Атлеты, сошедшие с древнегреческой вазы

Атлеты, сошедшие с древнегреческой вазы.

«И пот лился у них с ног и рук»
Гомер, «Илиада» (XVII,386) 

Я с ностальгией вспоминаю запах матерчатого борцовского ковра 1969 года - года, когда впервые переступил порог зала классической борьбы. Зал располагался на 2-ом этаже деревянного здания, стоявшего на берегу реки Вильняле, у подножия Трехкрестовой горы. Меня поразила огромная масляная картина, изображавшая борца, выполняющего бросок прогибом, огромная кварцевая лампа и коричневый плотный ковер из ткани. Это был храм борьбы, древнегреческая палестра, в которой безраздельно царствовал Михаил Ипполитович Мисюра – мой тренер, посвятивший свою жизнь этому искусству. Необыкновеннo широкая шея и мощная фигура циркового борца, вице-чемпиона довоенного чемпионата СССР по французкой борьбе, оставили в моей памяти неизгладимое впечатление.
“Не боги горшки обжигают” - любил повторять Михаил Ипполитович. Его уверенный и спокойный голос звучал для меня как призыв, в зале, где воздух был пропитан запахом пота и силы. Густой и тяжелый воздух, казался почти живым - он дышал вместе со мной, колыхался под глухие удары тел о маты. Свет из окон падал на пол узкими полосами, золотил пыль и пар, поднимавшийся от тел. Я стоял в тишине, которая наступает после предельного усилия - особой, почти священной тишине, когда мир будто на мгновение приостанавливал дыхание, позволяя слышать себя изнутри. Всё напоминало древний ритуал, мистерию, где каждый жест хранил в себе память о тысячах других, совершённых до меня. В такие минуты казалось, что между силой и болью, потом и дыханием есть нечто неизъяснимое - тонкая грань, где человек перестает быть только телом и становится чем-то большим. В этой тишине было что-то вечное - то, ради чего человек выходит за пределы усталости, забывает о себе и на миг становится чистым присутствием...
В такие минуты думал я: если "не боги горшки обжигают", то как назвать тех, кто творит чудеса на ковре, где пот превращается в свет, а движение - в искусство?  Полубоги? Они в моём воображении, по прошествии многих лет, преображаются в атлетов, изображенных на древнегреческой вазе, сплетенных в узор одного из самых мужественных и изящных видов спортивных единоборств. Их фигуры, застыв на мгновение, словно сомкнули вечность, излучая силу и красоту - ту таинственную и неуловимую грань, на которой воля сливается с мастерством.
Труд и энтузиазм творят чудеса. Слово «энтузиазм» происходит от греческого enthusiasmos - «быть с Богом внутри». Исполненные внутреннего огня, мы творим чудеса, когда в себе раскрываем Бога!

www.gold6958.wordpress.com


Рецензии