Вологда ч. 3
Предтеченская улица начинается буквально от гостиницы «Вологда», и проделав вчерашний путь мимо Духова монастыря до Советского проспекта, добралась до церкви Иоанна Предтечи в Рощенье, детском парке Пушкина, мимо которого вчера проходили. В ярком утреннем солнце этот храм необыкновенно красив и статен, но работал только нижний храм, внутри ещё шёл процесс украшения к празднику, фотографии было делать неловко. Поэтому засняла только рождественский вертеп. А в расписанном летнем холодном храме, оказывается, на куполе изображено «Отечество», уникальные в своём роде фрески «Символы веры», объединяющие ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Жаль, что не попала, незнание не освобождает от ответственности, а значит, не сила (антитеза: знание - сила). Хотя пишут, что фрески в плачевном состоянии…
Я решила сходить на набережную, от чего отказалась накануне вечером, хотя Света и предлагала, но мне тогда показалось сильно холодно, тут-то зима и показала, как я была неправа. Холодно было вот сейчас, утром 5 января, и прогноз был неутешительным, а потому, откладывать на завтра и ждать милостей от природы было нельзя. Свернув с Предтеченской на Зосимовскую, у желтого корпуса Вологодского государственного университета засняла памятник неизвестно кому, поскольку постамент весь засыпан снегом. Подумала, может, это Киров, рядом ведь Кировский сквер, и вроде похож, тоже с усами, только в жилете и длинном сюртуке, да мало ли… Но всё оказалось намного интереснее!
Памятник Христофору Семёновичу Леденцову, от ассоциации с Христофором Бонифатьевичем Врунгелем при первом прочтении избавиться было невозможно, однако ж, настоящий герой и своего и нашего времени, а страна должна знать своих героев. Так вот, Леденцова, широко и глубоко образованного человека называют «русским Нобелем», поскольку он завещал созданному им «Обществу содействия успехам опытных наук и их практических применений» весь свой личный капитал. Гордость и преклонение вызывают и цели его организации (одним из тех, кто разрабатывал устав, был Н.А. Умов), и структура, и личности его членов.
Целью существования общества являлось оказание помощи «преимущественно таким открытиям и изобретениям, которые при наименьшей затрате капитала могли бы приносить возможно большую пользу для большинства населения», причём пособия от общества должны «содействовать осуществлению и проведению в жизнь упомянутых открытий и изобретений, а не следовать за ними в виде премий, субсидий, медалей». Общество получило девиз: «Наука, труд, любовь, довольство».
Его руководящими органами являлись экспертные комиссии, делившиеся по направлениям: воздухоплавание (возглавлял Н. Е. Жуковский); химия (И. А. Каблуков); электроника, фотография, кинематография, приборы научного и учебного назначения и метеорология (П. Н. Лебедев); химическая технология, горное дело и металлургия (П. П. Петров и Я. Я. Никитинский); технология волоконных веществ (С. А. Фёдоров); железнодорожное дело, строительное и архитектурное дело, отопление и вентиляция (Гавриленко); двигатели всех родов (В. И. Гриневецкий); машины, орудия, приспособления и аппараты личного назначения (Н. Ф. Чарновский). Был патентный отдел, больше 100 заявок на изобретения рассмотрел до своего упразднения (после революции). В общем, респект и уважуха!
Человеку и памятнику - память (моя любимая тавтология) и слава! Потрясающе вот так осознать, что жизнь, конечно, кончается не завтра, но и началась она не вчера! Жизнь людей, страны, науки. Вот они корни, и эти ещё совсем недавние, но уже почти забытые, а то и неведомые, как надо помнить, и рыхлить и удобрять, чтобы отрастали!
Что касается корпуса, так у меня за время пребывания в Вологде сложилось впечатление, что куда бы я ни пошла, везде обязательно попадётся какой-нибудь корпус ВоГУ. Этот конкретный теперь занят электротехническим (привет совпадениям!) факультетом, а в прошлом это здание губернской гимназии, выпускниками которой были, например, Гиляровский, Фаворский, ну и Христофор Семёныч, разумеется!
Конечно, не удержалась и сфотографировала ещё несколько домиков по Зосимовской улице на противоположной от Кировского сквера стороне. Например, трёхэтажный красный кирпичный дом с кружевным балконом и кирпичной аркой над воротами– это дом Грачёва, где до революции располагался один из крупнейших банков Российской империи – Соединённый. А вот и памятник первому электрическому фонарю с писающим пёсиком, это уж непременно! Он установлен к столетию начала электрификации города в 2004 году. Знаменательное событие произошло 20 мая 1904 года, когда комиссия городской думы приняла первую электростанцию, а на следующий день в Вологде, заработала сеть из 35 фонарных столбов и 1800 лампочек в квартирах и конторах. Ещё один корешок, можно даже студентам рассказывать на лекциях как историю российского электроснабжения.
Левее фонаря на противоположном берегу за деревьями виден дом Варакиных, это здание является одним из старейших в Вологде, он указан на плане города 1781 года, я потом прошла мимо него, но не сфотографировала.
По пешеходному Красному мосту перешла на Заречную сторону. На замёрзшей реке Вологде, несмотря на зверский холод и ветер, когда ни один хозяин собаку на двор не выгонит, бронзового пёсика это не касается, катались лыжники мимо снежной крепости, вмерзшие в лёд суда жались друг к другу в зимнем сне, и снилась им навигация
Свидетельство о публикации №225110402098
