Дворец пионеров. Часть 2
1980-е. Любимый городок Тирасполь.
Во Дворце пионеров восьмилетняя Оксана — юная муза, полная света и смелых авантюрных замыслов.
Она ведёт за собой — в мир творчества. Тонко заражая всех волшебству таковому открыться.
Самый юный из детей Лёва влюбляется с первого взгляда — и в этом рождении чувств, проникающем глубиною в душу — раскрывается судьбоносный его талант.
А бездушная учительница рядом... Но чуду — не в силах она помешать.
... — А то, мне мамочка выдала неделю
назад:
— Ты, Оксана, взрослая уже — 8 лет! А мне водить по кружкам тебя некогда!
Я ей:
— Так ты, и не водила никогда… Я ещё в садике — в шоу-балет «Ариэль» меня записать попросила. Когда они детскую группу открыли... И на гимнастику… —
Ты сказала мне — с Аней договаривайся, чтоб отвозила туда.
… А она — что не её я дочь это делать…
С чего вдруг, сейчас, ты так переживать начала?
— Раньше я не водила — но и чтоб сама ты ходила, не требовала… А теперь я — партийный работник! Развитая — у меня дочь должна быть, если кто-то о детях спросит! ...
Составь на завтра — внешкольных для себя занятий план. Куда ты без сопровождения родителей по городу можешь добираться…
И чтоб к будущей деятельности твоей — взрослой, подготавливали они.
… После 8-го класса уже — профессию, чтобы имела ты мне! Дольше я на шее своей... не собираюсь держать тебя!
— Я Музой-Вдохновительницей мужа своего, мама, — когда вырасту сперва быть хочу! Потом уже — королевой.
... Ты меня в художественную школу отведи — один только разочек. Пожалуйста!.. Больше от тебя — не требуется ничего.
— Рисовать — ты хочешь учиться???
Этим, без таланта большого, не заработаешь много… Не надёжное совсем дело.
— Нет, мама! Я — позировать для художников хочу!
Уроки натурщиц брать там.
— Голой, что ли — как сидеть?
"???"
— Красивых женщин, мама, — изображают повсюду!
Голые все они, что ли?..
На плакатах коммунистических, хотя бы, — обнажённых ты видишь девушек?
— Я на них — Ленина, Маркса и Энгельса вижу, Оксана…
… Голыми мне их — и представить страшно.
(так обхохочешься, что в тюрьму посадят, — думает она про себя.)
— А живописи ты, конечно — не видела, мамочка, никогда?!
— В художке — рисовать учат только!
— А на натурщиц или манекенщиц красивых — где учат, мама, тогда?... Таких, что вдохновляют — мужчин Самый Лучших? Миллионеров.
"???"
— В кулинарном ПТУ, Оксана!
Мужики все — пожрать любят только... — Узнаю я, есть ли для школьников курсы у них.
Торты свадебные на заказ печь — к концу школы хоть ты научишься.
...
— Там девушка сидит — перья с мёртвых уток обрывает, мама. — Смотрю я ясновидением в училище, мне обозначеное: в котёл с кипятком, огромный такой, обмакивает их сперва.
А из него пар прямо валит горячий!
И воняет ей…
А она сама — в халате белом, когда-то. Сейчас уже грязном,
— пот со лба рукавами стирает — руками раздувшимися.
… Хотя вся она, мама, — раздулась уже… А ей 16 всего лишь!
На табурете ободранном сидит там...
Плитка только вокруг — убитая. Одинаковая: и на полу, и на стенах — всё её счастье.
И ты мне — такого желаешь! — мне хочется плакать.
— Было б так плохо, — не учились бы там, — мать возражает.
— Есть, конечно, мама, — кто, по призванию, людей вкусно хочет кормить по жизни… Но, вообще, — недобор в ПТУ там был... Учащихся... и общежитие до экзаменов вступительных всем нуждающимся давали.
Она и пошла, чтоб в селе своём не застрять…
А торты — на 4-м аж курсе — в «Кондитерском деле», там печь начинают. Утками — до розочек масляных на пироженых — обучение у них выстлано.
... Ты меня можешь хоть на улицу выгнать, — я и за общежитие даже туда не пойду!
— И что, — хвосты коровам крутить в поле будешь?
— Ты, мама, мне фразу эту — с рождения, через день повторяешь!.. Одна её — и понимаешь только! Сама, что ли — крутила их?
— Так про ленивых людей говорят.
— Залениться с такой матерью — мне мечтать только можно!
Каждый день — что сделать мне — как рабыне повелеваешь.
… Поняла наконец-то — что, когда ты «Золушка» — сказка любимая твоя — упонянула, — мачехой в ней восхищалась!
Ты, мама, тем — кому достижениями дочери парторга хвастаться, не водя её никуда, планируешь. Что ленивая развивать меня — объясни просто!
А то — обидно очень!!! Я-то знаю свои таланты.
— И какие же, это?
— … Я, мама, — М-Узой! — во всех жизнях была!
… Художникам прерафаэлитам, например, хотя бы — позировала.
Элизабет Сиддал — меня в жизни той звали… А портреты мои — в галереях всемирной известности висят! И в коллекциях богатых самых людей в мире.
"!!!"
Один из прерафаэлитов — в художественную школу в нашем городе сейчас ходит — Олег Ткач.
… Ты меня туда отведи только, — я с ним сама договорюсь, чтобы он позировать меня возил ему. Раз ты занята так! …
Он большой уже парень — пятнадцатилетний!
— Ничего больше не придумала, Оксана?.. Только — такое сопровождение??? — она изумлена...
— Друг его, тоже, — Вадим Андрющенко, — прерафаэлитом был, мама!
Он портреты Персефоны — известные самые написал, в 19-м веке! Данте Габриэль Россетти — звали его…
Он — на станцию юных натуралистов водить меня с собой может. — Просматриваю третий глазом возможности моей занятости ещё, — у него — кролики ангорские и лошадки, там есть… — предвкушаю радостно. — Даже, мамочка, пони!!!
— Вот это — хорошая идея — о-чень, Оксана! …
Я на выходных такси возьму — крольчат на рынке — к бабушке отвезти, куплю. Ты туда ездить как — знаешь…
Чтоб к Новому году они мне — откормленные, жирные были! Мясо я продам.
— Ты, мама, — шутишь, надеюсь? На базар — торговать ты им пойдёшь — со своим партбилетом?
У тебя самой — талант внешкольные занятия планировать, чтоб горкомовцев своих удивлять — оригинальнее, моих куда — вижу!!!
...Голой — покупателей зазывать будешь? — я, как ты буду спрашивать.
"???"
Не сама ты это придумала... А Марина — ведьма из будущего — шепчет тебе. Убить она меня хочет. — Пугаясь, я обнаруживаю: что мать — под влиянием моя, оказывается, — из вне ей внушений. Мне пока не понятных.
... Мало ей, что ты и сама — всё прекрасное уничтожаешь во мне...
Знаешь, мама, как это страшно?!!
— Ладно, Оксана, — угомонись! Что за чушь ты — про ведьм несёшь, ещё?
… Запишу я в художку тебя — на следующий год. Они раньше девяти лет не берут, всё равно.
Но там — экзамены вступительные сдавать надо! …
Походишь в кружок рисования во Дворце Пионеров — подготовишься пока. Туда ты пешком дойти сама можешь. (я на транспорте пока сэкономлю… — слышу, как последнее она думает про себя уже).
... Пошла я в ту изостудию...
Нарядилась! Волосы — распустила красиво, лаком «Прелесть» побрызгала…
Говорю ребятам там:
— Учительница — заболела ваша!
Я на замене вместо неё, сегодня…
И будем мы портрет учиться писать — человека! — с натуры!
Хотите меня нарисовать???
… Там учащихся всего-то семь человек собралось — в начале года учебного. А мальчиков, и подавно, — двое…
Но О-чень они захотели!..
Поэтому и девочек, тоже, — втроём убедили мы... Даже завистливых…
Объяснила я — как Законы Мироздания работают:
Сперва — ты кому-то портрет пишешь,
Потом и тебе напишут…
Добро всегда возвращается!
Но одна — спорить стала. —
Не верит она, мол, что я тоже потом всем портреты их сделаю…
А я — этого, и не обещала!
— Я на вас, мадмуазель, — бесценное время своё — бескорыстно собираюсь потратить.
А вы — мелочность, как торгашка, выказываете в ответ…… Я сейчас развернусь и уйду — будете объясняться тут перед всеми, что это было!
— Так — прямо в мозг, и сказала ей. Чтоб сидела тихо.
… Все подумали: одного моего взгляда — молчаливого — ей было достаточно.
— Итак, — в ладоши хлопнула над плечиком моим для внимания, — Я вот тут сяду перед вами!
А вы мольберты свои — по кругу расставляйте, пожалуйста, чтобы всем меня было видно.
… Пошустрее располагаемся: материал у меня для вас сегодня обширный.
И ушки — ко мне все держим, по ходу, — объясняю им.
— Портрет начинается — с построения карандашом его!
И с-А-мое сложное в этом процессе — разметка лица пропорций…
… Я буду — объяснять, как делается это, — а вы — строить.
Потом проверю — кого поправить надо, пройдусь.
И далее мы последуем.
— Меня, пожалуйста, поправляй почаще! — мальчик, который первым мольберт принёс, запросил.
— Хорошо, Лёва!
… Ты — только подальше отодвинься чуть, — не упираясь в человека, портреты пишут.
— А откуда ты — как зовут меня — знаешь?
— Я — Волшебница! —
снова в ладошки хлопаю красиво — зашёл мне очень этот приём педагогический.
— И для построения лица сперва — линию провести... Осевую! — необходимо вам...
А от неё уже — много всяких других отложить измерений.
Зап-У-тан-ных! — не скрою от вас, весьма.
... В-Есьма! — повторяюсь, акцентрируя фокус я, чтобы осознали — насколько.
— Поэтому — я технику для вас, — под любительскую адаптировала пока, — У-про-щён-ную.
Вижу, как с благодарностью улыбаются ребята, приветливее — от поблажек таких... Напряжённые иные до этого: «Что это за девочка, младше — командует ими? С чего вдруг — ??»... По большинству подростки — лет десяти–четырнадцати.
— Я — вундеркинд, просто… — коротко поясняю. — Пожалуйста, нарисуйте на листе вашем... сейчас — "овал"! — красивый самый, на какой вы только способны.
Это будет лицо моё!
… Делаем, не ждём! — активно тормошу, пробуждаться — Гениев — в практикантах я моих. —
Немного под наклоном — можно, — склоняю головку к плечику, элегантно развёрнутому едва вперёд, — шейку вместе с тем вытянув и подбородочек приопустив мой… Взгляд — так, из-под бровей — подаю выразительнее, слегка ещё сщурив. —
Это для Образа Глаз! — поясняю — проникновенно-сосредоточенных.
Чтобы вы глубину захотели изобразить их… Неподражаемо — как — н-икто! — потом больше не сможет!
— Т-А-КУЮ! — что и остановиться творить уже, были бы сами не в силах!
Искушающих таинством глаз — жерло самое!..
Но — нутром поглощенных своим — погружённых в мысль при том, ... как — на портретах выдающихся всегда они… Понимаете?
???! — отрешённых!
... Как… (я задумываюсь) … Лимана Дно — глаза нарисуйте мне.
Тёпло-карее — оно тоже, ... но — с лучами света — в иле играющими!.. С волнением водорослей в них — живым…
Представляете, д-А??? — КАКИЕ?
……
— Прозерпины, точь-в-точь очи — на портретах Россетти Данте.
В темноте от других, как сокрытые — бездны бездонной невольник тоже — как и тина в глубинах оседшая.
... Но доверчивые, при том — как юнца любовь,
мягким светом сочащие…
В их лимане немом —
к тайнам судеб — с Великим сочувствием!
Она — Солнце Весеннее — в Аду,
… в его вечности. —
затихаю я в паузе.
— Понимаете теперь — «КАК?!?» — глаза вы писать должны???
Будто стих сочиняете… кистью ведя —
о души в них зеркала опыте! Судьбах, в них отражений… мирозданья существ всего.
Лишь одной Прозерпине, там — в тартаре — видимых.
Если НАСТОЯЩИМ — портретистом — стать возжелаете!..
— Шёпот сердец — продолжаю — в глазах царства теней Царицы…
В шахтах мира — потустороннего… упокоенных!
И ш-ааа-ги их… — оглядываю я притихших ребят вокруг — в представлении Преисподней реалий.
Протягивая для перформанса далее — впечатляюще тихо:
— Шорохи штолен! Шатающихся!
Шёпот, швыряющий в шок —
Шизофрении — в шершавых шрамах…
… Шпилях… штыках… Шнурах шевелящихся…
Шкурах шакалов…
Шимпанзе шустрых — шерсти! — ликую немного внутри, что запугала «неведомым» я художников — натур впечатляющихся, как считать принято…
Смягчая далее голос — неожиданным им поворотом в акцентах моих… —
… Шелест Шопена — шальной, шаловливый — поднимаюсь в тональности!
Шуршание Шумана…
Шестаковича…
Штиль — Широ-ооо-кий…
Шторм Штрауса — ШУМНЫЙ! — Шатающий!
Шампанским — шипящий!
Шелестом шлейфов шикарных штор…
Шквалом шарфов из шёлка…
Шарахающий! Шляпок шармом! Шпагами!
… Шоколадный шутник!
Шиповник… шалфей… шафран…
Шестикрылый шелковиц — шелест…
ШЕДЕВР —
глаза её! — донести я до вас хочу!!!
Понимаете???
— Я — «шалаш», ещё — на «Ш-э» знаю! — семилетний Лёва, в группе заметно маленький самый — впечатлён подачею моей до предела…
Так что — вперёд весь вытянулся — не пропустить дабы ничего.
— А я — «шлюха»! — кто-то с задних рядов, постарше, выводит из пограничной всех атмосферы, мной созданной — заставляя смеяться над вариантом слова «оригинального» — на ту же букву!
— О- чень! — я делаю акцент —
Приятно нам познакомиться! — хохотать более даже — животы надрывая — включая ребят…
И персону… внимание от меня отвлекающую их — осаждая так…
— Я — имела в виду, что слово такое знаю — обиженный тот же голос поясняет теперь…
Пока — держу я паузу — чтоб угомонился мой коллектив, взбудораженный…
— А … Я — не знаю таких слов! — вспоминаю, как лет ещё в пять — попросила папу «запретить мне знать плохие слова»…
Дабы не вырвались случайно — если буду… —
«Королевы — не говорят такое!» — пояснив ему…
А кто отвлекаться смеет — уток будет ощипывать потом… в ПТУ кулинарном — доношу, и смыслы жизни по ходу — усвоенные мною наглядно — более чем уже…
… — И ненавидеть себя тогда:
что Художником Великим стать — упустил сегодня возможность!!!
— Я — букву «Ш-а» употребила, дабы пример нестандартности творческого подхода вам подать…
Мне увлечь вас важно — стиль особенный свой обрести — сольный, собственный, индивидуальный!..
Заразить идеей — что неповторимыми личностями вы можете стать… гениальными мастерами, человечеством признанными. Понимаете?
Смыслом окрылить хочу вас — творения мук отрадные постигать!
Чтоб не я вас заставила — написать сегодня меня… и забыть уже, к ужину…
А чтоб сами — одержимыми стали… спать не могли больше.
Ночами — глаза в головах своих вымышляли, вынашивали…
Судьбоносные вам. Главнейшие!
Памятью после — потомкам оставленные…
— Ш-икарные — я глаза тебе нарисую, Оксана! — клянётся Лёва, с открытым ртом… на коленях, на табурете его привставший, и загипнотизированный совсем.
Заражая эмоциональным собою — сконцентрироваться и сомневающихся согруппников — я вижу в силах своих. Малевать — кружок посещающих, в основном для родителей удовлетворения — более своего.
Поэтому погружение в облик — артистическое, как педагог, мотором пламенным пылающий в груди — не прерываю я.
Видя, что к цели — Предназначения путь внушить искусства отпрыскам — близка почти…
Я — прикасаюсь пальчиками, изящно под скулою теперь — выделяя округлость приятной более, так её — для портретистов внимающих…
И молочной всей, шелковистостью трепетной, — выворачиваю к ним и запястье своё.
В интимность профессии — чувственную — погружая впух, целиком, окончательно всех и начисто — я мечтаю:
— О-ВА-ЛЫ — мы ваяем сейчас, — напоминаю! — прерываю переглядывания детей я…
Когда мне далее объяснение продолжать можно — по тому, что младший самый из вас — карандаш опустил — пойму я… Учтите, пожалуйста!
… Лёву конкретно не упоминаю, не задеть — дабы. Мужское начало, процессом вдохновлённое его — так, что взобрался он уже на перекладину мольберта с обратной стороны его.
— Я, Оксана, О-вал — только сверху красиво нарисовать могу… Поэтому — низ я — вверх ногами сделаю — как будто верх тоже.
Перекинувшись через мольберт в потолок задом, старательно вычерчивает он форму.
— И линию проводим — уровня глаз, теперь…
Посередине овалов своих — Го-ризон-т-а-льную!
… Так — классически — размещаются глаза — головы посредине! —
Я — линейкой, чтобы не переживали вы — всё замерила на себе…
Идеально-Классические — мои пропорции!..
Смело — как говорю вам — рисуйте! — сомнениям предотвращаю сразу.
… Опытные же художники — для тех, кто в развитие своё далее пойдёт — информация:
Вот так производят замеры:
Театрально изображаю я несколько поз — заученных мною с обложки учебника художественного…
Где при помощи отведённого карандаша и прищурясь на фото — грациозно подают себя в технике живописцы Ленинградской академии художеств студенты.
Максимально экспрессивно выкладываясь в пантомиму мою — дабы погрузились обучаемые, опять же — в эпохальность профессии сей исключительной: мастер портретный, и в подачу влюбляясь тоже.
— И далее… — вертикальной разделяем линией — пополам овал, ещё!
… По которой — построение носа предполагается… губ… складок носогубных…
И, конечно же… — снова в паузе обвожу я всех взглядом поочерёдно — Ямочки — на моём подбородке!
… Она — когда улыбаюсь я — появляется иногда…
Развеиваю в значимости архиважной детали недоумения — умиляясь влюблённо.
Так, что и не усомнишься уже — жизнь без неё, не та совсем, у не посвящённых…
… И на щеках!.. — тоже есть у меня они тогда, учитывайте…
— Хотя… — приукрашать вы можете — и без улыбки изображая даже их — по желанию.
… Портреты — гениальные самые… знаете ли — на индивидуальный стиль автора опираются всегда!
… А — Нереалистичность — и уникальным даже сделать образ портретный поможет — чувственное наполнение отразить его, или символистическую атмосферу.
… В зависимости от цели — художник для создания стиля — применять может подходы оригинальные самые:
Искажение пропорций, например — дабы акцентировать черты, необходимые.
Или же — цвета использовать неестественно — для абстрактности. И передачи эмоций образа.
… А отказ от детализации — как — не прорисованное, обобщённое более воспроизведение — впечатление в целом поможет, глубже отразить в портрете…
Смысловые — усилить его нагрузки!..
— Вы только — Малиновое! — не рисуйте мне лицо, пожалуйста, попрошу.
Или — как у Фантомаса — сине-зелёное…
И… с ямочками уж — тоже не увлекитесь. Так, что дыры в мольбертах просверлите… — шучу.
— Я тебе, Оксана, — дырочки в носу ещё нарисую, можно??? Дышат которыми!
— Ноздри, Лёва! — Они называются… Смотри, чтобы — на хрюшку портрет твой не был похож, только… Такие — миллиардеры не покупают!
— А гл-А-за — обязательно два, Оксана, тебе???
… Я — одинаковые — не смогу сделать, наверное…
— У волшебниц, их — три, вообще-то!
Один — на лбу, ещё — невидимый…
То есть — мне видимый, а другим, Лёва — нет!
… Ты — если два хотя бы нарисуешь — идентично — то, я тебя п-о-целую!!! — Шуточный предлагаю стимул ему, чтобы к успеху активнее стремился…
Но Лёва — неожиданно мне — предложение принимает серьёзно-таки:
— Ты ч-е-стно, Оксана, говоришь??? — стеснительно потупив взгляд свой вниз, — как… и намеривалась я — немного смутить его, — разговорчивого… — он вдруг заливается краской!
Но, растягиваясь при том — и в предвкушения улыбке — тему глубже развивать начинает:
— Ты — при всех пообещала!.. По-це-луешь???
— С выражением обязательства он поднимает взгляд — обнадёженный вдруг, — и оглядывает далее — остальных ребят, как свидетелей…
…
— Не верю я, Лёва, — собираюсь в незапланированном событий повороте, отбривая строго, — что ты глаза одинаковыми нарисуешь!!!
Ты — и один — закрытым вон сделал уже… — подхожу я посмотреть, как прогрессирует работа его…
На которой — глаз уже есть, — но… в виде вниз дуги — полукруглой…
И — с забором палок с неё торчащих, — как трёхлетки солнце рисуют!!!
… Как догадываюсь — ресниц моих…
Приём — искажения пропорций с целью достоинства подчеркнуть — Лёва применяет виртуозно излишне!!! — опыт демонстрируя, что большой имеет!
— Мухлюешь??? — полюбопытствую я…
— Это я, Оксана, — только снизу его нарисовал пока, — раз уж вверх ногами стоял уже…
Он же — тоже овальный… — объясняет мне добродушно парнишка.
— Не совсем! — отвечаю…
(Отмечая — «ногами», уже про себя… пятой точкой ты более кверху… ноги внизу пока, слава Богу, — у максималиста такого, тебя…)
— Что — не совсем, Оксана? Не понял я…
— Глаз Овальный, — поясняю. — Тут вот — железа слёзная, где — пониже, он у меня опускается…
А здесь — внешний уголок — наоборот, приподнят поболее! — поправляю, извлёкши карандаш из ладони его, — эскиза интерпретацию, как считаю халтурную…
— И ресницы — не такие!… По крайней мере, надеюсь, — Валь-яжные, у меня! — пафоснее подобрать, я считаю необходимым, слова…
Не обидеть дабы Лёву, постаравшегося, — как смог уже, — тем, что стираю их ластиком.
Инициативу захватив решительно, в свои руки… —
У Домовёнка Кузи, только — так отчаянно торчат они!
… А я, в мультфильмах — ещё не снималась!!! Таланта не хватает… — вызываю я смех у ребят опять, — одобряющий, — что удачно Кузю-очаровашку, упомянула так.
Популярного сейчас, у них крайне.
Прошедшая премьерой в 84-м году, — за неделю всего, до описываемого мной дня, анимация советская — полюбилась детьми и взрослыми моментально.
Шумихи наделав вокруг неё, повторяемыми героев цитатами.
— Посмотри внимательно, «На-фа-ня»! — продолжаю я, уставляясь очами своими в Лёвины.
У меня реснички — культурные характером более… Не выпячиваются — выделяться так нагло; цивилизовано себя подают!..
— Снова за карандаш берусь, штриховать, — Вот так вот — Элегантно располагаются!
… Прорисовываю их, — на виду сгруппировавшихся вокруг нас, подошедших остальных творцов изостудии…
Примером исполнения моим — заинтересованных тоже.
— А… здесь — Сверху?.. Как у тебя, Оксана?
— В-ооо-т-Так! — продолжаю рисовать, как изучила по художественному самоучителю.
… Тут — складку века верхнего — нужно отобразить, ещё.
И тень затушевать — в уголке вот, сверху…
А тут — по центру, радужку — цветную часть глаза — нарисовать нужно правильно тоже — «Не кругом просто!».
Она… — веком перекрывается, — посмотри…
Зрачок — по центру! …
— Вниманием группы увлечённой, я вдохновлённая уже с трудом останавливаюсь…
Построив весь практически глаз мой — на портрете Лёвином…
То есть, портрет — тоже мой!..
И мною же, по большей части, пока исполнен… Лёва — лишь автор.
— Красиво! — выдыхаю довольная, как получилось…
……
— Теперь, Оксана, мне только второй — такой же — нарисовать надо???
— Да! — киваю я, — ведь логично.
— Да… поцелуешь???
Лёва — настойчивей, чем предположить я могла! Ловко, как уловил меня на отвлечённом.
Под уставившимися взглядами остальных рядом — на слабо проверить и саму меня — тоже не против…
Выбора не подтвердить вознаграждения им ожидаемого — мне и шансов-то не остаётся.
В азарт всех вводя, преднамеренно словно, — мелкий этот, неожиданно обнаруживаю я, — в группе любимчик, оказывается!
В противовес мне — незнакомке, так бурно внедрившейся в коллектив уже слаженный.
Обидеть малыша — мне не позволят тут, — вижу…
— Д-ааа! — повторяюсь я.
Хоть и не справедливым требования нахожу. В условиях, что сама уже первый глаз весь нарисовала…
Факт, — что заслуженного добьётся он, даже так — вызывает мои сомнения.
— Договор — дороже денег! — осмелев совершенно, в тени повзрослее ребят, Лёва подходит ко мне, — чтоб подергать за руку…
Соглашение наше, дабы разбили.
(Как ты выкручиваешь на себя всё… то я — из принципа не уступлю теперь! — думаю, в запал входя. Поединка, негласно мне — всеми устроенного…)
— Пиши портрет — мне! — Себя превосходя, — малыш наивный…
Когда в дверь заходит — нежданная уже совсем нами преподавательница изостудии.
Чей персонаж — я, якобы, замещаю…
— Та-д-А-м! — вырывается озвучка аккорда у кого-то из группы детей.
Непонимающе на меня оглядывающихся — теперь…
И я — совершенно с ним согласна, хоть и про себя, — что Дама эта — не кстати!
— Извините, пожалуйста, что опоздала я сильно так… — разматывает она по ходу шарф с себя. — Получать бумагу поехала, а завхоз приболел, видать — не вышел…
Прождала зря… — Хорошо, хоть вы расселись уже, — молодцы у меня такие!
(Ага, — расселись бы они… "У ТЕБЯ", — думаю, — если б я их не усадила…)
— Сегодняшняя тема рисунка — «Олень — на фоне живой природы», — объявляет далее она… — Ты новенькая — Оксана — Да???… Мне твоя мама звонила… — сюда вот, пересаживайся.
За мольбертами мы рисуем, — несёт она мне один, — с другими учениками скопом смешаться…
Пока размышляю я, — что внушить завхозу телепатически, что Воскресенье сегодня, дабы на работу не вышел, — недостаточно продуманный был мною проект…
Я-то представила, — что застрянет училка на всё занятие там, в ожидании, планы считывая, вчера её.
… — Мы уже без Вас, извините, начали!.. — пытаюсь сопротивляться ещё. — Я, чтобы время не терять, — портрет человека научиться писать, предложила ребятам! — Вложившись в предприятие уже на столько, — срывать мне его, конечно, прискорбно…
— У нас тут — полупрофессиональное обучение, Оксана — портреты не пишем…
Для позирования — подсветка специальная нужна. У нас её нет… Ты в художественную школу поступишь, когда будете там — портрету тоже учиться… А сегодня — олени у нас!
Не отступаем мы от плана методического…
— Ладно, — думаю, насупившись, — нарисую я формалистке этой, из регламента не выходящей, — по плану её — Оленьему…
Б-ааа-бочку!
… Которая — у оленёнка Бэмби — на носу сидит… Будет автопортрет мой первый.
Извините, у меня — план тоже… «Фея с оленем» — портрет будет, ладно уже… — рисую я выпуклость в углу листа, в самом низу. — Это оленя нос, — находке усмехаюсь моей. — Если спросит — «—Где же он? Олень мой…», — будет…
И — бабочку вывожу, — на весь оставшийся ватман размером.
… А она мне замечает:
— Ты, Оксана, — лист — кнопками прикрепи на мольберте, повыше!.. Чего он у тебя? — внизу лежит так — неудобно же…
— Откуда?.. я знаю… — отвечаю… (Итак, день испортила… придирается ещё!) — Я за мольбертом — не сидела никогда!
— А, зачем ты… — что портреты писать наизусть знаешь как, ребятам тогда, сказала? — настучала ей уже на ухо пошла девчонка, что рисовать меня не хотела.
— Я — теорию выучила… наизусть всю… — по самоучителю! — (Оправдываться ещё вынуждает «тётенька»), максимально гордо держу я спину. — Чтобы портреты писать мои помогать другим, — эффектно!
… Про кнопки — в книге там — не было ничего, извините!
— И зачем тебе столько портретов?
(… Ухмыляется с меня, она что ли??? Х-ххх…)
— К будущему, — мне мама сказала, — сейчас уже нужно готовиться! — выдыхаю… с видом, что докучает неотвязная…
… Попросит меня потом муж миллиардер — показать ему, как я музой училась быть… А я ему что скажу? — «Извини, дорогой, моей маме некогда было к профессионалам меня водить. Нечего мне тебе предоставить»… Так, по-вашему, что ли?
… Я сама — на портретистов, желающих выучить всех могу… раз уж так.
А она думает: — Да, у нас тут хотя бы — простого, путёвого мужчину найти…
— И, если не встретишь миллиардера, Оксана, ты? — (Присосалась прямо, пиявка.) — План «Б» — тоже есть у тебя? — думает, что: поучиться бы ей у меня жизни планированию надо.
— Портреты продавать буду! — обрубаю, буркая ей так, чтоб отстала. — К тому времени их — много! накопится…
А Лёва — этот, — сел дальше всех. У окна аж самого, в студии просторной такой, развернувшись, чтоб работу не видно было… И заявляет ей:
— Вы только не смотрите у меня, пожалуйста! Я — сюрприз вам сделать, Ольга Михайловна, хочу.
Мадам — аж оживилась вся. Что он льстит ей, — при том, что меня осадила… Улыбается, розовеет, — как старается, неё ради мальчик.
— Пр-А-вда??? — с удивлением таким, наигранным, — она ему…
… А он:
— Да! Я вас — cамым-пресамым красивым оленем удивить хочу!
(Вот же — Преее-датель!)
… Пыхтел, пыхтел там — занятие всё.
А в конце — говорит громко так, на весь класс, выдыхая:
— В-сЁ!!!
… Нарисовал я — оленя прекрасного самого!!! … — и мольберт ко мне тащет, зачем-то, свой, работу не открепляя:
— См-Отри, Оксана! — говорит.
… А там — портрет мой им доделываемый, оказывается!
Когда у остальных всех — олени унылые, как и авторы их, на листах. А Лёва — улыбается до ушей, счастливый. Заявляя голосисто, дальше:
— Два Одинаковых Глаза! —
И правда — сделать смог малыш. Чтобы я его поцеловала……
ОБА ЛЕВЫХ!
… — Они — только цвета разного, — это краски самые любимые мои!.. — вздыхает аж снова, от восхищения он. Аккуратно, довольно расцвеченными им — бирюзовым и лимонным — очами моими прекрасными.
… Но, по форме — одинаковые глазки сделал я!!! Один в один, Оксана, с твоего — всё скопировал! — Мольбертом по полу тарахтя, двигает на рассмотрение мне их он.
— Этот — видишь, да? — как будто на свету больше, — я выразить хотел…
Лёва таит от любви — к творению своему, и желания его и меня с головою окунуть в него. Необъятного, от страстей авторских:
— У меня — Электро-Малиновая! Ещё краска — о-о-чень красивая!
Я ею — щёчки сделал тебе, — Посмотри-Как! — у мальчика сводит дыхание всё больше, от чувственности живописности изображения им созданного. — Только я с водой смешал, — и не видно поэтому, какой необычный он — Электро-Малиновый! — повторяет Лёва, название пигмента совершенно восторженно.
… Ты же — малиновое, сказала — не хочешь лицо… — поясняет он действия свои, по осветлению тона.
— Ультрамарин — есть цвет. Но — фиолетовый он, Лёва. — что название существует, околдовавшее так его, сомневаюсь я.
— Нет! — Это другой!.. Посмотри, темнее — он крас-Ивый какой, вот! — тыкает пальчиком рисовальщик в квадратик краски цвета марганцовки, в большой коробке-фурляре пластиковом — Ленинградской акварели «Белые ночи». Что сокровище — для профессиональных даже художников… А первоклашки его, и тем более — инструмент драгоценный.
— Цвет потрясающий! Не могу я — не согласиться, Лёва… — даже думаю, что завидую такому-то богатству, невиданному… Надо будет потрясти и мне родаков. —
… Но, — где же губы мои на портрете?.. Не вижу!!! — Меж трёх розовых ямочек, дарованием изображённых юным, выделяется на бумаге — пустое пространство. Лишь предполагаемого там рта.
— Ну…, — мнётся в усмешке он сдавливаемой, — я потом, Оксана, скажу тебе... Почему я — губы не нарисовал ещё. Ладно? — Снова опуская глаза и смущаясь, он краснеет — до электро-малинового отлива, излюбленного…
… И знаешь, что, Оксана??? … Я ч-Естно вижу — как светишься ты!.. Вот так же, — как глаза я сделал тебе, — цветами двумя... Только — акцентирует, притормаживаясь он, с удивлением в голосе выраженным, — из сердца!
… Я так раньше — никогда не видел!
Это — у волшебниц лишь бывает? — мальчик так покорился гипнозом обучения моего сегодняшнего, и о третьем глазе упоминании… что и свой раскрыл, погрузившись под впечатлением в транс… И энергии Максима с Андреем — в груди моей лицезреть теперь может… Хоть, сама я, — о чём говорит он, — не понимаю сейчас. С памятью о них — Ильёй мне стертою.
— Клёва, Лёва!!! Изумительные — цвета ты сделал! Глазам моим — карим… И одинаковые, взаправду — совершенно они!!! — Стараниями его, как и стремлением смелым — к цели идти, несмотря ни на что, — впечатлена я немало. Перехватывая взгляд в нашу сторону преподавательницы, уже недовольной… Как и качествами душевными тоже — искреннее более куда, чем подумала я изначально.
… Так, — что, и не знаю, как разъяснить мне ему теперь, что глаза — симметрично должны быть развёрнутыми, того кроме… По Божьему замыслу у людей.
— Как-то — пр-Авее, более бы, — мнусь я тоже, — второй левый — развернуть мне хочется, — тенденцию пожелания, скромным тоном оповещаю ему...
— Не-ееет!!! Левее! — тая в улыбке нежной совершенно своей, автор — не то, чтобы возражает мне... А — позицию упорствуя так, продвигает понять свою:
— Я ведь — ЛЕВ, Оксана!!!... У меня значит — ЛЕВОЕ ВСЁ — должно быть!!!
«!!!!!!»
В следующую секунду — Лёва вырастает во мнении моём его относительно!
… Ребёнок — я-то подумала, дурачок просто — так с глазами напутать… А он — оригинальный бесконечно такой, оказывается!
— Бееез-брежный — ты, Лев! — выражаю в слове я ощущений моих поток, нахлынувших. От идейности в Лёве глубины…
— Без Брежнева я, Оксана? — вопросительно показывает он, что слов моих — не догнал значения.
— Без берегов!!! — поправляю, смеясь, — это — неограниченных означает резервов мироощущение твоё. Особенное… Редкий та парень! — если маленький такой — себя нашёл уже.
— Я, Оксана, третий по росту в классе… — «мужчина», — снова позицию свою подчёркивает, — не м-Аленький! — пока отхожу от мольберта его — в пару метров назад я, дабы композиционную идею — нагляднее рассмотреть саму его, за деталями.
— «Я Лев — рисую всё левое!» — повторяю за ним ещё раз, чтобы осмыслить полнее. — Отличнейшая находка — для персонального бренда!
Пока привлекаются к нам и остальные теперь ребята. Расходится, собирающиеся уже, но обсуждением нашим привлечённые. И любопытствующие теперь, — что же такого сотворил их меньшой?..
— Авангард! — не многим даётся, знаешь ли, Лев… — выказываю радикальное мнение критика я, в стилях осведомлённого. — Искренне написано!.. Задушевно!.. Глубоко!.. Прочувствованно!.. Впечатлена я — как ухватил ты смыслы, — чему научить я сегодня хотела!
… Всех вас… — добавляю, группу осматривая… Впечатлённую весьма эпитетами — портретисту, созданному мною всё же, одному. — Принимаю я портрет в твоём исполнении! — завершаю значительно. Под признательными, и завистливыми даже, иными товарищей его взглядами.
— И-иии?-??? — вытянув губы трубочкой, Лёва закатывает глаза к потолку в ожидании.
— И…, что-ооо?
— По-це-луууй меня…, — тихо протягивает он рдея, перед болельщиками своими. Педагога просьбу домой поторапливаться нам игнорирующими, в разворачивающейся сцене. — Ты мне обещала, Оксана!
— Так я, и не отказываюсь… — поцелую!!! ... … Когда ты — известным художником станешь, Лев! — нахожусь, как увернуться мне, с видом на будущее. —
Портрет — сохраню я, как первый твой… — он миллион денег будет потом стоить! ...... Вот — тогда… — и целовать тебя будет респектно! — Заслужишь…
— Я же думал — ты сейчас имела ввиду! — Лёва-милый улыбаться продолжает стеснительно. Что расстроен — чуть не плачет, скрывая вот так…
— Если — я сейчас поцелую, сразу… — у тебя развиваться — не будет стимула уже, дальше… Поцелованному такому! … Сам посуди. — поворачиваю я рассуждение его, в стратегическом на рост направлении. —
… А я вижу, что в будущем ты — знаменитым художником в Москве! — будешь. — сочиняю я плодотворные, жизненного пути мишени ему. — Не променял потому, что — шанс свой сегодня ты, — на оленей-бедняг. По методичке пастись обречённых… — подшучиваю, надеясь вызвать его улыбку, образом таким, прощающую меня. —
… Не хочу я, Лёва, извини, — будущее великое твоё — подорвать сейчас поцелуем! Понимаешь?
… Не предавать себя — это самое главное в жизни, запомни! Чему ты, и научился сегодня…
— Ты что, как Алиса Селезнёва, Оксана?.. Кто кем в будущем будет — видеть можешь тоже???
— Могу! — о функции такой ясновидения, не задумывалась я до сих пор как-то... Но отступать теперь уже невозможно.
— И-ии… чт-ооО??? — весьма напряженная лицом, в разговор вступает вредная та девушка. — Мы все уток ощипывать теперь, в ПТУ будем — в будущем???... Ты — поэтому так сказала??? Видела, потому что? — я вижу сомнения охватывают её — в позициях ранее выбранных...
— Н-ееет!.. Я — образно сказала… — пытаюсь успокоить её, — другое делать ты будешь, Таня!
— Что-ооо??? — Говори давай!.. Получше уток, что-то — надеюсь??? — выказывает она, что злится весьма, и на себя теперь. К вскрытию гения в ней — шансу, отнесшуюся несерьёзно… И на меня, — что убедительной недостаточно была, когда — за призванием всех в очередь зазывая.
… Так, что начинаю, и вину испытывать даже я, — что переусердствовала в роли, видать, мошенничая ранее... Как казалось — из соображений лишь благих.
И настроится пытаюсь — судьбу дальнейшую —разглядеть её вс же, интуитивным каналом. Переживания желая развеять девчонки.
— Скажи, что, — и Я! — гениальной художницей стану! — Напирает, в боевом она тоне. — Зря езжу сюда, что ли??? — Пока, замедляюсь я — информацию осмыслить, и действительно нахлынувшую на меня, легко нежданно.
— Ты…, —… как Валентина Терешкова, будешь — первая женщина в своей профессии... Только не космонавт. — Как сказать мне, что — и, вовсе, вижу — слесарь-сантехник будет она? К изумлению моему, я и не представляю.
— А кт-О? — Таня, постарше годами гораздо, с Лёвой нас, бесится. Переживать меня теперь вынуждая — демонстрируя, что конфликтная, более чем.
— Ключевой специалист! — По системам комфорта современного человека... Без тебя будет — никуда просто, в будущем там. — подыскивая слова аккуратно, надеясь смягчить гарпию. Атмосферу, — что я будущее тут всем испоганила, создающую напористо так. Ответственность перекладывая за судьбу свою нерадивую…
(мне домой сейчас выходить, вместе со всеми, вообще-то…)
— Гением станешь ты, … как и Лёва, почти. — уверяю её. — Но, только в смежном ремесле художественному…… — слышу в голове, как под трубами лёжа — в завтрашнем своём, с прорвавшей водою горячей, — эмоциональные задаёт Татьяна в пространство вопросы. В словах, что — с сапожникам, ассоциируют общепринято. О смыслах рождения своего — Всевышнему… И родственницам ещё, по линии материнской. —
… В обувном направлении, — будет хобби у тебя, так же. — Вербальное.
— Ка-кооо-е???
— Речевое устное. — загружаю разбираться в каламбуре фраз её, раз вынудила сама.
— Хорошо, Оксана! — перебивает нас, раздумывающий тоже, это время Лёва. — Мы договорились, тогда!.. —
Я тебя в Москву приглашу, — на выставку картин моих.
И ты меня перед всеми журналистами — поцелуешь там! Да???...
… И губы — я тебе тогда дорисую!.. — Ответа — вдохновлённый на позитивное развитие он, не дожидается теперь. — А то, я думал — ты поцелуешь сегодня меня. А я потом тебя, — но на портрете тут, только... —
Чтобы скопировать — твоих губок с моих отпечаток, … и краской обвести потом, только.
… Не отдам я пока портрет, Оксана, тебе. А то — ещё в Москву не приедешь!
Музой — одного элитарного мужчины в будущем, — похоже я уже стала!
Свидетельство о публикации №225110402261