г.: О, Великая Божья Матерь, храни его! Это единственное, что у него есть от меня. Маленькая икона Божьей Матери Казанской. Сохранил ли?
 Любви не бывает  безнадёжной. Как бы нам не казалось. Любовь очищает и растит  душу. А это главное – ради чего, мы здесь.  Любовь, даже если она не такая, как мы мечтаем, не идеальная, но эта ступенька к Богу. Эта Любовь, которая нас спасает, ради которой мы воплощаемся из поколения в поколение. В моей третьей книге в заключении есть слова Джебрана Халиля Джебрана из  книги «Пророк»:  «Если любовь ведет вас, следуйте за ней, хотя дороги  ее трудны и тернисты...
Если она осенит вас своими крылами, прислушайтесь к  ней, даже если вас ранил меч, скрытый в ее оперении...
И если любовь говорит вам, верьте ей, даже если ее голос рушит ваши мечты, подобно тому, как северный ветер опустошает сад...
Ибо любовь венчает вас, но она вас и распинает. Она растит вас, но она же и подрезает...Она подымается к вашей вершине и обнимает ваши нежные ветви, дрожащие под солнцем... И она же спускается к вашим корням, вросшим в землю, и сотрясает их...
Она раскалывает вас до белизны... Она месит вас, пока вы не станете мягкими... Все это творит над вами любовь, дабы вы познали тайны своего сердца и через это познание стали частью сердца Жизни...
Любовь - дает лишь себя и берет лишь от себя. Любовь - ничем не владеет и не хочет, чтобы кто-нибудь владел ею, ибо любовь довольствуется любовью.
Единственное желание любви - выразить самое себя.
Но если ты любишь и не можешь отказаться от желаний, пусть твоими желаниями будут: Таять и походить на бегущий ручей, что напевает ночи свою песню. Познавать боль от бесконечной нежности. Ранить себя собственным постижением любви... !!!
И не думай, что ты можешь властвовать над путями любви, ибо если любовь сочтёт тебя достойным, она будет направлять твой путь.
Продолжение:


Рецензии