Вологда ч. 3

Утро началось с прогноза погоды, снова похолодало, потом были Дед Мороз со Снегуркой на завтраке, поющей ангельски девочки не застала. Все вещи, что привезла для утепления себя любимой, включая меховые рукавицы, натянула на себя, и опять труба зовёт, невзирая на…!

Предтеченская улица начинается буквально от гостиницы «Вологда», и проделав вчерашний путь мимо Духова монастыря до Советского проспекта, добралась до церкви Иоанна Предтечи в Рощенье, детском парке Пушкина, мимо которого вчера проходили. В ярком утреннем солнце этот храм необыкновенно красив и статен, но работал только нижний храм, внутри ещё шёл процесс украшения к празднику, фотографии было делать неловко. Поэтому засняла только рождественский вертеп. А в расписанном летнем холодном храме, оказывается, на куполе изображено «Отечество», уникальные в своём роде фрески «Символы веры», объединяющие ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Жаль, что не попала, незнание не освобождает от ответственности, а значит, не сила (антитеза: знание - сила). Хотя пишут, что фрески в плачевном состоянии…
         
Я решила сходить на набережную, от чего отказалась накануне вечером, хотя Света и предлагала, но мне тогда показалось сильно холодно, тут-то зима и показала, как я была неправа. Холодно было вот сейчас, утром 5 января, и прогноз был неутешительным, а потому, откладывать на завтра и ждать милостей от природы было нельзя. Свернув с Предтеченской на Зосимовскую, у желтого корпуса Вологодского государственного университета засняла памятник неизвестно кому, поскольку постамент весь засыпан снегом. Подумала, может, это Киров, рядом ведь Кировский сквер, и вроде похож, тоже с усами, только в жилете и длинном сюртуке, да мало ли… Но всё оказалось намного интереснее!

Памятник Христофору Семёновичу Леденцову, от ассоциации с Христофором Бонифатьевичем Врунгелем при первом прочтении избавиться было невозможно, однако ж, настоящий герой и своего и нашего времени, а страна должна знать своих героев. Так вот, Леденцова, широко и глубоко образованного человека называют «русским Нобелем», поскольку он завещал созданному им «Обществу содействия успехам опытных наук и их практических применений» весь свой личный капитал. Гордость и преклонение вызывают и цели его организации (одним из тех, кто разрабатывал устав, был Н.А. Умов), и структура, и личности его членов.

Целью существования общества являлось оказание помощи «преимущественно таким открытиям и изобретениям, которые при наименьшей затрате капитала могли бы приносить возможно большую пользу для большинства населения», причём пособия от общества должны «содействовать осуществлению и проведению в жизнь упомянутых открытий и изобретений, а не следовать за ними в виде премий, субсидий, медалей». Общество получило девиз: «Наука, труд, любовь, довольство».

Его руководящими органами являлись экспертные комиссии, делившиеся по направлениям: воздухоплавание (возглавлял Н. Е. Жуковский); химия (И. А. Каблуков); электроника, фотография, кинематография, приборы научного и учебного назначения и метеорология (П. Н. Лебедев); химическая технология, горное дело и металлургия (П. П. Петров и Я. Я. Никитинский); технология волоконных веществ (С. А. Фёдоров); железнодорожное дело, строительное и архитектурное дело, отопление и вентиляция (Гавриленко); двигатели всех родов (В. И. Гриневецкий); машины, орудия, приспособления и аппараты личного назначения (Н. Ф. Чарновский). Был патентный отдел, больше 100 заявок на изобретения рассмотрел до своего упразднения (после революции). В общем, респект и уважуха!

Человеку и памятнику - память (моя любимая тавтология) и слава! Потрясающе вот так осознать, что жизнь, конечно, кончается не завтра, но и началась она не вчера! Жизнь людей, страны, науки. Вот они корни, и эти ещё совсем недавние, но уже почти забытые, а то и неведомые, как надо помнить, и рыхлить и удобрять, чтобы отрастали!

Что касается корпуса, так у меня за время пребывания в Вологде сложилось впечатление, что куда бы я ни пошла, везде обязательно попадётся какой-нибудь корпус ВоГУ. Этот конкретный теперь занят электротехническим (привет совпадениям!) факультетом, а в прошлом это здание губернской гимназии, выпускниками которой были, например, Гиляровский, Фаворский, ну и Христофор Семёныч, разумеется!

Конечно, не удержалась и сфотографировала ещё несколько домиков по Зосимовской улице на противоположной от Кировского сквера стороне. Например, трёхэтажный красный кирпичный дом с кружевным балконом и кирпичной аркой над воротами– это дом Грачёва, где до революции располагался один из крупнейших банков Российской империи – Соединённый. А вот и памятник первому электрическому фонарю с писающим пёсиком, это уж непременно! Он установлен к столетию начала электрификации города в 2004 году. Знаменательное событие произошло 20 мая 1904 года, когда комиссия городской думы приняла первую  электростанцию, а на следующий день  в Вологде, заработала сеть из 35 фонарных столбов и 1800 лампочек в квартирах и конторах. Ещё один корешок, можно даже студентам рассказывать на лекциях как историю российского электроснабжения.
      
Левее фонаря на противоположном берегу за деревьями виден дом Варакиных, это здание является одним из старейших в Вологде, он указан на плане города 1781 года, я потом прошла мимо него, но не сфотографировала.

По пешеходному Красному мосту перешла на Заречную сторону. На замёрзшей реке Вологде, несмотря на зверский холод и ветер, когда ни один хозяин собаку на двор не выгонит, бронзового пёсика это не касается, катались лыжники мимо снежной крепости, вмерзшие в лёд суда жались друг к другу в зимнем сне, и снилась им навигация


Рецензии